Во исполнение пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 N 426 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования.
2. Отделу регистрации нормативных правовых актов и правового обеспечения деятельности Министерства юстиции Республики Татарстан направить Разъяснения, утвержденные настоящим приказом, в республиканские органы исполнительной власти для использования в работе.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.Г. Галимова.
Министр |
Р.И. Загидуллин |
Разъяснения
о применении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования
(утв. приказом Министерства юстиции РТ от 11 августа 2020 г. N 79од)
Настоящие Разъяснения разработаны в соответствии с пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 N 426 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования" (далее - Правила) в целях обеспечения единообразного подхода к разработке проектов нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, соблюдения требований законодательства об их государственной регистрации и официального опубликования.
I. Подготовка нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти
1.1. Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан.
1.2. В настоящих Разъяснениях с учетом определения, содержащегося в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 года N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", а также признаков нормативного правового акта, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", под нормативным правовым актом республиканского органа исполнительной власти понимается письменный официальный документ, изданный таким органом в пределах его компетенции в определенной форме, направленный на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (установление, изменение или отмену правовых норм) постоянного или временного характера, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение (далее - нормативный правовой акт).
1.3. Согласно части 1 статьи 43 Закона Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" республиканские органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают по вопросам своего ведения нормативные правовые акты, утверждают правила, положения, регламенты, инструкции, методические документы, а также распорядительные акты, обязательные для исполнения всеми подведомственными республиканскому органу исполнительной власти организациями, учреждениями и предприятиями.
Виды правовых актов, издаваемых республиканским органом исполнительной власти, определяются положением об этом органе.
Не допускается издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений или телеграмм.
Структурные подразделения и территориальные органы республиканских органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
1.4. Разработка проектов нормативных правовых актов республиканскими органами исполнительной власти осуществляется с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых республиканскими органами исполнительной власти, утвержденных приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 10.11.2015 N 01-02/759.
1.5. Нормативные правовые акты могут быть изданы совместно несколькими республиканскими органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими республиканскими органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу совместно или по согласованию с этими республиканскими органами исполнительной власти.
1.6. Если при подготовке нормативного правового акта выявилась необходимость внесения изменений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, в целях их упорядочения разрабатывается новый единый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах актуальные нормативные предписания. При этом ранее изданные акты признаются утратившими силу либо в них вносятся соответствующие изменения.
1.7. Ссылка на нормативный правовой акт республиканского органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Татарстан (далее - Министерство), в представляемом на государственную регистрацию нормативном правовом акте недопустима.
1.8. В случае признания утратившим силу прошедшего государственную регистрацию нормативного правового акта республиканского органа исполнительной власти, а также внесения в него изменений соответствующий акт в установленном порядке представляется на государственную регистрацию.
1.9. Изменения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случаев, когда акт был издан в виде, не предусмотренном положением о республиканском органе исполнительной власти. В таком случае изменения в нормативный правовой акт вносятся приказом.
1.10. Проекты нормативных правовых актов подлежат:
правовой экспертизе;
антикоррупционной экспертизе, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, в том числе независимой антикоррупционной экспертизе;
общественному обсуждению, общественным (публичным) слушаниям, общественной экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
обсуждению на общественном совете республиканского органа исполнительной власти в случаях, установленных законодательством, в том числе постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.03.2013 N 214 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Республики Татарстан, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих органах исполнительной власти";
согласованию с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, если такое согласование требуется в соответствии с законодательством, а также если в проектах нормативных правовых актов содержатся положения, касающиеся иных республиканских органов исполнительной власти.
1.11. Проекты административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), а также проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в ранее изданные административные регламенты, признании административных регламентов утратившими силу подлежат экспертизе, проводимой уполномоченной организацией, осуществляющей методическое сопровождение разработки административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), - государственным бюджетным учреждением "Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан".
1.12. В случаях, установленных Законом Республики Татарстан от 7 марта 2014 года N 14-ЗРТ "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Татарстан, оценки фактического воздействия и экспертизы нормативных правовых актов Республики Татарстан", проекты нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом исполнительной власти Республики Татарстан, - Министерством экономики Республики Татарстан.
II. Государственная регистрация нормативных правовых актов
2.1. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Республики Татарстан и наряду с официальным опубликованием является условием вступления нормативных правовых актов в силу.
