Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1104113-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений законодательных актов в связи с введением нового вида муниципального образования - муниципальный округ), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 1104113-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации в связи с введением Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 87-ФЗ) нового вида муниципального образования - муниципальный округ.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 87-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона до 1 января 2025 года устанавливается переходный период. В данный переходный период городские округа, которые не соответствуют требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), наделяются законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа (подпункт 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 87-ФЗ). При этом согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 87-ФЗ в указанный переходный период федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований должны быть приведены в соответствие с положениями Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона N 87-ФЗ).
В целях реализации требования подпункта 2 пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 87-ФЗ законопроектом предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов, что позволит обеспечить участие муниципальных округов в качестве самостоятельных субъектов (самостоятельных видов муниципальных образований), в регулируемых данными законодательными актами отношениях в определенных сферах, в том числе закрепить полномочия, права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять органы местного самоуправления муниципальных округов отдельными государственными полномочиями в указанных сферах.
Нормами законопроекта (статьи 1, 3, 5, 7) предлагается внести изменения в абзац восемнадцатый пункта 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в часть семнадцатую статьи 4.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и в часть третью статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", предоставляющие право органам государственной власти субъектов Российской Федерации наделять органы местного самоуправления муниципальных округов наряду с другими видами муниципальных образований отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в соответствующих законодательных актах.
Положениями законопроекта (статья 2) также предусматривается внесение изменений в абзац третий пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26), согласно которым поддержка развития курортов местного значения будет являться расходным обязательством не только поселений и городских округов, но и муниципальных округов.
Установление данных расходных обязательств необходимо для финансового обеспечения вопросов местного значения поселений, муниципальных, городских округов по созданию, развитию и обеспечению охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального, городского округа, предусмотренных соответственно в пункте 27 части 1 статьи 14 и пункте 30 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно пункту 22 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района также отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов. В связи с этим полагаем, что нормами законопроекта необходимо внести изменения в абзац третий пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 26, предусматривающие, что поддержка развития курортов местного значения являться также расходным обязательством муниципального района.
Нормами статьи 9 законопроекта предлагается в абзаце первом статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) отнести к компетенции органов местного самоуправления муниципальных округов полномочия в сфере охраны здоровья, указанные в данной статье этого же Федерального закона и уже закрепленные за органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В настоящее время к ним относятся создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ; обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ; информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации; участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов; участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах; реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта Российской Федерации; создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ.
Данные полномочия органов местного самоуправления установлены в пределах вопросов местного значения муниципальных районов и муниципальных, городских округов по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района, муниципального, городского округа (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, установленных соответственно в пункте 12 части 1 статьи 15 и пункте 14 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ.
Положениями законопроекта (статья 6) предлагается внести изменения в статью 6.1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ), согласно которым полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области предупреждения распространения туберкулеза будут также закреплены за органами местного самоуправления муниципальных округов. В настоящее время к таким полномочиям относятся реализация мероприятий по профилактике туберкулеза и формированию здорового образа жизни, информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения туберкулеза на территории муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Вместе с тем необходимо учитывать, что данные полномочия не предусмотрены в качестве отдельного вопроса местного значения, в перечнях вопросов местного значения муниципальных районов и муниципальных, городских округов, установленных соответственно в части 1 статьи 15 и части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ. При этом полагаем, что указанные полномочия подпадают под вопросы местного значения по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района, муниципального, городского округа, установленные соответственно в пункте 12 части 1 статьи 15 и пункте 14 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, а также подпадают и под полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере охраны здоровья, указанные статьи 17 Федерального закона N 323-ФЗ (пункты 3-6).
В связи с изложенным полагаем, что нормами законопроекта необходимо изменить содержание статьи 6.1 Федерального закона N 77-ФЗ, предусмотрев, что полномочия органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза осуществляются в пределах полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, установленных Федеральным законом N 323-ФЗ (статья 17).
Положениями законопроекта (статья 8) предлагается уточнить редакцию части 3 статьи 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ). Проектируемая редакция данной части статьи 9 этого же Федерального закона предусматривает, что в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.
Нормы части 1.1 статьи 131 Конституции Российской Федерации предусматривают, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом. Но при этом необходимо учитывать, что указанные нормы следует применять во взаимосвязи с положениями статей 12, 130 Конституции Российской Федерации о конституционной автономии муниципальной публичной власти, а также с нормами части 131 Конституции Российской Федерации, предусматривающими, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.
Таким образом, в законопроекте необходимо предусмотреть, что в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения указанные дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации могут быть установлены уставом соответствующего муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Внесение указанных изменений в часть 3 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ, по сравнению с действующей редакцией соответствующих положений данного Федерального закона, позволит установить системный и комплексный подход к определению указанных дополнительных требований, а также обеспечить баланс интересов муниципальной и региональной публичной власти в решении указанного вопроса.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.