В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом городского округа Саранск, заслушав отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2020 год, Совет депутатов городского округа Саранск решил:
1. Утвердить прилагаемый отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2020 год.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Совета депутатов городского округа Саранск |
Н.Ф. Бурнайкин |
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2020 год
(утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 марта 2021 г. N 355)
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск в 2020 году подготовлен в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 14 июня 2012 года N 97.
Основные результаты деятельности
В отчетном периоде деятельность Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск (далее - Контрольно-счетная палата) осуществлялась в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", решением Совета депутатов городского округа Саранск от 25 ноября 2013 года N 263 "Об утверждении Порядка организации и осуществления муниципального финансового контроля на территории городского округа Саранск", Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Саранск.
В 2020 году деятельность Контрольно-счетной палаты осуществлялась в соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты на 2020 год, который был сформирован с учетом предложений Главы городского округа Саранск и Председателя Совета депутатов городского округа Саранск. В течение отчетного года в План работы Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск на 2020 были включены 3 дополнительных мероприятия, два из которых на основании обращения Счетной палаты Российской Федерации по рассмотрению обращений, направленных в Счетную палату Российской Федерации, одно мероприятие включено на основании обращения Прокуратуры Ленинского района г. Саранска по рассмотрению обращения физического лица.
По итогам 2020 года 4 контрольных мероприятия перенесены на 2021 год, что связано с проведением в 2020 году дополнительных мероприятий, а также в связи с тем, что на один месяц из-за ситуации с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019) проведение мероприятий было остановлено.
Информация о динамике количества проведенных мероприятий за 2019 - 2020 годы представлена на диаграмме 1.
диаграмма 1
Результаты деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2020 год
Всего за 2020 год Контрольно-счетной палатой проведено 207 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 7 контрольных мероприятий, 31 мероприятие по экспертизе нормативных правовых актов органов местного самоуправления, подготовлено 169 заключений на проекты изменений в муниципальные программы. По сравнению с предыдущим годом общее количество проведенных мероприятий увеличилось на 11 единиц, количество проведенных контрольных мероприятий по сравнению с 2019 годом по объективным причинам уменьшилось на 4 мероприятия, количество экспертно-аналитических мероприятий увеличилось на 15 мероприятий.
Объем проверенных составил 6 807,1 млн. рублей, в том числе объем проверенных бюджетных средств - 6 593,2 млн. рублей. В отчетном периоде выявлены нарушения и недостатки в денежном эквиваленте на сумму 60 121,9 тыс. рублей, что составляет 0,9% от общего объема проверенных средств. По сравнению с предыдущим годом объем выявленных нарушений сократился в 3,1 раза.
Основная масса нарушений не являются финансовыми нарушениями, это в основном ошибки при оформлении и утверждении документов, иные технические ошибки, которые можно было бы избежать, и основная причина таких нарушений это недостаточная оценка возможных последствий нарушений.
В отчетном периоде, для оценки нарушений, Контрольно-счетная палата городского округа Саранск руководствовалась Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), который одобрен Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 18 декабря 2014 года (с изменениями от 22.12.2015 года) и рекомендован к применению Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.
Основные показатели, характеризующие работу Контрольно-счетной палаты приведены в таблице 1.
