В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля(надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", руководствуясь Положением о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2006 г. N 385, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления лесами Челябинской области за 2020 год.
2. Отделу федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах (Шабунин А.В.) обеспечить размещение Обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления лесами Челябинской области за 2020 год на официальном сайте Главного управления.
3. Организацию выполнения настоящего приказа возложить на заместителя начальника Главного управления Золотухина Ю.В.
Начальник Главного управления |
С.А. Лавров |
Утвержден
приказом Главного управления
лесами Челябинской области
от 29 января 2021 г. N 62
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления лесами Челябинской области за 2020 год
1. Цели и задачи обзора правоприменительной практики
Целями обзора правоприменительной практики Главного управления лесами Челябинской области (далее - Управление) являются:
обеспечение единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в области лесного хозяйства за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обзора правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов применения обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению; выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований, и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
2. Перечень источников сведений для обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в административном порядке;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности органа государственного контроля (надзора);
результаты составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, административных расследований, постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении; о назначении административного наказания;
разъяснения, полученные органом государственного контроля (надзора) от органов прокуратуры, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольно-надзорной деятельности.
3. Обобщение и анализ правоприменительной практики
Постановлением Правительства Челябинской области от 21.12.2006 г. N 385 Главное управление лесами Челябинской области определено уполномоченным органом на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Челябинской области.
Согласно статье 97 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется в рамках федерального государственного лесного надзора.
Непосредственную деятельность по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах осуществляет отдел федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Главного управления лесами Челябинской области и Государственное казенное учреждение "Управление лесничествами Челябинской области" (далее - ГКУ "Челябинсклес") в соответствии с административным регламентом, утверждённым приказом Минприроды России от 16.04.2016 г. N 233.
При осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охране) и федерального государственного пожарного надзора в лесах проводятся:
проверки (плановые/внеплановые, документарные/выездные);
мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (плановые рейдовые осмотры (обследования) лесных участков и патрулирование);
административные расследования;
производство по делам об административных правонарушениях.
3.1. Правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)
В соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год был утвержден начальником Главного управления лесами Челябинской области 28 октября 2020 года.
План подготовлен в соответствии с учетом результатов проверок, проводимых за последние три года без применения риск-ориентированного подхода.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) не входит в перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
Проведено согласование сроков проведения плановых проверок с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. Утвержденный план направлен в прокуратуру Челябинской области и Рослесхоз.
План проверок был размещен в Едином реестре проверок и на официальном сайте Главного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) отменены все плановые и внеплановые проверки с 01.04.2020 года.
В соответствии с Приказом Главного управления лесами Челябинской области от 10.04.2020 г. N 151 "Об исключении юридических лиц из плана проведения плановых проверок на 2020 год" в 2020 году плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились.
В марте 2020 года должностными лицами ГКУ "Челябинсклес" была проведена одна плановая проверка физического лица.
В соответствии с Приказом ГКУ "Челябинсклес" от 30.04.2020 г. N 69 "Об исключении физических лиц из плана проведения плановых проверок на 2020 год" с 1 мая 2020 года плановые проверки физических лиц отменены.
В январе 2020 года Главным управлением лесами Челябинской области были проведены 2 внеплановые документарные проверки в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Все проверки проведены на основании распоряжений Главного управления, разработанного в соответствии с требованиями части 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлен общий порядок проведения проверок государственными надзорными органами в отношении юридических лиц, а так же права и ответственность, как со стороны представителей государственного контроля, так и со стороны юридического лица в отношении которого проводится проверка.
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, так сроки проведения плановых и внеплановых проверок не превышают 20 рабочих дней. В среднем на проведение одной проверки должностному лицу предоставляется 20 рабочих дней.
По результатам проверки составляется Акт проверки, в случае выявления нарушений выдаются обязательные для исполнения предписания.
Проведены следующие мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
- 5915 патрулирование лесов;
- 33 плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории лесного фонда.
3.2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
3.2.1. Сведения о мерах, направленных на устранение нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий по осуществлению федерального государственного лесного надзора
По результатам проведения проверок выявлено 2 нарушения требований законодательства, в том числе 2 случая невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений требований лесного законодательства, выявленных в результате проверок, выдано 2 предписания об устранении нарушений требований лесного законодательства, выявленных при проведении проверки.
В случае невыполнения (несвоевременного выполнения) предписаний в отношении виновных лиц возбуждается административное производство по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль". Так, за 2020 год по указанной статье составлено 2 протокола об административном правонарушении, привлечено к административной ответственности 5 лиц с наложением административных штрафов на общую сумму 32,5 тысячи рублей.
По результатам патрулирования лесных участков было выявлено 329 случаев нарушений требований лесного законодательства, из них:
- 270 случаев незаконной рубки лесных насаждений, объём незаконной рубки составил 5696 кбм, что выше уровня прошлого года по объёму незаконных рубок в 1,8 раз, по количеству случаев в 1,2 раза. Ущерб от незаконной рубки составил 86,82 млн. рублей;
- 2 случая загрязнения или захламления лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором;
- 39 случаев самовольного использования лесов;
- 18 случаев прочих нарушений лесного законодательства (повреждение лесных насаждений не до степени прекращения роста, порча плодородного слоя лесных почв и другие).