2.2. Нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации независимо от срока их действия - постоянно действующие, а также временные (принятые на определенный срок, однако рассчитанные на неоднократное применение), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
2.3. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:
индивидуальные правовые акты:
персонального характера (о назначении на должность или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
действие которых исчерпывается однократным применением;
срок действия которых истек;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения территориальных органов и подведомственных республиканскому органу исполнительной власти организаций;
акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений республиканских органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;
технические акты (справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
акты рекомендательного характера.
2.4. В случае возникновения сомнений в необходимости государственной регистрации нормативного правового акта республиканский орган исполнительной власти направляет такой акт на государственную регистрацию в Министерство в установленном порядке. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимается Министерством после проведения правовой экспертизы.
2.5. Подлежащий государственной регистрации нормативный правовой акт направляется в Министерство в виде электронного образа посредством единой межведомственной системы электронного документооборота Республики Татарстан в течение трех рабочих дней со дня его подписания руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) республиканского органа исполнительной власти и его регистрации в соответствующем республиканском органе исполнительной власти, с сопроводительным письмом. Электронный образ создается путем цветного сканирования бумажного носителя нормативного правового акта после его подписания и регистрации.
2.6. К сопроводительному письму помимо нормативного правового акта в виде электронных образов прилагаются:
заключение общественного совета при республиканском органе исполнительной власти, результаты общественного обсуждения - в случаях, предусмотренных законодательством;
заключения уполномоченных организации и органа - в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящих Разъяснений;
справка, подписанная руководителем юридической службы республиканского органа исполнительной власти (лицом, исполняющим его обязанности), содержащая:
основания издания нормативного правового акта;
сведения о согласовании проекта нормативного правового акта с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, если такое согласование требуется в соответствии с законодательством, а также если в проекте нормативного правового акта содержатся положения, касающиеся иных республиканских органов исполнительной власти;
сведения о проведении антикоррупционной, в том числе независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта;
сведения о проведении общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной экспертизы проекта нормативного правового акта в случаях, предусмотренных законодательством;
сведения о должностном лице, осуществившем разработку проекта нормативного правового акта, с указанием контактных номера телефона и (или) адреса электронной почты.
В случае если республиканским органом исполнительной власти, издавшим нормативный правовой акт, принято решение о его публикации в газетах "Ватаным Татарстан" и/или "Республика Татарстан", в сопроводительное письмо включаются соответствующее указание, а также гарантия оплаты публикации прошедшего государственную регистрацию нормативного правового акта в указанных газетах.
2.7. Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими республиканскими органами исполнительной власти, осуществляется органом, который указан первым в числе издавших нормативный правовой акт. Оплата публикации такого нормативного правового акта в газетах осуществляется указанными органами по согласованию между ними.
2.8. В 15-дневный срок, исчисляемый в рабочих днях, со дня регистрации в единой межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан сопроводительного письма с приложенными нормативным правовым актом и документами, указанными в пункте 2.6 настоящих Разъяснений, Министерством осуществляется правовая и антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта, а также его анализ на предмет соответствия правилам юридической техники.
При проведении правовой экспертизы нормативный правовой акт проверяется на предмет наличия у республиканского органа исполнительной власти полномочий по регулированию соответствующих правоотношений и соответствия его нормативным правовым актам более высокой юридической силы.
При проведении антикоррупционной экспертизы устанавливается наличие (отсутствие) в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, то есть положений, способствующих проявлениям коррупции.
Анализ нормативного правового акта на соответствие правилам юридической техники включает его проверку на предмет правильности выбора вида нормативного правового акта, подписания его управомоченным лицом, отсутствия внутренних противоречий, соблюдения требований к порядку внесения изменений в случае, если на государственную регистрацию представлен нормативный правовой акт, которым вносятся изменения в ранее изданный нормативный правовой акт, и т.д.
2.9. Нормативный правовой акт, получивший положительное заключение правовой и антикоррупционной экспертизы, в пределах срока, указанного в пункте 2.8 настоящих Разъяснений, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве при осуществлении нормотворческой деятельности между прокуратурой Республики Татарстан и Министерством юстиции Республики Татарстан от 30 июля 2011 года направляется в прокуратуру Республики Татарстан.
2.10. По результатам правовой и антикоррупционной экспертизы, анализа на предмет соответствия правилам юридической техники и с учетом заключения прокуратуры Республики Татарстан принимается решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации нормативного правового акта. Срок проведения правовой и антикоррупционной экспертизы может быть продлен Министерством, но не более чем на 30 дней.
2.11. Решение о государственной регистрации нормативного правового акта оформляется распоряжением Министерства.
Прошедший государственную регистрацию нормативный правовой акт включается Министерством в Государственный реестр нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, который ведется в электронном виде на платформе единой межведомственной системы электронного документооборота Республики Татарстан.
2.12. Не позднее следующего рабочего дня после дня государственной регистрации нормативного правового акта в адрес республиканского органа исполнительной власти в единой межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан направляется уведомление с указанием даты государственной регистрации и регистрационного номера нормативного правового акта.
2.13. Основаниями для отказа в государственной регистрации нормативного правового акта являются:
несоответствие нормативного правового акта федеральному законодательству и/или законодательству Республики Татарстан;
наличие в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
наличие в нормативном правовом акте недостатков юридико-технического характера.
2.14. В случае вынесения прокуратурой Республики Татарстан отрицательного заключения нормативный правовой акт возвращается республиканскому органу исполнительной власти, издавшему акт, без государственной регистрации с приложением копии указанного заключения не позднее трех рабочих дней со дня получения Министерством заключения.
2.15. В случае отказа в государственной регистрации по основаниям, указанным в пункте 2.13 настоящих Разъяснений, в адрес республиканского органа исполнительной власти в течение срока, предусмотренного пунктом 2.8 настоящих Разъяснений, в единой межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан направляется уведомление с указанием основания отказа. Нормативный правовой акт, в государственной регистрации которого отказано, подлежит отмене.
В срок, не превышающий 30 дней со дня получения уведомления об отказе в государственной регистрации, республиканским органом исполнительной власти разрабатывается проект нового нормативного правового акта, регулирующего соответствующие правоотношения, за исключением случая, когда основанием отказа является отсутствие у республиканского органа исполнительной власти полномочий по регулированию соответствующих правоотношений.
2.16. В случае несоблюдения установленного Правилами порядка представления нормативного правового акта на государственную регистрацию в адрес республиканского органа исполнительной власти в течение срока, предусмотренного пунктом 2.8 настоящих Разъяснений, в единой межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан направляется уведомление с указанием основания возврата.
Нормативный правовой акт подлежит повторному представлению на государственную регистрацию в 10-дневный срок со дня получения указанного уведомления с устранением указанных в нем недостатков, явившихся основанием возврата.
2.17. Республиканский орган исполнительной власти вправе отозвать представленный нормативный правовой акт до государственной регистрации.
III. Официальное опубликование нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти
3.1. Нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, кроме актов и отдельных их положений, содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок после дня их государственной регистрации.
3.2. Официальным опубликованием нормативных правовых актов считается первая публикация их полных текстов в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан" или первое размещение (опубликование) на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (pravo.tatarstan.ru). Официальным опубликованием нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина считается также первое размещение (опубликование) их полных текстов на Официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru).
3.3. Получивший уведомление о государственной регистрации республиканский орган исполнительной власти не позднее чем за три рабочих дня до истечения срока, установленного пунктом 3.1 настоящих Разъяснений, представляет в Министерство текст нормативного правового акта в электронном виде в форматах pdf и doc или docx на русском и татарском языках.
Ответственность за идентичность текстов нормативного правового акта на русском и татарском языках, а также идентичность содержания электронного образа нормативного правового акта тексту на бумажном носителе несет республиканский орган исполнительной власти, издавший нормативный правовой акт.
3.4. Министерство не позднее следующего рабочего дня после получения текстов нормативного правового акта:
а) размещает нормативный правовой акт на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (pravo.tatarstan.ru);
б) направляет нормативный правовой акт посредством единой межведомственной системы электронного документооборота Республики Татарстан в:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
редакцию журнала "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также в случае, предусмотренном абзацем десятым пункта 2.6 настоящих Разъяснений, в редакции газет "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан" для официального опубликования;
в) обеспечивает размещение нормативного правового акта по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина на Официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru).
3.5. Нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня их официального опубликования.
Нормативными правовыми актами может быть установлен иной срок вступления их в силу.
3.6. При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на дату его государственной регистрации и номер в Государственном реестре нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти является обязательным.
3.7. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию и не опубликованные в установленном настоящими Правилами порядке, применению не подлежат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства юстиции Республики Татарстан от 11 августа 2020 г. N 79од "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования"
Текст приказа опубликован не был