На основании Устава муниципального района "Табасаранский район", Регламента Собрания депутатов муниципального района "Табасаранский район", заслушав информацию Врио начальника отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики о муниципальной целевой программе "Развитие туризма" МР "Табасаранский район" на 2021 - 2023 годы Собрание депутатов решает:
1. Утвердить муниципальную программу о "Развитие туризма" МР "Табасаранский район" на 2021 - 2023 годы. (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в районной газете "Табасарандин сес" и разместить на официальном сайте администрации муниципального района "Табасаранский район".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Врио начальника отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики МР "Табасаранский район" Республики Дагестан Османова С.А.
Глава муниципального района |
М.С. Курбанов |
Председатель Собрания депутатов |
И.А. Исаев |
Муниципальная целевая программа
"Развитие туризма в муниципальном районе "Табасаранский район" на 2021 - 2023 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие туризма в МР "Табасаранский район" на 2021 - 2023 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Приказ Федерального агентства по туризму от 11 июля 2007 года N 66 "Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта РФ"; Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2012 года N 105 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2019 - 2024 годы"; Стратегия социально-экономического развития муниципального района "Табасаранский район" до 2025 года; Решение Собрания депутатов МР "Табасаранский район" от 23 декабря 2020 года N __ "О принятии решения об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие туризма в Табасаранском районе на 2021 - 2023 годы". |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального района "Табасаранский район" |
Разработчик программы |
Рабочая группа по разработке программы, утвержденная распоряжением главы МР "Табасаранский район" от 15 декабря 2020 года N |
Основные задачи Программы |
Повышение уровня использования туристско-рекреационного потенциала района; Привлечение инвестиций в сферу санаторно-курортного отдыха и туризма в целях совершенствования туристской инфраструктуры; Повышение качества предоставляемых санаторных и туристских услуг в соответствии с международными стандартами; Подготовка туристских кадров и повышение квалификации работников сферы туризма; Вовлечение местного населения в процесс формирования туристских услуг в районе, развитие народных промыслов и ремесел; Создание новых рабочих мест; Организация и проведение национальных праздников, фольклорных фестивалей, выставок, ярмарок и других мероприятий способствующих привлечению туристских потоков; Сохранение и возрождение историко-культурного наследия Табасаранского района; Разработка новых и повышение конкурентоспособности существующих в районе туристских продуктов; Реализация мероприятий по улучшению туристского имиджа Табасаранского района и разработка элементов общего туристского бренда; Развитие международных связей и участие в международных проектах в сфере санаторно-курортного отдыха и туризма; Развитие детского и юношеского отдыха и туризма; Рекламно-информационное обеспечение сферы туризма; Увеличение налоговых поступлений в бюджет района от субъектов сферы отдыха и туризма и сопутствующих отраслей; |
Цель Программы |
Создание в муниципальном районе "Табасаранский район" современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения района в туристских услугах, а с другой стороны, вклад в развитие экономики района, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, создание новых рабочих мест, сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала района. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2021 - 2023 годы: Первый этап (2021 год) - подготовительный, включает подготовку и начало осуществления программных мероприятий; Второй этап (2021 - 2023 годы) - реализация инвестиционных проектов, продвижение туристского продукта в соответствии с перечнем программных мероприятий. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Администрация муниципального района "Табасаранский район"; Администрации сельских поселений; Хозяйствующие субъекты, индивидуальные предприниматели, организации, учреждения по профилю предусматриваемых мероприятий; МКУ "Управление культуры, спорта, туризма и молодежной политики", МБУ "УСХиИ", МКУ "ММЦ" Учреждения образования и культуры муниципального района "Табасаранский район", районные и сельские музеи. |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах 2012 года) |
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 170,5 млн. рублей, в том числе: Федеральный бюджет - 0 млн. рублей; Республиканский бюджет - 0,5 млн. рублей; Районный бюджет - 1,5 млн. рублей; Инвестиционные программы, проекты - 168,5 млн. рублей. Финансирование инвестиционных проектов развития инфраструктуры туризма предполагается осуществлять преимущественно за счет привлечения внебюджетных источников. |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности |
Создание условий и предпосылок для формирования в районе современного туристского комплекса; Рост туристских потоков в муниципальный район в 2 раза к уровню 2020 г.; Привлечение инвестиций на развитие индустрии туризма в сумме не менее 168,5 млн. руб.; Создание не менее 120 новых рабочих мест во вновь образуемых и действующих предприятиях туриндустрии, в том числе в отраслях связанных с туризмом и в сегменте частного предпринимательства; Увеличение вклада отрасли туризма в социально-экономическое развитие района; Сохранение и рациональное использование природного и культурного наследия Табасаранского района; |
