В соответствии с Законом Республики Татарстан от 10 декабря 1997 г. N 1417 "Об охране труда в Республике Татарстан", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2008 г. N 799 "О реализации государственной политики в области охраны труда в Республике Татарстан", в целях обеспечения охраны и безопасности труда на хозяйствующих субъектах Лениногорского муниципального района, Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу улучшения условий и охраны труда в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2023 годы (далее - Программа).
2. Рекомендовать руководителям организаций, учреждений и предприятий независимо от форм собственности принять меры по реализации данной Программы.
3. Опубликовать настоящее постановление на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (pravo.tatarstan.ru) и разместить на официальном сайте Исполнительного комитета Лениногорского муниципального района Республики Татарстан (leninogorsk.tatarstan.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Исполнительного комитета Лениногорского муниципального района - председателя Координационного совета по охране и условиям труда В.В. Друк.
Руководитель |
З.Г. Михайлова |
Программа
улучшения условий и охраны труда в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2023 годы
(утв. постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ от 24 декабря 2020 г. N 1493)
Паспорт
Наименование Программы |
Программа улучшения условий и охраны труда в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2023 годы |
Основание для разработки Программы |
Трудовой кодекс Российской Федерации; Закон Республики Татарстан от 10 декабря 1997 г. N 1417 "Об охране труда в Республике Татарстан" |
Основные разработчики Программы |
Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" |
Исполнители Программы |
Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район"; Координационный совет по охране и условиям труда; предприятия и организации Лениногорского муниципального района независимо от форм собственности |
Цели Программы |
Обеспечение государственных гарантий и правовой защиты в области условий и охраны труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены |
Задачи программы |
Основные задачи программы: информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; нормативно-правовое обеспечение охраны труда; анализ состояния условий труда, соблюдения нормативно-правовых актов по охране труда на предприятиях, учреждениях и организациях разных форм собственности Лениногорского муниципального района; совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения Лениногорского муниципального района. мониторинг проведения специальной оценки условий труда; снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; сокращение численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам |
Сроки и этапы Реализации Программы |
2021-2023 годы |
Источники финансирования |
Средства предприятий, организаций, учреждений, ИП, КФХ; региональное отделение Фонда социального страхования РФ по РТ; бюджет РТ |
Ожидаемые результаты реализации Программы, показатели эффективности |
1. Социальный эффект: снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний; повышение уровня защиты работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов; сокращение численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда; реализация конституционного права на обеспечение работникам безопасных условий труда. 2. Экономический эффект: снижение материальных затрат на восстановление здоровья работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, производственно-обусловленных заболеваний, профессиональных заболеваний; снижение затрат на возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижение затрат на предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, с тяжелыми условиями труда; снижение уровня инвалидности вследствие увечья на производстве или профессионального заболевания. 3. Экологический эффект: отсутствие вредных выбросов в окружающую среду вследствие совершенствования технологических процессов, оборудования. Бюджетный эффект заключается в повышении эффективности расходов, направленных на мероприятия в рамках реализации Программы |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район", Координационный совет по охране и условиям труда исполнительного комитета Лениногорского муниципального района |
1. Современное состояние проблемы условий и охраны труда и обоснование необходимости ее решения
Охрана труда сегодня - один из базовых институтов социально-трудовой сферы и социальной политики государства, который формируется под влиянием сложного комплекса социальных, технических, организационных, экономических и правовых факторов.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации программы на уровне муниципального образования в Лениногорском муниципальном районе, является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья и работоспособности населения.
Программа нацелена на реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в части предупреждения и профилактики несчастных случаев, профессиональных заболеваний, обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, обеспечение государственных гарантий и правовой защиты работающих и охраны труда.
Значительное влияние на социально-экономическое благополучие общества оказывает создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах.
Ситуация в сфере условий и охраны труда в муниципальном образовании "Лениногорский муниципальный район", как и в Республике Татарстан в целом, остается сложной. Особенно остро стоит проблема производственного травматизма, гибели людей на производстве. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики на предприятиях г. Лениногорска наблюдается рост уровня производственного травматизма (таблица 1).
