Предисловие
1 Разработан ООО "СПбГАСУ-Дорсервис"
2 Внесен. Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения, Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от "11" марта 2021 года N 934-р
4 Носит рекомендательный характер.
5 Введен впервые.
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит методические рекомендации по порядку восстановления изношенного верхнего слоя асфальтобетонного покрытия с его повторным использованием и разогревом - методом горячей регенерации.
1.2 Положения ОДМ предназначены для органов управления дорожным хозяйством, дорожных организаций Российской Федерации.
1.3 Применение методических рекомендаций в практике дорожного хозяйства позволит использовать дополнительные параметры, оказывающие влияние на качество дорожных одежд с обеспечением направленности на продление срока их службы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32756-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ
ГОСТ 32757-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Классификация
ГОСТ 32758-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
ГОСТ 32867-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования
ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ 33136-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения глубины проникания иглы
ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий
ГОСТ Р 58350-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 58397-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия
ГОСТ Р 58400.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации
ГОСТ Р 58401.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
ГОСТ Р 58401.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
ГОСТ Р 58401.3-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Правила проектирования
ГОСТ Р 58401.4-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Правила проектирования
ГОСТ Р 58401.5-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Правила приемки
ГОСТ Р 58401.10-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Методы определения объемной плотности
ГОСТ Р 58401.18-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения водостойкости и адгезионных свойств
ГОСТ Р 58401.20-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Методы определения объемной плотности с использованием парафинированных образцов
ГОСТ Р 58406.1-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ Р 58406.2-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ Р 58407.4-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные. Методы отбора проб
ГОСТ Р 58406.6-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения предела прочности на растяжение при изгибе и предельной относительной деформации растяжения
ГОСТ Р 58407.5-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды
ГОСТ Р 58442-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика
ГОСТ Р 58952.1-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные. Технические требования
ГОСТ Р 59118.1-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон (RAP). Технические условия
3 Термины, определения, обозначения и сокращения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 асфальтобетон (АБ): Уплотненная асфальтобетонная смесь.
3.2 асфальтобетонная смесь (АБ-смесь): Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка, минерального порошка) и органического вяжущего на основе дорожного битума, модифицирующих добавок (при обосновании их эффективности), взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
3.3 асфальтобетонный гранулят (АГ): Продукт горячего или холодного фрезерования покрытия.
3.4 асфальторазогреватель (АР): Машина для разогрева верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.
3.5 накладной слой: Слой из новой смеси при работе по способу термоукладки.
3.6 перекрытие: Традиционный способ восстановления верхнего слоя асфальтобетонного покрытия или усиления дорожной одежды, при котором поверх растрескавшегося старого покрытия укладывают новый верхний слой покрытия или слои усиления.
3.7 переукладка: Способ восстановления верхнего слоя асфальтобетонного покрытия или усиления дорожной одежды, при котором удаляют изношенный верхний слой, а при усилении - старые растрескавшиеся битумосвязные слои (иногда и зернистые слои основания) и на их месте укладывают новые.
3.8 покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании и предназначенная для восприятия нагрузки от транспортных средств и защиты дорожной одежды от атмосферных воздействий.
3.9 пластификатор: Углеводородная жидкость, позволяющая повысить уплотняемость асфальтобетонного гранулята и его смеси с гранулометрическими добавками и снижающая хрупкость регенерированного слоя.
3.10 регенерация: Технология восстановления свойств материалов с целью их повторного использования
3.11 регенерация дорожного покрытия: Технология ремонта асфальтобетонных покрытий с восстановлением их первоначальных эксплуатационных свойств (прочности, ровности, шероховатости), включающая в себя такие методы как: пропитка покрытия пластификаторами, восстанавливающими свойства битума; восстановление свойств асфальтобетонного покрытия на месте с использованием различных методов разогрева, разрыхления и улучшения свойств старого асфальтобетона; снятие старого асфальтобетона холодным или горячим способом и последующая его переработка на стационарном асфальтобетонном заводе или на месте производства работ
3.12 регенерируемый слой: Уплотненный слой дорожной одежды из регенерируемой смеси.
3.13 регенерируемая смесь: Разрыхленный материал старого дорожного покрытия с добавленными при необходимости новыми компонентами смеси.
3.14 ремонтный слой: Верхний слой покрытия после термопрофилирования, включающий регенерированный слой.
3.15 термопланирование: метод термопрофилирования при котором верхний слой старого асфальтобетонного покрытия разогревается, разрыхляется, перемешивается и укладывается на тоже самое место с последующим уплотнением регенерируемого слоя.
Примечание: Термопланирование является базовой технологией для всех методов термопрофилирования.
3.16 термопластификация: Разновидность метода термосмешивания, заключается в добавлении пластификатора при фрезеровании или перемешивании с новой смесью.
3.17 термопрофилирование (ТП): Технология регенерации дорожного покрытия горячим способом на месте производства работ.
3.18 термосмеситель (ТС): технологическая машина, осуществляющая на месте производства все операции термопрофилирования, кроме предварительной очистки покрытия, его разогрева и уплотнения регенерируемой смеси.
3.19 термосмешивание: Способ термопрофилирования, при котором добавляемую новую асфальтобетонную смесь или ее компоненты перемешивают с измельченным старым асфальтобетоном.
3.20 термоукладка: Способ термопрофилирования, при котором добавляемую новую асфальтобетонную смесь укладывают поверх измельченного старого асфальтобетона без их перемешивания с образованием накладного слоя.
3.21 термоусиление: Усиление дорожной одежды, выполняемое способом термоукладки с расходом смеси, превышающим объем, необходимый для выравнивания и может сопровождаться устройством дополнительного слоя покрытия асфальтоукладчиком по регенерированному слою пока он не остыл (способ "горячее по горячему") или традиционным способом с предварительной подгрунтовкой вяжущим.
4 Общие положения
4.1 Выбор способа горячей регенерации зависит от необходимости ликвидации того или иного вида деформации или разрушения:
4.1.1 Область применения каждого конкретного способа горячей регенерации ограничена в первую очередь конкретным видом дефекта существующего асфальтобетонного покрытия, который будет ликвидирован. Применимость способов (методов) горячей регенерации в зависимости от видов деформаций существующего покрытия показана в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Применимость методов горячей регенерации на месте в зависимости от видов деформаций существующего покрытия
N |
Вид деформации существующего покрытия |
Применимость метода по балльной шкале (от 0 до 3) |
|||
Термосмешение |
Теромусиление |
||||
1 |
Колейность |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
Сетки трещин |
0 |
1 |
1 |
2 |
3 |
Продольные и поперечные трещины |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
Выпотевание битума |
0 |
2 |
3 |
2 |
5 |
Выкрашивание АБ |
0 |
2 |
1 |
3 |
6 |
Неровность покрытия |
2 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Скользкость (низкий коэффициент сцепления) |
0 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Водонасыщение земляного полотна |
0 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Ухабы, выбоины |
1 |
3 |
2 |
3 |
10 |
Низкий модуль упругости на поверхности |
1 |
2 |
2 |
3 |
Примечание: в таблице обозначено 0 баллов - метод не применим (не устраняет существующие деформации); 3 балла - метод наиболее эффективен.
