Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2021 г. N 303-ЭС21-145 по делу N А51-25686/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив кассационную жалобу администрации Дальнереченского городского округа Приморского края на решение Арбитражного суда Приморского края от 03.06.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.11.2020 по делу N А51-25686/2019,
установил:
Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации Дальнереченского городского округа (далее - администрация) о взыскании 15 645 260 руб. в счет возмещения вреда, причиненного почве, как объекту окружающей среды, в связи с размещением твердых коммунальных отходов на несанкционированной свалке, расположенной на земельном участке на расстоянии 1 км от здания бывшего СПТУ-54 в Дальнереченском городском округе Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.06.2020, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.11.2020, иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основанием для обращения управления с настоящим иском в арбитражный суд послужило нарушение администрацией требований в области охраны окружающей среды, которое выразилось в размещении несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на земельном участке, расположенном на расстоянии 1 км от здания бывшего СПТУ-54 в Дальнереченском городском округе Приморского края.
Принимая обжалуемые администрацией судебные акты, суды руководствовались нормами главы 7 АПК РФ, положениями статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 8, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями, изложенными в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2009 N 8-П, и исходили из наличия совокупности условий, необходимой для привлечения администрации к ответственности в виде возмещения вреда, причиненного окружающей среде, размер которого правомерно рассчитан управлением в соответствии с пунктом 9 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные доказательства, в том числе постановление администрации Дальнереченского городского округа от 16.04.2018 N 289, постановление Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 10.10.2018 по делу N 5-1787/18, акт обследования от 14.06.2018, договор, заключенный администрацией и обществом ограниченной ответственностью "Доверие" от 01.11.2015 N 2, соглашение к договору от 16.03.2018 N 2, а также акты приема-передачи отходов за март, апрель, май и июнь 2018 года; придя к выводу о доказанности управлением факта причинения администрацией вреда земельному участку, выразившемся в размещении отходов производства и потребления на необорудованной в соответствии с природоохранным и санитарно-эпидемиологическим законодательством площадке, что повлекло причинение значительного ущерба почве как объекту охраны окружающей среды, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Данные выводы судов поддержал суд округа отметив, что последующее прекращение эксплуатации городской свалки твердых коммунальных отходов не является обстоятельством, освобождающим администрацию от несения обязанности по компенсации нанесенного экологического вреда.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка администрацией обстоятельств спора, не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 АПК РФ, судья
определил:
в передаче кассационной жалобы администрации Дальнереченского городского округа Приморского края для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2021 г. N 303-ЭС21-145 по делу N А51-25686/2019
Текст определения опубликован не был