Постановление Администрации муниципального образования город Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2021 г. N 763
"Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования город Салехард"
Во исполнение Федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом муниципального образования город Салехард, Администрация муниципального образования город Салехард постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования город Салехард.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации города Салехарда от 03 сентября 2020 года N 2279 "Об утверждении Положения об обеспечении своевременного оповещения и информирования населения муниципального образования город Салехард об угрозе возникновении или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов".
3. Муниципальному бюджетному информационному учреждению "Редакция газеты "Полярный круг" опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
4. Муниципальному казенному учреждению "Информационно-техническое управление" разместить настоящее постановление на официальном сайте муниципального образования город Салехард.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава города Салехарда |
А.Л. Титовский |
Утверждено
постановлением
Администрации г. Салехарда
от 23 марта 2021 г. N 763
Положение
о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования город Салехард
I. Общие положения
1. Положение о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования город Салехард (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями Федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 28 декабря 2020 года N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России) от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
2. Настоящее Положение определяет порядок создания, в том числе совершенствования муниципальной системы оповещения населения муниципального образования город Салехард, а также определяет назначение и задачи муниципальной системы оповещения, порядок реализации мероприятий по задействованию муниципальной системы оповещения для своевременного оповещения населения муниципального образования город Салехард (далее - муниципальное образование), а также органов управления, сил и средств гражданской обороны (далее - ГО), муниципального звена города Салехарда территориальной подсистемы Ямало-Ненецкого автономного округа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МЗ ТП РСЧС).
3. Муниципальная система оповещения населения муниципального образования включается в систему управления ГО и МЗ ТП РСЧС, обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и МЗ ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления МЗ ТП РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
5. Муниципальная система оповещения муниципального образования создается на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения).
6. Муниципальная система оповещения организационно входит в состав региональной системы оповещения Ямало-Ненецкого автономного округа, программно-технически сопрягается с ней.
7. Муниципальная система оповещения представляет собой территориально распределенную в пределах муниципального образования организационно-техническую систему, состоящую из муниципального сегмента региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - РАСЦО), КСЭОН, объединяющую аппаратно-программные средства формирования, обработки и приема-передачи сигналов оповещения.
Пункт управления муниципальной системой оповещения размещается в помещении дежурной смены муниципального казенного учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба города Салехарда" (далее - ЕДДС).
8. Локальные системы оповещения организационно входят в состав муниципальной системы оповещения, и создаются организациями, перечисленными в пункте 7 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Минцифры России от 31 июля 2020 года N 578/365.
9. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности муниципальной системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Администрацией муниципального образования город Салехард.
10. Муниципальная система оповещения должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению, утвержденному приказом МЧС России и Минцифры России от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
11. Муниципальная система оповещения может быть задействована как в мирное время, так и при военных конфликтах.
12. Финансирование мероприятий по созданию и поддержанию в постоянной готовности муниципальной системы оповещения и информирования населения муниципального образования о чрезвычайных ситуациях осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
II. Назначение и основные задачи муниципальной системы оповещения
13. Муниципальная система оповещения назначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения муниципального образования, органов управления и сил ГО и МЗ ТП РСЧС.
14. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и МЗ ТП РСЧС;
- сил ГО и МЗ ТП РСЧС;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций;
- людей, находящихся на территории муниципального образования.
15. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления МЗ ТП РСЧС.
III. Порядок задействования муниципальной системы оповещения населения
16. Задействование по предназначению муниципальной системы оповещения населения муниципального образования планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения муниципального образования город Салехард и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования город Салехард.
17. ЕДДС, получив в системе управления ГО и МЗ ТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводит их до Главы город Салехард, а также Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального образования город Салехард.
18. Решение на задействование муниципальной системы оповещения принимается Главой города Салехарда.
КСЭОН в муниципальном образовании задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Главы муниципального образования город Салехард.
19. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования муниципальной системы оповещения населения:
19.1. в автоматическом режиме функционирования муниципальной системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от региональной системы оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения;
19.2. в автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) муниципальной системы оповещения осуществляется дежурной сменой ЕДДС, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений;
19.3. в ручном режиме функционирования:
- дежурная смена ЕДДС, осуществляет включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляет заявки операторам связи и (или) редакции муниципального бюджетного информационного учреждения "Северный ветер" (далее - МБИУ "Северный ветер") на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
20. Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования муниципальной системы оповещения - автоматизированный.
21. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению муниципального образования осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и МБИУ "Северный ветер" с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочего места дежурной сменой ЕДДС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Передача речевой информации должна осуществляться, профессиональными дикторами МБИУ "Северный ветер".
