В целях устойчивого развития мясного скотоводства в Оренбургской области на основе создания экономических, технологических и социальных условий производства животноводческой продукции приказываю:
1. Утвердить программу "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области на 2021 - 2024 годы" согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Захарова Г.П.
3. Приказ вступает в силу после его официального опубликования.
Первый вице-губернатор - первый заместитель председателя Правительства Оренбургской области - министр |
С.В. Балыкин |
Программа
"Развитие мясного скотоводства Оренбургской области на 2021 - 2024 годы"
Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств бюджета) |
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области |
Наименование программы |
Развитие мясного скотоводства Оренбургской области на 2021 - 2024 годы |
Должностное лицо, утвердившее программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
|
Цель и задачи программы |
Целью программы является обеспечение стабильного роста поголовья мясного скота, производства и реализации высококачественной сельскохозяйственной продукции в мясном скотоводстве Оренбургской области для создания новых рабочих мест и повышения благосостояния на селе. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - формирование инвестиционной привлекательности отрасли мясного скотоводства в Оренбургской области; - повышение эффективности государственной поддержки отрасли мясного скотоводства для стимулирования устойчивого роста производства говядины на основе модернизации отрасли, повышения уровня интеграции малого, среднего и крупного бизнеса; - создание на принципах частно-государственного партнёрства управляющей компании, координирующей развитие отрасли в регионе; - строительство новых и реконструкция существующих предприятий по откорму крупного рогатого скота; - создание благоприятных экономических условий для устойчивого развития ферм "корова-телёнок" на территории региона, что будет достигнуто, в том числе, через формирование справедливой цены на скот и выходом на рынок КФХ и ЛПХ; - увеличение численности скота воспроизводимого в регионе по технологии "корова-телёнок" и наращивание поголовья откармливаемого на специализированных откормочных площадках; - идентификация, в том числе ранее не зарегистрированного скота, с формированием информационной базы по наличию, качеству и стоимости скота в регионе. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
- поголовье крупного рогатого скота мясного направления продуктивности, в том числе специализированного мясного и помесного; - маточное поголовье, в том числе специализированное мясное и помесное; - производство мясного и помесного скота на убой в живой массе. |
Характеристика программных мероприятий |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли специализированного мясного скотоводства, направленных на достижение поставленной цели: - предоставление субсидий на содержание товарного поголовья мясных коров; - предоставление субсидий за реализованный на откормплощадки и тяжеловесный на мясокомбинаты молодняк крупного рогатого скота; - поддержка племенного животноводства; - компенсация приобретения семени быков-производителей; - компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса; - компенсация приобретения техники для заготовки кормов. |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2024 годы |
Объем и источники финансирования |
Объем финансирования из средств бюджета Оренбургской области на реализацию Программы на период 2021 - 2024 гг. составляет, в ценах соответствующих лет, 781,202 тыс. рублей, в том числе по годам: ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "781,202" имеется в виду "781202,1"
2021 - 189177,6 тыс. рублей; 2022 - 196341,5 тыс. рублей; 2023 - 197341,5 тыс. рублей; 2024 - 198341,5 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и экономической эффективности |
- создание базы устойчивого развития специализированного мясного скотоводства; - к концу 2024 года общее поголовье мясного скота в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей достигнет 155,4 тыс. голов, в том числе специализированного мясного скота в этой категории хозяйств достигнет 126,9 тыс. голов; - производство (реализация) мясного и помесного скота на убой в живой массе - 18,7 тыс. тонн |
Условные обозначения, применяемые в Программе:
СХП - сельскохозяйственные предприятия;
КФХ - крестьянские (фермерские) хозяйства;
ЛПХ - личные подсобные хозяйства;
ИП - индивидуальные предприниматели.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Областная программа "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области на 2021 - 2024 годы" (далее - Программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в Оренбургской области и создания рабочих мест, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК области.
Программа разработана в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2013 - 2025 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.12 года N 717.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства в Оренбургской области
В настоящее время мясное скотоводство является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сельскохозяйственного производства в России. За последние 10 лет ареал разведения мясного скота увеличился с 43 до 79 субъектов РФ, производство говядины в отечественном мясном скотоводстве увеличилось в 4 раз, поголовье скота выросло в 4,4 раз. Построены и запущены в эксплуатацию первые после распада СССР промышленные откормочные площадки и современные мясоперерабатывающие предприятия.
Дальнейшее развитие отечественного мясного скотоводства определяется необходимостью обеспечить импортозамещение более 400 тысяч тонн говядины, с перспективой выхода на быстрорастущие зарубежные рынки с потребностью более чем в 3 млн. тонн говядины к 2026 году (прогноз развития сельского хозяйства ОЭСР-ФАО на 2017 - 2026 годы).
Мясным скотоводством в области занимаются 1058 хозяйств, в том числе 159 СХП и 899 КФХ и ИП. Племенная база скота специализированных мясных пород в области представлена 8 племенными репродукторами с общей численностью коров 4,283 голов.
Общее поголовье мясного скота на 1 января 2020 года в СХП, КФХ и ИП - 153,7 тыс. голов, в том числе 62,3 тыс. голов коров. Валовое производство говядины от мясного скота в живой массе за 2020 год составило 17,5 тыс. тонн. Показатели анализа состояния развития мясного скотоводства в Оренбургской области представлены в таблице 1.
Таблица 1. Анализ состояния развития мясного скотоводства в Оренбургской области
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
1. Крупный рогатый скот в сельскохозяйственных предприятиях, всего, тыс. голов |
318,1 |
300,3 |
294,0 |
268,4 |
251,4 |
236,0 |
217,4 |
197,8 |
189,0 |
2. Мясной скот в сельскохозяйственных предприятиях, всего, тыс. голов |
107,6 |
112,2 |
128,3* |
137,12* |
146,9* |
152,7* |
153,0* |
153,5* |
153,7 |
в т.ч. специализированный мясной скот в сельскохозяйственных предприятиях, всего, тыс. голов |
92,2 |
97,0 |
106,0* |
113,2* |
122,4* |
126,0* |
126,27* |
126,67* |
126,8 |
из них коров, тыс. голов |
40,1 |
40,3 |
51,6* |
55,75* |
61,4* |
67,6* |
63,64* |
60,53* |
62,3 |
3. Валовое производство говядины в живом весе, тыс. тонн |
26,6 |
30,1 |
25,8 |
27,2 |
21,2 |
21,5 |
19,5 |
19,1 |
|
4. Производство говядины мясного скота в живом весе, тыс. тонн |
9,2 |
13,0 |
14,1* |
15,3* |
16,3* |
16,8* |
17,3* |
17,4* |
17,5 |
5. Рентабельность производства мяса крупного рогатого скота без государственной поддержки, % |
-19,4 |
-13,6 |
-24,4 |
-27,8 |
-19,5 |
-28,2 |
-22,9 |
-26,5 |
-29,0 |
6. Рентабельность производства мяса крупного рогатого скота с государственной поддержкой, % |
-16,7 |
-11,3 |
-23,7 |
-24,8 |
-17,1 |
-27,1 |
-22,2 |
-26,3 |
-26,3 |
*в СХП и КФХ
В 2014 году в Оренбуржье начал работать современный комплекс по убою и переработке скота группы компаний INALCA, имеющей торговые представительства в 70 странах мира. Значителен потенциал региона по возобновляемым биологическим ресурсам - пастбищам и лугам, более 4 млн. га или 38% от общей площади сельскохозяйственных угодий области. На этой площади, возможно содержать до 3 млн. условных голов скота.
Ускоренное развитие мясного скотоводства в Оренбуржье не имеет альтернативы в силу целого ряда природно-климатических, экономических и социальных причин. Развитие мясного скотоводства является необходимым условием адаптации сельскохозяйственного комплекса региона к быстро меняющимся условиям беспрецедентного потепления климата.
Оренбургская область входит в число четырёх регионов страны с худшими условиями по осадкам в летний период, с вероятностью сильных засух по экспертной оценке Гидрометеоцентра РФ - 52%. Фактическая площадь ежегодной гибели посевов в Оренбуржье за последние десять лет составила 574,4 тысячи гектаров, с ущербом на сумму около 2,5 млрд. рублей, с максимальным размером в 2010 году - 1807,3 тысяч га (44% всех посевных площадей) при финансовых потерях в 7,4 млрд. рублей. В этих условиях переход к мясному скотоводству является вынужденной мерой.
Научно-технический прогресс за последние годы принципиально изменил структуру производства в животноводстве. В результате малые и средние сельскохозяйственные предприятия оказались неконкурентоспособны с крупными промышленными комплексами по мясу птицы, свинине, молоку, яйцу и другим видам продукции. Ситуация усугубляется снижением доступа на рынок небольших предприятий и хозяйств населения в условиях активного развития торговых сетей. Это буквально приводит к снижению числа рабочих мест и безработице на селе. В этих условиях мясное скотоводство как одна из немногих отраслей производства способна сохранить рабочие места. Поставка молодняка для откорма через производственную цепочку "откормочная площадка - мясоперерабатывающий завод" обеспечивает доступ на рынок малым предприятиям. Создание одного рабочего места в мясном скотоводстве сопровождается созданием от 3 до 5 рабочих мест в других отраслях.
Оренбуржье территориально удалено от пунктов поставки продукции растениеводства на зарубежные рынки - единственное для региона перспективное решение по росту продаж в ближайшие годы, ввиду низкой покупательной способности населения страны и насыщения внутреннего рынка продуктами питания. В этой связи наиболее рациональным представляется поставлять на рынки продукцию вторичного передела, с относительно высокой добавленной стоимостью за единицу массы, коей и является продукция мясного скотоводства - говядина и живой скот. При этом важным является поддержка и дальнейшее развитие в регионе наукоёмких производств комбикормов и кормовых добавок, что так же способствует получению добавленной стоимости от переработки зерна. Для Оренбуржья развитие собственного промышленного откорма актуально с позиции потери региональными производителями добавленной стоимости из-за ежегодного вывоза за пределы области более 70 тысяч голов молодняка крупного рогатого скота, что эквивалентно 3-5 млрд. рублей добавленной стоимости на этапах откорма и переработки скота.
Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена ожидаемым дальнейшим снижением производства говядины в молочном скотоводстве. Снижение производства говядины в молочном скотоводстве за последние два десятилетия составило более 500 тысяч тонн, в том числе в Оренбургской области - 25 тысяч тонн. В ближайшие годы ожидаемо дальнейшее снижение численности молочного скота и как результат деградация производства говядины в этой подотрасли. Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить необходимого увеличения производства говядины в ближайшие годы.
Анализ мирового опыта показывает, что удовлетворение платёжеспособного спроса на говядину в полном объёме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства. В западных странах молочное скотоводство много раньше, чем в России, перешло на интенсивный путь развития и поэтому одновременно с сокращением поголовья молочных коров увеличивали число мясных коров в пропорции за одну молочную - 1,1-1,2 мясных коровы.
В результате в общем поголовье крупного рогатого скота на специализированный мясной скот приходится в странах ЕС - 40-50%, в Австралии - 85%, США и Канаде - 70-75%. В России данный показатель в 2008 году составлял - 2%, в 2020 году - 25%.
1.2. Характеристика проблемы
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства в Оренбуржье являются неразвитость инфраструктуры отрасли и отсутствие промышленного откорма скота на территории региона, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер.
1. Отсутствие промышленного откорма крупного рогатого скота на территории области. Низкая сдаточная живая масса крупного рогатого скота. Ежегодно на территории Оренбургской области откармливается около 100 тыс. голов крупного рогатого скота. Как правило, откорм ведётся на площадках мощностью менее 500 голов. Средне сдаточная масса скота в регионе вместо 500 - 600 кг в 2019 году составила - 368 кг, что эквивалентно недополучению 13,2 тыс. тонн продукции в год. Ежегодно с территории региона вывозится за пределы более 70 тысяч голов молодняка крупного рогатого скота.
Отсутствие как такового промышленного откорма является главной причиной низкой эффективности мясоперерабатывающего комплекса области и сопряжено с недополучением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
2. Низкий уровень и дальнейшая деградация генетического потенциала крупного рогатого скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах. Число племенных заводов и племенных репродукторов мясного скота на территории Оренбургской области за последние годы снизилось с 22 в 2012 до 8 в 2019 году с общим поголовьем 3869 голов. При этом продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах области существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством. Так, в 2019 году молочность коров в племенных репродукторах области составила - 178 кг по сравнению с 250 - 320 кг в США, Канаде, Англии, Франции и других странах; живая масса взрослых быков - 700 - 750 кг в племрепродукторах, по сравнению с 1100 - 1200 кг в западных странах. Выход телят менее 75%, при уровне этого показателя за рубежом более 85. В товарных (коммерческих) хозяйствах эти показатели ещё ниже.
Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, неэффективными методами испытания быков-производителей, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счёт покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.
3. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве.
Согласно экспертной оценке, современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом (расколы с фиксаторами животных, рабочие площадки, весовое хозяйство, огораживание пастбищ проволокой для эффективного их использования) имеется всего на 1,5-2,0% мясных ферм и не по всем позициям. Практически во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоёмким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.
Содержание мясных коров с телятами в облегчённых помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов - распространено не более чем на 5% животноводческих объектов. Нерешённость этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины.
Государственная поддержка технологической модернизации отрасли проводится слабо.
4. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в Оренбургской области возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Низкая экономическая эффективность отрасли в определённой степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят менее 75% вместо 85-90%, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 400 г. вместо желательных не менее 1000 г.; средняя живая масса молодняка при реализации - 340-370 кг вместо желательных 500-600 кг. Сдерживающими факторами для решения проблемы повышения рентабельности мясного скотоводства на территории региона являются:
а) неурегулированность экономических отношений в цепочке "ферма "корова-телёнок" - откормочная площадка - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю мясных ферм приходится не более 20,0-25,5% от розничной цены на говядину вместо 45-50% - в западных странах;
б) недостаточная государственная поддержка в отрасли мясного скотоводства, которая составляет всего 3-5% от производственных издержек по сравнению, например, 30-90% в странах Евросоюза.
Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непроработанном виде. В этом рынке заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят и откармливают мясной скот до оптимальных весовых кондиций (в среднем около 500 кг) и способны поставлять крупные партии откормленного мясного скота, а также торговые сети и супермаркеты.
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:
- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения телёнка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;
- необходимостью кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в существующих хозяйствах в течение не менее трёх лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;
- необходимостью создания и поддержки различного рода объединений малых форм хозяйствования - сбытовых и производственных кооперативов, ассоциаций для организации эффективного производственного сектора и защиты прав собственников.
Острота описанных выше проблем усугубляется недостатком современных комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития специализированного мясного скотоводства в трёх его фазах: репродукция (система "корова-телёнок"), выращивание молодняка для ремонта и увеличения поголовья в мясных стадах и откорм молодняка до оптимальных весовых кондиций.
На решение ряда указанных проблем направлена Программа "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области иа 2021 - 2024 годы".
2. Основная цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение стабильного роста поголовья мясного скота, производства и реализации высококачественной сельскохозяйственной продукции в мясном скотоводстве Оренбургской области для создания новых рабочих мест и повышения благосостояния на селе.
Достижение поставленной цели обеспечит надёжную основу эффективного развития отрасли, способной производить высококачественную говядину в объёмах, достаточных для обеспечения населения области и поставок на внутренний и внешние рынки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование инвестиционной привлекательности отрасли мясного скотоводства в Оренбургской области;
- повышение эффективности государственной поддержки отрасли мясного скотоводства для стимулирования устойчивого роста производства говядины на основе модернизации отрасли, повышения уровня интеграции малого, среднего и крупного бизнеса;
- создание на принципах частно-государственного партнёрства управляющей компании, координирующей развитие отрасли в регионе;
- строительство новых и реконструкция существующих предприятий по откорму крупного рогатого скота;
- создание благоприятных экономических условий для устойчивого развития ферм "корова-телёнок" на территории региона, что будет достигнуто, в том числе через формирование справедливой цепы на скот и выходом на рынок КФХ и ЛПХ;
- увеличение численности скота, воспроизводимого в регионе по технологии "корова-телёнок", и наращивание поголовья, откармливаемого на специализированных откормочных площадках;
- идентификация, в том числе ранее не зарегистрированного скота, с формированием информационной базы по наличию, качеству и стоимости скота в регионе.
- совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования персонала для отрасли мясного скотоводства, привлечение молодых специалистов, ориентированных на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса;
- обеспечение кратного увеличения вторичного передела зерна, произведённого в Оренбургской области, используемого для производство говядины, с наращиванием производства комбикормов и белково-витаминно-минеральных добавок, потребляемого для выращивания и откорма крупного рогатого скота.
3. Ожидаемые результаты Программы и целевые индикаторы
К 2024 году поголовье мясного скота с учетом полукровных помесей в сельскохозяйственных предприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей будет доведено до 155,4 тыс. голов, в т.ч. специализированного мясного скота до 126,9 тыс. голов и помесного скота до 28,5 тыс. голов. Производство (реализация) мясного и помесного скота на убой в живой массе составит 18,7 тыс. тонн. Важнейшие целевые индикаторы эффективности реализации Программы представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Привлечение инвестиций в животноводство для реализации проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих предприятий по откорму крупного рогатого скота позволит ввести в действие специализированное предприятие по откорму 5 тыс. голов молодняка в год (откорм площадка ООО "Оренбив").
4. Перечень и описание мероприятий Программы
Основными мероприятиями Программы являются: наращивание численности поголовья крупного рогатого скота мясного направления продуктивности, в том числе маточного поголовья, увеличение производства мяса от скота специализированных мясных пород и помесей; технологическая модернизация мясных ферм и откормочных предприятий.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств областного бюджета по следующим направлениям:
1) на содержание маточного поголовья, содержащегося по технологии мясного скотоводства, по системе "корова-теленок", при условии получения здорового теленка;
2) возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, части затрат, понесенных ими на наращивание живого веса молодняка крупного рогатого скота:
- живой массой от 180 до 270 кг в возрасте 6-8 месяцев при среднесуточном приросте телят за период рождения до отъема 800 гр, реализованного на откормочные площадки Оренбургской области;
- живой массой от 450 кг и выше в возрасте 18-24 месяцев, реализованного на мясоперерабатывающие предприятия Оренбургской области;
3) на содержание племенного маточного поголовья КРС (корова) и на приобретение племенного молодняка КРС мясного направления;
4) на приобретение товарных нетелей КРС мясного направления;
5) на приобретение семени крупного рогатого скота;
6) на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для заготовки кормов;
7) на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.
Порядок предоставления субсидий определяется постановлениями Правительства Оренбургской области.
5. Сроки реализации программы
Планируемый срок реализации программных мероприятий: 2021 - 2024 годы.
Исполнителем Программы и распорядителем средств бюджета Оренбургской области в целях ее реализации является Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы в 2021 - 2024 годах за счет средств областного бюджета составит 781,202 млн. рублей.
Финансирование мероприятий ежегодно будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на реализацию соответствующих мероприятий в областном бюджете на соответствующий год.
На софинансирование мероприятий Программы предполагается привлечение средств федерального бюджета на условиях, установленных федеральным законодательством.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, в разрезе мероприятий приведен в приложение N 3 к настоящей Программе.
7. Механизм реализации мероприятий Программы
Реализация Программы осуществляется министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с участием сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
На реализацию мероприятий привлекаются средства федерального бюджета в соответствии с соглашением, заключаемым между Правительством Оренбургской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
8. Организация управления и система контроля за исполнением Программы
Ответственным за реализацию Программы в целом, достижение задач Программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе, является министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Координацию деятельности органов местного самоуправления, участвующих в реализации Программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий; финансирование программных мероприятий в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области на соответствующий год, и мониторинг реализации Программы осуществляет министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, представляет в министерство финансов Оренбургской области отчет о выполнении ведомственной целевой Программы.
9. Оценка эффективности реализации Программы
Экономическая эффективность реализации Программы заключается в обеспечении ускоренного развития предприятий, занимающихся откормом крупного рогатого скота, их реконструкции и технологической модернизации. Это будет способствовать увеличению объемов производства высококачественной продукции, повышению рентабельности отрасли, а также созданию новых рабочих мест в сельской местности.
Реализация Программы позволит организовать откорм животных до высоких весовых кондиций, обеспечить рост продуктивности и увеличить объемы производства высококачественной говядины. Выполнение мероприятий Программы обеспечит повышение производительности труда на фермах в среднем на 12 процентов, уровня рентабельности животноводства - на 5 процентных пунктов, что даст возможность улучшить финансовое состояние предприятий, увеличить размер заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве.
10. Риски
Вместе с тем, достижению прогнозируемых темпов роста могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем:
а) внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей за счет собственных и заемных средств;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
б) внутренние риски:
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров; производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы предусматривается в форме ее своевременного финансирования и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на голову скота и поголовья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей (таблица 2).
Таблица 2. Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации Программы в части объемов производства говядины, в ценах соответствующих лет
|
млн. рублей |
|||
Виды рисков |
Год |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота) |
350 |
355 |
360 |
370 |
От невыхода на плановое поголовье мясного скота |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
Общая оценка рисков |
355,4 |
360,4 |
365,4 |
375,4 |
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
11. Методика оценки эффективности ведомственной целевой Программы
Оценка проводится на основе анализа государственных статистических отраслевых форм отчетности: форма 13-АПК "Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства"; форма 15-АПК "Отчет о наличии животных"; форма 16-АПК "Баланс продукции" по годам; форма П-1-СХ "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" (ежемесячная); Федеральная Программа статистических работ Росстата России "Поголовье и продуктивность молочного скота в Российской Федерации" (форма 24-СХ годовая).
Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по Программе используются показатели за каждый год и в целом за пять лет.
12. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Кроме увеличения племенной базы, производства (реализации) мясного и помесного скота на убой в живой массе и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация Программы обеспечит создание 660 новых рабочих мест, дополнительное поступление налогов по сравнению с 2020 годом в бюджеты всех уровней в сумме 309,5 млн. рублей (таблица 3).
Таблица 3. Расчет индикаторов экономической эффективности Программы
Показатели |
Годы |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
Основные индикаторы |
|
|
|
|
1. Производство (реализация) мясного и помесного скота на убой в живой массе, тыс. тонн |
17,7 |
18,1 |
18,4 |
18,7 |
2. Поголовье скота, тыс. голов: |
155,1 |
155,2 |
155,3 |
155,4 |
а) мясного |
126,75 |
126,8 |
126,85 |
126,9 |
б) помесного |
28,35 |
28,4 |
28,45 |
28,5 |
Вспомогательные индикаторы |
|
|
|
|
1. Валовой продукт отрасли, млн. руб. |
2106 |
2311 |
2536 |
2786 |
2. Валовой доход отрасли, млн. руб. |
525,5 |
550 |
572,5 |
597,5 |
3. Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
28,4 |
35,7 |
43,1 |
49,8 |
4. Начисление налогов, млн. руб. |
498,1 |
574,3 |
529,4 |
547,7 |
5. Рабочие места дополнительные (330 на 1 тыс. тонн мяса) |
165 |
165 |
165 |
165 |
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность увеличения численности мясного скота и прироста объемов производства высококачественной говядины и общего поголовья мясного скота.
Эффективность расходования средств финансирования определялась по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по формуле:
, где:
- коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост товарной говядины в стоимостном выражении;
- объем финансирования производства продукции по Программе (таблица 4).
Таблица 4. Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
Выручка от реализации говядины ( |
млн. руб. |
2106 |
2311 |
2536 |
2786 |
Ежегодный прирост выручки от реализации говядины ( |
млн. руб. |
194 |
205 |
225 |
250 |
Объем финансирования программы ( |
млн. руб. |
189,2 |
196,3 |
197,3 |
198,3 |
Коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств ( |
% |
102,5 |
104,4 |
114,0 |
126,1 |
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом, а также ведомственной отчетности. Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
"Развитие мясного скотоводства
Оренбургской области"
на 2021 - 2024 годы
Животноводство Оренбургской области характеризуется следующими показателями: (в хозяйствах всех категорий)
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Поголовье скота и птицы, тыс. голов | |||||||||
Крупный рогатый скот |
655,4 |
638,4 |
645,0 |
623,4 |
596,6 |
576,2 |
568,5 |
550,7 |
550,0 |
в т.ч. коровы |
289,1 |
282,0 |
284,0 |
271,3 |
259,1 |
246,0 |
245,0 |
238,4 |
239,9 |
Свиньи |
260,8 |
295,1 |
279,9 |
292,5 |
291,4 |
289,6 |
283,1 |
266,4 |
259,2 |
Овцы и козы |
280,1 |
298,3 |
315,8 |
319,7 |
335,2 |
331,5 |
329,7 |
318,3 |
308,3 |
Птица (в с/х предприятиях) |
5436,4 |
5468,9 |
5315,6 |
5039,7 |
5570,6 |
5865,0 |
5995,5 |
4929,4 |
5321,3 |
Производство основных видов продукции животноводства | |||||||||
Скот и птица на убой в живом весе, тыс. тонн |
207,6 |
220,4 |
215,2 |
234,2 |
227,0 |
226,9 |
223,8 |
214,6 |
214,7 |
Молоко, тыс. тонн |
818,8 |
829,4 |
815,3 |
811,0 |
797,5 |
756,5 |
708,1 |
667,9 |
637,7 |
Яиц, млн. шт. |
1103,4 |
1135,1 |
1044,7 |
1090,2 |
1083,0 |
1059,8 |
1070,5 |
1029,7 |
995,8 |
Приложение N 2
к ведомственной целевой программе
"Развитие мясного скотоводства
Оренбургской области"
на 2021 - 2024 годы
Важнейшие целевые индикаторы эффективности реализации Программы
Целевой индикатор- |
Единица измерения |
Год |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
Поголовье крупного рогатого скота мясного направления продуктивности, в том числе: |
тыс. голов |
155,1 |
155,2 |
155,3 |
155,4 |
специализированного мясного |
тыс. голов |
126,75 |
126,8 |
126,85 |
126,9 |
помесного |
тыс. голов |
28,35 |
28,4 |
28,45 |
28,5 |
из них маточное поголовье, в том числе: |
тыс. голов |
58,85 |
58,95 |
59,05 |
59,15 |
специализированного мясного |
тыс. голов |
52,35 |
52,4 |
52,45 |
52,5 |
помесное |
тыс. голов |
6,5 |
6,55 |
6,6 |
6,65 |
Производство (реализация) мясного и помесного скота на убой в живой массе |
тыс. тонн |
17,7 |
18,1 |
18,4 |
18,7 |
Приложение N 3
к ведомственной целевой программе
"Развитие мясного скотоводства
Оренбургской области"
на 2021 - 2024 годы
Ресурсные обеспечения реализации Программы
|
|
тыс. рублей |
|||
Мероприятия |
Источник |
Год |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
Содержание товарного поголовья мясных коров |
|
105177,6 |
96341,5 |
96341,5 |
96341,5 |
Субсидии за реализованный на откормплощадки и тяжеловесный на мясокомбинаты молодняк крупного рогатого скота |
|
30000,0 |
40000,0 |
40000,0 |
40000,0 |
Поддержка племенного животноводства |
|
28000,0 |
28000,0 |
28000,0 |
28000,0 |
Компенсация приобретения семени быков-производителей |
|
3000,0 |
4000,0 |
5000,0 |
6000,0 |
Компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса |
|
15000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
Компенсация приобретения техники для заготовки кормов |
|
8000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
Всего |
|
189177,6 |
196341,5 |
197341,5 |
198341,5 |
Приложение N 4
к ведомственной целевой программе
"Развитие мясного скотоводства
Оренбургской области"
на 2021 - 2024 годы
Потребность в кормовых ресурсах на выращивание молодняка до высоких весовых кондиций за 18 месяцев
Подкормка телят до отбивки |
комбикорм: |
2021 г. - 19641 т; |
2022 г. - 21271 т; | ||
2023 г. - 24615 т; | ||
2024 г. - 26821 т. | ||
зерносенаж: |
2021 г. - 13094 т; |
|
2022 г. - 14181 т; | ||
2023 г. - 16410 т; | ||
2024 г. - 17881 т. | ||
сено: |
2021 г. - 16368 т; |
|
2022 г. - 17726 т; | ||
2023 г. - 20513 т; | ||
2024 г. - 22351 т. | ||
Доращивание и откорм бычков на откормочной площадке |
комбикорм: |
2021 г. - 3168 т; |
2022 г. - 10195 т; | ||
2023 г. - 15148 т; | ||
2024 г. - 25983 т. | ||
зерносенаж: |
2021 г. - 5544 т; |
|
2022 г. - 17692 т; | ||
2023 г. - 26348 т; | ||
2024 г. - 45096 т. | ||
сено: |
2021 г. - 3168 т; |
|
2022 г. - 9599 т; | ||
2023 г. - 14502 т; | ||
2024 г. - 24487 т. | ||
Потребность, всего |
комбикорм |
2021 г. - 22809 т; |
2022 г. - 31466 т; | ||
2023 г. - 39764 т; | ||
2024 г. - 52804 т. | ||
зерносенаж: |
2021 г. - 18 638 т; |
|
2022 г. - 31 873 т; | ||
2023 г. - 42 758 т; | ||
2024 г. - 62 977 т. | ||
сено: |
2021 г. - 19 535 т; |
|
2022 г. - 27 325 т; | ||
2023 г. - 35 015 т; | ||
2024 г. - 46 838 т. |
Корма |
Телята |
Бычки |
Бычки |
Взрослый скот |
Питательность корма, |
Сено злаковое |
1 |
2 |
4 |
0 |
0,4 |
Сено бобовое |
0 |
2 |
0 |
0 |
0,42 |
Комбикорм |
1,2 |
4 |
6 |
0 |
0,9 |
Зерносенаж из злаково-бобовых культур |
0,8 |
7 |
10 |
0 |
0,33 |
Пастбищный корм |
15 |
|
|
|
0,18 |
Питательность рациона |
4,444 |
7,55 |
10,3 |
0 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области от 23 марта 2021 г. N 90 "Об утверждении программы "Развитие мясного скотоводства Оренбургской области на 2021 - 2024 годы"
Вступает в силу с 24 марта 2021 г.
Текст приказа опубликован на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (http://pravo.orb.ru) 23 марта 2021 г.