Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
к учетной политике департамента
имущественных отношений
Краснодарского края
для целей бюджетного
учета на 2021 год
Порядок
проведения инвентаризации активов и обязательств
1. Общие положения.
Настоящий Порядок разработан в соответствии со следующими документами: Законом N 402-ФЗ, СГС "Концептуальные основы", Методическими указаниями N 49, Приказом Минфина России N 52н, Указанием N 3210-У.
1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), в том числе на забалансовых счетах, сроки ее проведения, перечень, активов и обязательств, проверяемых при проведении инвентаризации.
1.2. Инвентаризации подлежит все имущество департамента независимо от его местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств департамента. Также инвентаризации подлежит имущество, находящееся на ответственном хранении департамента.
Инвентаризацию имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование), проводит арендатор (ссудополучатель).
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в разрезе ответственных (материально ответственных) лиц, далее ответственные лица.
1.3. Основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия имущества, как собственного, так и не принадлежащего департаменту, но числящегося в бухгалтерском учете;
сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
проверка полноты отражения в учете имущества, финансовых активов и обязательств (выявление неучтенных объектов, недостач);
документальное подтверждение наличия имущества, финансовых активов и обязательств;
определение фактического состояния имущества и его оценка;
проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения материальных запасов, денежных средств;
выявление признаков обесценения активов.
1.4. Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
перед составлением годовой отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
при смене ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);
в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями (сразу же по окончании пожара или стихийного бедствия);
в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
2. Общий порядок и сроки проведения инвентаризации.
2.1. Проведение инвентаризации в департаменте осуществляется постоянно действующей инвентаризационной комиссией (далее - инвентаризационная комиссия).
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель департамента.
2.2. Инвентаризации подлежит имущество департамента, вложения в него на счете 106.00 "Вложения в нефинансовые активы", а также финансовые активы, обязательства и финансовые результаты.
2.3. Внеплановые инвентаризации проводятся на основании приказа руководителя департамента.
2.4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не сданные и не учтенные в учете на момент проведения инвентаризации.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "___" " (дата). Это служит основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
2.5. Ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают сотрудники, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
2.6. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
2.7. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии ответственных лиц.
2.8. Для оформления инвентаризации комиссия применяет следующие формы, утвержденные Приказом Минфина России N 52н:
инвентаризационная опись ценных бумаг (ф. 0504081);
инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (форма 0504082);
инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (форма 0504086);
инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма 0504087). По объектам, переданным в аренду, безвозмездное пользование, а также полученным в аренду, безвозмездное пользование и по другим основаниям, составляются отдельные описи (форма 0504087);
инвентаризационная опись наличных денежных средств (форма 0504088);
инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0504089);
инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (форма 0504091);
ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092);
акт о результатах инвентаризации (форма 0504835);
Формы заполняют в порядке, установленном Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 30 марта 2015 г. N 52н.
Для результатов инвентаризации расходов будущих периодов применяется акт инвентаризации расходов будущих периодов N ИНВ-11 (форма 0317012), утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
2.9. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества, денежных средств, финансовых активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Также инвентаризационная комиссия обеспечивает внесение в описи обнаруженных признаков обесценения актива.
2.10. Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, три уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
2.11. Если ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
3. Особенности инвентаризации отдельных видов имущества, финансовых активов, обязательств и финансовых результатов
3.1. Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризации подлежат основные средства на балансовых счетах 101.00 "Основные средства", на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Основные средства, которые временно отсутствуют (находятся у подрядчика на ремонте, у сотрудников в командировке и т. д.), инвентаризируются по документам и регистрам до момента выбытия.
Перед инвентаризацией комиссия проверяет:
есть ли инвентарные карточки, книги и описи на основные средства, как они заполнены;
состояние техпаспортов и других технических документов;
документы о государственной регистрации объектов;
документы на основные средства, которые приняли или сдали на хранение и в аренду.
При отсутствии документов комиссия должна обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации следует внести соответствующие исправления и уточнения.
В ходе инвентаризации комиссия проверяет:
фактическое наличие объектов основных средств, эксплуатируются ли они по назначению;
физическое состояние объектов основных средств: рабочее, поломка, износ, порча и т.д.
Данные об эксплуатации и физическом состоянии инвентаризационная комиссия указывает в инвентаризационной описи (форма 0504087). Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА инвентаризационная комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
11 - в эксплуатации;
12 - требуется ремонт;
13 - находится на консервации;
14 - требуется модернизация;
15 - требуется реконструкция;
16 - не соответствует требованиям эксплуатации;
17 - не введен в эксплуатацию.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
11 - продолжить эксплуатацию;
12 - ремонт;
13 - консервация;
14 - модернизация, дооснащение (дооборудование);
15 - реконструкция;
16 - списание;
17- утилизация.