В 2020 году на производстве Лениногорского муниципального района пострадало 8 человек, из них 2 человека погибло и 4 работника получили тяжелые травмы.
Состояние производственного травматизма в муниципальном образовании "Лениногорский муниципальный район" (данные Татарстанстата)
Таблица 1
Город, район |
2018 |
2019 |
||||||
Общий |
Смертельный |
Общий |
Смертельный |
|||||
Всего, человек |
На 1000 работающих |
Всего, человек |
На 1000 работающих |
Всего, человек |
На 1000 работающих |
Всего, человек |
На 1000 работающих |
|
Республика Татарстан |
403 |
0,7 |
31 |
0,051 |
489 |
0,8 |
42 |
0,07 |
Лениногорский |
15 |
1,03 |
2 |
0,138 |
15 |
1,0 |
3 |
0,206 |
Самыми травмоопасными сферами деятельности районе продолжают оставаться строительство и обрабатывающие производства (ООО "Спецстройсервис", ООО "УралСтройНефть", ООО "ЛениногорскРемСервис", ООО "ТМС-Буровой Сервис" Нефтесервисного холдинга "ТАГРАС").
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев показывает, что самое массовое нарушение в области охраны труда - отсутствие на предприятиях обучения и инструктирование работников нормам охраны труда на конкретном рабочем месте.
По данным Татарстанстата на 01.01.2020 года, во вредных и (или) опасных условиях труда было занято более 50% от списочной численности работников организаций района всех форм собственности, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в сельском и лесном хозяйстве, в обрабатывающих производствах, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте, на предприятиях связи.
При проведении анализа в разрезе муниципальных образований Республики Татарстан по итогам 2019 года установлено, что в Лениногорском муниципальном образовании сохраняется стабильно высокий удельный вес работников, занятых во вредных условиях и (или) опасных условиях труда (превышение республиканского показателя в 1,2 раза) (табл. 2).
Таблица 2
|
Наименование муниципального образования |
Удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда |
1. |
Лениногорский район и г. Лениногорск |
59,0 |
Показатели удельного веса работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в % от списочной численности работников, обследованных предприятий и организаций)
Таблица 3
Район |
Занятые в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда |
Из них работающие под воздействием факторов трудового процесса: |
|
тяжести |
напряженности |
||
Республика Татарстан |
48,9 |
35,6 |
6,3 |
Лениногорский район |
44,9 |
28,5 |
3,6 |
г. Лениногорск |
59,0 |
49,6 |
10,2 |
В 2019 году, по сравнению с 2018 годом, уровень работников, занятых на тяжелых работах, незначительно снизился.
Таблица 4
Район |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Республика Татарстан |
50,1% |
47,9% |
48,9% |
Лениногорский |
43,9% |
50,1% |
49,6% |
Затраты на мероприятия по охране труда
Уровень затрат на финансирование мероприятий по охране труда - показатель отношения руководителей предприятий к защите жизни и здоровья своих работников и эффективности действующей системы.
От суммы, выделяемой на охрану труда, напрямую зависит безопасность труда работников, их жизнь и здоровье. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда является обязанностью работодателя в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации и осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Таблица 5
Город, район |
Израсходовано средств на мероприятия по охране труда в 2018 году |
Израсходовано средств на мероприятия по охране труда в 2019 году |
||
Всего, тыс. руб. |
В расчете на 1 работающего, руб. |
Всего, тыс. руб. |
В расчете на 1 работающего, руб. |
|
Республика Татарстан |
10647600,0 |
24566,98 |
10783700,0 |
24881,00 |
Лениногорский |
1107071,6 |
57897,2 |
832323,6 |
43517,9 |
По данным Татарстанстата, затраты на мероприятия по охране труда на предприятиях муниципального района в 2019 году составили 832,3 млн. рублей, что на 24,8% меньше, чем в 2018 году.