Из общего количества выявленных нарушений 204 нарушения совершено установленными лицами, 142 случая зарегистрировано на арендованных лесных участках.
Общий размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, составляет 89,031 млн. рублей, что в 1,8 раз больше чем в 2019 году.
3.2.2. Взыскание вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства
В 2020 году предъявлено 146 требований о возмещении вреда в досудебном порядке на общую сумму 6026,8 тыс. рублей.
Уплачено вреда добровольно по 105 предъявленным в досудебном порядке требованиям на общую сумму 3366,4 тыс. рублей.
Направлено в суды 30 исков о возмещении вреда на общую сумму 2721,8 тыс. рублей.
Удовлетворено по решению суда 30 исков (в том числе из ранее предъявленных) на общую сумму 8002,3 тыс. рублей.
Взыскано вреда по решению суда на общую сумму 3579,1 тыс. рублей.
3.2.3. Сведения о направлении в правоохранительные органы материалов по нарушениям, совершенным на землях лесного фонда, содержащим признаки уголовного преступления
В правоохранительные органы направлено 182 материала по нарушениям, содержащим признаки уголовного преступления, из них: 182 материала по фактам незаконной рубки лесных насаждений (статья 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ).
Отказано в возбуждении уголовного дела по 9 материалам (с учетом ранее направленных).
Возбуждено 184 уголовных дела по статье 260 УК РФ.
К уголовной ответственности в 2020 году привлечено 42 лица по статье 260 УК РФ.
3.2.4. Сведения о производстве по делам об административных правонарушениях за нарушение лесного законодательства.
За 2020 год Главным управлением совместно с ГКУ "Челябинсклес", правоохранительными органами и органами прокуратуры возбуждено 592 административных дела.
Всего рассмотрено 560 дел об административном правонарушении (с учётом переходящих дел), из них судами - 30 дел.
39 дел об административном правонарушении прекращено при наличии оснований, установленных административным законодательством.
К административной ответственности привлечено 506 лиц, из них по 142 делам вынесены предупреждения, по 364 делам вынесены постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 5151,3 тыс. рублей:
- на граждан 338 штрафов на сумму 1113,3 тыс. рублей;
- на должностных лиц 20 штрафов на сумму 246 тыс. рублей;
- на юридических лиц 24 штраф на сумму 3792 тыс. рублей.
Сумма наложенных административных штрафов увеличилась в сравнении с 2019 годом на 15%, в связи с большим количеством правонарушений по части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На 1 января 2021 года взыскано 253 административных штрафа на общую сумму 1349,5 тысячи рублей, что составляет 26% от общего количества наложенных административных штрафов. Данный показатель значительно ниже уровня 2019 года, что объясняется тем, что часть административных штрафов еще не вступила в законную силу.
Административная практика привлечения к административной ответственности
Табл. 1 Административное производство по нарушениям
N п/п |
Статья КоАП РФ |
Кол-во дел |
1 |
Самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9) |
28 |
2 |
Нарушение правил использования лесов (ст. 8.25) |
47 |
3 |
Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26 КоАП РФ) |
17 |
4 |
Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений (ст. 8.28 КоАП РФ) |
60 |
5 |
Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31 КоАП РФ) |
33 |
6 |
Нарушение Правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ) |
367 |
7 |
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) |
3 |
8 |
Уклонение от исполнения административного наказания (ч. 1 ст. 20.25 КоАП) |
2 |
9 |
Нарушение Правил лесовосстановления |
1 |
10 |
Прочие правонарушения |
15 |
Наибольшее количество административных правонарушений в 2020 году зарегистрировано по фактам нарушений Правил пожарной безопасности в лесах и незаконных рубок лесных насаждений.
3.3. Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
1. Внесение изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 9 статьи 9) путем выделения федерального государственного пожарного надзора в лесах в отдельный вид надзора и включения деятельности по использованию лесов в перечень видов деятельности, периодичность плановых проверок в сфере которых устанавливается чаще чем один раз в три года, с целью усиления пожарного надзора в лесах.
2. Установление порядка оформления нарушений требований лесного законодательства, в результате которых лесам нанесен вред, который повысит эффективность при доказывании факта причинения вреда в судебных органах при подаче исковых требований о его возмещении.
3. Установление ответственности за рубки лесных насаждений в пределах линейных объектов, совершаемые лицами, не имеющими в собственности или оперативном управлении линейных объектов.
4. Установление порядка патрулирования лесов (основания, периодичность, документы о результатах патрулирования лесов и другое).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления лесами Челябинской области от 29 января 2021 г. N 62 "Об утверждении обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления лесами Челябинской области за 2020 год"
Вступает в силу с 29 января 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Главного управления лесами Челябинской области https://priroda.gov74.ru 29 января 2021 г.