Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
областной Думы
от 18 марта 2021 г. N 2977
Информация
о региональной практике реализации законодательства, направленного на стимулирование инвестиционной активности в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе
(представлена Председателем Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Хохряковым Б.С.)
Обеспечение устойчивого роста налоговой базы зависит не только от макроэкономических условий функционирования экономики, но и внутренней деловой среды, одним из маркеров которых является уровень инвестиционной и предпринимательской активности. В Югре был принят и действовал на протяжении целого ряда лет Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности", но в июне 2020 года Думой автономного округа принят новый Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, защите и поощрении капиталовложений".
Закон позволяет систематизировать меры государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, повысить адресность и открытость при их предоставлении, а также обеспечить предсказуемые условия ведения инвестиционной деятельности, в том числе с использованием новых механизмов - Соглашения о защите и поощрении капиталовложений и Соглашения о реализации инвестиционных проектов.
В целях решения задачи по обеспечению привлечения частных инвестиций в экономику Югры законодательно приняты дополнительные меры, направленные на формирование привлекательных условий для открытия и ведения бизнеса, реализации новых проектов.
Так, расширен периметр действия инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций для приоритетных видов экономической деятельности: обрабатывающее производство, транспорт, цифровые технологии, переработка и утилизация отходов. В частности, с 1 января 2020 года для организаций увеличен предельный размер расходов на приобретение основных средств (с 40 до 70%) и размер ставки налога на прибыль организаций (с 10 до 7%), что позволит за счет инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль дополнительно высвободить финансовые ресурсы в размере 350 - 550 млн рублей и направить их на приобретение и модернизацию основных средств.
Организации, реализующие инвестиционные проекты на основании Соглашения о защите и поощрении капиталовложений, освобождены от уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, созданного в процессе реализации инвестпроекта, в течение пяти лет с даты ввода объекта недвижимого имущества в эксплуатацию.
Расширен перечень программ государственной поддержки промышленников региона в виде льготных займов, предоставляемых Фондом развития Югры, с двух до восьми направлений, среди которых создание новых промышленных производств (в том числе средств индивидуальной защиты) и объектов промышленной инфраструктуры, развитие пищевой промышленности и сферы обращения с ТКО, поддержка резидентов территорий с особыми условиями ведения экономической деятельности (индустриальные парки, технопарки). Новый порядок предоставления финансовой поддержки предусматривает расширение перечня получателей поддержки и направлений целевого использования средств, снижение процентной ставки займа с 5% до 1 - 3% и сокращение в два раза срока рассмотрения заявки.
Запущен механизм венчурного финансирования, направленный на поддержку высокотехнологичных стартапов. Автономный округ стал участником Инвестиционного товарищества "ТФ II" посредством заключения Фондом развития Югры соглашения. Планируемый к реализации портфель проектов венчурного финансирования позволит привлечь на один бюджетный рубль до 19 рублей частных инвестиций.
Через инструменты венчурного финансирования на территории Югры:
поддержаны две технологические компании - ООО "Перфобур Сервис" (г. Сургут) и ООО "Лекс Западная Сибирь" (г. Сургут);
запущен акселератор технологических стартапов "е2-е4", реализованный Технопарком Югры. Это четырехмодульная программа интенсивного развития инновационных компаний и проектов через обучение, сопровождение и экспертно-консультационную поддержку;
Технопарком Югры получен статус регионального оператора Фонда "Сколково", позволяющий компаниям получать доступ к сервисам Фонда и широкому перечню мер поддержки.
В 2020 году на базе Сургутского государственного университета в целях обеспечения приоритетов технологического развития Югры открыто два инжиниринговых центра (Центр компьютерного инжиниринга и Центр химического инжиниринга). Данные центры занимаются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, опытно-промышленными испытаниями, связанными с такими направлениями, как компьютерный инжиниринг, разработка конструкторской документации, разработка программного обеспечения для создания цифровых двойников и внедрения цифровых технологий в реальное производство.
По итогам 2020 года при поддержке автономного округа и с участием муниципальных образований реализованы инвестиционные проекты по созданию производственных мощностей в сферах строительства, рыбного и лесного хозяйства, разработки сланцевых месторождений, переработки мяса в городах Нефтеюганске и Ханты-Мансийске, поселках Сытомино Сургутского района, Леуши и Междуреченский Кондинского района.
В стадии реализации находятся 8 проектов по созданию индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков в целях создания инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов в автономном округе. Общий объем инвестиций по проектам составляет 4,5 млрд рублей.
Три региональных индустриальных парка ("Югра", "Яшел парк Сибирь" и "Нефтеюганский") включены в реестр индустриальных парков Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, еще один парк ("Кондинский") претендует на аттестацию в Минпромторге России и внесение его в данный реестр.
Развитие сети индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков является комплексным решением в части обеспечения инвестиционных проектов необходимой промышленной инфраструктурой, снижения временных издержек реализации инвестиционных проектов, дает возможность развития субъектов малого и среднего предпринимательства за счет реализации предпринимательских идей и быстрого создания производства. Такое формирование опорной сети позволяет создать новые рабочие места, увеличить долю МСП производственного сектора, способствовать занятости жителей формируемых агломераций.
Одним из перспективных приоритетных проектов развития промышленной инфраструктуры автономного округа является создание особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) на территории города Нягань. Концептуально создание ОЭЗ на горизонте до 2028 года позволит реализовать в Югре не менее 22 новых промышленных проектов, сформировать более 1 500 новых рабочих мест, привлечь около 22 млрд рублей инвестиций.
Заявка для одобрения создания ОЭЗ в Югре направлена в Минэкономразвития России.
В Югре созданы необходимые условия для реализации проектов на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
В 2020 году Фондом развития Югры осуществлялась поддержка инвестиционных проектов в форме предоставления льготного финансирования и сопровождения в режиме "одного окна". Совокупный объем частных инвестиций по проектам в сфере обрабатывающей промышленности составил 1,3 млрд рублей.
Заключено 10 контрактов жизненного цикла в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, предусматривающих обязательства инвесторов по капитальному ремонту и содержанию дорог. В региональном проекте "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" такой показатель, как доля контрактов жизненного цикла, достиг 23,8% при плановом значении 20%.
Заключены семь концессионных соглашений - три муниципальных полигона ТКО в Нижневартовском, Ханты-Мансийском и Октябрьском муниципальных районах, две общеобразовательные школы в городе Сургуте и два соглашения в сфере модернизации жилищно-коммунального комплекса в городе Нижневартовске и Кондинском районе.
Всего в соответствии с концессионными соглашениями в автономном округе реализуется 37 проектов с общим объемом инвестиций 42,1 млрд рублей.
Инвестиционные проекты на основе принципов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, запущенные в 2018 - 2020 годах, будут иметь влияние и определять курс Югры на долгосрочный период.
В сегменте обрабатывающей промышленности Югры, исходя из специфики и промышленного потенциала автономного округа, а также целей и задач региональной промышленной политики, определены следующие перспективные направления развития: нефтегазовое машиностроение и металлургия; нефтегазохимия; деревообрабатывающая промышленность; пищевая промышленность; переработка твердых коммунальных отходов; цифровая трансформация промышленности; поддержка создания современной промышленной инфраструктуры в форме индустриальных (промышленных) парков и технопарков, которые станут площадками для размещения новых производств.
По данным направлениям сформирован портфель перспективных инвестиционных проектов, содержащий 29 проектов с общим объемом инвестиций порядка 61,8 млрд рублей, реализация которых будет способствовать увеличению численности занятых, модернизации производства и повышению производительности труда региональных предприятий.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий Югры сформирован широкий комплекс финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки. Осуществляется компенсация части лизинговых платежей или первоначального взноса при заключении договора лизинга оборудования, затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, строительству инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, созданию, модернизации или реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков.
В 2020 году внесены изменения в порядки предоставления субсидии, в соответствии с которыми расширен перечень потенциальных получателей субсидии путем снижения требований к размеру инвестиционного проекта, подлежащего субсидированию затрат, а также увеличен объем компенсаций затрат на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей с 10 до 20%, по договорам лизинга - с 30 до 50%; в числе мер - займы, предоставляемые Фондом развития Югры. В 2020 году Фонд расширил перечень своих программ с двух до восьми, снизил процентную ставку по льготным займам с 5 до 1 - 3% годовых, а также минимальную сумму займа с 10 до 5 млн рублей. Предоставляются государственные гарантии, поддержка научно-технической деятельности и инноваций, поддержка развития кадрового потенциала.
В общей сложности предприятиям обрабатывающей промышленности автономного округа доступна 81 мера поддержки (40 - по федеральным программам и 41 мера региональной финансовой поддержки), с которыми можно подробно ознакомиться через навигатор мер поддержки на сайте Фонда развития Югры.
Реализуется государственная программа автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса", которой определены меры, направленные на повышение инвестиционной активности в сфере сельскохозяйственного производства. Программой предусмотрена реализация инвестиционных проектов на создание тепличных комплексов, предоставление грантов в форме субсидии на создание высокотехнологических (роботизированных) животноводческих комплексов.
В соответствии с программой реализован инвестиционный проект по созданию тепличного комплекса АО "Агрофирма" в деревне Ярки Ханты-Мансийского района, создан роботизированный комплекс молочного направления на 140 голов высокопродуктивных коров.
В 2020 году начата реализация инвестиционного проекта по созданию высокотехнологичного роботизированного комплекса молочного направления на 130 голов в Кондинском районе. Ввод в эксплуатацию комплекса запланирован в 2021 году.
По предварительной оценке 2020 года в соответствии с инвестиционным стандартом и стратегией в автономном округе привлечено 939,4 млрд рублей инвестиций в основной капитал (основные средства). Доля инвестиций в валовом региональном продукте составила 23,4%, что превышает уровень среднероссийских показателей.
Сформированная в автономном округе комплексная система правового сопровождения инвестиционной деятельности повлияла на включение Югры в группу регионов - лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата 2020 года - 14-е место среди всех субъектов Российской Федерации.
В рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства за 2019 год, в соответствии с методикой, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации, Югра заняла шестую строчку, набрав 93,9 балла из 100, при этом сохранила первенство среди регионов Уральского федерального округа.
В перспективе на 2021 - 2023 годы планируется увеличение инвестиций в основной капитал, размер которых будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций.
Ключевыми факторами ускорения инвестиционной активности, привлечения частных инвестиций в экономику Югры с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест, выпуском конкурентоспособной продукции станут:
- запуск нового инвестиционного цикла за счет реализации комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов на основе соглашений о защите и поощрении капитальных вложений;
- реализация мер, включенных в план мероприятий "Трансформация делового климата", в том числе: упрощение процедур, связанных с регистрацией организаций, технологическим подключением к инженерным сетям, получением разрешительной документации; реформа контрольно-надзорной деятельности; уменьшение доли государства на конкурентных рынках; формирование инвестиционных площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой;
- реализация активной внешнеэкономической политики за счет реализации региональных проектов, входящих в национальный проект "Международная кооперация и экспорт".
В целях сохранения действующих мощностей предприятий обрабатывающего сектора экономики и локализации в автономном округе новых промышленных предприятий до 2025 года планируется:
- оказание финансовой поддержки в виде займов порядка 16 предприятиям обрабатывающей промышленности, в виде субсидий - более 10 предприятиям;
- создание пилотного производства отечественных белковых компонентов;
- создание и развитие сети индустриальных парков в городах Когалыме, Нефтеюганске, Ханты-Мансийске;
- создание особой экономической зоны в городе Нягани.
Реализация вышеперечисленных инвестиционных проектов обеспечит долгосрочный бюджетный эффект в виде поступления налоговых отчислений в бюджетную систему Российской Федерации в размере более 25 млрд рублей, будет способствовать сохранению стабильной ситуации на рынке труда, в том числе путем создания более 3,5 тысячи новых рабочих мест, включая высокопроизводительные.
Дополнительная информация
Показатели инвестиционной деятельности
Таблица
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Инвестиции в основной капитал, млрд рублей |
766,1 |
799,3 |
920,2 |
930,7 |
953,5 |
939,4 |
Доля инвестиций в валовом региональном продукте, в процентах |
24,3 |
26,1 |
26,3 |
20,9 |
21,4 |
23,4 |
Индекс физического объема инвестиций, в процентах: | ||||||
Автономный округ |
93,6 |
102,0 |
111,1 |
102,9 |
99,2 |
97,5 |
Россия |
89,9 |
99,8 |
104,8 |
105,4 |
101,7 |
93,4 |
Инвестиции на душу населения, тыс. рублей: | ||||||
Автономный округ |
473,1 |
488,4 |
557,5 |
560,9 |
571,2 |
559,5 |
Россия |
94,9 |
100,6 |
109,1 |
121,1 |
131,6 |
130,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.