Проведение специальной оценки рабочих мест по условиям труда позволяет задействовать механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда. Увеличивается удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда. Анализ статистических данных показал, что в районе проведена специальная оценка условий труда рабочих мест в 2017 году - 93,8%, в 2018 году - 97,9%, в 2019 году - 100,0%.
В целях снижения профессиональных рисков на рабочих местах, важное значение имеет целевое обучение и профессиональная подготовка работников области охраны труда. Наибольшие нарушения работодателями в области охраны труда связаны с вопросами обучения и инструктирования работников по охране труда. В 2019 году в обучающих центрах, внесенных в реестр аккредитованных организаций, в районе прошли обучение и проверку знаний по охране труда более 6 тысяч руководителей и специалистов организаций и предприятий различных форм собственности. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан совместно с АНО ДПО "ПРАВО" бесплатно провели обучение и проверку знаний более 300 специалистам Лениногорского муниципального района.
В районе успешно работает Координационный совет по охране труда. На заседаниях Координационного совета рассматриваются вопросы производственного травматизма, обучения, специальной оценки условий труда, разработка и принятие муниципальной Программы улучшения условий и охраны труда, приглашаются для заслушивания руководители предприятий, допустившие несчастные случаи на производстве и многое другое.
Анализируя причины производственного травматизма основными причинами по прежнему являются:
нарушения трудовой и производственной дисциплины;
недостатки в обучении безопасным условиям труда.
2. Цели и задачи программы
2.1. Цель программы: обеспечение государственных гарантий на охрану и условия труда, обеспечивающие требованиям безопасности и гигиены, а также создания благоприятных условий для поддержания стабильно высокого уровня деловой активности трудоспособного населения города и района.
2.2. Задачи программы:
развитие системы государственного управления охраной труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
2.2.1. Обучение работников по охране труда на основе передовых технологий.
2.2.2. Пропаганда вопросов охраны труда в средствах массовой информации (публикация оперативной информации, нормативных документов по охране труда и т.д.)
2.3. Индикаторы оценки результатов в разрезе целей и задач Программы.
Эффективность решения поставленных задач зависит:
2.3.1. от обучения работников по охране труда,
2.3.2. от пропаганды вопросов охраны труда в средствах массовой информации.
Сроки реализации программы: 2021-2023 годы.
3. Источники финансирования Программы
Источником финансирования Программы являются работодатели Лениногорского муниципального района.
Примечание: объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей местного бюджета.
4. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляет муниципальный заказчик - координатор Программы - Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района.
Муниципальный заказчик - координатор Программы:
осуществляет координацию деятельности по подготовке и уточнению целевых индикаторов, затрат на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей;
ежегодно направляет информацию о ходе работ по реализации программы и эффективности использования финансовых средств в установленном порядке.
Реализация Программы осуществляется на основе муниципальных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции (услуг) для муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством.
5. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Программа сформирована и реализуется как единый комплекс организационных, методических, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских, производственных, и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Особое внимание при разработке Программы уделено оптимизации затрат на ее реализацию, при одновременной ориентации на достижение социального эффекта при осуществлении программных мероприятий.
Эффективность достижения результатов определяется достижением пороговых значений индикаторов качества жизни:
снижение уровня производственного травматизма.
Социальная эффективность Программы оценивается следующими показателями:
снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
повышение уровня защиты работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов;
сокращение численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда;
привлечение большего внимания работодателей к проблемам охраны труда работников;
увеличение численности специалистов по охране труда в организациях города и района.
Экономическая эффективность - это:
снижение материальных затрат на восстановление здоровья работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, производственно-обусловленных заболеваний, профессиональных заболеваний;
снижение затрат на возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижение затрат на предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, с тяжелыми условиями труда;
повышение производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени и увеличение размера прибыли;
уменьшение текучести кадров за счет улучшения условий труда.
Организации, осуществляющие меры по улучшению условий и
охраны труда, получают также экономический эффект за счет сокращения штрафов за нарушения требований действующего законодательства.
Осуществление Программы создает благоприятные предпосылки для снижения уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.