Контроль реализации Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация муниципального района "Табасаранский район" |
Период, основание и порядок корректировки Программы |
Корректировка Программы производится администрацией МР "Табасаранский район" ежегодно после разработки прогноза социально-экономического развития и утверждения бюджета района на очередной год. |
Мониторинг реализации Программы |
Ежегодная отчетность по результатам реализации Программы представляется исполнителями основных мероприятий в первом квартале года, следующего за отчётным в Совет по стратегическому планированию муниципального района "Табасаранский район". |
I. Общие положения
Программа "Развитие туризма в Табасаранском районе на 2020 - 2023 годы" разработана в соответствии с:
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Приказ Федерального агентства по туризму от 11 июля 2007 года N 66 "Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта РФ";
Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2012 года N 105 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Дагестан на 2019 - 2024 годы";
Стратегия социально-экономического развития муниципального района "Табасаранский район" до 2025 года;
Решение Собрания депутатов МР "Табасаранский район" от 23 декабря 2020 года N ___ "О принятии решения об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие туризма в Табасаранском районе на 2020 - 2023 годы ".
Программа определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности администрации муниципального района "Табасаранский район", сельских поселений района, организаций и граждан в сфере туризма.
Развитие туризма является не самоцелью, а лишь одним из способов использования туристического потенциала района, потенциала малого предпринимательства в сфере туризма для:
- решения проблем социально-экономического развития района;
- создания новых рабочих мест:
- удовлетворения потребностей граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщения к культурным ценностям:
- развития инженерной, транспортной, коммунальной инфраструктуры;
- повышения общего уровня благосостояния граждан.
Программа учитывает накопленный опыт в сфере туризма и необходимость согласования интересов органов власти, представителей туристического бизнеса и населения района.
Программа раскрывает задачи и основные направления реализации муниципальной политики развития туристской индустрии Табасаранского района на 2021 - 2023 годы.
Основные понятия и термины
В настоящей Программе используются следующие понятия и термины:
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания;
Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
Турист - лицо, посещающее место временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в месте временного пребывания;
Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
Формирование туристского продукта - деятельность туроператоров по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).
II. Основное содержание
1. Оценка текущего состояния туристской отрасли
Основным благоприятным фактором развития туризма в России в условиях кризиса является повышение внимания россиян к отдыху внутри страны. Для регионов это в первую очередь возможность привлечения дополнительного туристического потока за счет активного маркетинга территории.
Прогноз количества туристических прибытий в регионы РФ, по экспертным оценкам в 2028 году вырастет в три раза при наихудшем сырьевом сценарии развития российской экономики и почти в 5 раз при инновационном развитии. При этом число туристов жителей России - вырастет в 6 раз.
Российский туризм - это преимущественно внутренний туризм. Огромные территориальные масштабы, обусловливающие разнообразие природных ландшафтов, историко-этнографические и социально-культурные различия, продолжают вызывать у населения высокий интерес к путешествиям по своей стране.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно во время экономического кризиса.
В настоящий момент туризм является одним из важных механизмов оживления экономики, поскольку туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других, выступает катализатором социально-экономического развития регионов.
Туристическая отрасль является лидером среди других отраслей по размеру мультипликативного эффекта на экономику 1 рубль вложений в сферу туризма приносит 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта. В среднем поступления от туриста распределяются в пропорции 20:80. Меньшая поступает туристским операторам и агентствам, большая по множеству каналов - во все сферы бизнеса, соучаствующие в обслуживании туристов: пассажирский транспорт, торговлю, учреждения культуры, здравоохранения, спорта, пищевую и легкую промышленность.
С учетом особенностей географического положения развитие туризма для Табасаранского района видится как возможность реализовать рекреационные потребности населения и собственно района с наименьшими затратами времени и средств, а также как инструмент формирования привлекательного имиджа. В дальнейшем туризм может приобрести значение перспективной отрасли местной экономики, наряду с сельскохозяйственным производством и жилищным строительством.
