Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
областной Думы
от 18 марта 2021 г. N 2977
Информация
о региональной практике реализации законодательства, направленного на стимулирование инвестиционной активности в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе
(представлена заместителем Председателя Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, председателем Комитета по экономической политике, бюджету и финансам Казариным В.Н.)
Экономическое развитие Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в 2020 году подверглось воздействию двух глобальных вызовов: изменение конъюнктуры на мировых рынках углеводородов и распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При этом, несмотря на указанные глобальные вызовы, по итогам 2020 года предприятиями и организациями всех форм собственности инвестировано в реальный сектор экономики автономного округа 916,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня аналогичного периода 2019 года на 1,4%. Основная доля капитальных вложений предприятий автономного округа принадлежит топливно-энергетическому комплексу (около 86%).
Стабильной ситуации в период пандемии 2020 года в части инвестиционной активности способствовали налоговая политика, проводимая на территории автономного округа, и созданный в автономном округе благоприятный налоговый режим для инвесторов, в том числе для осуществляющих передовые инвестиционные мегапроекты, значимые для всей страны.
Разработка и реализация окружного законодательства в сфере стимулирования инвестиционной активности осуществляются исходя из потребностей инвесторов в необходимых экономических ресурсах.
Налоговая политика автономного округа имеет выраженную инвестиционную направленность, а именно:
1) для поддержки крупных инвестиционных проектов, с капитализацией более 1 млрд рублей в округе сформирован Перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный Законом автономного округа от 23 декабря 2011 года N 151-ЗАО.
Для организаций, реализующих такие проекты, в два раза (до 1,1%) снижается ставка по налогу на имущество организаций и значительно (до 13,5%) снижается ставка по налогу на прибыль организаций;
2) участникам региональных инвестиционных проектов предоставляется пониженная ставка налога на прибыль организаций в размере 10%. Реестр участников региональных инвестиционных проектов ведет Федеральная налоговая служба на основании решений, принятых уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
3) осуществляется предоставление инвестиционного налогового вычета:
- организациям, осуществляющим добычу высоковязкой нефти из нефтяных оторочек газонефтяных (нефтегазовых) залежей, в которых нефть в подгазовых зонах подстилается подошвенной водой.
Ставка налога на прибыль, устанавливаемая для расчета предельной величины инвестиционного вычета, определена в размере 10%.
Таким образом, налогоплательщик сможет уменьшить налог на прибыль на сумму, эквивалентную разнице между суммой налога, определяемой по ставке 17% и ставке 10%.
Размер инвестиционного налогового вычета составляет 90% от суммы затрат, которые формируют и изменяют первоначальную стоимость основных средств;
- организациям, включенным в Реестр организаций в целях применения инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности.
Ставка налога на прибыль, устанавливаемая для расчета предельной величины инвестиционного вычета, определена в размере 0%.
Таким образом, налогоплательщик сможет уменьшить налог на прибыль на сумму, эквивалентную разнице между суммой налога, определяемой по ставке 17% и ставке 0%.
В дальнейшем спектр направлений по применению инвестиционного налогового вычета будет расширяться.
Так, в 2013 году объем налоговых расходов окружного бюджета составлял 6,0 млрд рублей; в 2015 году - 11,1 млрд рублей; в 2017 году - 16,9 млрд рублей, а в 2019 году - 74 млрд рублей, что обусловлено в первую очередь вводом в эксплуатацию крупных инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке автономного округа, и, как следствие, ростом налоговых льгот, применяемых реализующими эти проекты организациями;
4) Федеральный закон от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" определил в качестве мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации предоставление льгот по налогам.
С 1 января 2021 года для резидентов Арктической зоны Российской Федерации, реализующих инвестиционные проекты в сферах туризма и оказания услуг населению, установлена пониженная ставка в размере 5% по налогу на прибыль организаций в отношении проектов в сфере туризма и услуг населению.
Кроме того, для проектов в сфере туризма введены льготные ставки по иным региональным налогам:
1,1% по налогу на имущество организаций в течение 3 лет с даты признания имущества объектом налогообложения;
1% по упрощенной системе налогообложения по объекту "доходы" на 5 лет с момента получения первых доходов от деятельности, указанной в соглашении об осуществлении инвестиционной деятельности. При этом следует отметить, что по упрощенной системе с объектом налогообложения "доходы минус расходы" в автономном округе уже для всех налогоплательщиков действует минимально возможная ставка в 5%;
0% по земельному налогу в течение 5 лет с момента получения статуса резидента.
