Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к письму
от 26.12.2019 N 17-03-05/102253
от 26.12.2019 N 01-59/9880
Методические рекомендации
по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности (или региональных программ (подпрограмм) с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1. Методические рекомендации по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности населения (или региональных программ (подпрограмм) с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг) (далее - Методические рекомендации, региональная программа) определяют методологические подходы к разработке региональных программ, разрабатываемых совместно уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными учреждениями Банка России, порядку их согласования и утверждения, подготовке отчетов о ходе их реализации, механизмам управления и мониторинга реализации региональных программ.
2. Основанием для разработки региональных программ является Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, участие Банка России в реализации Стратегии определено приказом Центрального банка Российской Федерации от 2 ноября 2017 г, N ОД-3150 (далее - Стратегия).
3. Высшим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р рекомендуется учитывать положения Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности и в соответствии с положениями Стратегии использовать их в стратегическом планировании, подготовив стратегические планы деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
4. При разработке региональной программы целесообразно учитывать положения действующих программ (подпрограмм), направленные на повышение финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, а также на защиту прав потребителей финансовых услуг, при их наличии.
5. При разработке региональной программы рекомендуется придерживаться следующей структуры:
5.1. Паспорт региональной программы (приложение 1 к Методическим рекомендациям).
5.2. Основная часть региональной программы по следующим разделам:
характеристика сферы реализации региональной программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
анализ уровня финансовой грамотности населения;
цели, задачи и основные ожидаемые конечные результаты;
сроки и контрольные этапы реализации региональной программы;
основные мероприятия региональной программы;
механизм управления региональной программой;
обоснование объема финансовых ресурсов и источников финансирования, необходимых для реализации региональной программы (приложение 2 к Методическим рекомендациям);
анализ рисков и описание мер управления рисками реализации региональной программы;
перечень действующих региональных программ (подпрограмм), направленных на повышение финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, а также на защиту прав потребителей финансовых услуг;
мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения региональной программы;
порядок направления и состав отчетности о реализации региональной программы в Межведомственную координационную комиссию по реализации мероприятий Стратегии.
5.3. При разработке целесообразно использовать приложения 1 - 4 к Методическим рекомендациям.
5.4. При отсутствии региональной программы рекомендуется использовать отдельные элементы Методических рекомендаций для включения в иные программы (документы) в социальной, экономической, образовательной и других сопряженных сферах.
6. Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы и показатели), а также этапы и сроки реализации региональной программы рекомендуется указывать в соответствии с Методическими рекомендациями и Стратегией.
Ожидаемые результаты реализации региональной программы рекомендуется указывать в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией региональной программы) в сфере реализации региональной программы, сроков их достижения.
7. При описании характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации региональной программы рекомендуется предусмотреть включение аналитических данных о текущем состоянии вопроса, включая выявление основных проблем, прогноза развития в этой области, а также анализ рисков реализации региональной программы и описание мер управления рисками реализации региональной программы.
8. Цель и задачи региональной программы рекомендуется указывать, ориентируясь на положения Стратегии.
8.1. Целью региональной программы является содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения субъекта Российской Федерации
8.2. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;
разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка.
8.3. Основными направлениями деятельности целесообразно обозначить:
содействие внедрению образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также создание необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;
реализацию программ и проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности и развитию у населения навыков использования знаний с участием органов исполнительной власти и местного самоуправления, Банка России, образовательных, финансовых, общественных и иных организаций, представителей научного и экспертного сообщества;
обеспечение регулярного информирования населения по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
повышение уровня доступности для населения информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах;
формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное выполнение задач региональной программы и внедрение задач по повышению финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг в иные программы (документы) субъекта Российской Федерации;
развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки работников органов государственной власти в сфере образования, педагогических работников, а также повышение качества подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей субъекта Российской Федерации;
организация мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения;
участие и (или) поддержка мероприятий в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне;
обеспечение информационной поддержки реализации региональной программы.
9. В региональной программе могут быть указаны дополнительные цели и задачи, сформированные на основе характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации региональной программы, а также иных действующих региональных программ (документов) в сфере повышения финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства.
В качестве возможных дополнительных задач региональной программы могут быть указаны следующие:
развитие у населения навыков использования знаний в области финансовой грамотности;
проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, включая субъекты малого и среднего предпринимательства, а также направленных на информирование о способах и механизмах защиты прав потребителей финансовых услуг;
другие.
10. При описании дополнительных целей и задач необходимо обеспечить их соответствие следующим характеристикам:
специфичность (соответствие сфере реализации региональной программы);
конкретность (не допускаются нечеткие формулировки, произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение можно оценить);
достижимость (результат должен быть достижим в установленное время);
релевантность (соответствие формулировки ожидаемым результатам);
достаточность (задача должна быть достаточна для достижения цели).
11. На основе последовательности решения задач региональной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов целесообразно определить промежуточные результаты реализации региональной программы.
12. При формировании набора основных мероприятий целесообразно учитывать возможность выделения контрольных событий региональной программы в ходе их реализации, позволяющих оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения основных мероприятий региональной программы.