Для изменения сложившейся ситуации, с учетом мирового опыта, необходимо активное муниципальное участие в решении проблем обеспечения туристско-рекреационных комплексов инженерной инфраструктурой, что позволит привлечь инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства для создания туристских комплексов строительство и обустройство средств размещения, а также сопутствующей инфраструктуры.
Ожидаемыми положительными последствиями от развития туризма в Табасаранском районе могут быть:
- создание новых рабочих мест;
- увеличение доходов предприятий, населения, бюджета территории;
- возрождение местных культурных ценностей, развитие народного творчества, традиций, обычаев, народных ремесел;
- оживление местной культурной жизни;
- повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию и другие товары местного производства;
- повышение привлекательности и имиджа Табасаранского района;
- охрана и восстановление местных памятников культуры;
- осознание обществом проблем окружающей среды и необходимости ее защиты;
- стимулирование развития смежных отраслей;
- совершенствование инфраструктуры, системы коммунальных объектов и служб, а также здравоохранения, безопасности и правопорядка;
- дополнительные возможности для подготовки квалифицированных специалистов;
- создание новых форм досуга, которыми могут воспользоваться как местные жители, так и туристы;
- новые подходы к землепользованию.
1.1. Характеристика состояния туристской отрасли МР "Табасаранский район"
Современное состояние туризма в Табасаранском районе
Табасаранский район обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия, проходят экономические, спортивные и культурные события. В районе представлен широкий спектр привлекательных туристических объектов, развитие которых должно обеспечиваться наличием всех видов базовой инфраструктуры.
Однако туристский потенциал района используется далеко не в полной мере и для его реализации требуется принятие комплексных мер по развитию туризма в районе.
На сегодняшний день Табасаранский район обладает сложившимся многофункциональным туристско-рекреационным потенциалом, который в значительной мере еще не раскрыт.
Богатейшее историко-культурное наследие района, непосредственная близость к туристическим центрам как крепость "Нарын-кала", город Дербент, являются важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли района.
Наиболее распространенными видами туризма в районе являются: оздоровительно-развлекательный, промыслово-заготовительный туризм, деловой и религиозный туризм. Остальные виды туризма слабо развиты.
В то же время в силу вышеизложенных объективных причин широким рынком спроса, как в регионе, так и за пределами Табасаранского района не пользуется.
Оздоровительно-развлекательный туризм охватывают наиболее массовые потоки населения, которые не поддаются учету, так как зачастую не пользуются услугами специализированных рекреационных предприятий. Обеспечивая удовлетворение первичных потребностей человека в физическом и эмоциональном восстановлении, оздоровительный туризм и отдых принимают разнообразные конкретные формы, среди них:
- специализированные учреждения отдыха: база отдыха "Водопад", "Семейный отдых", "Табаристан", гостевые домики по берегу реки "Рубас-чай" и оздоровительный центр "Татиль"
Промыслово-заготовительный туризм
Табасаранский район богат разнообразием флоры и фауны.
В основном здесь представлены широколиственные дубово-грабовые и ореховые леса, встречаются акация, тополь, бук восточный, клен.
Животным мир богат и многообразен. Здесь можно встретить косулю, волка, барсука, дикого кабана, лису, зайца и многих других представителей фауны.
В водах реки "Рубас-чай" и в искусственных водоемах водятся сазан, красноперка, карп, толстолобик, белый амур, усач, форель и другие представители фауны.
Деловой туризм - сегодня один из самых важных мотивов посещения Табасаранского района. Рассматривая Табасаранский район, как один из инвестиционно-привлекательных территорий, с деловыми поездками здесь побывали представители деловых кругов, а также делегации из разных промышленных регионов России. Для района характерны народно-художественные промысли: ручное ковроткачество, гончарное производство и изготовление кухонной утвари из дерева.
Религиозный туризм - один из распространенных видов посещения Табасаранского района паломников из разных регионов Дагестана и России. В святынях сел. Хустиль, где расположена священная пещера "Дюрк", сел. Джули мечеть с минаретом и сел. Хурик, где расположен дом-музей покойного устаза Сиражутдин эфенди ежегодно проходит "зиярат" (паломничество), который собирает сотни людей из разных районов республики.
