Решение Верховного Суда Республики Хакасия
от 8 февраля 2021 г. по делу N 3а-10/2021
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.,
с участием прокурора Найдешкиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Россети Сибирь" о признании Распоряжения Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 26 июня 2020 г. N 53-рп "Об утверждении Перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям" не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим в части, установил:
Приказами Министерства энергетики Российской Федерации от 23 марта 2018 г. N 179, от 28 марта 2019 г. N 294, от 25 марта 2020 г. N 240 публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Сибири" (ПАО "МРСК Сибири") присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Хакасия.
5 августа 2020 г. ПАО "МРСК Сибири" переименовано в публичное акционерное общество "Россети Сибирь".
Распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 26 июня 2020 г. N 53-рп утвержден Перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям" (далее - Перечень).
ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании распоряжения Главы Республики Хакасия от 26 июня 2020 г. N 53-рп "Об утверждении Перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям" недействующим в части включения учреждений образований, не относящихся к категориями потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. В обоснование требований ссылается на то, что Правилами полного и (или частичного) ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, установлен исчерпывающий перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Пунктом 5 Приложения к таким потребителям отнесены не все образовательные учреждения, предприятия и органы, а лишь входящие в уголовно-исполнительную систему. Оспариваемая норма препятствует исполнению административным истцом обязанности как гарантирующего поставщика определить потребителей, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям и уведомить их о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10 ноября 2020 г. дело N А74-9061/2020 передано в Верховный Суд Республики Хакасия по подсудности.
Согласно части 4 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело, направленное из одного суда общей юрисдикции или арбитражного суда в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.
Определением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 22 декабря 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено Министерство образования и науки Республики Хакасия.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО8 уточнила заявленные требования, просила признать Распоряжение в оспариваемой части недействующим со дня принятия, приведя в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представители административного ответчика ФИО9 возражали против заявленных требований, пояснив, что включение в оспариваемый Перечень общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений Республики Хакасия осуществлено по инициативе Министерства образования и науки Республики Хакасия в соответствии с пунктом 15 Правил полного и (или частичного) ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442. Общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения являются социально значимыми объектами, прекращение подачи электроэнергии в которые может привести к нарушению подачи тепловой энергии в помещения школ и детских садов. Учитывая экономическую ситуацию в регионе, возможный рост социальной напряженности, исключение учреждений образования из перечня может спровоцировать необратимые последствия. Распоряжение принято в пределах полномочий Главы Республики Хакасия, порядок принятия не нарушен. Текст правового акта, не являющегося нормативным, не опубликован в официальных изданиях, размещен в сети интернет.
Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Республики Хакасия ФИО10 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве указала, что Министерство образования и науки Республики Хакасия, являясь уполномоченным органом в сфере образования, инициировало включение в оспариваемый Перечень образовательные учреждения, которые относятся к объектам социально значимой категории потребителей, их исключение повлечет нарушение прав и законных интересов детей, преподавателей, воспитателей, приостановление деятельности образовательных учреждений, создаст угрозу возникновения аварийных ситуаций.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17 ноября 2020 г., установлено, что Распоряжение Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 26 июня 2020 г. N 53-рп "Об утверждении Перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям" относится к нормативным правовым актам, регулирует правоотношения в сфере потребления электрической энергии, рассчитано на неоднократное применение и распространяет свое действие на неопределенный круг лиц. Нормативный характер содержания акта не зависит от формы (наименования) его издания. Несоблюдение порядка опубликования Распоряжения не свидетельствует о его ненормативном характере.
С учетом положений части 2 статьи 64 КАС РФ соответствие оспариваемого правового акта признакам нормативности, издание его в форме распоряжения, а также несоблюдение порядка опубликования не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Кроме того, следует учесть, что Распоряжение не адресовано конкретному лицу - административному истцу, его действие распространяется на всех участников отношений в области электроэнергетики на территории Республики Хакасия, в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии, сетевые организации, потребителей электрической энергии. Установление для потребителей электрической энергии (мощности) правового статуса потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, рассчитано на неоднократное применение в течение срока его действия.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Согласно части 7 статьи 38 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила N 442), в соответствии с пунктом 15 которых высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ежегодно, до 1 июля, утверждает перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - перечень), на основании обращений потребителей, сетевых организаций, гарантирующих поставщиков.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 10 рабочих дней после дня утверждения перечня обеспечивает размещение перечня на своем официальном сайте в сети "Интернет" и его опубликование в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 15(2) Правил N 442).
Таким образом, федеральным законодательством закреплено, что акт, которым высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации утверждает вышеуказанный перечень, подлежит опубликованию в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Приложении к Правилам N 442 определены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствия.
Пунктом 5 Приложения к Правилам N 442 к таковым отнесены учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные организации, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы.
Из буквального толкования указанного пункта следует, что к специальным субъектам относятся только образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы.
При этом, как прямо следует из Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы", уголовно-исполнительная система включает в себя, в том числе, предприятия, образовательные и иные организации.
В перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 89 (в редакции от 22 ноября 2018 г.) включены образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования.
Из смысла приведенных норм следует, что внесение образовательных организаций в Перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, допустимо при условии их отношения к учреждениям уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, муниципальные бюджетные образовательные учреждения, в том числе дошкольные образовательные и профессиональные учреждения, не названные ни в силу закона, ни в силу специфики их деятельности не относятся к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в связи с чем оснований для включения их в оспариваемый перечень не имелось.
Включение в оспариваемый Перечень образовательных учреждений, не относящихся к уголовно-исполнительной системе, освобождает эти учреждения от обязанности предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате за электрическую энергию, препятствует административному истцу, как гарантирующему поставщику в использовании механизмов защиты нарушенного права, предусмотренных действующим законодательством; кроме того, влечет необоснованное возложение на образовательные учреждения обязанности по составлению и согласованию актов технологической и (или) аварийной брони.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим Распоряжения Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 26 июня 2020 г. N 53-рп "Об утверждении Перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям" в части включения образовательных учреждений, а именно пунктов N 190 - 297, 299 - 313, 315 - 325, 327, 328, 330 - 339, 342 - 418, 420 - 548, 550 - 553.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемое Распоряжение имеет ограниченный срок действия, признание его в части недействующим с момента вступления в законную силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оно подлежит признанию не действующим в оспариваемой части со дня принятия.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административное исковое заявление Публичного акционерного общества "Россети Сибирь" удовлетворить.
Признать не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, недействующим со дня принятия Распоряжение Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 26 июня 2020 г. N 53-рп "Об утверждении Перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям" в части пунктов N 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 273, 274, 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281, 282, 283, 284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299, 300, 301, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 323, 324, 325, 327, 328, 330, 331, 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 342, 343, 344, 345, 346, 347, 348, 349, 350, 351, 352, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360, 361, 362, 363, 364, 365, 366, 367, 368, 369, 370, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382, 383, 384, 385, 386, 387, 388, 389, 390, 391, 392, 393, 394, 395, 396, 397, 398, 399, 400, 401, 402, 403, 404, 405, 406, 407, 408, 409, 410, 411, 412, 413, 414, 415, 416, 417, 418, 419, 420, 421, 422, 423, 424, 425, 426, 427, 428, 429, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 436, 437, 438, 439, 440, 441, 442, 443, 444, 445, 446, 447, 448, 449, 450, 451, 452, 453, 454, 455, 456, 457, 458, 459, 460, 461, 462, 463, 464, 465, 466, 467, 468, 469, 470, 471, 472, 473, 474, 475, 476, 477, 478, 479, 480, 481, 482, 483, 484, 485, 486, 487, 488, 489, 490, 491, 492, 493, 494, 495, 496, 497, 498, 499, 500, 501, 502, 503, 504, 505, 506, 507, 508, 509, 510, 511, 512, 513, 514, 515, 516, 517, 518, 519, 520, 521, 522, 523, 524, 525, 526, 527, 528, 529, 530, 531, 532, 533, 534, 535, 538, 539, 540, 541, 542, 543, 544, 545, 546, 547, 548, 550, 551, 552, 553.
Сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Хакасия".
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
В мотивированной форме решение составлено 12 февраля 2021 г.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 8 февраля 2021 г. по делу N 3а-10/2021
Текст решения опубликован в газете "Хакасия" от 2 апреля 2021 г. N 52