4.1.2 Обследование существующего асфальтобетонного покрытия, определение дефектов, испытания существующего асфальтобетона в целях определения состава новой асфальтобетонной смеси или необходимости введения добавок также является основным условием для назначения способа горячей регенерации (рисунок 4.1).
Рисунок 4.1 - Порядок обследования дорожных нежестких покрытий для оценки и улучшения их состояния
4.1.3 После определения вида имеющихся на покрытии дефектов и разрушений, выявления причин их появления (дефекты должны носить поверхностный характер, причины их появления износ, колейность, некачественный материал верхнего слоя покрытия, однако не могут быть связаны с неправильной работой дорожной конструкции в целом, например, деформациями нижележащих слоев или земляного полотна), следует назначить наиболее экономически выгодный способ горячей регенерации.
4.2 Рассмотрение дорожной одежды при горячей регенерации состоит из трех последовательно выполняемых процессов: предварительное конструирование дорожной одежды в нескольких вариантах; расчет дорожной одежды в нескольких вариантах; сравнительная оценка вариантов с выбором наиболее целесообразного (в частности рекомендуемое сравнение должно осуществляться между конструкциями, использующими в покрытии применение технологий горячей и холодной регенерации).
4.3 Метод ремонта дорожного покрытия (метод горячей регенерации) выбирается на основании расчета экономической эффективности в зависимости от состояния дороги и скорости образования дефектов. По результатам обследования оцениваются потребительские свойства дороги. Обследование и диагностика состояния проводится по ОДМ 218.4.039 [1]. Для каждой категории дороги и интенсивности дорожного движения критерии оценки рассчитываются индивидуально.
4.4 Оценку эффективности (целесообразности) применения горячей регенерации рекомендуется выполнять методами интегральной оценки, изложенной в "Методике оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" [2].
4.5 На стадии сбора исходных данных осуществляют работы, включающие: оценку прочности дорожной одежды в соответствии с ПНСТ 265 [3]; отбор кернов для определения продольного и поперечного профилей, толщину пакета монолитных слоев дорожной одежды и вида асфальтобетона, входящего в эти слои; бурение скважин для определения толщин остальных конструктивных слоев дорожной одежды и оценки состояния составляющих их материалов, в том числе грунта земляного полотна и основания; создание цифровой модели местности.
На дорогах с приведенной расчетной интенсивностью воздействия нагрузки >2000 ед./сут регенерированный слой рассматривают в качестве верхнего монолитного слоя основания, на который должно быть уложено двухслойное асфальтобетонное покрытие общей толщиной 9-10 см.
На дорогах с ед./сут на регенерированный слой может быть уложено однослойное покрытие из асфальтобетона толщиной 4-5 см.
На дорогах с ед./сут регенерированный слой рассматривают в качестве слоя покрытия, на котором должна быть устроена поверхностная обработка.
4.6 Задавшись типом и толщиной покрытия, укладываемого поверх регенерированного слоя, рассчитывают его толщину по допускаемому упругому прогибу в соответствии с ПНСТ 265 [3] и с учетом требуемого модуля упругости , рассчитанного общего модуля упругости на поверхности слоя, подстилающего регенерированный, и ориентировочного значения кратковременного модуля упругости регенерирующего слоя при соответствующей расчетной температуре.
4.7 Регенерированный слой проверяют на сопротивление растяжению при изгибе при температуре покрытия 0°С.
4.8 Ориентировочные расчетные значения кратковременного модуля упругости Ер и среднего сопротивления растяжению при изгибе (в дальнейшем исследовании подлежат уточнению) рекомендуется принимать по ПНСТ 265 [3].
4.9 При восстановлении слоя износа покрытия методом горячей регенерации необходимо предусматривать: определение обобщенного показателя неровности покрытия и соответствия поперечных уклонов требуемому значению; критерии выбора способа горячей регенерации, в зависимости от вида дефектов покрытия; назначение мероприятий по выравниванию покрытия и исправлению поперечных уклонов (при необходимости); оценку состояния покрытия и выявление необходимости корректировки состава старой АБ смеси; определение средней глубины рыхления и количества добавляемой новой АБ смеси; выбор вяжущего материала и определение его количества для добавления в старую АБ смесь; определение состава и количества новой АБ смеси, добавляемой в процессе термосмешения и термоусиления, в следующей последовательности показанной на рисунке 4.2; составление технологической схемы производства работ.
4.10 Алгоритм формирования рецептур дополнительной смеси, в виде схемы, показан на рисунке 4.3.
Рисунок 4.2 - Последовательность подбора состава асфальтобетона
Рисунок 4.3 - Общий алгоритм формирования рецептур дополнительной смеси.
4.11 Процедуру определения рецепта корректирующей смеси и расчет дополнительного объема вяжущего возможно представить следующими этапами:
Обследование ремонтируемой дороги (с учетом требований п. 8.1 ОДМ 218.3.004) [4];
Выявление гомогенных участков (т.е. участков, где зерновой состав находится в пределах одного типа смеси по ГОСТ Р 58401.1, ГОСТ Р 58401.2);
Отбор кернов (не менее 4-х образцов на одном гомогенном участке) по ГОСТ Р 58407.4 и ГОСТ Р 58407.5;
Лабораторные испытания кернов, в частности определение: гранулометрического состава, содержания вяжущего, остаточной пористости (по ГОСТ Р 58406.1 и ГОСТ Р 58406.2), а также определение пенетрации вяжущего по ГОСТ 33136;
Определение дополнительного объема восстановительного битума (по п. 8.4.2 ОДМ 218.3.004) [4];
Определяется необходимый объем новой смеси для гомогенных участков (по п.8.4.3-8.4.6 ОДМ 218.3.004) [4];
Определяется состав добавляемой смеси. По составу и физико-механическим свойствам новая смесь должна соответствовать действующим нормам на асфальтобетонные смеси (в частности ГОСТ Р 58401.1, ГОСТ Р 58401.2, ГОСТ Р 58401.3, ГОСТ Р 58401.4, ГОСТ Р 58401.10, ГОСТ Р 58401.20, ГОСТ Р 58406.1, ГОСТ Р 58406.2, СП 78.13330.2012 [5]).
Выполнение проверочных лабораторных испытаний, при которых рекомендуется проверять остаточную пористость и износостойкость (по методам серии ГОСТ Р 58406).
5 Основные технические требования к методам горячей регенерации
5.1 Физико-механические показатели АБ регенерированного и накладного слоев при горячей регенерации должны отвечать требованиям ГОСТ Р 58406.1, ГОСТ Р 58406.2 и ГОСТ Р 59118.1.
5.2 Если требуемый коэффициент сцепления после регенерации не обеспечен, дополнительно устраивают поверхностную обработку или тонкий шероховатый слой износа.
5.3 Добавляемая по способу термосмешения новая АБ-смесь должна по своему составу приближаться к составу старой АБ-смеси. Битум используют марок БНД 100/130 или 130/200 по ГОСТ 33133. Аналогичные битумы применяют для добавления в старую смесь по способу термоукладки.
5.4 При необходимости корректировки гранулометрического состава регенерируемого слоя старого покрытия по способу термосмешения состав добавляемой новой смеси рассчитывают, с учетом ее количества, необходимого для стабильной работы ТС и глубины рыхления старого покрытия. В этом случае требования к добавляемым материалам аналогичны требованиям, изложенным в ГОСТ Р 58406.1, ГОСТ Р 58406.2 и ГОСТ Р 59118.1.
5.5 При работе по способу термоукладки корректировка зернового состава может быть достигнута путем россыпи и распределения при помощи щебнераспределителя по старому покрытию щебня необходимого зернового состава, отвечающего требованиям ГОСТ 32703.
5.6 При устройстве оснований дорожных одежд к материалам предъявляются следующие требования:
5.6.1 В качестве органического вяжущего для устройства оснований методом горячей регенерации следует применять битумы марок БНД 70/100, БНД 100/130, БНД 130/200 по ГОСТ 33133.
5.6.2 В битум добавляют пластификаторы, модификаторы, разжижители, нефтяные растворители (масла) и ароматические нефтяные масла, соответствующие техническим условиям завода-изготовителя.
Добавки, используемые для пластификации, как правило, могут использоваться в виде битумной эмульсии по ГОСТ Р 58952.1. Добавки должны обеспечивать температуру вспышки не менее 230°С, а также понижать вязкость состарившегося вяжущего до требуемого уровня.
5.6.3 Зерновой состав щебня в составе регенерированной смеси, используемой для устройства оснований, полученный по технологии горячей регенерации с введением дополнительного количества щебня, должен отвечать требованиям ГОСТ 32703.
Прочностные характеристики щебня должны соответствовать ГОСТ 32703 с маркой по дробимости не ниже 600.
5.6.4 Показатели физико-механических свойств новых асфальтобетонных смесей, применяемых в качестве отдельного слоя, должны отвечать требованиям ГОСТ Р 58401.1, ГОСТ Р 58401.2 для соответствующих марок в зависимости от назначения конструктивного слоя и требований проекта.
5.6.5 Показатели физико-механических свойств новых асфальтобетонных смесей, применяемых в качестве компонента регенерированного слоя, должны быть подобраны в испытательной лаборатории таким образом, чтобы регенерированная смесь отвечала требованиям ГОСТ Р 58406.1, ГОСТ Р 58406.2 для соответствующих марок в зависимости от назначения конструктивного слоя и требованиям проекта.
5.6.6 В зависимости от назначения и толщины слоя основания в соответствии с ГОСТ Р 58406.1, ГОСТ Р 58406.2 следует применять регенерированные смеси с наибольшим размером зерен минеральных каркасных материалов:
крупнозернистые - с зернами размером до 40 мм; мелкозернистые - с зернами размером до 20 мм;
Зерновой состав минеральной части крупнозернистых и мелкозернистых регенерированных смесей должен соответствовать требованиям, приведенным в ГОСТ Р 58406.1, ГОСТ Р 58406.2.
5.6.7 Характеристики регенерированной смеси для устройства оснований должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 58406.1, ГОСТ Р 58406.2 для нижних слоев дорожных покрытий и оснований и требованиям проекта.
5.6.8 Физико-механические показатели регенерированного асфальтобетона должны отвечать требованиям, приведенным в ГОСТ Р 58406.1, ГОСТ Р 58406.2 и ГОСТР 59118.1.
5.7 Для оценки степени неровности покрытия применительно к работе ТС предложен обобщенный показатель неровности , отражающий амплитуды неровностей покрытия как в продольном, так и в поперечном направлениях. Его определяют по формуле:
(1)
где и
- показатели неровности покрытия в продольном и поперечном направлениях соответственно, численно равные средним квадратичным отклонениям амплитуд неровностей десятиметровой длины в первом случае и просветом под трехметровой рейкой - во втором.
При значениях мм объема старой смеси для выравнивания уже недостаточно и необходимо добавление новой смеси. Кроме того, работа ТС становится неустойчивой.
Если причиной высокого значения показателя является серповидность поперечного профиля, целесообразно перед ТП удалить выпуклую часть поверхности фрезерованием.
5.8 При необходимости для исправления поперечных уклонов покрытия следует использовать комбинированный метод, сочетающий выравнивающее фрезерование с устройством выравнивающего слоя.
5.9 Перед началом работ по горячей регенерации выполняют геодезическую съемку поперечников поверхности дороги. На основе полученных данных строят картограмму проезжей части, для чего созданы соответствующие и широко используемые компьютерные программы. Картограмма показывает места, где требуется добавление материала или удаление части старого АБ-слоя. В последнем случае необходима оценка прочности дорожной одежды на ослабленном участке.
5.10 При обследовании состояния покрытия необходимо выявить причины появления повреждений, повлекших за собой решение о восстановлении его верхнего слоя при обеспеченной прочности дорожной одежды.
Для уточнения причины выбоинообразования из покрытия отбирают керны. Если при выбуривании керна верхний слой легко отделяется от нижнего слоя, сцепление между ними отсутствует. В этом случае глубина измельчения покрытия при ТП должна быть не менее чем на 1 см больше толщины верхнего слоя, чтобы устранить границу раздела между слоями. Так как глубина прогрева покрытия обычно не превышает 4 см, при толщине верхнего слоя более 3 см, целесообразно перед ТП удалить 1 - 2 см верхней части покрытия холодным фрезерованием. Эту операцию совмещают с процедурой выравнивающего фрезерования.
5.11 Керны из верхнего слоя покрытия испытывают на водонасыщение по ГОСТ Р 58401.18. При толщине верхнего слоя в керне менее 3 см его отделяют от нижнего слоя и испытывают нижнюю часть керна. Если водонасыщение выше 4%, то, скорее всего, оно и является причиной образования выбоин. В противном случае надо проверить водостойкость переформованных образцов по ГОСТ Р 58401.18.
5.12 Повышения коррозионной стойкости регенерированного слоя по способу термоукладки достигают путем добавления в старую смесь нового битума.
5.13 Для определения устойчивости к колееобразованию верхнего слоя покрытия определяют предел прочности переформованной части керна при сжатии при температуре 50°С по ГОСТ Р 58400.1. Если он меньше 0,6 МПа, определяют состав смеси по тому же ГОСТ, чтобы уточнить причину повышенной пластичности АБ. Это может быть связано с недостаточным содержанием щебня, минерального порошка или избытком битума в верхнем слое.
5.14 Корректировку зернового состава слоя, регенерируемого по способу термосмешения, с целью уменьшения его пластичности осуществляют путем добавления новой смеси соответствующего состава, а по способу термоукладки - путем россыпи минерального материала по поверхности старого покрытия.
5.15 Если основной причиной колееобразования является излишняя пластичность нижележащего АБ-слоя, верхний слой удаляют холодным фрезерованием, а состав нижележащего слоя корректируют методом ТП с последующим устройством нового верхнего слоя.
5.16 При работе по способу термоукладки верхний слой может быть устроен способом "горячее по горячему", при котором вслед за ТС укладывают асфальтоукладчиком новую АБ-смесь и оба слоя уплотняют вместе.
