Приказ Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области
от 14 декабря 2020 г. N 167-Пр-о
"Об утверждении Положения об осуществлении Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области внутреннего финансового аудита"
В соответствии со ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказами Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", от 18.12.2019 N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", от 22.05.2020 N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", от 05.08.2020 N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", Порядком осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26 марта 2014 г. N 192/8:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области внутреннего финансового аудита.
2. Отделу связи и информатизации Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области организовать официальное размещение (опубликование) настоящего приказа на официальном сайте Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области https://gatn.mosreg.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Начальник Госадмтехнадзора |
О.В. Баженов |
Утверждено
Распоряжением Госадмтехнадзора
Московской области
от 14 декабря 2020 г. N 167-Пр-о
Положение
об осуществлении Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области внутреннего финансового аудита
1. Положение об осуществлении Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области (далее - Положение) разработано в соответствии:
- со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита"
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.
2. Положение определяет особенности применения федеральных стандартов внутреннего финансового аудита при планировании внутреннего финансового аудита, формировании и утверждении программы аудиторского мероприятия, проведении аудиторского мероприятия, составлении и представлении заключения по результатам аудиторского мероприятия, годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, формировании и ведении (актуализации) реестра бюджетных рисков.
3. Внутренний финансовый аудит в Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области (далее - Госадмтехнадзор Московской области) осуществляется должностным лицом Госадмтехнадзора Московской области, наделенным в соответствии с должностным регламентом полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита).
4. Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется исключительно и непосредственно начальнику Госадмтехнадзора Московской области - главному государственному административно-техническому инспектору Московской области (далее - начальник Госадмтехнадзора Московской области).
5. Деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности и ответственности.
Принцип законности выражается в строгом и полном выполнении правовых норм, регулирующих процесс внутреннего финансового аудита.
Принцип объективности и профессиональной компетентности выражается в применении соответствующими должностными лицами и работниками необходимых профессиональных аудиторских знаний, навыков и других компетенций, позволяющих субъекту аудита осуществлять внутренний финансовый аудит беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом аудита целей и задач.
Принцип эффективности означает, что внутренний финансовый аудит должен исходить из необходимости достижения наилучших (заданных) результатов аудита с использованием наименьшего объема затрачиваемых на него ресурсов (трудовых и материальных).
Принцип независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
Принцип системности заключается в том, что при осуществлении внутреннего финансового аудита выявленные риски (угрозы) и нарушения анализируются по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области с заданной периодичностью в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, оценки экономности и результативности использования бюджетных средств.
Принцип ответственности означает, что субъект аудита несет ответственность перед начальником Госадмтехнадзора Московской области за предоставление полных и достоверных аудиторских рекомендаций (предложений), заключений, отчетов, позволяющих при их надлежащим выполнении повысить качество осуществления внутренних бюджетных процедур.
6. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - объекты внутреннего финансового аудита).
7. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет начальник Госадмтехнадзора Московской области.
Начальник Госадмтехнадзора Московской области при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъекта аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.
Планирование внутреннего финансового аудита
8. При формировании данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий учитываются факторы, отмеченные в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита, а также:
а) существенность нарушений и (или) недостатков, выявленных органами государственного финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущего аудиторского мероприятия;
б) информация, поступившая в Госадмтехнадзор Московской области и указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного финансового контроля;
в) результаты мониторинга качества финансового менеджмента;
г) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок (мероприятий);
д) профессиональное суждение субъекта внутреннего финансового аудита о наличии бюджетных рисков в отношении бюджетных процедур и/или операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в том числе данные о которых отсутствуют в реестре бюджетных рисков.
9. Плановые аудиторские мероприятия осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - план), который составляется субъектом внутреннего финансового аудита по форме согласно Приложению 1 к Положению, и направляется на утверждение начальнику Госадмтехнадзора Московской области не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому.
Начальник Госадмтехнадзора Московской области утверждает план до начала очередного финансового года.
10. Информация о плане проведения аудиторских мероприятий доводится до руководителей структурных подразделений и должностных лиц Госадмтехнадзора Московской области, ответственных за осуществление внутренних бюджетных процедур (далее - субъекты бюджетных процедур) не позднее 10 рабочих дней со дня его утверждения субъектом внутреннего финансового аудита посредством межведомственной системы электронного документооборота (далее - МСЭД).
11. Решение о внесении изменений в утвержденный план принимается начальником Госадмтехнадзора Московской области на основании мотивированной служебной записки субъекта внутреннего финансового аудита.
12. Решение о проведении аудиторского мероприятия оформляется приказом начальника Госадмтехнадзора Московской области, в котором указывается тема, дата начала и сроки проведения аудиторского мероприятия, состав аудиторской группы.
13. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения начальника Госадмтехнадзора Московской области, с указанием темы и срока проведения мероприятия. Решение оформляется приказом Госадмтехнадзора Московской области.
14. Внеплановые аудиторские мероприятия могут проводиться по предложению субъекта внутреннего финансового аудита, оформленному служебной запиской с указанием:
а) темы аудиторского мероприятия;
б) обоснования проведения внепланового аудиторского мероприятия с точки зрения наличия бюджетных рисков и (или) наличия нарушений и (или) недостатков, выявленных при осуществлении плановых аудиторских мероприятий;
в) срока проведения внепланового аудиторского мероприятия;
г) иной информации в соответствии с требованиями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
15. Решение о проведении аудиторского мероприятия (внепланового аудиторского мероприятия) направляется субъектам бюджетных процедур, в отношении которых проводится аудиторское мероприятие, посредством системы электронного документооборота не позднее пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения.
16. В целях проведения аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита, по согласованию с начальником Госадмтехнадзора Московской области, может привлекать сторонних специалистов для формирования аудиторской группы, численность которой определяется исходя из количества и сложности объектов аудиторского мероприятия, целей аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия и квалификации членов аудиторской группы.
17. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с программой аудиторского мероприятия (далее - Программа), утверждаемой субъектом внутреннего финансового аудита по форме согласно Приложению 2 к Положению.
18. В целях составления Программы субъектом внутреннего финансового аудита проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур, бюджетных рисков во взаимосвязи с операциями/действиями по выполнению бюджетных процедур.
19. Программа аудиторского мероприятия содержит:
а) основание проведения и тему аудиторского мероприятия (пункт Плана или приказ начальника Госадмтехнадзора Московской области о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
б) сроки проведения аудиторского мероприятия;
в) цели и задачи аудиторского мероприятия;
г) применяемые в ходе аудиторского мероприятия методы;
д) перечень объектов аудиторского мероприятия;
ж) проверяемый период;
з) сведения об уполномоченном должностном лице или о руководителе и членах аудиторской группы;
и) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия.
20. Перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, и применяемые методы определяются в зависимости от объектов аудиторского мероприятия, целей и задач аудиторского мероприятия и результатов оценки значимости бюджетных рисков.
21. Приемы, применяемые при проведении аудиторского мероприятия в зависимости от целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия), являются методами внутреннего финансового аудита.
К методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
22. Используемые методы внутреннего финансового аудита должны обеспечить получение субъектом внутреннего финансового аудита необходимых и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
23. Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
24. При необходимости субъектом внутреннего финансового аудита в программу аудиторского мероприятия могут вноситься изменения.
Утвержденные изменения в программу аудиторского мероприятия направляются субъектам бюджетных процедур, в отношении которых проводится аудиторское мероприятие, посредством МСЭД не позднее 10 рабочих дней до дня окончания аудиторского мероприятия.
Проведение и документирование аудиторских мероприятий
25. Аудиторское мероприятие проводится субъектом внутреннего финансового аудита на основании Программы.
26. Субъект внутреннего финансового аудита не позднее дня начала аудиторского мероприятия посредством МСЭД направляет субъектам бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области, уведомление о проведении аудиторского мероприятия.
27. К уведомлению о проведении аудиторского мероприятия прилагаются:
а) копия утвержденной программы аудиторского мероприятия;
б) запрос, составляемый по форме согласно Приложению 3 к Положению, о предоставлении документов, материалов и информации, доступа к прикладному программному обеспечению и информационным ресурсам (далее - Запрос).
28. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области, обязаны предоставить запрошенные документы, материалы и информацию не позднее 3 рабочих дней со дня получения Запроса, если Запросом не установлены иные сроки, и обеспечить своевременность и полноту представления запрошенных для проведения аудиторского мероприятия документов, материалов и информации.
При невозможности представить требуемые документы и материалы субъект бюджетных процедур обязан представить письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их представления.
29. При необходимости уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы (субъект внутреннего финансового аудита) вправе направлять субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области дополнительные Запросы.
30. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления или продления аудиторского мероприятия, субъект внутреннего финансового аудита направляет начальнику Госадмтехнадзора Московской области служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) аудиторского мероприятия.
Срок приостановления (продления) аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторского мероприятия, но не может превышать 30 календарных дней.
31. Аудиторское мероприятие может быть приостановлено в следующих случаях:
- организации и проведения экспертиз;
- необходимости проведения внепланового аудиторского мероприятия;
- в случае непредставления (неполного представления) субъектом бюджетных процедур документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия;
- воспрепятствования субъектом бюджетных процедур проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонения его от проведения аудиторского мероприятия;
- временной нетрудоспособности должностных лиц (должностного лица), осуществляющих проведение аудиторского мероприятия.
На период приостановления аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия его проведение возобновляется.
32. Решение о приостановлении (продлении), возобновлении аудиторского мероприятия оформляется приказом начальника Госадмтехнадзора Московской области и направляется субъектам бюджетных процедур, в отношении которых проводится аудиторское мероприятие, посредством МСЭД не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения.
33. При проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны достаточные и уместные (для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и предложений) аудиторские доказательства.
34. При проведении аудиторского мероприятия может использоваться выборка, предназначенная для изучения менее чем 100% элементов общего набора действий (операций), документов, данных, информации (далее - генеральной совокупности), из которых производится выборка, позволяющая сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.
35. Информация о способах и объеме выборки отражается в рабочей документации аудиторского мероприятия. Применяемый способ должен обеспечить получение достаточных и уместных для достижения целей аудиторского мероприятия аудиторских доказательств.
36. При проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация, которая может вестись и храниться как в электронном виде, так и на бумажных носителях.
37. К рабочей документации аудиторских мероприятий относятся рабочие документы и материалы, подготавливаемые, получаемые и хранимые в связи с проведением внутреннего финансового аудита, в том числе:
а) документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая формирование его программы;
б) документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
в) объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от субъектов бюджетных процедур;
г) информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом внутреннего финансового аудита;
д) аналитические материалы (записки), подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
е) информация о проведенных расчетах;
ж) копии документов, в которых были выявлены нарушения и (или) недостатки;
з) иная информация, содержащая аудиторские доказательства.
38. Содержание рабочей документации определяется уполномоченным должностным лицом или руководителем аудиторской группы исходя из целей аудиторского мероприятия.
39. Рабочая документация должна подтверждать, что объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с Программой, а собранные аудиторские доказательства достаточны и уместны для обоснования выводов, рекомендаций и формирования заключения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
40. В случае осуществления аудиторского мероприятия аудиторской группой рабочая документация аудиторского мероприятия должна быть проверена руководителем аудиторской группы в целях контроля выполнения соответствующих пунктов Программы, с получением достаточных и уместных аудиторских доказательств для достижения целей аудиторского мероприятия.
41. Рабочая документация, за исключением рабочей документации, формируемой при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий, должна быть сформирована до окончания аудиторского мероприятия.
42. Рабочая документация должна располагаться в соответствии с вопросами Программы в папках, заведенных для каждого аудиторского мероприятия.
43. Хранение рабочей документации (не менее 3 лет) осуществляется субъектом внутреннего финансового аудита с исключением возможности ее изменения, а также изъятия или добавления отдельных документов или их части, за исключением рабочей документации, формируемой при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
44. Доступ к рабочей документации и выдача документации по внутреннему аудиту должностным лицам, работникам Госадмтехнадзора Московской области, не занятым аудитом по данной теме (вопросу) не допускается.
45. Доступ к рабочей документации при проведении мероприятий государственного финансового контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. Изъятие рабочей документации производится только уполномоченными на то органами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Составление и представление заключения. Представление и рассмотрение возражений по результатам проведенного аудиторского мероприятия
47. Заключение по аудиторскому мероприятию (далее - Заключение) составляется по форме согласно Приложению 4 к Положению, и должно содержать следующую информацию:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) результаты проведения аудиторского мероприятия по вопросам Программы;
в) информацию о выявленных в ходе аудиторского мероприятия недостатках и нарушениях, а также об их условиях и причинах. В случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков;
г) информацию о выявленных бюджетных рисках, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причинах и возможных последствиях реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски). В случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков;
д) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достаточности и актуальности правовых актов и документов Госадмтехнадзора Московской области, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения), и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
о качестве исполнения бюджетных полномочий Госадмтехнадзора Московской области как главного администратора бюджетных средств;
е) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
ж) дату подписания заключения;
з) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии);
и) должность, фамилию и инициалы, подпись субъекта (руководителя субъекта) внутреннего финансового аудита.
48. Заключение, содержащее сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
49. Субъект внутреннего финансового аудита имеет право направить проект заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области, в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия.
50. При наличии возражений и предложений по фактам, указанным в заключении, субъект бюджетной процедуры в течение 5 рабочих дней со дня его получения на ознакомление вправе представить возражения и предложения посредством системы электронного документооборота.
51. Субъект внутреннего финансового аудита рассматривает письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур к проекту заключения (при наличии) и при необходимости вносит корректировки в проект заключения.
52. По окончанию проведения аудиторского мероприятия субъект внутреннего финансового аудита подписывает заключение.
Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.
53. Заключение направляется начальнику Госадмтехнадзора Московской области, а также субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области, в отношении деятельности которых получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработанные предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, и (или) исходя из цели и задач аудиторского мероприятия, в течение 3 рабочих дней со дня окончания аудиторского мероприятия.
54. По результатам рассмотрения заключения начальник Госадмтехнадзора Московской области принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением, поручением, оформляемым протоколом содержания, а также устными указаниями.
55. В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения копии заключения с решением (резолюцией) начальника Госадмтехнадзора Московской области, субъекты бюджетных процедур обеспечивают разработку плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций и/или устранению недостатков и (или) нарушений, выявленных в ходе аудиторского мероприятия по форме согласно Приложению 5 к Положению.
56. Контроль за своевременным и полным выполнением включенных в план мероприятий осуществляют субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области.
57. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области, обеспечивают выполнение включенных в план мероприятий, и в установленные сроки представляют субъекту внутреннего аудита информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия с приложением копий подтверждающих документов.
58. В случае обнаружения в подписанном заключении существенной ошибки или искажения, а также в случае получения информации, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по его результатам, исправленная информация доводится до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения, в течение 3 рабочих дней со дня ее получения (обнаружения существенной ошибки или искажения).
Оценка бюджетных рисков
59. Бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента Госадмтехнадзора Московской области.
60. Оценка бюджетного риска осуществляется субъектами бюджетных процедур и субъектом внутреннего финансового аудита в соответствии с Приложением 1 к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 N 160н, а также положениями иных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, касающихся вопросов оценки бюджетных рисков, в отношении следующих бюджетных процедур:
а) составление и представление документов в Министерство экономики и финансов Московской области, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
б) составление и представление документов в Управление федерального казначейства Московской области, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
в) составление и направление документов в Министерство экономики и финансов Московской области и Управление федерального казначейства Московской области, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;
г) составление и исполнение бюджетной сметы;
д) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
е) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Московской области;
ж) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет Московской области (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
з) процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
и) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
к) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) межбюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
61. Оценка бюджетных рисков осуществляется с применением качественных оценок и, при необходимости, количественных оценок. Для проведения оценки бюджетных рисков используется матрица оценки бюджетных рисков по форме Приложения 6 к настоящему Положению и шкалы оценки бюджетных рисков по форме Приложения 7 к настоящему Положению.
Формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков
62. Реестр бюджетных рисков ведется для сбора и анализа информации о бюджетных рисках Госадмтехнадзора Московской области, как главного администратора (администратора) бюджетных средств, по форме Приложения 8 к настоящему Положению.
63. Реестр бюджетных рисков формируется на 1 (один) финансовый год.
64. Ведение реестра бюджетных рисков осуществляется субъектом внутреннего финансового аудита с учетом предложений субъектов бюджетных процедур.
65. Реестр бюджетных рисков направляется субъектом внутреннего финансового аудита на утверждение начальника Госадмтехнадзора Московской области по согласованию с заместителем начальника Госадмтехнадзора Московской области, курирующим осуществление внутреннего финансового контроля.
66. Актуализация реестра бюджетных рисков на соответствующий финансовый год проводится не реже одного раза в год.
Участие субъектов бюджетных процедур в формировании и ведении реестра бюджетных рисков
67. Координацию деятельности структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области, как субъектов бюджетных процедур, по формированию и представлению субъекту внутреннего финансового аудита предложений для формирования (актуализации) реестра бюджетных рисков осуществляет Финансово-экономическая служба Госадмтехнадзора Московской области (далее - Риск-координатор).
68. Перед формированием (актуализацией) реестра бюджетных рисков Риск-координатор по согласованию с заместителем начальника Госадмтехнадзора Московской области, курирующим осуществление внутреннего финансового контроля, направляет субъектам бюджетных процедур формы, наполненные данными и информацией, необходимой для проведения оценки бюджетных рисков и подготовки предложений по ведению реестра бюджетных рисков на соответствующий финансовый год (далее - Формы).
69. Субъекты бюджетных процедур по результатам анализа информации, содержащейся в Формах, обеспечивают:
проведение оценки бюджетных рисков и отражение результатов оценки в Формах;
подготовку и отражение в Формах предложений по ведению реестра бюджетных рисков.
70. Субъекты бюджетных процедур обеспечивают направление Риск-координатору заполненных Форм в течение 7 дней с даты поступления указанных Форм на рассмотрение.
71. На основании информации, поступившей от субъектов бюджетных процедур во исполнение пунктов 63 и 64 настоящего Порядка, Риск-координатор по согласованию с заместителем начальника Госадмтехнадзора Московской области, курирующим осуществление внутреннего финансового контроля, направляет субъекту внутреннего финансового аудита сводные предложения субъектов бюджетных процедур по ведению реестра бюджетных рисков с приложением форм, наполненных данными и информацией о результатах оценки бюджетных рисков.
72. В целях ведения реестра бюджетных рисков субъект внутреннего финансового аудита по результатам рассмотрения сводных предложений субъектов бюджетных процедур по ведению реестра бюджетных рисков включает бюджетные риски в реестр бюджетных рисков, либо направляет Риск-координатору предложения по доработке представленных материалов в случае отсутствия необходимой информации в форме реестра бюджетных рисков.
Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков
73. Субъект внутреннего финансового аудита проводит мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации бюджетных рисков, а также оценку их влияния на повышение качества финансового менеджмента и (или) на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, в том числе выявление значимых остаточных бюджетных рисков.
74. Мониторинг может проводиться в рамках проведения аудиторского мероприятия и/или в период между аудиторскими мероприятиями, но не реже одного раза в год.
75. Результаты мониторинга, проводимого вне аудиторского мероприятия, оформляются аналитической запиской в произвольной форме.
76. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
Составление и представление Годового отчета о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
77. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
78. Годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется субъектом внутреннего финансового аудита до 1 февраля текущего финансового года согласно Приложению 9 к Положению и направляется начальнику Госадмтехнадзора Московской области.
79. Пояснительная записка к Годовому отчету о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита включает следующие сведения и информацию:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, а в случае невыполнения плана - о причинах его невыполнения;
б) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, установленных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита;
в) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита;
г) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
д) иную информацию о результатах осуществления внутреннего аудита, не нашедшую отражения в Годовом отчете.
Приложение N 1
к Положению об осуществлении
Госадмтехнадзором Московской области
внутреннего финансового аудита
ПЛАН
проведения аудиторских мероприятий на ______ год
/---------\
| Коды |
Наименование главного администратора |---------|
бюджетных средств _______________________________ Глава по БК | |
|---------|
Субъект внутреннего финансового аудита | |
(ответственный исполнитель) _______________________________ |---------|
| |
|---------|
Наименование бюджета _______________________________ по ОКТМО | |
\---------/
N |
Тема аудиторского мероприятия |
Дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия |
1. |
|
|
2. |
|
|
|
|
|
Приложение N 2
к Положению об осуществлении
Госадмтехнадзором Московской области
внутреннего финансового аудита
УТВЕРЖДАЮ
________________________________
(наименование должности субъекта
внутреннего финансового аудита)
___________ ____________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
"___" _____________ 20___ г.
Программа аудиторского мероприятия
1. Основание проведения и Тема аудиторского мероприятия: ________________
_________________________________________________________________________
(реквизиты решения Начальника Госадмтехнадзора Московской области
о назначении аудиторского мероприятия, N пункта Плана)
2. Сроки проведения: ____________________________________________________
3. Цель (цели) и задачи аудиторского мероприятия: _______________________
_________________________________________________________________________
4. Применяемые в ходе аудиторского мероприятия методы: __________________
_________________________________________________________________________
5. Объект(ы) аудита: ____________________________________________________
6. Проверяемый период: __________________________________________________
7. Состав аудиторской группы:
Руководитель группы: ФИО, должность
Члены группы: ФИО, должность
...
8. Перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского
мероприятия:
N Содержание вопроса аудиторского мероприятия
п/п
1
2
...
Приложение N 3
к Положению об осуществлении
Госадмтехнадзором Московской области
внутреннего финансового аудита
Руководителю
(иному уполномоченному лицу)
____________________________
(наименование субъекта
бюджетных процедур)
____________________________
(инициалы, фамилия)
Запрос N _______
на представление документов, фактических данных и информации,
доступа к ППО и информационным ресурсам
В рамках проведения аудиторского мероприятия
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
прошу в срок до ______ часов ______ минут "____" ______________ 20____ г.
предоставить для проведения аудиторского мероприятия следующее:
N |
Наименование документов, фактических данных и информации, НПО и информационных ресурсов |
Отметка о дате и времени представления документов, фактических данных и информации, ППО и информационных ресурсов |
|
Подпись члена аудиторской группы; дата, время |
Подпись уполномоченного лица субъекта бюджетных процедур, представившего документы; дата, время |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Субъект внутреннего финансового аудита (руководитель аудиторской группы),
_____________________ _______________ _____________________________
должность подпись инициалы, фамилия
"___" ___________ 20___ г. ________:________
(время)
Приложение N 4
к Положению об осуществлении
Госадмтехнадзором Московской области
внутреннего финансового аудита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ N
по результатам аудиторского мероприятия
_________________________________________________________________________
(тема аудиторского мероприятия)
_________________________________________________________________________
(проверяемый период)
________________________ _________________
(место составления (дата)
заключения)
Во исполнение ______________________________________________________
(реквизиты решения начальника Госадмтехнадзор Московской
области о назначении аудиторского мероприятия, N пункта Плана)
и в соответствии с Программой аудиторского мероприятия, утвержденной
"___" ___________ 20___ г., проведено аудиторское мероприятие аудиторской
группой в составе:
Руководитель группы: |
И.О. Фамилия, должность |
Члены группы: |
И.О. Фамилия, должность |
|
... |
Объект(ы) внутреннего финансового аудита: __________________________
Цель проведения аудиторского мероприятия: __________________________
Срок проведения аудиторского мероприятия: __________________________
Методы проведения аудиторского мероприятия: ________________________
Перечень вопросов, исследованных в ходе аудиторского мероприятия
(нумерация вопросов в соответствии с Программой аудиторского
мероприятия):
1. _________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________
...
В ходе проведения аудиторского мероприятия установлено следующее.
По вопросу N 1 _____________________________________________________
(Изложение результатов аудиторского мероприятия в разрезе исследуемых
вопросов со ссылкой на прилагаемые к акту документы)
По вопросу N ... ___________________________________________________
Выводы: ____________________________________________________________
Предложения и рекомендации: ________________________________________
Субъект (руководитель субъекта) внутреннего финансового аудита
________________________ ________________ _______________________
(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)
Ознакомлен:
Субъект бюджетных процедур, являющийся
руководителем структурного подразделения
Госадмтехнадзора Московской области
________________________ ________________ _______________________
(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)
Приложение N 5
к Положению об осуществлении
Госадмтехнадзором Московской области
внутреннего финансового аудита
План мероприятий по реализации предложений и рекомендаций
и устранению недостатков (нарушений)
________________________________________________________________________,
(Наименование аудиторского мероприятия)
проведенного в период _________________________________________ 20____ г.
N |
Предложения, рекомендации, внесенные в заключение |
Краткое содержание выявленных нарушений (недостатков) |
Планируемые к принятию меры |
Срок реализации меры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Субъект бюджетных процедур, являющийся
руководителем структурного подразделения
Госадмтехнадзора Московской области
________________________ ________________ _______________________
(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)
Приложение N 6
к Положению об осуществлении
Госадмтехнадзором Московской области
внутреннего финансового аудита
Матрица бюджетных рисков
Приложение N 7
к Положению об осуществлении
Госадмтехнадзором Московской области
внутреннего финансового аудита
Шкала качественной оценки вероятности реализации бюджетного риска
Качественная оценка |
Бальная оценка |
Способы интерпретации |
||
Описательный |
Исторический |
В % вероятности |
||
Очень высокая вероятность |
5 |
Событие почти точно произойдет |
Имело место несколько случаев реализации рисковых событий за последний год в Госадмтехнадзоре Московской области |
Более 80% |
Высокая вероятность |
4 |
Событие почти точно произойдет |
Имело место несколько случаев реализации рисковых событий за последний год в одном из структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области |
50 - 80% |
Средняя вероятность |
3 |
Событие может произойти |
Имел место 1 (один) случай реализации рискового события за последний год в одном из структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области |
20 - 50% |
Низкая вероятность |
2 |
Событие скорее не произойдет, чем произойдет |
Имело место несколько случаев реализации рисковых событий за последние 3 (три) года одном из структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области |
5 - 20% |
Очень низкая |
1 |
Крайне маловероятно, что событие может произойти |
Имело место несколько случаев реализации рисковых событий за последние 5 (пять) лет в одном из структурных подразделений Госадмтехнадзора Московской области |
Менее 50% |
Шкала оценки влияния бюджетного риска на уровень (показатели) качества финансового менеджмента
Качественная оценка |
Бальная оценка |
Влияние на показатели качества финансового менеджмента |
||
Наименование показателя качества финансового менеджмента |
Ориентировочное значение показателя качества финансового менеджмента |
Отклонение от значения показателя качества финансового менеджмента |
||
Критические последствия |
5 |
|
|
|
Значительные последствия |
4 |
|
|
|
Существенные последствия |
3 |
|
|
|
Малосущественные последствия |
2 |
|
|
|
Несущественные последствия |
1 |
|
|
|
Приложение N 8
к Положению об осуществлении
Госадмтехнадзором Московской области
внутреннего финансового аудита
Реестр бюджетных рисков
Часть I. Перечень бюджетных процедур и операций
Бюджетная процедура (БП) |
Код БП |
Наименование процесса в составе бюджетной процедуры (ДП) |
Код ДП |
Наименование типовой операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (ТО) |
Код ТО |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть II. Перечень бюджетных рисков
Код связи бюджетного риска с бюджетными процедурами и операциями |
Наименование бюджетного риска |
Код БР |
Причины бюджетного риска |
Возможные последствия реализации бюджетного риска |
Значимость (уровень) бюджетного риска |
Владелец бюджетного риска |
||
БП |
ДП |
ТО |
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть III. Перечень мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков
Код связки бюджетного риска с бюджетными процедурами и операциями |
Необходимость (отсутствие необходимости) принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска |
Меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации ВФК (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия) |
||||
БП |
ДП |
ТО |
Наименование меры |
Срок реализации меры |
Периодичность реализации меры |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель (заместитель руководителя
главного администратора бюджетных средств) __________________ __________ __________________
(наименование (подпись) (расшифровка
должности) подписи)
"____" _____________ 20___ г.
Субъект внутреннего финансового аудита __________________ __________ __________________
(наименование (подпись) (расшифровка
должности) подписи)
"____" _____________ 20___ г.
