Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 1 февраля 2021 г. по делу N 3а-17/2021
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.,
с участием прокурора Кузнецовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Ивановой Любови Константиновны - Щиглова Владислава Валерьевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о признании не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим пункта 42 Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 13 декабря 2018 г. N 020-203-п, установил:
приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (далее - Минимущество Хакасии) от 13 декабря 2018 г. N 020-203-п (далее - Приказ N 020-203-п) определен на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в который под пунктом 42 внесен объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Представитель Ивановой Л.К., являющейся собственником ? доли в праве общей долевой собственности на указанное нежилое помещение, Щиглов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании указанной нормы недействующей со дня принятия, ссылаясь на то, что нежилое помещение не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество.
Согласно техническому паспорту спорное нежилое помещение не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и фактически не используется для указанных целей; термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Определением судьи от 29 декабря 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца привлечена Старостина Н.П.
В судебном заседании представитель административного истца Щиглов В.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Стеценко О.Н. возражала относительно заявленных требований, пояснила, что спорное нежилое помещение включено в перечень на 2019 год на основании сведений о наименовании, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, полученных в порядке межведомственного взаимодействия, согласно которым наименование нежилого помещения - офис.
Административный истец Иванова Л.К., заинтересованное лицо Старостина Н.П. просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
На основании подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе, здания, строения, сооружения (статья 401 НК РФ).
Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 НК РФ, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 "Налог на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (пункт 2 статьи 372 НК РФ).
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ).
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73 "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусмотрены налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 августа 2014 г. N 407 "Об отдельных вопросах определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Хакасия, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения" (пункт 1) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по: определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества; направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по Республике Хакасия; размещению перечня на официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с федеральным законодательством для целей последующего включения в перечень.
13 декабря 2018 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия издан приказ N 020-203-п "Об определении на 2019 год Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Приказ подписан исполняющим обязанности министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, прошел антикоррупционную экспертизу, опубликован 26 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Таким образом, оспариваемый Приказ принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, порядок принятия и опубликования не нарушен.
Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Пунктом 42 в Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером N.
Из материалов дела видно, что нежилое помещение с кадастровым номером N расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Ивановой Л.К. (? доля) и Старостиной Н.П. (? доля), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН.
В представленной в суд выписке из ЕГРН от 14 декабря 2020 г. в качестве назначения названного объекта недвижимого имущества указано нежилое помещение, наименование - офис.
В обоснование требований административный истец представил технический паспорт в отношении нежилого помещения по адресу: <адрес> составленный по состоянию на 8 сентября 2009 г., согласно которому указанное нежилое помещение состоит из крыльца, тамбура, 13 кабинетов, 2 коридоров, 2 санузлов, 2 подсобных помещений, 2 комнат для хранения оружия.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 1(1) Закона Республики Хакасия от 27 ноября 2003 г. N 73 "О налоге на имущество организаций".
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ указано, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Постановления Правительства Республики Хакасия от 12 августа 2014 г. N 407 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Согласно пункту 2 указанного Порядка мероприятия по установлению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в форме:
1) межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия;
2) Государственным бюджетным учреждением Республики Хакасия "Центр государственной кадастровой оценки" в форме обследования объектов недвижимости (далее - обследование) с целью установления вида фактического использования.
Обследование проводится в случае, если осуществление межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия не позволяет определить фактическое использование объекта недвижимости.
Из смысла приведенных норм следует, что действующим законодательством установлено два самостоятельных критерия отнесения объекта недвижимости к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости: по предназначению в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов; или по фактическому использованию.
Следовательно, для проверки оснований включения спорного нежилого помещения в Перечень достаточно установления соответствия этого помещения хотя бы одному из названных критериев.
В судебном заседании установлено, что в порядке межведомственного взаимодействия, в ответ на запрос заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Хакасия филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Хакасия 16 января 2018 г. направил информацию из ЕГРН об объектах недвижимости - нежилых помещениях, назначение которых соответствует критериям, установленным пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ, в котором в строке 7 списка указано нежилое помещение, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес> дата постановки на учет 11 ноября 2011 г., наименование - офис.
На момент запроса, сведения о нежилом помещении с кадастровым номером N в ЕГРН являются актуальными и достоверными.
Письмом от 18 января 2021 г. Руководитель Управления Росреестра по Республике Хакасия сообщила, что сведения в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> внесены в ЕГРН 11 ноября 2011 г. на основании технического паспорта на нежилое помещение по состоянию на 8 сентября 2009 г., выданного органом технической инвентаризации.
В связи с достаточностью информации об объекте, обследование спорного помещения на дату его включения в Перечень с целью установления вида фактического использования не проводилось.
Объект недвижимости был включен административным ответчиком в оспариваемый Перечень по наименованию, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, то есть по критериям, установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Доказательств того, что на момент включения в оспариваемый Перечень нежилого помещения с кадастровым номером N Управление Росреестра по Республике Хакасия имело в наличии иные документы технического учета (инвентаризации), содержащие в себе другую информацию, чем приведенные выше сведения, в материалы административного дела не представлено, как и доказательств внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Следует учесть и описание внутренних составляющих нежилого помещения (в частности, кабинеты, коридоры), указанное в техническом паспорте, что свидетельствует о том, что данное нежилое помещение по своему назначению также представляет собой офис.
Поскольку по своему наименованию и предназначению спорное нежилое помещение предусматривает размещение офиса, исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения указанного помещения в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Доводы административного истца о необходимости проведения обследования помещения в целях установления фактического его использования суд находит несостоятельными, так как в силу вышеприведенных положений норм материального права, для включения нежилого помещения в Перечень, установление фактического использования объекта недвижимости, не требовалось, поскольку в данном случае объект недвижимости включен в Перечень по иным основаниям, предусмотренным законом.
При таких обстоятельствах спорное нежилое помещение с кадастровым номером N, наименование которого в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, предусматривает размещение офиса, правомерно включено в Перечень.
Таким образом, оспариваемый Приказ принят Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в пределах предоставленной федеральным и региональным законодателем компетенции, соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании его недействующим в части пункта 42 не имеется.
Следует отметить, что в данном случае, защищая свои права, административный истец не лишен возможности обратиться в уполномоченные административные органы для решения вопроса о внесении изменений вида назначения и названия принадлежащего ему нежилого помещения (офиса) в регистрационные документы.
На основании части второй статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
в удовлетворении административного искового заявления представителя Ивановой Любови Константиновны - Щиглова Владислава Валерьевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о признании не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим пункта 42 Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 13 декабря 2018 г. N 020-203-п, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Верховный Суд Республики Хакасия.
В мотивированной форме решение составлено 5 февраля 2021 г.
Председательствующий Т.Л. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 1 февраля 2021 г. по делу N 3а-17/2021
Текст решения опубликован не был