Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2021 г. N 14-2/10/П-1550
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет протокол совещания заместителей координаторов сторон, представляющих общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство Российской Федерации, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 февраля 2021 г. и доработанный проект Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии сторонам социального партнерства по регулированию социально-трудовых отношений по организации дистанционной (удаленной) работы и по определению категорий работников, в приоритетном порядке временно переводимых на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
|
Е.В. Мухтиярова |
Протокол
совещания заместителей координаторов сторон, представляющих общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство Российской Федерации, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
24 февраля 2021 года
Присутствовали: Н.Н. Кузьмина, М.Б. Москвина, Е.В. Мухтиярова, Ф.Т. Прокопов, Т.В. Маленко, М.С. Маслова, Н.В. Юртикова
От секретариата Комиссии: Н.В. Жарова
Повестка дня:
О проекте рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сторонам социального партнерства по организации дистанционной (удаленной) работы и по определению категорий работников, в приоритетном порядке временно переводимых на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях.
Решение:
О проекте рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сторонам социального партнерства по организации дистанционной (удаленной) работы и по определению категорий работников, в приоритетном порядке временно переводимых на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях
_________________________________________________________________________
(Мухтиярова, Москвина, Маслова, Прокопов, Кузьмина, Жарова)
1. Принять к сведению сообщение заместителя координатора стороны Комиссии, представляющей Правительство Российской Федерации, заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Е.В. Мухтияровой о проекте рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сторонам социального партнерства по организации дистанционной (удаленной) работы и по определению категорий работников, в приоритетном порядке временно переводимых на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях (далее - проект рекомендаций).
2. Одобрить доработанный с учетом обсуждения проект рекомендаций в прилагаемой редакции.
3. Предложить сторонам Российской трехсторонней комиссии проводить обобщение практики организации дистанционной работы в целях выработки (при необходимости) предложений по совершенствованию ее регулирования.
Заместитель координатора стороны |
Н.Н. Кузьмина |
Заместитель координатора стороны |
Ф.Т. Прокопов |
Заместитель координатора стороны |
Е.В. Мухтиярова |
Ответственный секретарь Комиссии |
Н.В. Жарова |
ПРОЕКТ
Координатор
стороны Комиссии, представляющей
Правительство Российской Федерации,
Министр труда и социальной защиты
Российской Федерации
А.О. КОТЯКОВ
Координатор
стороны Комиссии, представляющей
общероссийские объединения работодателей,
президент Общероссийского объединения
работодателей "Российский союз
промышленников и предпринимателей"
А.Н. ШОХИН
Координатор
стороны Комиссии, представляющей
общероссийские объединения профсоюзов,
председатель Общероссийского союза
"Федерация Независимых Профсоюзов России"
М.В. ШМАКОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СТОРОНАМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ (УДАЛЕННОЙ) РАБОТЫ И ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ, В ПРИОРИТЕТНОМ ПОРЯДКЕ ВРЕМЕННО ПЕРЕВОДИМЫХ НА ДИСТАНЦИОННУЮ (УДАЛЕННУЮ) РАБОТУ ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ
В целях реализации абзаца третьего пункта 3 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 ноября 2020 г. N 9238-7 Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений предлагает сторонам социального партнерства на соответствующих уровнях учитывать следующие рекомендации.
Вопросы организации постоянной дистанционной (удаленной) работы (в течение срока действия трудового договора), временной дистанционной (удаленной) работы (до 6 месяцев), периодической дистанционной (удаленной) работы (чередование периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно с выполнением трудовых функций на рабочем месте) (далее - дистанционная работа) регулируется в организациях в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовыми договорами.
Вопросы организации временного перевода работников на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях регламентируются в локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Организацию дистанционной работы (кроме дистанционной работы по инициативе работодателя в исключительных случаях) рекомендуется осуществлять с учетом специфики деятельности работников путем отражения в коллективном договоре, локальном нормативном акте (актах), принимаемом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, в трудовом договоре, дополнительном соглашении к трудовому договору следующих положений:
порядка взаимодействия работодателя и работника, в том числе в связи с выполнением трудовой функции дистанционно, передачей результатов работы и отчетов о выполненной работе по запросам работодателя,
сроков подтверждения получения электронного документа от другой стороны;
порядка подтверждения действий дистанционного работника и работодателя, связанных с предоставлением друг другу информации, если они осуществляют взаимодействие в иной форме;
формы подачи работником работодателю заявлений (в письменной или электронной форме и др.), предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, осуществления ознакомления работника с документами, в отношении которых трудовым законодательством предусмотрено ознакомление под роспись;
режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника;
условий и порядка вызова работодателем дистанционного работника на стационарное рабочее место или выхода на работу такого работника по своей инициативе (за исключением дистанционной работы в соответствии со статьей 312.9. Трудового кодекса Российской Федерации);
порядка предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и иных видов отпусков работникам, выполняющим дистанционную работу на постоянной основе;
обеспечения работника необходимым оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты и иными материально-техническими средствами, необходимыми работнику для выполнения своей трудовой функции;
порядка, сроков и размеров компенсации дистанционному работнику расходов за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств (если работник использует данные средства с согласия или ведома работодателя и в его интересах);
порядка ознакомления дистанционного работника с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем;
распространения дополнительных гарантий, предусмотренных коллективным договором и (или) локальным нормативным актом работодателя, на дистанционных работников с учетом особенностей их работы;
иных положений, связанных с организацией дистанционной работы (при необходимсти). В исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, при осуществлении перевода на временную дистанционную работу по инициативе работодателя, работодатель с учетом фактической возможности работников и работодателя и решений, принятых органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления, может установить категории работников, имеющих приоритетное право на перевод на временную дистанционную работу.
Например, к ним можно отнести:
работников, рабочие места которых находятся в зоне непосредственной угрозы для их жизни и здоровья;
беременных женщин;
работающих пенсионеров и работников, имеющих хронические заболевания;
работников (родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей), имеющих детей в возрасте до 14 лет;
работников, осуществляющих уход за инвалидами или длительно болеющими членами семьи, которые по состоянию здоровья нуждаются в уходе;
инвалидов;
других работников, предусмотренных коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Сторонам социального партнерства на отраслевом, региональном и муниципальном уровнях рекомендуется проводить анализ и обобщение правоприменительной практики организации дистанционной работы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2021 г. N 14-2/10/П-1550
Текст письма опубликован в журнале "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", апрель 2021 г., N 4, в журнале "Администратор образования", апрель 2021 г., N 8