5.17 Наличие на покрытии большого количества трещин, не проникающих в нижележащий слой, может быть связано с отсутствием сцепления между верхним и нижним слоями покрытия. В этом случае поступают, как было указано выше при образовании выбоин. Причиной растрескивания верхнего слоя может оказаться старение битума. Для подтверждения этой гипотезы следует определить предел прочности при сжатии при температуре 0°С переформованного АБ верхнего слоя по ГОСТ Р 58406.6. Если полученные значения не отвечают требованиям ГОСТ Р 58406.6, высока вероятность повышенной хрупкости старого АБ. Дополнительным аргументом является значение пенетрации экстрагированного из старого АБ битума по ГОСТ 33136, меньшее мм при температуре 25°С. Метод ТП позволяет уменьшить хрупкость старого АБ за счет использования менее вязкого битума.
5.18 Определение средней глубины рыхления и количества добавляемой в процессе термопрофилирования новой смеси:
5.18.1 Чем больше средняя глубина рыхления старого покрытия, тем эффективнее метод ТП. Но она ограничена возможностями прогрева слоя и степенью неровности покрытия. Предполагается, что поперечные уклоны исправлены перед ТП (см. подраздел 6.2).
5.18.2 Если принять максимально допустимую глубину рыхления 6 см (при большей глубине рыхления сопротивление движению ТС настолько возрастает, что приходится на ходу поднимать шнек-фрезу), то среднюю глубину рыхления
с доверительной вероятностью 95% можно определить по формуле:
(2)
где - средняя глубина рыхления, см;
- максимально допустимая глубина рыхления, см;
- обобщенный показатель неровности, см;
1,7 - коэффициент нормированного отклонения при уровне надежности 95%.
При мм количества старой смеси для стабильной работы ТС по способу термоукладки может не хватить и следует использовать способ термосмешения. Минимально необходимое количество новой смеси в этом случае можно определить по формуле:
, (3)
где Д - минимально необходимое количество новой смеси, ;
23 - количество новой смеси, в слое толщиной 1 см, .
Если по расчету получается , принимают Д=25
.
5.18.3 Минимальная толщина ремонтного слоя по способу термосмешения из условия достижения необходимого качества - 5 см. Отсюда при глубине рыхления 3 см количество добавляемой смеси должно быть не меньше 50 . Такое же количество новой смеси следует добавлять при работе по способу термоукладки, независимо от глубины рыхления, которая не должна быть менее 3 см.
5.18.4 Рекомендованы для использования две марки битума: БНД 100/130 и 130/200 по ГОСТ 33133. Допускается применение битума других марок или пластификаторов.
5.18.5 Температура смеси при подборе и изготовлении переформованных образцов должна находиться в пределах °С при ТП способом термоукладки и термоусиления и
°С - способом термосмешения.
5.19 Расчет количества добавляемой новой смеси для корректировки состава старой асфальтобетонной смеси при работе по способу термосмешения:
5.19.1 Если при оценке состояния старого покрытия у переформованных образцов обнаружены повышенные пористость или водонасыщение, следует проанализировать состав АБ. Возможно, причиной этого является недостаток каких-либо фракций минеральной части в составе АБ, но чаще всего это связано с недостатком битума. В таком случае состав добавляемой смеси подбирают с избытком битума.
5.19.2 Ориентировочно, количество битума в%, которое необходимо добавить в новую смесь сверх оптимального, можно рассчитать по эмпирической формуле:
, (4)
где и
- водонасыщение (или остаточная пористость) соответственно старого АБ и требуемое, % по объему;
H - содержание новой смеси в 100% материала ремонтного слоя, % по объему или массе.
5.19.3 Если, исходя из значения обобщенного показателя неровности, по формуле (3) определено минимально необходимое количество новой смеси Д, значение Н определяют из следующего выражения:
(5)
где - средняя глубина рыхления (заданная), см.
5.19.4 Первоначально содержание новой смеси принимают исходя из значения обобщенного показателя неровности и заданной глубины рыхления по формулам (3) и (5). Если окажется, что значение превышает оптимальное содержание битума для данного типа смеси более чем на 60%, следует увеличить содержание новой смеси до значения, определяемого по формуле:
, (6)
где - количество битума, которое нужно добавить в новую смесь сверх оптимального, %.
5.19.5 Аналогичный подход используют, когда из-за избытка битума в старой смеси наблюдается ускоренное колееобразование. В этом случае в новой смеси уменьшают оптимальное содержание битума на величину , значение которой по формуле (4) получается со знаком минус.
5.19.6 Если выявлена необходимость снижения хрупкости старого АБ, появившейся в результате старения битума, принимаем на первом этапе подбора состава марку битума для приготовления новой АБ-смеси БНД 130/200. Ориентировочное количество новой смеси, которое необходимо добавить в старую смесь, определяем по формуле:
, (7)
где и
- пределы прочности при сжатии при температуре 0°С соответственно переформованного АБ верхнего слоя старого покрытия, назначаемый для ремонтного слоя и АБ из новой смеси, МПа.
На этом этапе подбора принимают МПа.
5.20 При выполнении п. 6.22 также должен выполняться уточняющий расчет пенетрации и вязкости битума (битума, находившегося на дороге, и добавленной в него регенерирующей добавки), результаты которого сравниваются с требованиями ГОСТ 33133.
5.20.1 Пенетрация вяжущего вещества корректирующей смеси рассчитывается по формуле 8:
(8)
где - расчётная пенетрация вяжущего вещества изготовляемой смеси;
- пенетрация экстрагированного из асфальтобетонного покрытия вяжущего вещества;
- пенетрация добавленного вяжущего вещества;
а и b - доли вяжущего вещества в асфальтобетоне (а) и добавленного вяжущего вещества (b) в изготовляемой асфальтобетонной смеси; .
5.20.2 Вязкость вяжущего вещества корректирующей смеси, содержащей асфальтобетонный гранулят, рассчитывается по формуле 9:
(9)
где - расчётная вязкость вяжущего изготовляемой смеси;
- вязкость рекуперированного из асфальтобетонной крошки вяжущего вещества;
- вязкость добавленного вяжущего вещества;
а и b - доли вяжущего вещества асфальтобетонной крошки (а) и добавленного вяжущего вещества (b) в изготовляемой асфальтобетонной смеси; .
5.21 Если физико-механические показатели полученного АБ отвечают требованиям ГОСТ Р 58406.1, ГОСТ Р 58406.2, подбор состава можно считать оконченным.
5.22 Обычно с добавлением нового АБ на битуме пониженной вязкости снижается предел прочности при сжатии при температуре 50°С регенерированного АБ. Если он ниже допускаемого значения, следует увеличить вязкость битума в новой смеси.
5.23 Количество новой смеси, необходимое для уменьшения хрупкости старого АБ, может оказаться выше, чем требуется для выравнивания покрытия. В этом случае следует отдать предпочтение способу термоукладки с добавлением в старую смесь менее вязкого битума или пластификатора.
5.24 Окончательное решение о количестве добавляемой новой смеси и вязкости битума принимают только на основе лабораторных испытаний.
