Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 7
Специфика деятельности педагога-психолога в дистанционном режиме
Педагоги-психологи, как и многие их коллеги, тоже оказались в новой социальной ситуации, которая поможет развить профессиональные компетенции и приобрести новые навыки работы в дистанционном формате. В современном мире, в век Интернета, находясь дома или на рабочем месте, можно общаться, работать, учиться, не подвергая опасности себя и других людей в период карантина. В связи с новыми условиями обучения для психолого-педагогической работы в дистанционной форме требуется, во-первых, организация рабочего места педагога-психолога, во-вторых, подбор инструментария, освоение дистанционных технологий работы (в т.ч. групповых и индивидуальных), в-третьих, соблюдение этических норм психолога в связи с применением дистанционных форм работы.
Основными направлениями работы педагога-психолога, обозначенными профессиональных (ПС) и в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) как формы психологического сопровождения участников образовательных отношений остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, обучающимися, родителями (законными представителями).
Однако, в привычный набор методов и подходов необходимо будет внести некоторые коррективы с учетом дистанционного режима. Изменение режима образования предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогов-психологов с педагогическими работниками, обучающимися и их родителями (законными представителями), предусматривающего (Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)//Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. N 07-2446 "О направлении информации"): установление и поддержании контактов педагога-психолога с членами семей, педагогическими работниками и администрацией образовательных организаций (в том числе проведение опроса и установочного совещания по организации психолого-педагогической поддержки образования в условиях дистанционного режима обучения и распространения коронавируса);
проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера, в том числе по проблемам организации учебной деятельности и досуга в домашних условиях, повышения мотивации обучающихся на участие в дистанционных занятиях, повышения адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности удаленных форм учебных занятий. В сложившихся условиях работа педагога-психолога должна предусматривать основные формы в дистанционном режиме:
психологическое просвещение в онлайн режиме. Практически у всех педагогов-психологов есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут собственные сайты, сообщества в ВКонтакте, Одноклассниках, где можно осуществлять психологическое просвещение по актуальным вопросам. Проводить онлайн просвещение можно в Skype, Whats App, Viber посредством создания интересного видео-контента, прямых эфиров, вебинаров, видео инструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов для организации психологического кинозала.
психологическая профилактика на удаленном доступе - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников), разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе и по вопросам психологического сопровождения дистанционного обучения, а также привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды; обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы) через вебинары, онлайн-трансляции.
психологическое дистантное консультирование предполагает - применение в практике педагога-психолога форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в т.ч. в дистанционном формате), с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления);
- психологическое консультирование родителей и близких членов семей обучающегося, в том числе направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни.
психологическая компьютерная диагностика возможна через психодиагностические порталы* на которых с помощью методик, тестов, анкет можно провести диагностику и выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей дошкольного и школьного возраста, которые должны быть учтены в процессе психологического сопровождения обучающихся в дистанционном режиме;
- диагностика через сеть Интернет с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);
- создание онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов (например, тестирование через Google-формы) - мониторинговая деятельность в виртуальном облаке.
психологическая коррекционно-развивающая работа в дистанционном режиме может проходить в индивидуальном формате (с использованием программ zoom, skype, WhatsApp и других цифровых платформ) или групповом (через видеоконференсвязь) для обучающихся, испытывающих трудности в адаптации, развитии, поведении, в том числе работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), родители (законные представители) которых выступают тьюторами (помогают ребенку выполнять упражнения, которые демонстрирует педагог-психолог); нахождение обучающихся вне образовательного учреждения должно предусматривать работу педагога-психолога совместно с социальным педагогом в онлайн-формате с семьями группы риска по предупреждению возникновения у несовершеннолетних социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения (употребление ПАВ, агрессивное и аутоагрессивное поведение, депрессивные состояния, попадание под влияние деструктивных сообществ (посредством сети Интернет), рост проявлений рискованного поведения и пр.);
- психологическая коррекция с использованием онлайн- и мобильных тренажеров, онлайн-игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов).
экспертно-методическая деятельность в дистанционном режиме, включающая разработку методических рекомендаций для участников образовательных отношений, программ, обобщения опыта по теме самообразования;
- помощь педагогам в выборе образовательных технологий, адекватных дистанционным условиям обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию дистанционного образовательного процесса;
- ведение документации в электронном формате (заполнение журналов, базы данных, отчетов по выполнению госзадания).
Форматы и технологии взаимодействия психологической службы на внутриведомственном и межведомственном уровне:
видеоконференцсвязь для проектного и оперативного взаимодействия специалистов психологической службы муниципального уровня и областного;
сетевое взаимодействие на объединенном региональном портале (например, в Липецкой области - портал: www.roditel48.ru);
единая библиотека нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность психологической службы на сайте Регионального ресурсного центра развития психологической службы региона (например, в Липецкой области - сайт Регионального ресурсного центра по развитию психологической службы: www.семья48.рф);
мобильное и безбумажное взаимодействие специалистов на внутриведомственном и межведомственном уровне (профессиональные группы в соцсетях и мессенджерах, объединяющих психологов разных ведомств и внутри системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях);
онлайн ресурсная карта специалистов психологической службы с возможностью взаимодействия с ними (навигатор муниципальных консультационных пунктов);
8-800-2000-122 - телефон доверия консультативной психологической помощи, оказываемой бесплатно и анонимно и другие телефоны горячих линий по оказанию психолого-педагогической помощи.
В том случае, когда наблюдается кадровый дефицит психологической службы в общеобразовательных организациях региона и есть удаленные территории, в которых нет возможности осуществлять психолого-педагогическую помощь участникам образовательных отношений силами самих образовательных организаций, то областной или муниципальный центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения реализует эту деятельность с использованием возможностей IT-технологий по договору между Центром и образовательной организацией.
В качестве примера приведем опыт ГОО "Кузбасский РЦППМС" (г. Кемерово). Так, с целью оптимизации психологической помощи и непосредственно возможности ее получения и оказания психолого-педагогической поддержки в апреле 2020 года специалистами ГОО "Кузбасский РЦППМС" был создан сайт "Ты не один" и несколько колл-центров. Это сделано, в первую очередь, для возможности оказания психологической помощи в сложных жизненных ситуациях, предотвращения суицидальных поступков и других деструктивных форм поведения в формате онлайн работы и телефонного консультирования. Новый формат осуществления деятельности специалистов ГОО "Кузбасский РЦППМС" по психолого-педагогическому сопровождению позволил расширить возможности оказания психологической помощи для всех нуждающихся, в том числе в удаленных территориях области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.