1. Анализ преимущества МР "Табасаранский район" с точки зрения туристической привлекательности.
1.1. Географическое положение
Муниципальный район "Табасаранский район" расположен на предгорной зоне в южной части Республики Дагестан. Протяженность территории с севера на юг 39,6 км, с запада на восток 54.7 км. Расстояние до столицы республики города Махачкала - 180 км.
Площадь земель Табасаранского района в административных границах составляет 803 км2. Табасаранский район граничит с юго-востока Дербентским и Сулейман-Стальским районами, с севера Кайтагским районом, с запада Хивским и Агульским районами.
Речки Рубас-чай и Ханаг-чай окаймляют территорию района с запада на восток, связывая его с Каспийским морем.
Районный центр - село Хучни.
1.2. Климат
Территория района находится в зоне умеренно-жаркого климата с хорошей обеспеченностью теплом. Среднегодовое количество осадков составляет 450-500 мм. В последние годы наблюдается засушливая весна и лето и малоснежная зима.
1.3. Экологическая обстановка.
Табасаранский район один из самых экологически благополучных регионов Дагестана. Здесь отсутствуют крупные промышленные предприятия, загрязняющие атмосферный воздух. Отсутствует централизованная система водоотведения - канализационные стоки. Наличия древесно-кустарниковой растительности постепенно переходящей в лесные массивы вокруг районного центра сел. Хучни, создает благоприятную экологическую обстановку в районе. Единственной проблемой в районе является проблема загрязнение земель бытовыми отходами, особенно она актуальна для районного центра, у которого практически нет собственных свободных территорий для захоронения бытовых отходов. В среднесрочной перспективе намечается строительство мини завода по переработке и утилизации бытовых отходов производительностью до 5 тыс. тонн в год.
Численность населения на 01.01.2020 года - 60 тысяч человек или 1,7% от населения Республики Дагестан.
1.4. Наличие туристских объектов и маршрутов.
На сегодняшний день Табасаранский район обладает сложившимся многофункциональным туристско-рекреационным потенциалом, который в значительной мере еще не раскрыт.
Богатейшее историко-культурное наследие района, непосредственная близость к туристическим центрам как крепость "Нарын-кала" и город Дербент являются важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли района.
Наиболее распространенными видами туризма в районе являются: оздоровительно-развлекательный, деловой и религиозный туризм. Остальные виды туризма слабо развиты.
На территории Табасаранского района имеются достаточно примечательных мест, которые создают благоприятные условия для отдыха и туризма. В районе функционируют: база отдыха "Водопад", "Семейный отдых", "Табаристан", "Сердце Табасарана", гостевые дома по руслу реки "Рубас-чай" и 1 - детский оздоровительный лагерь. За летний сезон здесь отдыхают от - 2 до 3 тысяч взрослых и детей из разных регионов Республики Дагестан и Российской Федерации.
Наиболее привлекательными местами для туристов являются: уникальный памятник природы Хучнинский - Ханагский водопад, к Крепость семи братьев и сестры, деревянный мост, природный мост "Дружба" вблизи села Кужник, мечеть с минаретом в селении Джули, священная пещера "Дюрк" в селении Хустиль, форпосты N 63, 64, 65 в селах Дарваг, Зиль и Хапиль.
На территории Табасаранского района обнаружено большое количество археологических памятников, относящихся к разным эпохам развития человечества.
2. Динамика развития туристской сферы МР "Табасаранский район"
2.1. Динамика туристских потоков.
Динамика туристских потоков в Табасаранский район не ведется.
2.2. Объем туристско-экскурсионных услуг
Объем туристско-экскурсионных услуг в 2020 году не определен.
3. Анализ перспективных факторов развития туризма в Табасаранском районе.
Стратегически важное экономико-географическое положение, способствующее налаживанию экономических связей.
Развитая региональная транспортная сеть автодорога Дербент - Хучни-Хив, Мамедкала - Хучни-Хив, ФАД "Кавказ" - Татиль, близость к СКЖД и столице Республики Дагестан, международному аэропорту "Уйташ", туристическим центрам, "Нарынкала" и к г. Дербент;
Благоприятные природно-климатические и ресурсные условия для развития виноградарства, плодоводства, овощеводства и животноводства
Широкий диапазон лесных и минерально-сырьевых ресурсов (лес, гравий, каменный известняк, глина)
Достаточный объем потенциальных инвестиционных ресурсов (запасы земель, сельскохозяйственные угодья, площадки для жилищного и коммерческого строительства, и дорожное строительство)
Наличие природно-оздоровительных зон массового отдыха.
