Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "***" (далее - Заявитель) на действия Министерства *** (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Министерства *** (далее - Конкурсная комиссия), ООО "***" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению мероприятий "***" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ***) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссий, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Качество услуг" (далее - Показатель N 1) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 03.02.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - ***;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.02.2021;
1. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Конкурсной документации, установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Цена Контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) Критерий N 1 - значимость критерия 10%, коэффициент значимости 0,1;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 2) - значимость критерия 30%, коэффициент значимости 0,3.
Согласно информационной карте Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого оценке подлежит содержание предложения о качестве услуг, представленное в составе заявки участника Конкурса со следующим порядком присвоения баллов:
- в составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в полном объеме, то есть представлено указание способов исполнения всех обязательств, предусмотренных пунктами 4, 6-12 технического задания Конкурсной документации (далее - ТЗ). Все способы исполнения обязательств должны соотноситься с указанными обязательствами и находиться во взаимосвязи с ними и содержанием ТЗ - 100 баллов;
- в составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в неполном объеме, то есть представлено указание способов исполнения не всех обязательств, предусмотренных пунктов 4, 6-12 ТЗ, или в составе заявки не все способы исполнения обязательств соотносятся с указанными обязательствами и находятся во взаимосвязи с ними и содержанием технического задания - 50 баллов;
- в составе заявки: представлено только полностью скопированное ТЗ или представлено только согласие оказать услуги в соответствии с требованиями технического задания, в том числе в виде указания на то, что исполнитель окажет услуги надлежащим образом в соответствии с требованиями технического задания или представлено предложение о качестве услуг в виде измененного технического задания без указания способов исполнения обязательств, предусмотренных пунктов 4, 6-12 ТЗ или все способы исполнения обязательств, предусмотренных пунктов 4, 6-12 ТЗ, не соотносятся с указанными обязательствами и не находятся во взаимосвязи с ними и содержанием технического задания. Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по Показателю N 1 - 0 баллов.
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заказчиком, по Показателю N 1 Критерия N 1 принимаются к оценке предложения участников закупки о способах исполнения государственного контракта в свободной форме. Кроме того, наличие в составе заявки на участие в Конкурсе предложений об исполнении обязательств, предусмотренных пунктами 4, 6-12 ТЗ, в полном объеме является достаточным для присвоения участнику закупки максимального количества баллов по Показателю N 1 Критерия N 1.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, а также не представил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно информационной карте Конкурсной документации Критерий N 2 содержит показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) в рамках которого оценке оцениваются и учитываются договоры (контракты), заключённые в соответствии с Законом о контрактной системе и/или Федеральным Законом от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", исполненные без применения к ним неустоек (штрафов, пеней), факт заключения и исполнения которых подтвержден представленными в заявке соответствующими копиями договоров (контрактов) и актов сдачи-приемки оказанных услуг.
При этом количество баллов присваивается в зависимости от наличия у участника Конкурса опыта оказания услуг, аналогичных по характеру и объему предусмотренных в ТЗ, наличие которого подтверждается в заявке приложением копий, ранее заключенных и исполненных в период с 01.01.2018 до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе (включительно), участником договоров (контрактов) и актов сдачи-приемки оказанных услуг. Кроме того, в рамках данного показателя учитываются договоры (контракты), стоимость оказания услуг по которым (по каждому контракту) составляет не менее *** рублей. При этом предельно необходимое заказчику значение квалификационных характеристик по Показателю N 2 Критерия N 2:3 ранее заключенных и исполненных договора (контракта).
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки ограничивает возможность участников закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов по Показателю N 2 Критерия N 2.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по вышеуказанному показателю неправомерно установлено условие о приеме к оценке ранее заключенных и исполненных договоров (контрактов), заключенных не ранее с 01.01.2018, что не позволяет надлежащим образом оценить опыт участников закупки, выявить лучшие условия исполнения государственного контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки по Показателю N 2 Критерия N 2 нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 26.02.2021 N 21/44/105/182 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 февраля 2021 г. N 21/44/105/182 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был