Приложение N 9
к Положению об осуществлении
Госадмтехнадзором Московской области
внутреннего финансового аудита
Годовой отчет
о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
за _________ год
/--------\
Дата | |
|--------|
Номер | |
документа | |
Наименование |--------|
главного Глава по БК | |
администратора | |
бюджетных средств _________________________________ | |
Наименование |--------|
бюджета _________________________________ Код по ОКТМО | |
| |
Периодичность: годовая | |
\--------/
1. Общие сведения о результатах внутреннего финансового аудита
Наименование показателя |
Код строки |
Значения показателя |
Штатная численность субъекта внутреннего финансового аудита, человек |
010 |
|
из них: фактическая численность субъекта внутреннего финансового аудита |
011 |
|
Количество проведенных аудиторских мероприятий, единиц |
020 |
|
в том числе в отношении: надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля |
021 |
|
достоверности бюджетной отчетности |
022 |
|
экономности и результативности использования бюджетных средств |
023 |
|
Количество аудиторских мероприятий, предусмотренных в плане внутреннего финансового аудита на отчетный год, единиц |
030 |
|
из них: количество проведенных плановых аудиторских мероприятий |
031 |
|
Количество проведенных внеплановых аудиторских мероприятий, единиц |
040 |
|
Количество направленных рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков, единиц |
050 |
|
из них: количество исполненных рекомендаций |
051 |
|
Количество направленных рекомендаций по принятию мер по минимизации бюджетных рисков, единиц |
060 |
|
из них: количество исполненных рекомендаций |
061 |
|
Количество направленных рекомендаций по повышению эффективности внутреннего финансового контроля, единиц |
070 |
|
из них: количество исполненных рекомендаций |
071 |
|
Количество направленных рекомендаций о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств, единиц |
080 |
|
из них: количество исполненных рекомендаций |
081 |
|
2. Мероприятия внутреннего финансового аудита
N |
Тема аудиторского мероприятия |
Количество членов аудиторской группы с учетом руководителя, принимавших участие в проведении проверки |
Сумма средств федерального бюджета в проверяемом периоде, тыс. рублей |
Суммы средств федерального бюджета, в отношении которых выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, тыс. рублей |
Количество выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации |
Нарушение срока (с учетом продления) проведения мероприятия(в том числе внепланового мероприятия), количество дней |
1. |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
3. Объекты внутреннего финансового аудита
N |
Наименование объекта внутреннего финансового аудита |
Количество проведенных в текущем году проверок объектов внутреннего финансового аудита |
Количество выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации |
Сумма средств федерального бюджета в проверяемом периоде, тыс. рублей |
Сумма средств федерального бюджета, в отношении которых выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, тыс. рублей |
Привлечено к ответственности должностных лиц |
Принято решений о передаче материалов проверки по факту обнаружения нарушений в органы государственного финансового контроля Российской Федерации или правоохранительные органы |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
4. Сведения о выявленных нарушениях и недостатках
Наименование показателя |
Код строки |
Количество |
Объем |
Динамика нарушений и недостатков |
|
(тыс. руб.) |
(%) |
||||
Нецелевое использование бюджетных средств |
010 |
|
|
|
|
Неправомерное использование бюджетных средств (кроме нецелевого использования) |
020 |
|
|
|
|
Нарушения процедур составления и исполнения бюджета по расходам |
030 |
|
|
|
|
Нарушения правил ведения бюджетного учета |
040 |
|
|
|
|
Нарушения порядка составления бюджетной отчетности |
050 |
|
|
|
|
Несоблюдение порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета (субсидий, инвестиций), предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями |
060 |
|
|
|
|
Нарушения порядка администрирования доходов бюджета |
070 |
|
|
|
|
Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями |
080 |
|
|
|
|
Нарушения установленных процедур и требований по осуществлению внутреннего финансового контроля |
090 |
|
|
|
|
Прочие нарушения и недостатки |
100 |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ начальника Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области от 14 декабря 2020 г. N 167-Пр-о "Об утверждении Положения об осуществлении Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области внутреннего финансового аудита"
Вступает в силу с 14 декабря 2020 г.
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (http://gatn.mosreg.ru) 14 декабря 2020 г.