Экологический эффект от выполнения Программы - отсутствие вредных выбросов в окружающую среду вследствие совершенствования технологических процессов, а также своевременного контроля и замены устаревших станков и оборудования.
Бюджетный эффект заключается в повышении эффективности расходов, направленных на мероприятия в рамках реализации Программы.
Перечень мероприятий Программы с указанием сроков их выполнения, объемов и источников финансирования, указан в приложении N 1 к Программе.
Приложение
к Программе улучшения условий и охраны
труда в Лениногорском муниципальном
районе на 2021-2023 годы
Мероприятия Программы улучшений условий и охраны труда
N п/п |
Наименование программных мероприятий |
Исполнители программных мероприятий |
В том числе по срокам (тыс. руб.) |
Сроки исполнения |
Источник финансирования |
||
2021 |
2022 |
2023 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Организация обучения руководителей и специалистов органов местного самоуправления по охране труда |
Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района, работодатели |
750,0 |
850,0 |
850,0 |
2021-2023 гг. |
Средства работодателей |
2. |
Пропаганда вопросов охраны труда в средствах массовой информации (публикация оперативной информации, размещение баннеров и т.д.) |
Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района, Координационный совет по охране и условиям труда |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
без финансирования |
||
3. |
Организация и проведение месячника по охране труда в Лениногорском муниципальном районе |
Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района, Координационный совет по охране и условиям труда, работодатели |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
без финансирования |
||
4. |
Обеспечение участия организаций и учреждений Лениногорского муниципального района в республиканских конкурсах на лучшую организацию работы по охране труда, на лучшего специалиста по охране труда |
Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района, работодатели |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
без финансирования |
||
5. |
Организация работы Координационного совета по охране труда, проведение заседаний |
Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района, Координационный совет по охране и условиям труда |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
без финансирования |
||
6. |
Приглашение на заседания Координационного совета по охране труда руководителей предприятий, допустивших несчастные случаи на производстве (групповые, со смертельным исходом, с тяжелыми последствиями) |
Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района, Координационный совет по охране и условиям труда, работодатели |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
без финансирования |
||
7. |
Проведение семинаров, совещаний, "круглых столов", "дней охраны труда" с участием руководителей и специалистов организаций Лениногорского муниципального района |
Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района, Координационный совет по охране и условиям труда, работодатели |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
без финансирования |
||
8. |
Проведение ежегодного районного "Всемирного дня охраны труда" |
Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района, Координационный совет по охране и условиям труда, работодатели |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
без финансирования |
||
9. |
Информирование населения Лениногорского муниципального района о состоянии условий и охране труда в организациях |
Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района, Координационный совет по охране и условиям труда |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
без финансирования |
||
10. |
Участие в расследованиях несчастных случаев на производстве |
Исполнительный комитет Лениногорского муниципального района, Координационный совет по охране и условиям труда, работодатели |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
без финансирования |
||
11. |
Оказание консультативной помощи предприятиям и организациям в работе служб охраны труда с численностью менее 50 человек |
Координационный совет по охране и условиям труда |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
без финансирования |
||
12. |
Оказание содействия на активизацию проведения вакцинации против сезонного гриппа работников группы риска (работники транспортных предприятий, сфера услуг, торговля, здравоохранения и т.д.) |
Координационный совет по охране и условиям труда, Управление здравоохранения Лениногорского муниципального района, работодатели |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
без финансирования |
||
13. |
Оказание содействия на активизацию проведения вакцинации от сезонного гриппа работников промышленных предприятий, не входящих в группу риска |
Координационный совет по охране и условиям труда, Управление здравоохранения Лениногорского муниципального района, работодатели |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
средства работодателя |
||
14. |
Оказание содействия на активизацию проведения специальной оценки условий труда в организациях района |
Координационный совет по охране и условиям труда, работодатели |
мероприятия носят организационный характер |
2021-2023 гг. |
средства работодателя |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 24 декабря 2020 г. N 1493 "Об утверждении Программы улучшения условий и охраны труда в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2023 годы"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 29 декабря 2020 г.