3.2. Материальные запасы инвентаризационная комиссия проверяет по каждому ответственному лицу и по местам хранения.
Отдельные инвентаризационные описи (форма 0504087) составляются на материальные запасы, которые:
поступили в департаменте в период проведения инвентаризации и распределены по ответственным лицам;
отгружены и не оплачены вовремя покупателями. По каждой отгрузке в описи указывается наименование покупателя и материальных запасов, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа;
Результаты инвентаризации инвентаризационная комиссия отражает в инвентаризационной описи (форма 0504087). Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА инвентаризационная комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 "Статус объекта учета" указываются коды статусов:
51 - в запасе для использования;
52 - в запасе для хранения;
53 - ненадлежащего качества;
54 - поврежден;
55 - истек срок хранения;
56 - иное.
В графе 9 "Целевая функция актива" указываются коды функции:
51 - использовать;
52 - продолжить хранение;
53 - списать;
54 - отремонтировать;
55 - иное.
3.3. При инвентаризации денежных средств на лицевых и банковских счетах инвентаризационная комиссия сверяет остатки на счетах денежных средств департамента с выписками из лицевых и банковских счетов.
3.4. Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности производится путем полного (полистного) пересчета. При проверке бланков строгой отчетности инвентаризационная комиссия фиксирует начальные и конечные номера бланков.
В ходе инвентаризации кассы инвентаризационная комиссия:
проверяет кассовую книгу, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, доверенности на получение денег, реестр депонированных сумм и другие документы кассовой дисциплины;
сверяет суммы, оприходованные в кассу, с суммами, списанными с лицевого (расчетного) счета;
поверяет соблюдение кассиром лимита остатка наличных денежных средств, своевременность депонирования невыплаченных сумм зарплаты.
3.5. Инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами инвентаризационная комиссия проводит с учетом следующих особенностей:
определяет сроки возникновения задолженности;
выявляет суммы невыплаченной зарплаты (депонированные суммы), а также переплаты сотрудникам;
сверяет данные бухучета с суммами в актах сверки с покупателями (заказчиками) и поставщиками (исполнителями, подрядчиками), а также с бюджетом и внебюджетными фондами - по налогам и взносам;
проверяет обоснованность задолженности по недостачам, хищениям и ущербам.
3.6. При инвентаризации расходов будущих периодов инвентаризационная комиссия проверяет:
суммы расходов из документов, подтверждающих расходы будущих периодов,
счетов, актов, договоров, накладных;
соответствие периода учета расходов периоду, который установлен в учетной политике;
правильность сумм, списываемых на расходы текущего года.
3.7. При инвентаризации резервов предстоящих расходов инвентаризационная комиссия проверяет правильность их расчета и обоснованность создания.
В части резерва на оплату отпусков проверяются:
количество дней неиспользованного отпуска;
среднедневная сумма расходов на оплату труда;
сумма отчислений на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
3.8. При инвентаризации, проводимой перед годовой отчетностью, проверяется обоснованность наличия остатков.
4. Оформление результатов инвентаризации.
4.1. Правильно оформленные инвентаризационной комиссией и подписанные всеми ее членами и ответственными лицами инвентаризационные описи (сличительные ведомости), акты о результатах инвентаризации передаются в отдел финансов в управлении финансовой и организационной работы департамента для выверки данных фактического наличия имущественно-материальных и других ценностей, финансовых активов и обязательств с данными бухгалтерского учета.
4.2. Выявленные расхождения в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) обобщаются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092). В этом случае она будет приложением к акту о результатах инвентаризации (форма 0504835). Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем департамента.
4.3. После завершения инвентаризации выявленные расхождения (неучтенные объекты, недостачи) должны быть отражены в бухгалтерском учете, а при необходимости материалы направлены в судебные органы для предъявления гражданского иска.
4.4. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.
4.5. На суммы выявленных излишков, недостач основных средств, нематериальных активов, материальных запасов инвентаризационная комиссия требует объяснение с ответственного лица по причинам расхождений с данными бухгалтерского учета. Приказом руководителя создается комиссия для проведения внутреннего служебного расследования для выявления виновного лица, допустившего возникновение несохранности доверенных ему материальных ценностей.
Заместитель начальника управления |
О.В. Ланговская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.