Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
областной Думы
от 18 марта 2021 г. N 2976
Информация
о мерах по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (представлена председателем Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по социальной политике Гудковой Н.Н.)
Конституцией Российской Федерации установлено право каждого гражданина на образование и гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статья 43).
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) создана и развивается система образования детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом автономного округа от 27 июня 2013 года N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе".
Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования, а именно создание в образовательных организациях универсальной архитектурной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом, реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363.
По итогам 2020 года в 32 общеобразовательных организациях созданы условия для обучения детей-инвалидов, что составляет 25% от их общего количества, и в 33 дошкольных образовательных организациях (19,6% от их общего количества).
Всего детей-инвалидов в системе образования автономного округа 1 735 человек. Анализ нозологии показывает, что самое большое количество детей с умственной отсталостью - 25,4%, инвалидностью по соматическим признакам (нарушение слуха, нарушение зрения, аутистический спектр) - 16%, нарушением опорно-двигательного аппарата - 15%.
В автономном округе реализуется ведомственный комплексный план по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью.
В систему образования включены дети с инвалидностью с раннего возраста в различных организационных формах:
дошкольные образовательные организации;
специальные коррекционные школы;
инклюзивные классы;
отдельные классы, в которых реализуются адаптированные образовательные программы при общеобразовательных школах;
центры дистанционного обучения;
индивидуальное обучение на дому;
учреждения дополнительного образования;
средние профессиональные образовательные учреждения.
Для детей от 0 до 3 лет создана сеть ранней помощи для оказания методической, диагностической и консультационной помощи на базе дошкольных образовательных организаций.
В автономном округе функционирует 15 межведомственных, а также 50 внутриведомственных служб ранней помощи детям до 3 лет и их родителям. В 2020 году оказано более 5,5 тысячи услуг 583 семьям в очном и заочном режимах (консультации, беседы, занятия).
Родители особых детей раннего возраста получают дополнительную возможность комплексной помощи (образование, здравоохранение).
Просветительская работа базируется на основе семейно-ориентированного и межведомственного подходов к вопросам ранней профилактики нарушений развития.
Наиболее часто оказываемые образовательные услуги осуществляются в следующих формах: группы кратковременного пребывания; центры игровой поддержки раннего развития детей; консультативные пункты; домашнее обучение; лекотеки; просветительская, клубная деятельность.
Вместе с тем продолжается совершенствование межведомственного взаимодействия по работе с инвалидами.
В учреждениях дошкольного образования автономного округа созданы группы комбинированной и компенсирующей направленности, в которых обучается 2 608 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 386 являются детьми-инвалидами.
В 2020 году количество групп комбинированной и компенсирующей направленности увеличилось на 13% и составило 282 группы.
Для обучения и воспитания детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях разработаны индивидуальные образовательные маршруты, адаптированные образовательные программы дошкольного образования с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей на основании рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий.
В системе образования автономного округа 100% детей-инвалидов обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях.
В автономном округе по адаптированным основным общеобразовательным программам в текущем учебном году получают образование 3 557 детей с ограниченными возможностями здоровья (5% от общего числа обучающихся), из них 561 имеют статус "ребенок-инвалид".
Открыты инклюзивные классы, в которых обучаются 2 186 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 561 ребенок-инвалид.
В общеобразовательных организациях открыт 231 специальный коррекционный класс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В текущем учебном году в них обучается 1 657 детей, из них 240 детей-инвалидов. По сравнению с 2019/2020 учебным годом количество таких классов увеличилось на 1,8%, а численность обучающихся в них увеличилась на 10,4%.
В системе общего образования автономного округа функционирует 117 отдельных классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучается 817 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 208 детей-инвалидов.
Помимо условий, созданных на базе общеобразовательных организаций, в автономном округе функционируют 4 специальных коррекционных школы в городах Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский и поселке Горки Шурышкарского района, в которых обучается 306 детей.
Для детей-инвалидов, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать образовательные организации, организовано обучение на дому в соответствии с образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования образовательной организации. В 2020/2021 учебном году на дому обучается 383 ребенка-инвалида.
Дистанционные образовательные технологии - это неотъемлемая и необходимая форма обучения детей. Для тех, кто по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации, организовано дистанционное образование детей-инвалидов. Для этой цели приобретено оборудование, аппаратно-программные технические средства для центров дистанционного образования.
В автономном округе 6 центров дистанционного образования, из них 5 муниципальных (города Новый Уренгой, Ноябрьск, Муравленко, Лабытнанги, муниципальный округ Надымский район автономного округа) и 1 окружной в г. Салехарде. Обучение в центрах происходит с использованием сетевых и кейс-технологий. Кейс-технология основывается на использовании текстовых и мультимедийных учебно-методических материалов.
По состоянию на 15 января 2021 года в центрах обучается 77 детей-инвалидов. Каждый ребенок занимается по индивидуальному учебному плану с учетом его личностных особенностей, психофизических возможностей, интересов и потребностей. Следовательно, реализуется одно из важнейших направлений - педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей в современном обществе.
В автономном округе продолжает развиваться система дополнительного образования в части обучения детей-инвалидов.
В организациях дополнительного образования автономного округа созданы инфраструктурные условия для обеспечения равных прав детей. В 2020 году доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста составила 83%, или 1 373 ребенка-инвалида.
Во всех образовательных организациях созданы условия для занятия адаптированной физической культурой и спортом. Для детей-инвалидов на занятиях физической культурой и спортом в полном объеме предоставляются спортивные залы, кабинеты ритмики, тренажерные залы, бассейны.
Предмет "Адаптивная физкультура" ведется и в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью в 4 специальных (коррекционных) школах, а также в общеобразовательных организациях.
В автономном округе работают 20 учителей адаптивной физкультуры, инструкторов/инструкторов-методистов по лечебной физкультуре.
С 2016 года реализуются мероприятия комплексного плана по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов.
По итогам реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2019 - 2020 годах обновлена инфраструктура в двух коррекционных школах (г. Новый Уренгой и г. Ноябрьск), которые получили субсидию из федерального бюджета в первую очередь на приобретение нового современного оборудования для предмета "технология", коррекционных занятий и дополнительного образования детей. В созданных мастерских учащиеся смогут получать навыки отдельных профессий (швея, столяр, фотограф и др.).
Доля выпускников-инвалидов 9-х и 11-х классов, охваченных профориентационными мероприятиями, ежегодно составляет 100% среди всех выпускников.
Прием по программам профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющих основного общего или среднего общего образования, за счет ассигнований окружного бюджета на 2020/2021 учебный год осуществляют 5 государственных профессиональных образовательных организаций (Ямальский многопрофильный колледж, Надымский профессиональный колледж, Тарко-Салинский профессиональный колледж, Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий, Муравленковский многопрофильный колледж) и 2 филиала государственных профессиональных образовательных организаций автономного округа (филиал Ямальского многопрофильного колледжа в г. Лабытнанги, филиал Муравленковского многопрофильного колледжа в г. Губкинский).
Для качественного образования детей с инвалидностью созданы специальные условия, которые регулируются государственной программой автономного округа "Развитие образования на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1132-П, и планом мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в автономном округе (постановление Правительства автономного округа от 28 ноября 2019 года N 1245-П).
Доля организаций профессионального образования, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющих обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем их количестве составила в 2020 году 66,6% (4 колледжа), в 2019 году - 50% (3 колледжа), в 2018 году - 33,3% (2 колледжа).
В государственных профессиональных образовательных организациях автономного округа (далее - ГПОО) созданы условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) профессионального образования.
Информирование населения о возможных способах получения государственных услуг, предоставляемых в ГПОО, обеспечено через официальные интернет-сайты организаций, которые имеют версию для слабовидящих людей.
В 2020/2021 учебном году в ГПОО обучается 107 студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, прием составил 92 человека.
В рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование", направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата "Абилимпикс" и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.
В 2020 году победители регионального конкурса "Абилимпикс" приняли участие во Всероссийском национальном чемпионате (всего 149 участников в возрасте от 14 до 65 лет).
По итогам ежеквартального мониторинга трудоустройства участников конкурсов "Абилимпикс" по состоянию на 1 октября 2020 года занятыми являются 86% участников региональных конкурсов "Абилимпикс" 2019 - 2020 годов (из них трудоустроены - 19 человек (16%), продолжают обучаться - 80 человек (70%).
Одно из особых условий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью - это обеспеченность кадрами. В системе образования автономного округа трудятся 7 611 педагогических работников и специалистов: 103 учителя-дефектолога (из них 59 - в дошкольных образовательных организациях), 392 учителя-логопеда (из них 256 - в дошкольных образовательных организациях), 345 педагогов-психологов (из них 169 - в дошкольных образовательных организациях), 236 социальных педагогов (из них 48 - в дошкольных образовательных организациях), 65 тьюторов и 14 ассистентов (помощников).
В целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов, занятых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами, в 2020 году обучающие мероприятия проведены для 2 489 человек из числа руководящего, педагогического и административного персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий.
Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования автономного округа "Региональный институт развития образования" на систематической основе проводится работа по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников в части создания условий для доступной образовательной среды детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.
Ежегодно Региональным институтом развития образования проводятся курсы повышения квалификации, семинары, круглые столы для всех педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами.
Таким образом, в системе образования автономного округа условия для организации получения образования детьми-инвалидами созданы, работа выстроена комплексно и системно и продолжает совершенствоваться по всем направлениям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.