Наличие ландшафтных и национально-исторических экскурсионных объектов
Наличие достаточного количества традиционных ресурсов для развития нескольких видов туризма;
Наличие сети устойчивой сотовой связи на всей территории района.
4. Состояние существующей туристской инфраструктуры Табасаранского района.
4.1. Количество и уровень размещения.
На территории МР "Табасаранский район": расположены: база отдыха "Водопад", "Семейный отдых", "Табаристан", "Сердце Табасарана", гостевые дома по руслу реки "Рубас-чай" и 1-детский оздоровительный лагерь. В рамках Программы по развитию туризма также предусмотрено строительство гостиницы на 50 мест в сел. Хучни.
4.2. Сфера питания.
На территории района, в основном вдоль реки "Рубас-чай" расположены: рестораны - 4, кафе и бары -16 с общим количеством посадочных мест-350, кроме столовых баз отдыха.
4.3. Транспортная инфраструктура.
Табасаранский район имеет выгодное экономико-географическое положение, которое обусловлено близким прохождением Федеральной автомобильной дороги "Кавказ", соединяющей район со столицей Республики Дагестан г. Махачкала, южными и северными районами республики;
Наш район находится на расстоянии 180 км от г. Махачкалы, Международного морского порта, и Махачкалинского международного аэропорта "Уйташ".
4.4. Культурно-развлекательные учреждения.
В районном центре сел. Хучни современный Дом культуры, детская школа искусств, парк культуры и отдыха, историко-краеведческий музей, парк Победы, Крепость семи братьев и одной сестры и Водопад.
5. Муниципальное законодательство в сфере туризма.
До настоящего времени нормативно-правовые акты в сфере туризма в муниципальном районе "Табасаранский район" не приняты.
6. Количество туристических компаний, и занятых в сфере туризма.
Туристические компании, предоставляющие туристические услуги, в районе отсутствуют. Есть отдельные граждане и руководители туристических баз, которые самостоятельно занимаются предоставлением информации и туристических услуг.
7. Государственное регулирование на муниципальном уровне, объем финансирования туристической отрасли.
На территории МР "Табасаранский район" по состоянию на 01 декабря 2020 года финансирование туристической отрасли из различных источников производится в незначительных объемах.
8. Рекламно-информационная деятельность в сфере туризма.
До последнего времени рекламно-информационным вопросам в сфере туризма практически не удалялось внимание. Начиная с 2019 года в ряде средств массовой информации наш район впервые был презентован на молодежных форумах "Табасаран-2019" и "Табасаран-2020". В настоящее время через муниципальные СМИ размещается информация о туристическом потенциале района конкурентных преимуществах района и принимаемых решениях в этом направлении.
9. Возможные сценарии и тенденции развития туризма.
Программно-целевой метод в развитии туризма в Табасаранском районе.
Туризм - одна из наиболее перспективных и высокодоходных отраслей в мировой экономике, потенциал которой в России сильно недоиспользован. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают соответствующие показатели других отраслей экономики. На долю международного туризма приходится 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.
В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) ", туризм должен являться одним из ключевых приоритетов экономического развития России, особенно с учетом текущего кризиса. Кризис не только не является препятствием, но и создает благоприятные возможности для подъема российской туристической отрасли и вывода ее на качественно новый уровень.
Вот почему развитие туризма в Табасаранском районе администрация района рассматривает, как один из приоритетных направлений.
Туристская индустрия - многоотраслевой комплекс и решение проблем, препятствующих развитию отрасли, требует взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации, необходимых для развития туризма, ресурсов.
Процесс формирования и развития индустрии туризма, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны органов местного самоуправления.
Среди основных функций органов местного самоуправления по развитию внутреннего и въездного туризма выделяются такие, как организующая (создание стимулов туристского развития), координирующая (согласование интересов участников рынка), информирующая (маркетинг территории), контролирующая (обеспечение рационального природопользования и качественного предоставления услуг).
