Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 мая 2000 г. N КА-А40/1694-00
(извлечение)
ОАО "Апатит" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству РФ по налогам и сборам о признании недействительным подпункта "а" пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.95 N 39, поскольку предусмотренный оспариваемой нормой порядок обложения НДС поставок товаров (работ, услуг) на Украину противоречит принципу взаимности в области налогообложения.
Решением от 12.10.99, оставленным без изменения постановлением от 29.02.2000 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы отклонил исковые требования истца, т.к. подпункт "а" п. 12 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39 не противоречит Закону РФ "О налоге на добавленную стоимость".
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ОАО "Апатит", в которой истец ссылается на несоответствие судебных актов Закону Украины "О налоге на добавленную стоимость".
Ответчик возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
Согласно подпункту "а" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и транзите иностранных грузов через территорию Российской Федерации.
Подпункт "а" п. 12 Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.95 N 39 в редакции изменений и дополнений от 29.12.97 конкретизирует, что под экспортируемыми товарами (работами, услугами) в данном случае понимаются товары (работы, услуги), экспортируемые за пределы государств-участников СНГ.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств-участников Содружества Независимых Государств, могут устанавливаться межгосударственным соглашением Российской Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств-сторон соглашения.
Подобное соглашение с Украиной в отношении налога на добавленную стоимость у России отсутствует, поскольку подписанное рядом стран-участниц СНГ Решение о необходимости согласования взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за реализуемые на территории государств-участников Содружества товары, работы и услуги, не подписано Правительством Украины.
В случае отсутствия межгосударственного соглашения порядок и условия применения налога в отношении указанных товаров (работ, услуг) определяются федеральным законом на основе взаимности применительно к каждому отдельному государству-участнику Содружества Независимых Государств (п. 2 ст. 10 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость").
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 29.01.93 N 4407-1 "О применении Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" при реализации товаров (работ, услуг) в государства, являющиеся членами Содружества Независимых Государств, где к товарам (работам, услугам) реализуемым в Российскую Федерацию, устанавливаются повышенные по сравнению с действующими в Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость, применяются эти повышенные ставки налога.
Поскольку постановление Верховного Совета РФ принято в соответствии с Законом РСФСР от 13.07.90 N 89-1 "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами", у суда отсутствуют основания вообще не применять вышеназванное постановление Верховного Совета РФ от 29.01.93 N 4407-1.
На основании п. 6.2 ст. 6 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" при продаже товаров, работ, услуг, вывезенных (экспортированных) налогоплательщиком за пределы таможенной территории Украины, налог считается по нулевой ставке.
Таким образом, следует признать обоснованным довод истца о том, что законодательством Украины для товаров (работ, услуг), реализуемых в Россию, не установлена повышенная по сравнению с действующей в России ставка НДС, поэтому в данном случае п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 28.01.93 N 4407-1 неприменим.
Вместе с тем, между Правительством РФ и Правительством Украины заключено Соглашение о свободной торговле от 24.06.93, которым предусмотрено неприменение таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие на экспорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из договаривающихся стран и предназначенных для таможенной территории другой договаривающейся страны.
Изъятие касается лишь товаров, которые в соответствии со ст. 1 Соглашения и ст. 1 Протокола к указанному Соглашению подпадают под действие российского законодательства об экспортном тарифе, а также законодательства о лицензировании и квотировании экспорта товаров (работ, услуг), действующего на момент проведения таможенного оформления товаров, при их экспорте из Российской Федерации в Украину, для которых действует режим наиболее благоприятствующей нации в том, что касается налогов, взимаемых при экспорте.
Между тем, оснований для признания подпункта "а" п. 12 названной Инструкции не соответствующим подпункту "а" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не имеется по следующим причинам.
Норма права, закрепленная в данном пункте Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39, распространяется на неопределенный круг лиц, и решением Верховного Суда РФ от 23.09.97 заявление о признании ее недействительной как не соответствующей подпункту "а" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В связи с этим при осуществлении конкретных поставок товаров на Украину истец вправе применять правила действующих международных договоров, в том числе Соглашения о свободной торговле от 24.06.93.
Что касается вывода суда об отсутствии у истца заинтересованности в данном споре и, следовательно, права на иск, то он не соответствует материалам дела (л.д. 53, 54).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177 АПК РФ, суд постановил:
решение от 12.10.99 и постановление от 29.02.2000 апелляционной инстанции по делу N А40-25349/99-87-530 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Апатит" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 мая 2000 г. N КА-А40/1694-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании