Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1088595-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на уточнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отдельных сферах.
В соответствии со статьей 3 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), исключив из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи и производства. Обращаем внимание, что в Федеральном законе N 41-ФЗ сохраняется право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования указанных отношений (преамбула), а также преимущественное право приобретения добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, формирования золотого запаса Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (статья 2), которое в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 41-ФЗ является одним из способов государственного регулирования указанных отношений. Кроме того, в проектном пункте 4 статьи 10 Федерального закона N 41-ФЗ нуждается в редакционном уточнении формулировка "настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации" с учетом того, что Федеральный закон N 41-ФЗ входит в понятие "законодательство Российской Федерации".
Статьей 4 законопроекта предлагается дополнить перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Пункт 3 статьи 4 законопроекта, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской относится решение вопросов организации предоставления психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, не учитывает редакцию пункта 12 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающего также организацию предоставления указанным обучающимся медицинской помощи.
В редакционном уточнении, по нашему мнению, нуждается проектный подпункт 21.4 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ (пункт 4 статьи 4 законопроекта), согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" и Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Полагаем, что в данном виде проектное полномочие является не определенным, так как не ясно, о каких иных полномочиях идет речь. Также отмечаем, что в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ уже имеется подпункт 21.4. Кроме того, обращаем внимание, что в Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах" не содержится иных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, требующих расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, кроме организации профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которое уже содержится в подпункте 21.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ. Аналогичное замечание касается проектного подпункта 58.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ в части осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Проектный подпункт 84 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ (пункт 6 статьи 4 законопроекта), в соответствии с которым к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено осуществление выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), нуждается в согласовании с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", устанавливающей, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, за исключением лицензирования розничной продажи произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.