Наименования основных мероприятий целесообразно не дублировать с наименованиями целей и задач региональной программы.
Допускается объединение различных по характеру мероприятий в одно основное. На решение одной задачи может быть направлено несколько мероприятий.
Мероприятия региональной программы целесообразно формировать с учетом объемов бюджетных ассигнований субъекта Российской Федерации и их источников, включая государственные, федеральные целевые, региональные целевые и другие программы, включая региональные программы поддержки малого и среднего бизнеса, а также государственные и муниципальные закупки субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также внебюджетных источников.
Перечень мероприятий рекомендуется формировать с учетом следующих направлений:
создание (развитие) необходимой устойчивой инфраструктуры, в том числе создание при необходимости региональных центров по финансовой грамотности;
развитие кадрового потенциала;
формирование основ рационального финансового поведения;
разработка и апробация новых образовательных программ и материалов;
внедрение и развитие образовательных программ на всех уровнях образования;
финансовое просвещение и информирование населения;
повышение финансовой грамотности лиц с инвалидностью, детей-сирот и социально незащищенных слоев населения;
развитие наставничества и волонтерского движения по финансовой грамотности;
использование лучших практик и поддержка частных и общественных инициатив по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг.
13. При подготовке и реализации мероприятий региональной программы рекомендуется учитывать лучшие практики, в том числе программы и материалы, разработанные в рамках Проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", а также разработанные Банком России и другими участниками реализации мероприятий Стратегии, с использованием интернет ресурсов:
Дружи с финансами - https://www.vashifinancy.ru;
Финансовая культура - https://www.fincult.info.
14. При формировании перечня мероприятий для достижения целей региональной программы рекомендуется дополнительно использовать информацию в разрезе компонентов согласно приложению 3 к Методическим рекомендациям.
15. В анализе рисков реализации региональной программы и описании мер управления рисками реализации региональной программы рекомендуется предусмотреть:
идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации региональной программы (качественную и (или) количественную оценку факторов рисков);
описание мер управления рисками реализации региональной программы.
При определении перечня рисков реализации региональной программы рекомендуются учитывать следующие риски:
риски, связанные с законодательной и нормативной базой, нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов для обеспечения реализации региональной программы;
недостаточный уровень развития образовательной инфраструктуры, отсутствие необходимых правил и порядка при планировании, выполнении, учете и контроле мероприятий, слабая мотивация участников реализации региональной программы по выполнению задач региональной программы;
недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий региональной программы;
организационные и управленческие риски, связанные с работой системы управления реализацией региональной программы, слабая координация между исполнителями региональной программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий;
социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым изменениям в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках плана региональной программы результатов;
недостаточность ресурсного обеспечения мероприятий региональной программы;
другие.
16. Региональная программа реализуется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальным учреждением Банка России на условиях системного партнерства и паритета.
К реализации региональной программы рекомендуется привлекать широкий круг участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей региональной программы.
17. В целях согласования и координации действий, эффективного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориального учреждения Банка России и других участников региональной программы целесообразно создавать полномочный координационный орган (совет или комиссию).
В состав координационного органа рекомендуется включать представителей финансового органа субъекта Российской Федерации и территориального учреждения Банка России на правах партнерства и сопредседательства, а также других заинтересованных органов исполнительной власти и местного самоуправления, по примеру Межведомственной координационной комиссии, созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 92.
Полномочия, вопросы компетенции и порядок работы такого органа определяется его положением.
К полномочиям координационного органа рекомендуется относить общее руководство действиями участников реализации региональной программы, в том числе определение стратегических направлений работы, общий контроль за реализацией региональной программы, контроль и оказание содействия в реализации мероприятий региональной программы.
С целью оказания аналитической поддержки работе координационного органа рекомендуется создать экспертный совет по финансовой грамотности, в состав которого войдут представители экспертного и научного сообщества, ведущих образовательных и финансовых (включая некоммерческие и общественные) и иных организаций, эксперты и другие участники региональной программы.
Отдельные полномочия по решению координационного органа могут быть делегированы соответствующему региональному центру финансовой грамотности при его наличии.
18. По мере необходимости в региональную программу могут вноситься изменения, поступающие от участников и соисполнителей региональной программы, которые рассматриваются координационным органом и утверждаются в порядке, аналогичном утверждению региональной программы.
19. План реализации региональной программы рекомендуется составлять ежегодно в текущем году на очередной год и плановый период с учетом рекомендаций Межведомственной координационной комиссии, созданной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 92, по форме приложения 4 к Методическим рекомендациям.
20. Мониторинг реализации региональной программы может быть ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации региональной программы от запланированного.
21. Утвержденный отчет о реализации региональной программы, подготовленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с привлечением территориального учреждения Банка России рекомендуется направлять в Минфин России и Банк России в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
22. В случае отклонений от сроков реализации региональной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры региональной программы, в годовой отчет могут включаться предложения по дальнейшей реализации региональной программы и их обоснование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.