6 Технологии и правила производства работ по горячей регенерации
6.1 Подготовительные работы
В подготовительный период предусматривают выполнение следующих мероприятий:
- в соответствии с проектом должны быть проведены мероприятия по организации движения и ограждения мест производства работ;
- разбивочные геодезические работы (восстановление оси дороги, разметка границы уширений, разбивка пикетажа, выноска и закрепление восстановленных точек);
- очистка покрытия от пыли и грязи;
- проверка покрытия на наличие металлических предметов (металлоискателем) и крупных инородных включений;
- удаление, как правило, холодным фрезерованием слоя поверхностной обработки;
- исправление поперечных уклонов (при необходимости);
- ремонт участков существующего покрытия, имеющие значительные дефекты. Не допускается наличие выбоин и других неровностей высотой или глубиной более 50 мм;
- удаление существующей дорожной разметки из пластика;
- установка копирной струны (при необходимости);
- уточнение схемы организации движения транспортных средств при проведении ремонтных работ;
- расстановка дорожных знаков и ограждений.
6.2 Общие рекомендации по производству работ методами термопрофилирования
6.2.1 Технология производства работ методом термопрофилирования
Метод термопрофилирования предусматривает горячее перераспределение асфальтобетона без добавления новой смеси.
Способ включает следующие технологические операции: рыхление асфальтобетона, перераспределение смеси, планировка, уплотнение.
Применять данный метод рекомендуется в следующих случаях: когда физико-механические свойства асфальтобетона в процессе эксплуатации покрытия практически не изменились; когда асфальтобетон в покрытии содержит битум менее вязкий, чем требуется стандартом (при регенерации такого покрытия повторное образование колей можно исключить или замедлить за счет повышения вязкости битума в результате нагрева покрытия); при толщине регенерируемого слоя не менее 40 мм, а покрытия - 60 мм.
6.2.2 Технология производства работ методом термопластификации
Метод термопластификации предусматривает введение пластификатора в регенерируемую асфальтобетонную смесь.
Пластификатор рекомендуется вводить с целью замедления появления отраженных трещин, для улучшения уплотняемости старого разрыхленного асфальтобетона, увеличения в нем количества вяжущего, а также для улучшения сцепления между слоями. Введение пластификатора компенсирует также увеличение жесткости битума, связанное с разогревом покрытия. Пластификатор вводится в старую смесь в количестве 0,1 - 0,6% от массы последней. Эта операция должна сопровождаться перемешиванием. Метод позволяет регенерировать старый асфальтобетон, расширяет область применения этого способа, распространяя его на покрытия с водонасыщением, превышающим 3%. Единственное ограничение применимости способа термопластификации - наличие больших неровностей на покрытии и сильного износа, требующих добавления смеси.
Термопластификацию осуществляют теми же машинами, что и термосмешивание, при условии оснащения их узлом введения пластификатора. В качестве пластификатора целесообразно использовать масла нефтяного происхождения, содержание ароматических углеводородов не менее 25% по массе. Можно применять экстракты селективной очистки масляных фракций нефти, пластификатор применяется в виде эмульсии типа рекламайта, циклогена, компдиля и им подобных.
Показатели физических свойств пластификаторов должны отвечать требованиям [4]:
Вязкость кинематическая при 50°С, м2/с..............(25 - 70) х 10 6
Температура вспышки в открытом тигле, °С,
не менее.........................................................100
Механические примеси, % массовой доли,
не более.........................................................2,0
Вода, % массовой доли, не более..................................4,0
Горючее, % массовой доли, не более..............................6,0.
Расход пластификатора зависит от глубины рыхления покрытия и скорости термосмесителя.
Основные технологические операции данного метода: рыхление асфальтобетона, введение пластификатора, перераспределение смеси, планировка, уплотнение.
6.2.3 Технология производства работ методом термоукладки
Метод термоукладки предусматривает восстановление покрытия с добавлением новой смеси в количестве 10 до 60 , укладываемой поверх разрыхленной смеси старого покрытия. При необходимости выдерживания старых высотных меток покрытия часть разрыхленного старого материала может быть удалена.
Последовательность технологических операций, выполняемых методом термоукладки показана на рисунке 6.1.
При термоукладке восстанавливаются ровность и шероховатость покрытия и исправляется поперечный профиль. Ремонт может выполняться как в нулевых отметках, так и с повышением высотных отметок его ремонтируемого участка. Укладка новой смеси ведется в едином технологическом процессе одной машиной, которая: рыхлит разогретый асфальтобетон, разравнивает, предварительно уплотняет, добавляет новую смесь, разравнивает, уплотняет.
Рисунок 6.1 - Последовательность технологических операций, выполняемых методом термоукладки
Поперечный шов (место старта асфальтоукладчика) обрубается по прямой линии, перпендикулярно оси дороги при помощи отбойного молотка, работающего от компрессора. Асфальтобетонный лом, после обрубки шва грузится в автосамосвал фронтальным погрузчиком. Зачистка шва производится вручную. Подготовку стартового шва можно выполнять малой дорожной фрезой с шириной барабана 500 или 1000 мм.
Поверхность существующего покрытия должна быть подготовлена в соответствии с требованиями пункта 6.1.
Асфальтобетонный лом и мусор грузится фронтальным погрузчиком в автосамосвал и вывозится на свалку.
Устройство слоя основания из регенерируемого материала включает в себя следующие работы и операции:
- разогрев старого асфальтобетонного покрытия инфракрасными излучателями, нагревательной машиной - АР;
- маневрирование и установка специального асфальтоукладчика в рабочее положение, проверка и настройка рабочих органов;
- разрыхление и укладка регенерационного материала на глубину 100 мм специальным укладчиком с фрезерующее-выравнивающим оборудованием;
- укладка асфальтобетонного покрытия "горячего по горячему" асфальтоукладчиком. Проверка ровности и поперечного уклона укладываемого покрытия, обработка кромок и швов, заделка мелких дефектов и мест сопряжения полос;
- заправка катков водой;
- уплотнение слоя асфальтобетона отрядом катков;
- очистка асфальтоукладчика, очистка перегружателя смеси;
- уборка территории строительной площадки от строительного мусора, остатков асфальтобетона после зачистки асфальтоукладчика, перегружателя и автосамосвалов;
- демонтаж дорожных знаков и ограждений.
В начале укладки регенерируемого материала выглаживающая плита укладчика устанавливается на деревянные бруски (стартовые колодки) на высоту проектной толщины слоя и припуска на уплотнение (примерно 10% от проектной толщины слоя), после чего прогревается до температуры 150°С.
Настраивается автоматическая система обеспечения ровности и поперечного уклона.
Настраиваются датчики подачи смеси, поддерживающие определенный уровень материала на концах шнекового распределителя
При терморегенерации материал покрытия за один рабочий ход нагревается с помощью нагревательной машины, примерно до 150°С, битумная масса размягчается, батареи инфракрасных излучателей, питаемых газом пропаном, дают необходимую для этого тепловую энергию. Регенерируемый материал укладывается с помощью плавно регулируемого смесеукладочного бруса в соответствии с профилем дороги.
Для получения ровной поверхности слоя покрытия необходимо обеспечивать непрерывность укладки регенерируемого материала. Скорость укладки зависит от погодных условий.
После прохода специального асфальтоукладчика на поверхности уложенного слоя не должны образовываться трещины, раковины, разрывы сплошности.
Регулирующие заслонки для каждого пластинчатого питателя укладчика должны быть отрегулированы для равномерной подачи смеси в шнековую камеру. Регенерируемый материал должен заполнять шнековую камеру равномерно. Если система подачи смеси отрегулирована правильно и функционирует нормально, то пластинчатые конвейеры и шнеки с каждой стороны укладчика будут простаивать редко.
