Решение Самарского областного суда от 26 января 2021 г. N 3а-73/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-73/2021 по административному исковому заявлению А.Г.И. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
А.Г.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30 ноября 2015 года, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N; Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N; Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него по пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N; Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N; Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что включенные в указанные пункты Перечней принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они являются подвальным помещением, торговой площадью, коридором, санузлами и квартирами; наименование, назначение и технические характеристики этих помещений не предполагают размещение в них офисных объектов делового, коммерческого назначении, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Включение указанных объектов недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности П.Е.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, уточнив, что нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Перечень на 2016 год по пунктом N, в Перечень на 2017 год - под пунктом N.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилые помещения включены в Перечни в связи с тем, что расположены в здании офисно-торгового назначения с кадастровым номером N, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для строительства и эксплуатации магазина-офиса.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить частично.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 30 ноября 2015 года N 3033, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год.
Приказом от 14 ноября 2016 года N 1907 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Приказом от 18 октября 2017 года N 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.
Приказом от 29 октября 2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Приказом от 7 октября 2019 года N 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2016 год, в пункт N Перечня на 2017 год, в пункт N Перечня на 2018 год, в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня на 2020 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2016 год, в пункт N Перечня на 2017 год, в пункт N Перечня на 2018 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2020 год.
Приказ министерства от 30 ноября 2015 года N 3033 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области "www.mio.samregion.ru" 30 ноября 2015 года.
Приказ министерства от 14 ноября 2016 года N 1907 официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что А.Г.И. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 35,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Он также являлся собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 1062, 1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанный объект был разделен на ряд объектов недвижимости и снят с кадастрового учета 11 мая 2018 года.
Одним из объектов, образованным в результате раздела, является нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 351, 7 кв. м (адрес: <адрес>). Объект недвижимости поставлен на кадастровый учет 27 апреля 2018 года, его собственником является А.Г.И.
Указанные нежилые помещения расположены (объект с кадастровым номером N был расположен) в нежилом здании с кадастровым номером N площадью 1685,9 кв. м, состоящем из 4 этажей, в том числе подземных - 1.
Вопреки доводам административного ответчика, указанное здание однозначно не может быть признано офисно-торговым объектом, поскольку в соответствии с его наименованием оно является комплексным зданием, в котором согласно техническому паспорту располагаются жилые и подсобные помещения, бойлерная, кабинеты, тамбуры, лестничные клетки, коридоры, санузлы, туалеты, кухня, ванная, лаборатории, ординаторская, приемная, а также торговые залы, площадь торговых залов составляет менее 20% от площади здания. Кабинеты и офисы - понятия не тождественные.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для строительства и эксплуатации магазина-офиса.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером N имеет назначение нежилое помещение.
В техническом паспорте этого нежилого помещения по состоянию на 14 марта 2007 года, выполненном МП городского округа Тольятти "ИНВЕНТАРИЗАТОР", отражено, что это помещение состоит из лестничных клеток площадью 17,3 кв. м. и 17,8 кв. м.
Принимая во внимание, что лестничные клетки расположены на 1 и 2 этажах, являются частью комплексного здания с кадастровым номером N и предназначены для обслуживания всего здания, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером N не может быть отнесено к объектам, предназначенным для обслуживания объектов офисного, коммерческого, делового назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, а потому включение его в Перечни на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая положения, содержащиеся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, суд полагает, что вид разрешенного использования земельного участка в данном случае не является критерием для включения нежилого помещения с кадастровым номером N в Перечни в связи с тем, что данный объект недвижимости не предназначен для использования в качестве офисного или торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с изложенным требования административного истца о признании недействующими Перечней на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы в части включения в них под пунктами соответственно N, N, N, N, N нежилого помещения с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия
Нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 1062,1 кв. м, существовавшее как объект недвижимости до 11 мая 2018 года, имело наименование: незавершенное строительством нежилое помещение - готовность 77% (-1 этаж: комнаты N 1-7; 1 этаж: комнаты N 1-16, 18, 19; 2 этаж: комнаты N 1-27), назначение - нежилое помещение.
По сведениям технического паспорта в указанном нежилом помещении располагались подсобные помещения, подвальное, бойлерная, кабинеты, торговые залы, санузлы, тамбуры, помещения без указания их назначения.
Площадь торговых залов по техническому паспорту составляет 45,3 кв. м, 60,1 кв. м, 101,6 кв. м, 73 кв. м, а всего 280 кв. м, что от общей площади нежилого помещения составляет 26,36%.
Образованное в результате раздела и поставленное на кадастровый учет 27 апреля 2018 года нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 351,7 кв. м расположено на 1 этаже, в нем размещены торговые залы общей площадью 280 кв. м, а также кабинеты, коридор, тамбуры, санузлы. Площадь торговых залов от общей площади нежилого помещения составляет 79,61%.
Учитывая, что более 20% площади в указанных нежилых помещениях предназначены для использования в качестве торговых объектов, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером N обоснованно включено в Перечни на 2016, 2017, 2018 годы, а нежилое помещение с кадастровым номером N обоснованно включено в Перечень на 2020 год, и оснований для признания недействующими Перечней в части включения в них указанных помещений не имеется.
Доводы представителя административного истца о том, что процентное соотношение площади торговых залов следует производить от площади всего здания, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования А.Г.И. удовлетворить частично.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 3 февраля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 26 января 2021 г. N 3а-73/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании