В весенне-летнем периоде 2020 года (далее - ВЛП) с воздушными судами эксплуатантов гражданской авиации (далее - ВС) при выполнении регулярных коммерческих воздушных перевозок авиационных происшествий не происходило, при выполнении нерегулярных воздушных перевозок и авиационных работ произошли 3 аварии и катастрофа с гибелью 6 человек.
Для авиационных происшествий и серьезных инцидентов, происходящих в весенне-летний период, как правило, характерными являются такие факторы опасности, как:
попадание в полете в условия, связанные с опасными явлениями погоды (грозовая деятельность, интенсивные осадки в виде града, туманы, сдвиг ветра и т.д.);
столкновение с птицами на этапах взлета и посадки;
столкновение с землей или препятствиями в управляемом полете.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что вне зависимости от сезона выполнения полетов авиационные происшествия и серьезные инциденты могут быть связаны:
при летной эксплуатации - с несоблюдением стандартных эксплуатационных процедур и связанных с этим недостатками CRM; неготовностью (из-за недостатков подготовки или отсутствия понятных процедур) к действиям при быстром или неожиданном для экипажа изменении условий полета (например, отказы авиационной техники, информация или срочные указания диспетчера ОВД, в том числе требующие ухода на второй круг или прекращения взлета);
при наземных видах обеспечения полетов - с нарушением персоналом стандартных технологических операций, например, по содержанию и оценке готовности ВПП к приему или выпуску ВС (необъективная или неполная информация о коэффициенте сцепления, виде, толщине слоя и площади осадков и наличии посторонних предметов на покрытии); спешка или сознательное сокращение объема работ при принятии решения о возможности продолжения полетов с использованием перечня минимального оборудования (выпуск в полет заведомо неисправного ВС); невнимательность и отсутствие должного взаимодействия при прогнозировании и предотвращении опасного сокращения интервалов эшелонирования или контроля за выдерживанием схемы захода на посадку (выхода из района аэродрома);
при наземном обслуживании ВС - с отсутствием в организации эффективной системы качества, а также нерешением возникающих или возникавших ранее вопросов обеспечения безопасности полетов, как следствие, участие в ответственных работах по обслуживанию ВС (буксировка, противообледенительная обработка, заправка топливом) неподготовленного персонала, не готового принимать правильные решения; невыполнение обязательных технологических операций; планирование работ без учета возможностей персонала, условий и трудоемкости работ.
Кроме того, требуется обратить внимание на то, что ИКАО отмечается опасность снижения профессиональных навыков как членов экипажей ВС, так и наземного персонала (диспетчеров УВД, специалистов по ПЛГ, персонала организаций по наземному обслуживанию и др.), вызванного падением налета и ограничениями на фоне пандемии COVID-19 (например, невозможность проведения тренажерной подготовки членов летных экипажей в полном объеме при нахождении тренажерных устройств имитации полета в зарубежных авиационных учебных центрах). В связи с этим всем организациям гражданской авиации (далее - организации ГА) необходимо в рамках собственной системы управления безопасностью полетов (далее - СУБП) объективно подходить к оценке рисков безопасности полетов и разработке соответствующих профилактических мероприятий (например, изменение подходов к формированию экипажей; ужесточение эксплуатационных ограничений; введение дополнительных процедур контроля полноты и качества выполненных работ и т.п.). При разработке мероприятий, в зависимости от сферы деятельности организации, целесообразно использовать рекомендации, публикуемые на официальном сайте ИКАО: https://www.icao.int/safety/COVID-19ОPS/Pages/QRGs.aspx.
В целях организации своевременной и качественной подготовки организаций ГА к работе в ВЛП, направленной на обеспечение безаварийной эксплуатации ВС, предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации, организаций ГА центрального подчинения Росавиации:
1.1. Организовать подготовку и контроль готовности организаций ГА к работе в ВЛП в соответствии с положениями Методических рекомендаций по подготовке к сезонной (в осенне-зимний и весенне-летний периоды) эксплуатации воздушных судов и объектов инфраструктуры воздушного транспорта гражданской авиации, утвержденных приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 28.05.2020 N 509-П, а также Методических указаний по поэтапному выходу из режима противоэпидемических ограничений, введенных в условиях COVID-19, при восстановлении авиапассажирских перевозок в гражданской авиации, утвержденных Минтрансом России 25.05.2020.
Подготовку организаций ГА к работе в ВЛП провести с учетом:
прогнозируемого роста интенсивности выполнения различных видов полетов в условиях выхода из режима противоэпидемических ограничений, в том числе в возможных опасных метеорологических явлениях, условиях высоких температур наружного воздуха, миграции птиц, межсезонного размокания и подтопления (вывода из строя) объектов инфраструктуры воздушного транспорта;
риска возникновения природных (лесных) пожаров (высокие температуры воздуха, грозовая деятельность, безответственность различных организаций и частных лиц могут приводить к неконтролируемому возникновению и распространению очагов возгорания, а удаленность от населенных пунктов значительно затрудняет их локализацию и ликвидацию);
организации работы по актуализации исходных аэронавигационных данных и исходной аэронавигационной информации, включенных и/или требующих включения в Сборник аэронавигационной информации (АИП России), в том числе в отношении аэродромов (вертодромов), внесенных в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.
1.2. Контроль готовности организаций ГА к работе в ВЛП осуществить выборочно документарно либо совместить с проверками, проводимыми в целях подтверждения их соответствия требованиям федеральных авиационных правил.
1.3. Сроки (период) проведения подготовки и контроля готовности организаций ГА, находящихся на территории деятельности территориального органа Росавиации, к работе в ВЛП установить с учетом завершения проведения контроля готовности до 31.05.2021.
Направить в адрес Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации:
до 12.03.2021 - информацию об установленных сроках (периоде) подготовки и контроля готовности организаций ГА к работе в ВЛП;
до 11.06.2021 - отчеты с анализом недостатков в деятельности организаций ГА, выявленных в ходе контроля их готовности, и принятых (принимаемых) мерах по их устранению.
1.4. В ходе проведения контроля готовности организаций ГА к работе в ВЛП обратить внимание на:
1.4.1. реализацию в рамках СУБП поставщика услуг мероприятий, направленных на выявление факторов опасности и управление (снижение) рисками, связанными:
с потерей управления в полете;
со столкновением ВС с землей в управляемом полете;
с отказом авиационной техники, в том числе вследствие неучета рисков при выполнении полетов с использованием перечня минимального оборудования (MEL);
безопасностью на ВПП (предотвращение грубых посадок, касаний земли крылом (фюзеляжем, двигателем, воздушным винтом), выкатываний за пределы ВПП при взлете и посадке, несанкционированных выездов на ВПП);
с организацией работ на аэродроме сторонними организациями;
с содержанием (ремонтом, реконструкцией) элементов летного поля аэродрома;
состоянием элементов летного поля (низкий коэффициент сцепления; состояние визуальной маркировки; наличие посторонних предметов);
с влиянием внешней среды (высокие температуры наружного воздуха, радиационные и фронтальные туманы, обледенение, фронтальные грозы, ливневые осадки и град, турбулентность и сдвиг ветра, пыльные бури, мгла, межсезонное размокание и уменьшение прочности грунта);
со столкновениями ВС с птицами и другими животными;
с заправкой ВС некондиционным авиационным ГСМ;
1.4.2. соответствие фактического времени работы аэропортов (аэродромов) регламентам, опубликованным в документах аэронавигационной информации, а также обеспечение работы органов ОВД и метеорологических органов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих организацию воздушного движения и метеорологическое обеспечение гражданской авиации;
1.4.3. осуществление операторами аэродромов гражданской авиации контроля наличия маркировки и светоограждения препятствий в районе аэродрома (в том числе, превышающих ограничительные поверхности аэродрома);
1.4.4. осуществление операторами аэродромов мероприятий по выявлению объектов (факторов) в районе аэродрома, способствующих массовому скоплению птиц, и принятие мер для их устранения;
