Решение Самарского областного суда от 25 января 2021 г. N 3а-285/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-285/2021 по административному исковому заявлению М.Я.Ю. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
М.Я.Ю. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежавшее ранее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, не отвечающие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в документах технического учета оно значится как арматурная мастерская. Здание расположено на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования - под промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности, для размещения промышленных объектов. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца в налоговом периоде владения объектом недвижимости на праве собственности.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности П.Е.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание включено в Перечень в соответствии с его наименованием- арматурная мастерская, что позволяет его отнести к объектам, предназначенным ля использования в целях размещения объектов бытового обслуживания.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2019 год.
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что М.Я.Ю. с 27 октября 2016 года на праве собственности принадлежало нежилое здание с кадастровым номером N площадью 493,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
С 27 марта 2020 года собственником здания является ООО "Т.С.С.".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10 декабря 2020 года указанное здание имеет назначение - нежилое здание, наименование - арматурная мастерская (здание лит. А3).
По сведениям технического учета в нежилом здании располагаются мастерская площадью 445,7 кв. м, бытовка (15,4 кв. м), санузел (4,5 кв. м), бытовка (10,1 кв. м), кабинет (8,5 кв. м), подсобная (9,6 кв. м).
При этом, понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис", а остальные помещения в указанном помещении не относятся к объектам делового, офисного, коммерческого назначения, объектам торговли, бытового обслуживания или общественного питания.
Доводы министерства имущественных отношений Самарской области о том, что наименование здания (арматурная мастерская) позволяло министерству включить спорный объект в Перечень на 2019 год, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку наименование здания без установления того, какой вид деятельности ведется в этом здании, не подтверждает предназначение или использование данного здания в качестве объектов бытового обслуживания и недостаточно для включения в Перечень. Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания на момент принятия оспариваемого Перечня административным ответчиком не проводились,
Между тем, согласно представленным суду договорам аренды, заключенным 31 октября 2018 года и 1 сентября 2019 года между М.Я.Ю. и ООО "В-с", нежилое здание сдавалось в аренду для производства сухих строительных смесей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "В-с" является производство изделий из бетона, цемента и гипса (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2-23.6).
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р код ОКВЭД 23.6 не относится к бытовым услугам.
Нежилое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого: по промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности, для размещения промышленных объектов, не подразумевающий его использование в качестве офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового облуживания.
Доказательств назначения или использования нежилого здания в соответствии с критериями, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административным ответчиком не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующими Перечня на 2019 год в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования М.Я.Ю. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 25 января 2021 г. N 3а-285/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании