Заключение Счетной палаты РФ от 2 марта 2021 г. N ЗСП-53/16-09
на проект федерального закона N 1100181-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 2 марта 2021 г. N 13К (1456)))
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 1100181-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматриваются изменения в статьи 1, 6, 7, 94, 166.1, 217, 220.1, 220.2, 236.1, 242.1, 242.8, 242.14, 242.19 Бюджетного кодекса Российской Федерации и дополнение его новыми статьями 242.6-1, 242.13-1, 242.19-1, 242.22 и новой главой 24.4.
Законопроектом предусматривается установить в Бюджетном кодексе Российской Федерации правовые основания применения механизма казначейского сопровождения средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В этих целях законопроектом предлагается ввести в статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации термины "казначейское сопровождение", "участник казначейского сопровождения", "получатель средств из бюджета" и дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации новой главой 24.4, регламентирующей казначейское сопровождение.
В настоящее время механизм казначейского сопровождения, предусматривающий предоставление средств из бюджета при наличии фактической потребности в них и использование указанных средств после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при их предоставлении, введен и применяется с 2016 года в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете в отношении средств, предоставляемых из федерального бюджета.
Законопроектом предлагается на постоянной основе закрепить в Бюджетном кодексе Российской Федерации регламентируемые федеральным законом о федеральном бюджете основы механизма казначейского сопровождения средств, получаемых на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров) в виде субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы, а также порядок казначейского сопровождения.
На постоянной основе законопроектом закрепляются полномочия Федерального казначейства по осуществлению казначейского сопровождения (статья 166.1, проектируемая статья 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации), нормы о применении казначейского обеспечения обязательств, а также нормы, устанавливающие перечень средств, не подлежащих казначейскому сопровождению (проектируемые статьи 242.22, 242.27 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Одновременно законопроектом предоставляется право финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) осуществлять казначейское сопровождение в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (проектируемая статья 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законопроектом предусматривается распространение механизма казначейского сопровождения на средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), проектируемой статьей 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяется перечень таких средств.
При этом согласно законопроекту подлежащие казначейскому сопровождению средства, предоставляемые из федерального бюджета, будут определяться федеральным законом о федеральном бюджете (проектируемая статья 242.25 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Также законопроектом предусматривается дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации рядом новых норм, регламентирующих вопросы исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения, касающихся казначейского обслуживания операций со средствами участников казначейского сопровождения, применения механизма расширенного казначейского сопровождения (проектируемые статьи 242.6-1, 242.19-1, 242.24 Бюджетного кодекса Российской Федерации), и другими корреспондирующими нормами.
Законопроектом предусматривается установить в Бюджетном кодексе Российской Федерации правовые основания осуществления бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей.
Проектируемой статьей 242.13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляются полномочия Федерального казначейства по проведению бюджетного мониторинга при открытии лицевых счетов и осуществлении операций в системе казначейских платежей в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения, определяются требования к его проведению, а также перечень соответствующих мер реагирования в отношении участников казначейского сопровождения. Соответствующие полномочия Федерального казначейства предлагается установить в статье 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Концептуальных замечаний по законопроекту не имеется.
Вместе с тем полагаем целесообразным отметить следующее.
В соответствии с проектируемой статьей 242.27 Бюджетного кодекса Российской Федерации казначейскому сопровождению не подлежат в том числе средства, предоставляемые в целях реализации мероприятий, связанных с обеспечением деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации.
В пояснительной записке к законопроекту данная норма обосновывается тем, что материально-техническое обеспечение указанных мероприятий осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации, поскольку Администрация Президента Российской Федерации и Аппарат Правительства Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса, а также отмечается, что указанные мероприятия в значительной степени связаны со сведениями, составляющими государственную тайну.
При этом законопроект не содержит положений, указывающих на то, что казначейскому сопровождению не подлежат средства, предоставляемые в целях реализации только таких мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.