таблица 1
N п/п |
Показатель |
Ед. измерения |
2019 год |
2020 год |
Основные показатели | ||||
1 |
Количество проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий |
ед. |
196 |
207 |
2 |
Количество объектов проверки |
ед. |
20 |
16 |
3 |
Объем проверенных средств, в том числе |
тыс. рублей |
10 610 058,1 |
6 807 077,0 |
3.1. |
бюджетных средств |
тыс. рублей |
9 659 344,7 |
6 593 177,3 |
4 |
Выявлено нарушений и недостатков |
тыс. рублей |
188 929,5 |
60 121,9 |
Контрольная деятельность | ||||
5 |
Количество проведенных контрольных мероприятий |
ед. |
11 |
7 |
6 |
Выявлено нарушений и недостатков, в том числе |
тыс. рублей |
188 929,5 |
60 121,9 |
6.1. |
нецелевое использование бюджетных средств |
тыс. рублей |
- |
- |
6.2. |
неэффективное использование бюджетных средств |
тыс. рублей |
1468,5 |
192,0 |
6.3. |
нарушения при формировании и исполнении бюджетов |
тыс. рублей |
57 686,3 |
24 459,8 |
6.4. |
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности |
тыс. рублей |
16 514,3 |
5441,3 |
6.5. |
нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом |
тыс. рублей |
56 482,5 |
18 744,6 |
6.6. |
нарушения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд |
тыс. рублей |
32 185,3 |
4265,0 |
6.7. |
иные нарушений |
тыс. рублей |
24 592,6 |
7403,2 |
Экспертно-аналитическая деятельность | ||||
7 |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий, в том числе |
ед. |
179 |
200 |
8 |
Подготовлено заключений по проектам нормативных правовых актов |
ед. |
169 |
185 |
Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий | ||||
9 |
Направлено представлений |
ед. |
13 |
7 |
10 |
Устранено нарушений, в том числе |
тыс. рублей |
|
|
10.1 |
возмещено в бюджет |
тыс. рублей |
1309,7 |
444,1 |
10.2 |
возмещено средств предприятий (учреждений) |
тыс. рублей |
4733,2 |
189,5 |
10.3 |
выполнено работ (оказано услуг) |
тыс. рублей |
63734,1 |
153,7 |
11 |
Привлечено к дисциплинарной ответственности |
должностных лиц (сотрудников) |
23 |
12 |
12 |
Количество материалов, переданных в прокуратуру |
ед. |
1 |
- |
Контрольная деятельность
В 2020 году Контрольно-счетной палатой проведено 7 контрольных мероприятий. По сравнению с предыдущим отчетным периодом количество проведенных контрольных мероприятий уменьшилось на 4 мероприятия.
В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты контрольными мероприятиями были охвачены 2 муниципальных учреждения, 2 муниципальных предприятия, 7 главных распорядителей бюджетных средств при проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2019 год, одно казенное учреждение и 2 структурных подразделения Администрации городского округа Саранск.
В отчетном периоде контрольные мероприятия проведены в отношении следующих объектов:
Муниципальное учреждение физической культуры и спорта "Конноспортивный комплекс" городского округа Саранск;
Муниципальное учреждение "Ремонтно-строительная служба";
Муниципальное предприятие городского округа Саранск "Городские бани";
Муниципальное предприятие городского округа Саранск "Кадастр";
Казенное учреждение городского округа Саранск "Городская недвижимость";
Департамент перспективного развития Администрации городского округа Саранск, Департамент финансов Администрации городского округа Саранск.
По результатам контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в отчетном году, выявлены нарушения и недостатки в финансово-бюджетной сфере в денежном эквиваленте на сумму 60 121,9 тыс. рублей, в том числе по группам нарушений:
- нарушения при формировании и исполнении бюджета - 24 459,8 тыс. рублей;
- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности - 5441,3 тыс. рублей;
- нарушения при осуществлении закупок для муниципальных нужд и закупок отдельными видами юридических лиц - 4265,0 тыс. рублей;
- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 18 744,6 тыс. рублей;
- иные нарушения - 7403,2 тыс. рублей.
Структура выявленных нарушений и недостатков представлена на диаграмме 2.
Структура выявленных нарушений по группам нарушений
Проведенными контрольными мероприятиями фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено.
В общей сумме выявленных нарушений наибольший удельный вес составляют нарушения при формировании и исполнении бюджетов - 40,6% в общем объеме выявленных нарушений (24 459,8 тыс. рублей), в том числе:
- 99,5% от общей суммы нарушений при формировании и исполнении бюджетов (24 326,2 тыс. рублей) приходится на нарушение требований установленных ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (расхождение объемов финансирования указанных в паспортах муниципальных программ с объемом финансирования предусмотренном в бюджете городского округа). По сравнению с 2019 годом сумма нарушений снизилась почти в 2,3 раза (в 2019 году этот показатель составлял 55 851,4 тыс. рублей);
- 0,5% от общей суммы нарушений при формировании и исполнении бюджетов (133,6 тыс. рублей) составили нарушения связанные с нарушением Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н, в части неверного отражения кода бюджетной классификации.
Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности выявлены на сумму 5441,3 тыс. рублей или 9,0% в общем объеме выявленных нарушений.
Основная доля нарушений по указанной группе связаны с нарушениями требований по оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами, выразившееся в выплате премии без приказа руководителя, принятии к учету первичных учетных документов, оформленных ненадлежащим образом, неправомерном принятии к учету первичных учетных документов, списании горюче-смазочных материалов при отсутствии подтверждающих документов (5160,0 тыс. рублей или 94,8% от общего объема нарушений по данной группе); нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций - 2,8% от общего объема выявленных нарушений по данной группе (153,7 тыс. рублей), не соблюдение установленного законодательством порядка инвентаризации имущества.
Выявленные нарушения при осуществлении муниципальных закупок, в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью хоть и имеют оценку в денежном выражении, но носят технический характер и связаны с нарушением установленных сроков представления и порядка размещения документов.
Нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью составили 18 744,6 тыс. рублей или 31,1% от общего объема выявленных нарушений, в том числе: несоблюдение требований по обязательной регистрации прав на объекты недвижимости; непринятие мер по взиманию просроченной задолженности по договору купли - продажи при реализации земельных участков; не перечисление муниципальными предприятиями в бюджет городского округа установленной части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц составили 4265,03 тыс. рублей или 7,1% от общего объема выявленных нарушении.
При осуществлении закупок допущены нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и локальных нормативных актов, связанные с нарушениями порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе, осуществлением закупок не включенных в план-график, несвоевременным размещением информации в единой информационной системе закупок, включая информацию об исполнении контрактов.
Группа "иные нарушения" составила 7403,2 тыс. рублей или 12,6% общего объема выявленных нарушений и включает нарушения, не вошедшие в вышеназванные разделы в соответствии с Классификатором нарушений.
Более половины в общей сумме нарушений по данной категории составляют нарушения, связанные с осуществлением крупной сделки, направленной на закупку товаров, работ, услуг без предварительного согласия с собственником имущества предприятия (учреждения). Объем таких нарушений составил 4083,9 тыс. рублей или 55,2% от общей суммы выявленных нарушений по данной группе.
Кроме этого в указанную группу отнесены: неэффективное расходование средств учреждениями и предприятиями на общую сумму 2828,9 тыс. рублей или 38,2% от общей суммы выявленных нарушений по данной группе, выразившееся в наличии неиспользуемого имущества (1594,8 тыс. рублей), уплате неустойки в связи с нарушением сроков оплаты выполненных работ (оказанных услуг) и иные штрафы (343,9 тыс. рублей), излишне начисленная и выплаченная заработная плата (490,0 тыс. рублей).
В 2020 году Контрольно-счетной палатой в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городском округе Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 10.09.2008 г. N 138 была проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского округа Саранск за 2019 год (далее - внешняя проверка). По результатам внешней проверки фактов неполноты и недостоверности годового отчета не установлено. В рамках внешней проверки была проверена годовая бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств, по результатам которой были установлены отдельные нарушения и недостатки, которые в целом не повлияли на достоверность отчетности, в частности: несоответствие бюджетной отчетности, установленным требованиям по составу и содержанию (не полностью раскрыта информация в пояснительной записке; отсутствуют формы, не имеющие числовых значений и не включены некоторыми главными распорядителями в состав пояснительной записки).
В отчетном году в соответствии с рекомендациями Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов (Протокол N 6 (69) от 06.12.2019 г.) Контрольно-счетная палата городского округа Саранск приняла участие в проведении единого общероссийского мероприятия "Анализ участия муниципального образования в реализации национального проекта "Демография" и в части создания дополнительных мест в системе дошкольного образования".
По результатам контрольных мероприятий, в целях устранения выявленных нарушений и недостатков и привлечения к ответственности виновных лиц, Контрольно-счетной палатой в адрес руководителей проверяемых объектов направлено 7 представлений.