Пониженные ставки закреплены, соответственно, законами автономного округа от 25 сентября 2008 года N 77-ЗАО "О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в окружной бюджет", от 27 ноября 2003 года N 56-ЗАО "О налоге на имущество организаций", от 28 сентября 2017 года N 66-ЗАО "О налоговой ставке для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы", а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в автономном округе.
С 2018 года действует упрощенный порядок предоставления инвесторам земельных участков в аренду без проведения торгов с учетом критериев, утвержденных Законом автономного округа от 19 июня 2009 года N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе".
Так, для получения земельного участка в аренду без торгов проект должен соответствовать следующим критериям:
1) объем капитальных вложений, определяющих сумму финансирования инвестиционного проекта в соответствии с паспортом инвестиционного проекта, составляет не менее:
а) 300 млн рублей для инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) на территории городских населенных пунктов в автономном округе;
б) 100 млн рублей для инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) на территории сельских населенных пунктов в автономном округе;
2) инвестиционный проект соответствует критериям финансовой и социальной эффективности, установленным постановлением Правительства автономного округа.
В 2020 году на территории автономного округа была значительно модернизирована система сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна". В рамках новой системы упрощен порядок принятия инвестиционного проекта на сопровождение. Предприниматель подает заявку в центр "Мой бизнес" и через 15 дней получает ответ (для сравнения - ранее такой срок составлял не менее 45 дней);
введена новая услуга - персональный менеджер, предусматривающая закрепление за каждым проектом сотрудника центра "Мой бизнес", к обязанностям которого относится оказание исчерпывающих консультаций, подготовка документов, проведение необходимых встреч, переговоров и т.д.;
в рамках сопровождения предоставляются услуги по поиску земельных участков, их оформлению, проводятся работы с собственниками и документацией в сфере землеустройства;
введены новые услуги, предусматривающие решение вопросов с подключением к газу, теплосетям, энергосетям, включая получение технических условий.
В 2020 году внедрена новая система управления инвестиционной деятельностью на территории автономного округа, предусматривающая тесное взаимодействие регионального и муниципальных советов в целях наиболее эффективного и комплексного решения вопросов, возникающих в ходе осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории региона (постановление Правительства автономного округа от 23 июня 2020 года N 115-ПГ "О совете по инвестиционной политике и развитию малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе").
В совокупности в работе муниципальных советов принимают участие 117 предпринимателей, состав регионального совета представлен по одному предпринимателю от каждого муниципального образования - 13 предпринимателей.
Количественный состав советов практически не претерпел изменений.
Однако был сделан акцент на усиление роли предпринимательского сообщества в принятии ключевых решений, касающихся вопросов регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В частности, именно предприниматели инициируют включение в муниципальный проблематор вопросов, наиболее актуальных для бизнеса, а также участвуют в разработке плана мероприятий ("дорожных карт") по их решению.
На сегодняшний день в рамках новой системы во всех муниципальных образованиях сформированы проблематоры - списки вопросов, требующих первоочередного решения в сфере развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе. Наиболее актуальными вопросами, отраженными в муниципальных проблематорах, являются вопросы, связанные с доступностью земельных участков, взаимодействием с ресурсоснабжающими организациями, дефицитом квалифицированных кадров, нелегальным бизнесом.
Доклады о результатах реализации плана мероприятий по решению проблематоров ежегодно представляют главы муниципальных образований в автономном округе на заседаниях Совета по инвестиционной политике и развитию малого и среднего предпринимательства в автономном округе.
Функционирование канала прямой связи представителей предпринимательского сообщества с органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления способствует обеспечению соблюдения гарантий стабильности условий деятельности инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории автономного округа.
Таким образом, в настоящее время в автономном округе действует комплексная система поддержки инвестиционной деятельности, которая направлена на реализацию как крупномасштабных, так и локальных проектов.
Осуществление всего комплекса мер с учетом предоставляемых налоговых преференций способствует устойчивой тенденции к росту доходов окружного бюджета: 2015 год - 112,1 млрд рублей; 2017 год - 151,0 млрд рублей; 2019 год - 215,3 млрд рублей; 2020 год - 205,1 млрд рублей.
Последствия пандемии новой коронавирусной инфекции и, как следствие, замедление экономического роста определенное время будут продолжать сказываться на экономике автономного округа. Но при этом грамотно выстроенная система государственной политики и сформированная законодательная база в этой сфере будут способствовать стимулированию инвестиционной деятельности и достижению результатов даже в сложившихся непростых экономических условиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.