Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
областной Думы
от 18 марта 2021 г. N 2976
Информация
о мерах по обеспечению прав детей-инвалидов на воспитание, обучение и образование в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе (представлена председателем комитета Тюменской областной Думы по социальной политике Швецовой О.В.)
По состоянию на 01.01.2021 в Тюменской области проживает более 7 тыс. детей с инвалидностью.
Координация региональной политики по всем сферам жизнедеятельности инвалидов в Тюменской области осуществляется через Совет при Губернаторе Тюменской области по делам инвалидов, в состав которого входят представители органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов.
В 2020 году Тюменская область активно участвовала в реализации мероприятий национального проекта "Образование", посвященных образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами в Тюменской области утверждена государственная программа "Развитие образования и науки", предусматривающая мероприятия по созданию специальных условий для получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Работа по предоставлению образования детям указанных категорий осуществляется по двум приоритетным направлениям - развитие системы инклюзивного образования и развитие существующей сети коррекционных школ и детских садов.
С целью систематизации и своевременного контроля реализации мероприятий программ обучения, реабилитации или абилитации инвалидов ведется межведомственный "Банк данных инвалидов, детей-инвалидов Тюменской области".
В 2020/2021 учебном году в области обучается более 14,4 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: 4 680 детей дошкольного возраста; 9 723 ребенка школьного возраста, из них обучаются: в общеобразовательных школах 7 536 детей; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 2 187 детей.
Дошкольное образование дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, получают в группах компенсирующей (72 группы), комбинированной (141 группа) и оздоровительной направленности (7 групп), а также в группах общеразвивающей направленности (3 037 групп). Режим пребывания в образовательном учреждении и условия образования определяются в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
В детских садах для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью реализуются адаптированные образовательные программы, обеспечено психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Услуги коррекционного характера оказывают как узкие специалисты (логопеды, дефектологи, психологи), так и воспитатели, имеющие соответствующую специализацию. Для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, создана возможность пользоваться услугами консультационно-методических пунктов, бесплатную помощь в условиях которых получают 10,2 тыс. детей, 16 детей получают дошкольное образование на дому.
Обучение школьников организовано в 174 образовательных учреждениях в условиях интегрированного обучения, в том числе в 16 специальных коррекционных школах. Общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих общее образование, составляет 9 723 человека, из них 4 347 детей с инвалидностью.
В области реализуются вариативные модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования: полная интеграция, комбинированная интеграция, частичная интеграция, онлайн-интеграция - для детей-инвалидов, обучающихся на дому с применением дистанционных технологий. Обучение детей организовано через сетевые формы и предоставление услуг различными специалистами, в том числе входящими в штат иных организаций и ведомств (здравоохранения, социального обслуживания и др.). В области на постоянной основе работает 26 муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий, центральная психолого-медико-педагогическая комиссия, которые осуществляют психолого-медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка независимо от формы обучения.
Особое внимание уделяется реализации комплекса мер по совершенствованию оказания логопедической помощи, в рамках которого на базе школ и детских садов открыто 168 логопедических пунктов и кабинетов. Охват детей данным видом услуг на системной бесплатной основе составляет около 5 тыс. человек ежегодно, что полностью удовлетворяет потребность.
Начиная с 2010 года в области проводится олимпиада для детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья по различным номинациям и для разных возрастных групп. Общий охват олимпиадным движением составляет более 1 тыс. человек, включая школьный, муниципальный, региональный уровни.
Работа по повышению доступности приоритетных объектов образования (оборудование зданий пандусами, мобильными подъемниками, тактильными знаками, беспроводной системой вызова помощника, информационными терминалами и др. элементами доступности) осуществляется ежегодно в плановом порядке с учетом возможностей областного и местных бюджетов. В 2020 году введено в эксплуатацию 7 вновь построенных зданий школ, 7 детских садов, выполнены мероприятия по обеспечению архитектурной доступности в 4 действующих образовательных организациях.
В целях обеспечения равного доступа детей ко всем видам образования и реализации инклюзивного образования формируется сеть базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. В настоящее время в Тюменской области создано 120 таких учреждений, реализующих мероприятия по созданию условий для беспрепятственного доступа и оснащению специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом.
Обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья получают профессиональное образование более чем по 50 специальностям. Во всех профессиональных образовательных организациях создана полная или частичная архитектурная доступность для маломобильных обучающихся, имеются паспорта доступности, разработаны "дорожные карты" по улучшению доступной среды, одним из пунктов приема образовательного учреждения к началу нового учебного года является обеспеченность доступности территорий, зданий, учебных кабинетов для маломобильных граждан.
Развитие системы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Тюменской области осуществляется в соответствии с региональным проектом "Успех каждого ребенка", в соответствии с которым к концу 2024 года не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья должны обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий.
В настоящее время в области созданы и функционируют 112 государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, 107 из них предоставляют услуги детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, 128 входят в перечень приоритетных объектов Тюменской области и имеют паспорта доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.
Программы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью реализуются по всем шести направленностям дополнительного образования.
Развиваются дистанционные формы предоставления услуг дополнительного образования. На сегодняшний день на платформе ПИОНЕР-ОНЛАЙН доступны более 130 программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
По итогам 2020 года доля детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 5 до 18 лет, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе с использованием дистанционных технологий, составила 48,9%. (плановое значение показателя федерального проекта "Успех каждого ребенка" на 2020 год - 46%). Доля детей-инвалидов того же возраста, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, составила 43,2%.
По результатам независимой оценки учреждений дополнительного образования Тюменской области, проведенной в 2020 году, доля участников образовательных отношений, удовлетворенных доступностью образовательных услуг для инвалидов, составляет 98,68% (2019 год - 98,31%).
В Тюменской области в целях обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов и специалистов, занятых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, проводятся обучающие мероприятия. В 2020 году данные мероприятия проведены для 4 330 человек из числа руководящего и педагогического персонала образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий. Проводятся курсы повышения квалификации, включающие обязательную стажировку в организациях, имеющих эффективный опыт внедрения современных методик и технологий интегрированного обучения детей. Так, в 2020 году 140 человек (100% от квоты) прошли обучение в рамках действующих соглашений с федеральными ресурсными центрами (города Москва, Псков).
В настоящее время вопрос обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является одним из приоритетных направлений в системе образования Тюменской области. Ключевыми задачами в работе по обеспечению доступности получения образовательных услуг является не только создание безбарьерной среды, но и развитие интегрированных и дистанционных форм обучения, а также расширение практики предоставления адаптационно-образовательных, реабилитационных, консультационных услуг детям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.