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального образования город Салехард совместно с ЕДДС.
22. Порядок действий дежурного персонала ЕДДС, а также операторов связи, редакции средств массовой информации МБИУ "Северный ветер" при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальными правовыми актами муниципального образования.
23. Для обеспечения своевременной передачи населению муниципального образования сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
24. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования (далее - КЧС и ОПБ).
25. Организации, в ведении которых находятся элементы муниципальной системы оповещения населения муниципального образования, а также Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального образования город Салехард, ЕДДС, операторы связи и редакция средств массовой информации МБИУ "Северный ветер" проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности муниципальной системы оповещения населения
26. Поддержание муниципальной системы оповещения в готовности организуется и осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования.
27. Готовность муниципальной системы оповещения населения достигается:
- наличием актуализированных муниципальных правовых актов муниципального образования в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
- наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
28. С целью контроля за поддержанием в готовности муниципальной системы оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию муниципальной системы оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения проводятся два раза в год комиссией в составе представителей Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации муниципального образования город Салехард и ЕДДС, а также операторов связи, МБИУ "Северный ветер", задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с МБИУ "Северный ветер".
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением к настоящему Положению, а также уточняется паспорт муниципальной системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию муниципальной системы оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными ЕДДС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
29. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
30. Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения устанавливается муниципальным правовым актом Администрации муниципального образования город Салехард.
Приложение
к Положению
о муниципальной системе
оповещения населения
муниципального образования
город Салехард
Оценка
готовности муниципальной системы оповещения населения к выполнению задач по предназначению
Готовность муниципальной системы оповещения оценивается как:
Оценка "готова к выполнению задач", если:
а) муниципальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации и введена в эксплуатацию;
б) муниципальная система оповещения сопряжена с региональной системой оповещения Ямало-Ненецкого автономного округа;
в) на территории муниципального образования город Салехард КСЭОН во всех зонах экстренного оповещения населения созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с системой оповещения организаций;
г) в муниципальном образовании имеется положение о муниципальной системе оповещения, паспорт рекомендованного образца и другая документация по вопросам создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
д) муниципальная система оповещения в установленное настоящим Положением время и с установленного пункта управления обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и МЗ ТП РСЧС;
сил ГО и МЗ ТП РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности;
дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящихся на территории муниципального образования;
е) регулярно проводятся проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН;
ж) своевременно проводится эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
з) техническое состояние системы оповещения населения оценено как "удовлетворительно";
и) не менее 75% населения муниципального образования проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических системам) муниципальной системы оповещения;
к) организовано дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и его профессиональная подготовка;
л) при проверке готовности систем оповещения населения, проверяемый персонал действовал уверенно, выполнил поставленные задачи в установленные сроки;
м) созданы, поддерживаются в исправном состоянии соответствующие потребностям резервы стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами;
н) своевременно проводятся мероприятий по созданию и совершенствованию муниципальной системы оповещения и КСЭОН.
Оценка "ограниченно готова к выполнению задач", если выполнены пункты "а", "г", "д", "е", "з", "н" требований на оценку "готова к выполнению задач", вместе с тем:
а) на территории муниципального образования муниципальная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации, введена в эксплуатацию, но не сопряжена с региональной системой оповещения;
б) на территории муниципального образования КСЭОН созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с системой оповещения организаций не менее чем в 75% зон экстренного оповещения населения;
в) своевременно проводится эксплуатационно-техническое обслуживание, ремонт неисправных и замена технических средств оповещения, при этом имеются технические средства оповещения, выслужившие установленный эксплуатационный срок;
г) не менее 65% населения муниципального образования проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения (электрических, электронных сирен и мощных акустических системам) муниципальной системы оповещения;
д) организовано дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и его профессиональная подготовка, но не актуализированы списки оповещения руководящего состава и сил ГО и МЗ ТП РСЧС;
е) при проверке готовности систем оповещения населения проверяемый персонал допустил отдельные недостатки, действовал неуверенно, выполнил поставленные задачи в нарушение установленных сроков;
ж) созданы, поддерживаются в исправном состоянии не менее 75% от потребности резервов стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами.
Оценка "не готова к выполнению задач", если не выполнены требования на оценку "ограниченно готова к выполнению задач".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования город Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2021 г. N 763 "Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования город Салехард"
Текст постановления опубликован в газете "Полярный круг" от 25 марта 2021 г. спецвыпуск N 12/1 (1515), на официальном сайте г. Салехарда (www.salekhard.org) 24 марта 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации города Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 декабря 2023 г. N 3522