Непрерывная работа органов подачи материала обеспечивает постоянный уровень смеси перед свободноплавающей выглаживающей плитой и является основным условием получения ровной поверхности дорожного покрытия.
Расход газа пропан-бутана для батарей инфракрасных излучателей назначается в зависимости от качества поверхности существующего покрытия, толщины прогреваемого слоя и температуры окружающей среды.
Максимальный расход назначается при низких температурах окружающей среды и влажного покрытия регенерируемого слоя.
Минимальный расход назначается при температурах окружающей среды от 25°С до 30°С.
Уплотнение горячей асфальтобетонной смеси предусмотрено звеном самоходных катков с гладкими металлическими вальцами, которые состоят из легкого катка массой 8 т., тяжелого статического катка массой 12 т., и пневмоколесного катка массой 12 т.
Для предотвращения прилипания смеси, стальные вальцы катков следует смачивать водой, или мыльным раствором.
Общее число проходов катков по одному следу зависит от состава смеси и погодных условий. В среднем требуется для легких катков от 2 до 4 проходов, для тяжелых катков от 15 до 18 проходов.
Число проходов устанавливают пробным уплотнением с проверкой плотности. Уплотнение начинают легкими катками и заканчивают тяжелыми.
Скорость виброкатков на начале укладки не превышает 3 км/час, после 2-3 проходов в процессе уплотнения тонких слоев скорость может быть от 3 до 6 км/час.
Во избежание образования неровности не следует останавливать катки на горячей асфальтобетонной смеси.
В процессе уплотнения катки должны двигаться по укатываемой полосе челночно от ее краев к оси дороги, перекрывая каждый след на см.
Схема укатки должна обеспечивать равномерное уплотнение по всей ширине укладываемого полотна, что достигается одинаковым числом проходов катков по одному следу.
В конце рабочей смены выполняются следующие работы:
- очистка асфальтоукладчика от остатков асфальтобетона, продувка сжатым воздухом и промывка дизельным топливом. Очистка и обслуживание перегружателя смеси, в соответствии с инструкции по эксплуатации перегружателя;
- уборка территории строительной площадки от строительного мусора, остатков асфальтобетона после зачистки асфальтоукладчика, перегружателя и автосамосвалов.
Асфальтобетонный лом, остатки асфальтобетона и строительный мусор грузится фронтальным погрузчиком в автосамосвал и вывозится на свалку.
Дорожные знаки и ограждения демонтируются.
Движение транспорта по уложенному тонкослойному покрытию может быть открыто сразу после окончания уплотнения.
Ориентировочный состав используемых машин и оборудования представлен в таблице 6.1.
Численность работающих и квалифицированный состав приведены в таблице 6.2.
6.2.4 Технология производства работ методом термосмешивания
Метод термосмешивания предусматривает перемешивание новой смеси со старой АБ смесью.
При ремонте методом термосмешивания можно устранять те же дефекты, как и при ремонте методом термоукладки. В отличие от ранее описанных способов, благодаря направленному изменению физико-механических свойств старого асфальтобетона, данный способ можно применять без ограничений, связанных с качеством асфальтобетона ремонтируемого покрытия. Способ применим при ремонте, когда на покрытии много выбоин, волн, наплывов, а также для улучшения свойств асфальтобетонной смеси верхнего слоя старого покрытия. Для выбора нового состава смеси с учетом свойств старого асфальтобетона из покрытия берут керны, исследуют смесь и проектируют новый состав с учетом имеющихся материалов и вяжущих.
Таблица 6.1 - Ориентировочный состав отряда машин и оборудования метода термоукладки
Наименование |
Технические характеристики |
Кол-во |
Нагревательная машина |
2 |
|
Специальный асфальтоукладчик |
Фрезерующее и выравнивающее оборудование |
1 |
Асфальтоукладчик |
Базовая ширина - 2,55 м; Ширина укладки 2,50 - 5,0 м; Толщина укладки 0-30 мм; Рабочая скорость до 24 м/мин. Объём приёмного бункера - 13 т; ширина приёмного бункера - 3,255 м |
1 |
Перегружатель асфальтобетонной смеси |
Объём бункера - 22,7 т; Внутренний радиус разворота - 8,1 м; максимальная скорость (в рабочем диапазоне) - 4,8 км/ч; возможность отклонения конвейера от центра на 55 градусов в обе стороны; максимальная высота подъёма конвейера - 3,8 м от поверхности земли |
1 |
Автомобиль самосвал |
Грузоподъёмность 25 т. |
По расчёту |
Каток тандемный гладковальцовый |
Масса - 8 т |
1 |
Каток тандемный гладковальцовый |
Масса - 12 т |
1 |
Каток тандемный пневмоколёсный |
Масса - 12 т |
1 |
Поливомоечная машина |
Объём цистерны - 10 м3 |
1 |
Нагреватель |
6-МВт |
1 |
Тягач с цистерной для газа |
Объём - 9 м3 |
По расчёту |
Трактор с механической щёткой |
Ширина очистка овала - 2,5 м, Ширина очистка щётки - 1,8 м |
1 |
Фронтальный погрузчик |
Емкость ковша - 1,5 мЗ |
1 |
Компрессор с отбойным молотком |
Рабочее давление 6 бар |
1 |
Вспомогательное оборудование |
Лопаты совковые Гладилки Метлы |
9 |
Таблица 6.2 - Потребность в рабочих кадрах и квалифицированный состав
Профессия |
Разряд |
Количество, чел |
Машинист асфальтоукладчика |
VI разряд |
2 |
Помощник машиниста асфальтоукладчика |
V разряд |
4 |
Асфальтобетонщик |
V разряд |
1 |
Асфальтобетонщик |
IV разряд |
3 |
Асфальтобетонщик |
III разряд |
2 |
Машинист перегружателя |
VI разряд |
1 |
Помощник машиниста перегружателя |
V разряд |
1 |
Машинист фронтального погрузчика |
VI разряд |
1 |
Машинист катка |
VI разряд |
3 |
Машинист компрессора |
V разряд |
1 |
Машинист трактора с щёткой |
V разряд |
1 |
Водитель поливомоечной машины |
|
1 |
Водитель спецавтомашины |
|
1 |
Оператор нагревателя |
V разряд |
1 |
В процессе регенерации объем сфрезерованной старой смеси значительно изменяется, что вызывает колебание соотношения между количествами старой смеси и добавляемой новой смеси. Отсюда физико-механические показатели АБ нового слоя могут изменяться в широких пределах, не всегда соответствуя требуемым значениям. В этом случае целесообразно выполнить предварительное фрезерование старого покрытия.
При необходимости предварительного фрезерования следует выяснить, не изменяется ли резко толщина оставшейся части верхнего слоя покрытия. Это может повлиять на качество регенерированного слоя из-за колебания количества старой смеси, или попадания в нее материала нижнего слоя старого покрытия, или колебания количества вяжущего в старой смеси за счет попадания в нее различного объема старой междуслойной подгрунтовки. В таком случае целесообразно перейти к методу термоукладки.
Расход новой смеси обычно составляет 0 - 25 . Его величину назначают с учетом необходимой корректировки состава старого АБ.