По результатам рассмотрения представлений Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск 12 человек привлечено к дисциплинарной ответственности.
По представленной информации всего устранено нарушений и недостатков на сумму 787,3 тыс. рублей, в том числе возмещено средств в бюджет сумме 444,1 тыс. руб., возмещено средств учреждениям (предприятия) на сумму 105,3 тыс. рублей, выполнено работ на сумму 237,9 тыс. рублей.
Работа по устранению нарушений и недостатков продолжается, отдельные контрольные мероприятия остаются на контроле Контрольно-счетной палаты до принятия мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.
Экспертно-аналитическая деятельность
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск проведено 200 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе подготовлено 16 экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления, 169 экспертных заключений на проекты постановлений по утверждению муниципальных программ или внесению изменений в муниципальные программы, 7 заключений на годовые отчеты главных распорядителей бюджетных средств и 8 иных аналитических материалов.
В соответствии с полномочиями Контрольно-счетной палаты, в рамках текущего контроля в 2020 году осуществлялся ежеквартальный мониторинг исполнения бюджета городского округа Саранск, анализ динамики и факторов, оказавших влияние на формирование основных показателей исполнения бюджета городского округа. По результатам проведенного мониторинга подготовлено 3 экспертных заключения на отчеты об исполнении бюджета.
В целях реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", в рамках предварительного контроля Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск проведена экспертиза проекта решения Совета депутатов "О бюджете городского округа Саранск на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов". По результатам экспертизы отмечено, что в целом подготовленный проект соответствовал требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами к формированию бюджета и его содержанию.
По результатам проведения вышеуказанных экспертно-аналитических мероприятий были внесены рекомендации разработчикам по совершенствованию нормативных правовых актов. Выявленные замечания, по возможности, были устранены.
Организационно-методическая работа
В отчетном году Контрольно-счетной палата продолжила работу по обеспечению открытости своей деятельности. Информация о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий размещена на странице Контрольно-счетной палаты на сайте Администрации городского округа Саранск. Информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлялась Главе городского округа Саранск, Председателю Совета депутатов городского округа Саранск.
В минувшем году соответствии с Планом противодействия коррупции в Контрольно-счетной палате городского округа Саранск осуществлялось размещение на странице Контрольно-счетной палаты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск, а также о доходах, расходах их супругов и несовершеннолетних детей.
В целях повышения профессионального уровня в 2020 году сотрудники Контрольно-счетной палаты приняли участие в 14 семинарах, проводимых Счетной палатой Российской Федерации в режиме видеоконференции.
Деятельность Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск регламентирована Положением о Контрольно-счетной палате городского округа Саранск, Регламентом Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск и Стандартами внешнего муниципального финансового контроля.
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством в минувшем году были внесены изменения в стандарт внешнего финансового контроля "Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ"; в стандарт организации деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск "Порядок подготовки отчетов о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск", стандарт организации деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск "Порядок планирования работы Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск".
В своей работе Контрольно-счетная палата руководствуется 9 стандартами внешнего муниципального финансового контроля, 3 стандартами организации деятельности и 3 методическими пособиями по проведению отдельных видов проверок.
План работы на 2021 год сформирован с учетом всех поступивших предложений, при этом состав контрольных мероприятий организован таким образом, чтобы получить наиболее актуальную и полную информацию по всем направлениям деятельности муниципалитета.
Для повышения качества результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2021 году будет продолжена работа по совершенствованию методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты.
На ближайшую перспективу Контрольно-счетная палаты городского округа Саранск основной целью своей деятельности ставит не только выявление нарушений и недостатков при использовании бюджетных средств и муниципального имущества, но и установление причин их возникновения, выработку рекомендаций и предложений, направленных на профилактику и недопущение нарушений в дальнейшем.
Председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск |
Т.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 12 марта 2021 г. N 355 "Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2020 год"
Вступает в силу с 17 марта 2021 г.
Текст решения опубликован в газете "Саранский вестник" от 17 марта 2021 г. N 10