1.4.5. осуществление операторами аэродромов мероприятий по мониторингу состояния искусственных покрытий и немедленное устранение недопустимых дефектов в случае их выявления, а также мероприятий по подготовке объектов ВДС к обильному снеготаянию;
1.4.6. реализацию Плана технического обслуживания на 2021 год в части технического обслуживания системы светосигнального оборудования (ССО), а также мероприятий, предусмотренных Планом планово-предупредительного ремонта;
1.4.7. состояние объектов (элементов) электроснабжения: просек (при наличии) линий централизованного электроснабжения, резервных (аварийных) источников, кабельных (воздушных) линий электропередачи, визировки аэронавигационных огней системы ССО, работу аппаратуры дистанционного управления системой ССО;
1.4.8. реализацию рекомендаций комиссий по расследованию авиационных событий, требований приказов Росавиации о реализации мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий;
1.4.9. соблюдение требований части "е" пункта 5.84 раздела "Допуск экипажа воздушного судна к полету" Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128;
1.4.10. соблюдение требований Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139, а также Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, утвержденного приказом Минтранса России от 07.07.2011 N 181, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10, при планировании, выполнении и обслуживании полетов;
1.4.11. проведение регулярного мониторинга технологического графика и оборота ВС с обязательным резервированием ВС на случаи задержек рейсов в целях исключения срывов и задержек рейсов при выполнении пассажирских перевозок, включая чартерные, в прогнозируемых условиях увеличения объемов воздушных перевозок в период летних отпусков и каникул;
1.4.12. наличие и однозначное изложение в руководстве по производству полетов (руководстве по наземному обслуживанию, при его наличии):
процедуры принятия решения в переходный период о необходимости проведения противообледенительной обработки ВС и контроля качества этих работ;
порядка обеспечения экипажей ВС метеоинформацией (учитывая, что метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации Правительством Российской Федерации возложено на полномочный метеорологический орган в лице Росгидромета);
1.4.13. организацию обеспечения транспортной (авиационной) безопасности, в том числе антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области транспортной (авиационной) безопасности;
1.4.14. установление порядка доведения до региональных управлений МЧС России информации о лесных и природных пожарах, обнаруженных экипажами ВС независимо от ведомственной принадлежности, переданной ими в органы ОВД.
1.5. При проведении проверок организаций ГА на соответствие требованиям федеральных авиационных правил использовать, в том числе, Методические рекомендации территориальным органам Росавиации по проверкам систем управления безопасностью полетов, утвержденные Росавиацией 03.12.2019 (размещены на официальном сайте Росавиации в сети Интернет по адресу: https://www.favt.ru/dejatelnost-bezopasnost-poletov-subp-proverka-postavshikov-uslug-kvp/).
1.6. На постоянной основе актуализировать (обновлять) на официальных сайтах территориального органа Росавиации информацию об эксплуатантах, выполняющих авиационные работы, и эксплуатантах авиации общего назначения в целях обеспечения прозрачности их деятельности.
1.7. Обеспечить взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями с целью получения информации о привлечении ВС ГА к авиационным работам по охране и защите лесов от пожаров.
1.8. Выполнить сверку необходимой контактной информации и функционирования каналов связи с правоохранительными органами и территориальными органами Ространснадзора с целью предотвращения (локализации) каких-либо сбойных ситуаций (чрезвычайных ситуаций).
