Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "***" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии АО "***" (далее - Аукционная комиссия) при проведении АО "***" (далее - Заказчик), АО "***" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплектов технологического оборудования канатных дорог по объектам: "***" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ***) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией ненадлежащим образом исполнено предписание ФАС России от 02.02.2021 по делу N 21/44/105/86 (далее - Предписание);
2. Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Аукционной комиссии 24.02.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 25.02.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 01.12.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.01.2021;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки, которые допущены до участия в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 20.01.2021;
8) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участников закупки;
9) по результатам рассмотрениях вторых частей заявок 2 участника закупки признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта в размере *** рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Аукционной комиссией не исполнено Предписание надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением ФАС России от 02.02.2021 по делу N 21/44/105/86 (далее - Решение) по итогам рассмотрения жалобы Заявителя на действия Аукционной комиссии выявлено, в том числе нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном принятии решения о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе в связи с представлением в составе второй части заявки решения об одобрении крупной сделки с указанием следующего условия: "Согласие на предоставление обеспечения исполнения контракта - Размер обеспечения исполнения контракта 39,9% от цены Договора (размер аванса)".
На основании Решения Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано Предписание о необходимости, в том числе, отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 25.01.2021 N *** (далее - Протокол подведения итогов N 1), а также повторно рассмотреть вторые части заявок участников закупки. Срок исполнения Предписания - 16.02.2021.
Кроме того, по результатам проведения внеплановой проверки ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в проекте государственного контракта условия об уменьшении суммы на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте государственного контракта условия об ответственности сторон в соответствии с не действующей редакцией Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В связи с чем ФАС России предписано устранить указанные нарушения при заключении государственного контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил материалы, согласно которым Заказчиком во исполнение Предписания отменен Протокол подведения итогов N 1, а также Аукционной комиссией 16.02.2021 повторно рассмотрены вторые части заявок участников закупки, при этом в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 16.02.2021 N ***-3-2 (далее - Протокол подведения итогов N 2) в качестве основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе Конкурсной комиссией указано, что Заявителем в составе второй части заявки представлено решение об одобрении крупной сделки с указанием следующих условий, не соответствующих положениям документации об Аукционе:
- "Покупатель перечисляет на лицевой счет Поставщика аванс в размере 39,9% с учетом НДС 20% от цены договора";
- "окончательный расчет производится поэтапно, в следующем порядке: первый этап в размере 50,1% с учетом НДС от цены договора".
Вместе с тем на заседание Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что Аукционной комиссией ненадлежащим образом исполнено Предписание.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с Протоколом подведения итогов N 2 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе на основании представления в составе второй части заявки решений об одобрении крупных сделок, несоответствующих требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к составу заявки на участие в Аукционе, в том числе следующее требование о предоставлении в составе второй части заявки: "решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый договор или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что представленные в составе заявки Заявителя на участие в Аукционе копии решений об одобрении крупной сделки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе, поскольку в решении об одобрении крупной сделки N 7 содержатся сведения о максимальной возможной сумме совершения сделки в размере *** рублей, кроме того решение об одобрении крупной сделки N 6 содержит следующие условия:
- "Покупатель перечисляет на лицевой счет Поставщика аванс в размере 39,9% с учетом НДС 20% от цены договора";
- "окончательный расчет производится поэтапно, в следующем порядке: первый этап в размере 50,1% с учетом НДС от цены договора".
При этом Законом о контрактной системе не установлено каких-либо дополнительных требований к оформлению и содержанию решения об одобрении крупной сделки за исключением указания максимальной суммы сделки.
При этом на заседании Комиссии установлено, что решение об одобрении крупной сделки N 6 содержит указание на предоставление единственным участником Заявителя согласия на заключение контракта по итогам проведения Аукциона, а также на предоставление обеспечения исполнения контракта.
Кроме того, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что заявка Заявителя не соответствует требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссией, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя несоответствующей документации об Аукционе и Закону о контрактной системе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной в части принятия Аукционной комиссией неправомерного решения о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушений Закона о контрактной системе.
5. В связи с тем, что материалы по нарушениям, указаны в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 02.02.2021 по делу N 21/44/105/86 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
6. Передать материалы от 25.02.2021 по делу N 21/44/105/181 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, указанного в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 февраля 2021 г. N 21/44/105/181 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был