Программно-целевой метод позволяет решить весь комплекс существующих задач по созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса, научных и общественных организаций и других заинтересованных сторон.
Основными преимуществами программно-целевого метода является:
- реализация механизма муниципальной поддержки приоритетных направлений туризма;
- управление и координация действий участников Программы с возможностью анализа результативности всей совокупности мероприятий;
- обеспечение участия общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию современных туристских комплексов;
- консолидация значительных объемов финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях развития туризма и, как следствие, более рациональное использование бюджетных средств.
Разработка Программы также позволит привлечь дополнительные средства региональных целевых программ на реализацию целей, задач и мероприятий по обеспечению развития туризма на территории Табасаранского района.
Отсутствие целевой Программы развития туризма в Табасаранском районе негативно отражается на состоянии внутреннего и въездного туризма, является сдерживающим фактором социально-экономического развития района, не способствует привлечению частных инвестиций.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
- разрозненные действия органов местного самоуправления и представителей турбизнеса, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих задач в этой области;
- распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.
Основные риски использования программно-целевого метода связаны с возможным недостаточным финансированием Программы из бюджетов различных уровней, и неготовностью бизнеса инвестировать средства в проекты в сфере туризма, новые объекты туристской инфраструктуры. В этом случае мероприятия Программы и финансирование будут направлены на продвижение имеющихся туристских ресурсов района и поддержку действующих участников туристской деятельности.
Таким образом, принятие и реализация муниципальной целевой программы "Развитие туризма в Табасаранском районе на 2021 - 2023 годы" является наиболее эффективным способом развития туристско-рекреационного комплекса района, создания конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышения уровня и качества жизни населения, решения значимых задач социально-экономического развития МР "Табасаранский район".
1.2. Основные проблемы в развитии туристической отрасли МР "Табасаранский район"
К основным проблемам в развитии туристической отрасли МР "Табасаранский район" относятся:
- отсутствие, каких либо значительных частных инвестиций в туристический бизнес;
- отсутствие системного подхода к развитию туристической отрасли, разработанной и утвержденной долгосрочной целевой муниципальной Программы развития туризма;
- низкое качество турпродукта, недостаток комфортабельных средств размещения:
- отсутствие туристского имиджа Табасаранского района;
- плохое состояние дорог к отдельным объектам туристского показа, отсутствие придорожного сервиса:
- отсутствие инфраструктуры, подъездных путей, стоянок, смотровых площадок, системы обеспечения безопасности;
- недостаточный уровень квалификации персонала принимающих центров;
- недостаток маркетинговых мероприятий, рекламных акций, информационных материалов о туристском потенциале района.
2. Основные цели и задачи Программы
Выбор цели и задач Программы основывается на стратегических целях и задачах социально-экономического развития района.
Одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития района является создание условий для улучшения качества жизни граждан, проживающих на территории района, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конку рентоспособности туристских услуг на внутреннем рынке.
2.1. Цель Программы
Основной целью Программы является - создание в Табасаранском районе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения района в туристских услугах, а с другой стороны, вклад в развитие экономики района, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, сохранение и увеличение количества рабочих мест, рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала района.
2.2. Задачи Программы
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих приоритетных задач:
- определение потенциального объема туристического потока и его структуры:
- определение содержания туристского продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей района;
- формирование туристского продукта для целевых клиентских групп: с учетом планируемого объема и структуры туристического потока определение потребности в создании различных типов туристической и базовой инфраструктуры, сферы услуг;
- разработка комплекса мероприятий по привлечению частных и государственных инвестиций;
- разработка системы продвижения туристского продукта на рынке.