Последовательность технологических операций следующая: разогрев, рыхление старой смеси с добавлением новой и перемешивание. Весь процесс протекает в едином технологическом цикле на месте производства работ с помощью машины ремиксер. Схема регенерации асфальтобетона в машине ремиксер представлена на рисунке 6.2.
Рисунок 6.2 - Установка для регенерации асфальтобетона на месте методом термосмешивания.
Технологический процесс включает: разогрев старого асфальтобетонного покрытия асфальторазогревателем до температуры, необходимой для горячего фрезерования, затем старый слой фрезеруется, введение регенерирующей добавки (пластификатор), перемешивание с новой асфальтобетонной смесью, распределение, укладка и последующее уплотнение однородной регенерированной смеси на дороге. Технологическая схема представлена на рисунке 6.3. Новая смесь добавляется в зависимости от степени износа дорожного покрытия, что составляет, как правило, 20 процентов от нового слоя износа.
Нагрев старого покрытия следует проводить равномерно, чтобы температура поверхности после нагревания была 150 - 250°С, в зависимости от типа укладываемого асфальтобетона. Смесь укладывается и уплотняется обычным образом. Температура поверхности покрытия из АБ после прохода укладчика должна быть не менее 110°С, а покрытия из ЩМА не менее 130°С.
6.2.5 Технология производства работ методом термоусиления
Дальнейшим развитием метода регенерации с добавлением новой смеси и ее перемешиванием является метод термоусилиения, который состоит в том, что на слой регенерированного асфальтобетона сразу той же машиной укладывается дополнительный слой усиления, или защитный слой из новой смеси. Для этого термосмеситель оборудуется дополнительным распределительным шнеком, расположенным за первым шнеком (рисунок 6.4). В этом случае в качестве добавляемой смеси используется асфальтобетонная смесь, приготовленная из минерального материала высокого качества (обычно щебеночно-мастичный асфальтобетон), перемешивание которого со старым покрытием нежелательно), расход составляет 25-100 кг/м 2.
Рисунок 6.3 - Технологическая схема регенерации асфальтобетона методом термосмешивания.
Рисунок 6.4 - Устройства для укладки дополнительного слоя покрытия методом термоусиления:
1 - направление движения; 2 - впрыскивание битума; 3 - разрыхляющие валы; 4 - смеситель; 5 - готовая смесь; 6 - первый распределительный шнек; 7 - разравнивающий брус; 8 - второй распределительный шнек; 9 - смесеукладочный брус; 10 - слой смеси старого асфальтобетона с битумом; 11 - слой из новой смеси; 12 - подача новой смеси; 13 - старое покрытие.
Старое асфальтобетонное покрытие нагревают, фрезеруют, после чего перемешивают и укладывают обратно на дорогу отдельным слоем под слой из новой смеси. При перемешивании к старому покрытию при необходимости добавляется регенерирующая добавка.
Рисунок 6.5 - Технология укладки слоя износа методом термоусиления
Окончательное уплотнение первого и второго слоев производится одновременно, сначала легким вибрационным катком с выключенным вибратором или гладко-вальцевым катком массой 6-8 т, затем продолжают вибрационным катком с включенным вибратором и пневмоколесным катком массой 16-20 т. Завершают уплотнение тяжелым гладковальцовым катком. Технологическая схема представлена на рисунке 6.5.
6.3 Производственный контроль качества работ по горячей регенерации выполняют с учетом требований ГОСТ 32731, ГОСТ Р 58442 и ГОСТ Р 58401.5.
6.3.1 Операционный и приемочный контроль качества производства работ
При производстве работ по устройству слоев покрытий оснований из регенерируемого материала осуществляется входной, операционный и приемочный контроль качества по ГОСТ Р 58442 и ГОСТ 32756.
При входном контроле оценивают качество применяемых материалов по паспортам и результатам собственных и независимых испытаний на соответствие требованиям проекта и стандартов. Также визуально оценивается качество подготовки покрытия для начала проведения работ.
Операционный контроль включает контроль технологических и технических параметров в течение смены. При операционном контроле качества проверяют соответствие требованиям проекта, утвержденного рецепта и стандартов:
- температуру регенерируемого материала;
- равномерность распределения регенерируемого материала;
- температуру асфальтобетонной смеси;
- толщину укладываемого слоя;
- ширину укладываемого слоя;
- качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос.
При выполнении работ по рыхлению фрезерованием асфальтобетонных конструктивных слоев или слоев из асфальтобетонного гранулята специализированным отрядом машин следует, контролировать ширину рыхления фрезерованием каждые 100 м дорожной одежды рулеткой по ГОСТ 7502 или мерным колесом на соответствие требованиям проекта производства работ.
При выполнении работ по рыхлению фрезерованием асфальтобетонных конструктивных слоев или слоев из асфальтобетонного гранулята следует контролировать глубину рыхления фрезерованием визуально по показателям следящей системы термосмесителя на соответствие требованиям проекта.
Температуру распределяемой регенерированной смеси следует контролировать перед распределительным шнеком термосмесителя каждые 100 м термометром в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Температуру регенерированной смеси в процессе уплотнения контролировать каждые 100 м термометром в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Температуру поверхности разогретых существующих слоев следует контролировать термометром каждые 100 м перед термосмесителем и в процессе разогрева за каждым из асфальторазогревателей.
При работе способами термоукладки и термоусиления толщину слоя, физико-механические свойства асфальтобетона и коэффициент уплотнения определяют отдельно для накладного и регенерированного слоев. Для приготовления переформованных образцов в кернах указанные слои разделяют.
Скорость потока колеблется в пределах от 1 до 3 м/мин при температуре воздуха от 10 до 25°С, но возрастает со снижением расхода смеси и величины разогрева покрытия.
Приемочный контроль проводят путем оценки соответствия выполненных работ требованиям проекта по ГОСТ 32756 и СП 78.13330.2012 [5]. Обязательным условием для приемки работ является наличие комплекта необходимой исполнительной производственно-технической документации:
- толщина укладываемого слоя;
- ширина укладываемого слоя;
- качество сцепления асфальтобетонного покрытия с основанием;
- ровность (просвет под рейкой длиной 3 м);
- поперечный уклон;
- высотные отметки.
При окончательном уплотнении регенерированной смеси следует контролировать плотность регенерированного слоя согласно СП 78.13330.2012 [5]. Производят не менее 1 испытания на каждые 1000 м 2.
Продольные и поперечные уклоны уплотненного конструктивного слоя из регенерированной смеси должны соответствовать требованиям проекта и СП 78.13330.2012 (позиция 2.4 таблицы А.1, приложение А) [5]. Продольные и поперечные уклоны следует контролировать при помощи 3-х метровой рейки с уровнем в соответствии с ГОСТ Р 56925. Измерения проводят через каждые 100 м.
Ровность поверхности регенерированного слоя следует контролировать по ГОСТ Р 56925 от каждой кромки основания в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга через каждые 100 м.
Отбор контрольных кернов для контроля физико-механических характеристик регенерированного асфальтобетона следует производить по ГОСТ Р 58407.5.
Испытания контрольных кернов из регенерированного асфальтобетона следует проводить в испытательной лаборатории по методикам серии ГОСТ Р 58406. Показатели должны соответствовать требованиям проекта.