1.9. Предложить руководителям организаций ГА с учетом специфики деятельности, географических, климатических и региональных особенностей спланировать и реализовать необходимые дополнительные мероприятия, направленные на:
1.9.1. постоянное развитие СУБП организации с учетом результатов расследований авиационных происшествий и инцидентов, в том числе по данным, регулярно публикуемым в электронном Архиве материалов расследований инцидентов и производственных происшествий Росавиации (информация об обновлениях в архиве с рекомендациями по изучению результатов расследований инцидентов и производственных происшествий размещается на официальном сайте Росавиации в сети Интернет по адресу https://www.favt.ru/dejatelnost-bezopasnost-poletov-amripp-obnovleniya/);
1.9.2. организацию работ по обеспечению безопасности полетов при наземном обслуживании ВС с учетом рекомендаций, изложенных в Doc. 10121 ИКАО "Руководство по наземному обслуживанию";
1.9.3. обеспечение безаварийной работы при проведении противопаводковых мероприятий. Предусмотреть мероприятия по выделению ВС ГА для обеспечения доставки в определенные районы команд взрывников для ликвидации ледяных заторов. Доставку взрывчатых веществ и оборудования для проведения взрывных работ осуществлять в строгом соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 05.09.2008 N 141, и положений Doc. 9284 AN/905 ИКАО "Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху";
1.9.4. создание необходимых запасов материально-технических ресурсов для оперативного устранения возможных аварий и неисправностей на объектах;
1.9.5. создание необходимых запасов горюче-смазочных материалов на отдельных объектах РТОП и связи с учетом обеспечения полетов в ВЛП;
1.9.6. предотвращение возникновений очагов пожара на объектах аэродрома, ОрВД и прилегающих к ним территориях.
2. Начальнику Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации до 01.03.2021 в рамках мероприятий по подготовке организаций ГА к работе в ВЛП провести инструктивно-методическое совещание с начальниками отделов инспекций по безопасности полетов территориальных органов Росавиации по вопросам обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации по итогам осенне-зимнего периода (2020-2021 годов) эксплуатации ВС и рассмотрению наиболее актуальных вопросов подготовки организаций ГА к работе в ВЛП 2021 года (г. Москва, Росавиация).
3. Генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в период подготовки к работе в ВЛП рекомендовать руководителям обособленных подразделений привлекать к участию в итоговых конференциях по подготовке к ВЛП представителей авиакомпаний для обмена опытом с целью повышения качества взаимодействия и соблюдения установленного приемлемого уровня безопасности полетов при предоставлении обслуживания воздушного движения.
4. Директорам ФКУ "АПСЦ" и ФКУ "РПСБ" во взаимодействии с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотреть выделение персонала региональных поисково-спасательных баз для оказания помощи населению при стихийных бедствиях.
5. Начальнику Управления организации использования воздушного пространства Росавиации, начальнику Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации и генеральному директору ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" до 30.04.2021 подготовить и провести на базе филиала "Аэронавигация Северо-Запада" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (г. Санкт-Петербург) методическое совещание по рассмотрению наиболее актуальных вопросов деятельности по ОрВД, РТОП и связи, обобщению опыта работы и разработке профилактических мероприятий по обеспечению безопасности воздушного движения в ВЛП 2021 года.
6. Начальнику Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Росавиации спланировать и провести:
до 30.04.2021 на базе ФКУ "Южный АПСЦ" (г. Сочи) методическое совещание с директорами ФКУ "РПСБ", ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС", начальниками (руководителями) территориальных органов Росавиации, имеющими зоны АКПС, начальниками отделов АКПС территориальных органов Росавиации, начальниками координационных центров ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС" по вопросам подготовки поисково-спасательных формирований к работе в ВЛП, организации взаимодействия и координации действий при проведении поисково-спасательных операций (работ) в зонах ответственности с использованием средств автоматизации;
до 27.05.2021 на базе ФБУ "Служба ЕС АКПС" и ФКУ "Центральный АПСЦ" (г. Москва, г. Истра) методическое совещание с директорами ФКУ "РПСБ", ФКУ "АПСЦ", ФБУ "Служба ЕС АКПС" по вопросам охраны труда, предупреждения травматизма и гибели личного состава при производственной деятельности с проведением показательного занятия по планированию и проведению воздушной тренировки по сложным видам подготовки спасателей.
|
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 16 февраля 2021 г. N Исх-5043/02 "Об организации подготовки организаций гражданской авиации к выполнению и обеспечению полетов в весенне-летнем периоде 2021 года"
Текст письма опубликован не был