Коэффициент уплотнения уложенного регенерированного слоя определяется по трем образцам-кернам на каждых 1000 м по захватке по ГОСТ Р 58400.1 в испытательной лаборатории. Коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,99 в соответствии с СП 78.13330.2012 (пункт 12.5.3) [5]. Схема организации контроля качества производства работ, представлена в таблице 6.3.
Таблица 6.3 - Схема организации контроля качества производства работ
Основные контролируемые операции |
Требования |
Методы и средства контроля |
Периодичность проведения контроля |
Лицо, контролирующее операцию |
Документ в котором регистрируются результаты контроля |
Входной контроль | |||||
1.Качество подготовки основания (ремонт, очистка) |
Согласно п. 3.1.1 |
Визуальный, инструментальный (дорожная рейка 3 м, клин промерник) |
постоянно |
мастер |
Акт освидетельствования скрытых работ |
1.2. Наличие паспорта качества на горячую асфальтобетонную смесь |
Табл.3.3 |
Визуальный |
постоянно |
мастер |
Журнал укладки смеси |
Операционный контроль | |||||
2.1. Температура асфальтобетонной смеси в бункере асфальтоукладчика |
В зависимости от типа смеси, табл.3.3 |
Инструментальный (термометр) |
постоянно |
Мастер |
Журнал укладки смеси |
2.2. Толщина укладываемого слоя |
Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до остальные до |
Инструментальный (мерный щуп) |
Через 100 м |
Мастер, оператор укладчика |
Журнал укладки смеси |
2.3. Ширина укладываемого покрытия |
Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений от минус 7,5 см до 10 см, остальные - до |
Инструментальный (рулетка) |
Через 100 м |
Мастер, оператор укладчика |
Журнал укладки смеси |
2.4. Соблюдение режима уплотнения |
сопряжение швов должно быть плотным, ровным, без раковин |
Визуальный |
Постоянно |
Мастер |
|
Приемочный контроль | |||||
3. Толщина укладываемого слоя |
Не более 10% результатов определения могут превышать проектные значения до 20 мм, остальные до |
Инструментальный по отобранным из покрытия кернам (керноотборник, штанген циркуль) |
В 3-х местах на 10000 м 2, покрытия |
Лаборатория |
Ведомость измерений, лабораторный журнал |
3.1. Качество сцепления тонкослойного покрытия с основанием |
При отборе кернов, тонкослойное покрытие не должно отделяться от нижележащего слоя без приложения усилий |
Визуальный, по отобранным из покрытия кернам (вырубкам), (керноотборник) |
В 3-х местах на 10000
|
Лаборатория |
Ведомость измерений, лабораторный журнал |
3.2. Ширина укладываемого слоя |
Не более 10% результатов определения могут превышать проектные значения до 20 мм, остальные до |
Инструм ентальный (рулетка) |
Через 100 м |
Геодезист |
Ведомость измерений |
3.3. Ровность (просвет под рейкой длинной 3 м) |
Не более 5% результатов определений могут иметь значения просветов в пределах до 5 мм, остальной до 3 мм. |
Инструментальный (дорожная рейка 3 м, клин-промерник) |
Через 100 м |
Геодезист |
Ведомость измерений |
7 Требования безопасности и охрана окружающей среды при производстве работ
7.1 Место производства работ устройству слоев основания из регенерируемых материалов методами горячей регенерации должно быть ограждено в соответствии с требованиями национальных, межгосударственных стандартов и схемами, согласованными в установленном порядке, и оборудовано необходимыми техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32757, ГОСТ 32758 и ГОСТ Р 58350.
7.2 При проведении работ по устройству слоев основания из регенерируемых материалов методами горячей регенерации необходимо соблюдать требования ГОСТ Р 58397, ГОСТ 32867, а также руководствоваться типовыми инструкциями по охране труда.
Лица, связанные с производством работ по методам горячей регенерации, должны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила поведения и выполнения работ на автомобильных дорогах, применять средства индивидуальной защиты, обеспечивающие их повышенную видимость в условиях проведения работ на автомобильных дорогах.
К работе по устройству слоев основания из регенерируемых материалов по технологии горячей регенерации допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными к выполнению данной работы.
Рабочие и инженерно-технические работники допускаются к работе после прохождения инструктажа и проверки знаний по технике безопасности, пожарной безопасности, правил личной гигиены и инструкций по эксплуатации машин и механизмов, задействованных в технологическом процессе.
7.3 При выполнении работ по устройству слоев основания из регенерируемых материалов методами горячей регенерации должны соблюдаться требования по защите окружающей среды по ГОСТ Р "Дороги автомобильные общего пользования. Охрана окружающей среды. Технические требования".
7.4 При устройстве устройству слоев основания из регенерируемых материалов методами горячей регенерации следует соблюдать требования [6], [7].
7.5 Бригаду рабочих к месту укладки и обратно следует доставлять на автотранспорте, специально приспособленном для перевозки людей. После окончания работ вся асфальтоукладочная техника перебазируется на отдельную площадку, исключающую возможность столкновения транзитного транспорта с оставленными машинами и механизмами.
7.6 Подавать автомобиль-самосвал для выгрузки АБ смеси в бункер термосмесителя допускается только по сигналу машиниста или мастера.
7.7 В процессе работы термосмесителя запрещается очищать его рабочие органы от налипшей АБ смеси. Очистку производят после их остывания. При этом под рабочие органы необходимо поставить страховочные опоры.
7.8 По окончании работы термосмесителя необходимо закрыть соответствующие магистральные вентили, дать выгореть газу в горелках и перекрыть остальные вентили.
7.9 Перед пуском асфальторазогревателя все газовое оборудование необходимо проверить на герметичность.
7.10 Основной комплект машин должен быть укомплектован углекислотными огнетушителями и песком.
7.11 Поврежденные или с ослабленными соединениями топливные и масляные трубопроводы должны быть заранее отремонтированы или заменены.
7.12. Если появляются признаки, сигнализирующие о пожаре машины, ее необходимо остановить, отключить подачу газа к горелкам, заглушить двигатель, включить стояночную тормозную систему, а персоналу отойти на безопасное расстояние от укладочного комплекта. Если пламя не удается сбить огнетушителем, его сбивают струей воды из поливомоечной машины.
7.13 Необходимо ориентировать работу на правила техники безопасности изложенные в инструкциях по эксплуатации каждой из применяемых машин комплекта.
7.14 Требования по безопасности дорожно-строительных материалов и изделий принимать в соответствии с нормативно-техническими документами доказательной базы технического регламента Таможенного Союза TP ТС 014 "Безопасность автомобильных дорог", ст. 3 п. 14 [8].
Библиография
[1] ОДМ 218.4.039-2018 Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог
[2] Методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения
[3] ПНСТ 265-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд
[4] ОДМ 218.3.004-2010 Методические рекомендации по термопрофилированию асфальтобетонных покрытий
[5] СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85
[6] СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
[7] СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство
[8] Технический регламент Таможенного Союза TP ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.6.1.006-2021 "Методические рекомендации по горячей регенерации асфальтобетонных покрытий" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 11 марта 2021 г. N 934-р)
Текст одм (отраслевой дорожной методики) опубликован не был