2.3. Принципы реализации Программы
В основу механизмов формирования и реализации мероприятий Программы должны быть заложены следующие принципы:
- развитие туризма не является самоцелью, а лишь одним из способов, за счет использования пуристического потенциала района, а также потенциала малого предпринимательства в сфере туризма, для решения проблем социально-экономического развития района. Удовлетворение потребностей района в создании новых рабочих мест, развития инженерной, транспортной, коммунальной инфраструктуры, повышения общего уровня благосостояния населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям;
- заказ по развитию туризма в виде муниципальной Программы отражает, прежде всего, интересы жителей района, а не бизнеса в сфере туризма;
- в основу формирования муниципального заказа по развитию туризма положена "концепция, предполагающая отражение в Программе: проблемы, потребности, потенциал и приоритеты муниципального района:
- механизм реализации Программы выстроен на основе частно-государственного партнерства, в котором турагенты и туроператоры принимают участие в формировании и продвижении турпродукта, представители бизнеса привлекают инвестиции и реализуют проекты в сфере туризма на территории района при условии создания рабочих мест и уплаты установленных налогов;
- в развитии туризма на территории Табасаранского района могут быть заинтересованы как региональные структуры, так и частный бизнес, которые также могут выступить заказчиками ряда мероприятий и профинансировать их. При разработке и реализации программных мероприятий необходимо учитывать принцип разделения полномочий и ответственности;
- муниципальная Программа представляет собой единый масштабный проект, в котором все мероприятия взаимоувязаны и обоснованы, как в части финансирования, так и по срокам реализации. Только в этом случае достигается максимальная эффективность использования бюджетных средств, в достижении намеченного результата.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Период действия Программы рассчитан на 2021 - 2023 годы.
3.1. Первый этап (2021 год) предусматривает:
- проведение маркетинговых исследовании и формирование конку рентоспособного турпродукта в определенных сегментах потребительского рынка (по видам туризма);
- подготовка проектной документации по инвестиционным проектам в сфере туризма, реализуемых на территории Табасаранского района, с целью включения инвестиционных проектов в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2024 годы)";
- разработка поэтапного плана формирования турпродукта на каждой территории района, перспективной для развития туризма и продвижение его на российский и зарубежный рынки, ориентируясь на сегменты, изученные в ходе маркетинговых исследований;
- определение конкретных туристских зон, маршрутов и спектров услуг, разработка планов развития туристской инфраструктуры, инвестиционных проектов и бизнес-планов.
3.2. Второй этап (2022 - 2023 годы) предусматривает реализацию инвестиционных проектов, продвижение туристского продукта в соответствии с перечнем программных мероприятий.
3.3. При необходимости ответственный исполнитель Программы вносит предложение о продлении срока реализации Программы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
4.1. Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
4.2. Предполагаемый объем средств, необходимый для реализации Программы в 2021 - 2023 годах, составляет 170,5 млн. руб., в том числе:
федеральный бюджет - 0 млн. рублей;
бюджет Республики Дагестан - 0,5 млн. рублей;
местный бюджет - 1,5 млн. рублей;
внебюджетные источники - 168,5 млн. рублей.
Средства федерального бюджета могут привлекаться для реализации инвестиционных проектов в сфере туризма в рамках реализации целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2024 годы)".
В результате реализации инвестиционных проектов будет создано не менее 120 рабочих мест.
4.3. Объемы финансирования Программы за счет средств муниципального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов муниципального бюджета на соответствующий год, исходя из реальных возможностей.
4.4. Средства муниципального бюджета, включенные в Программу, предполагается направить на:
- проведение научно-исследовательских работ, в том числе связанных с маркетинговыми исследованиями в области внутреннего и въездного туризма;
- маркетинг и рекламно-информационное обеспечение: реализацию мероприятий по обеспечению широкомасштабной кампании, направленной на продвижение туристского продукта на туристских рынках.
- строительство дорог к туробъектам, установка информационных щитов.
4.5. Частные инвестиции будут направлены на строительство и реконструкцию туристско-рекреационных объектов, гостиничных комплексов, объектов индустрии развлечений и др.
4.6. Мероприятия по подготовке инвестиционных площадок, бизнес - предложений для потенциальных инвесторов и партнеров, привлечению инвестиций будут осуществляться в рамках основной деятельности администрации муниципального района "Табасаранский район" и не потребуют дополнительного финансирования.
Таблица 2
Финансирование мероприятий Программы
Источники и направления расходов |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||
Всего |
По годам |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
||
Бюджет муниципального района "Табасаранский район" |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Бюджет Республики Дагестан |
0,5 |
0 |
0,25 |
0,25 |
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные источники |
168,5 |
0 |
23 |
50 |
Итого |
170,5 |
|
|
|
5. Механизмы реализации Программы
5.1. Механизм реализации Программы представляет собой скоординированную по объему финансирования, срокам и ответственным исполнителям мероприятий систему, обеспечивающую достижение намеченных результатов.
Реализация Программы осуществляется путем выполнения предусмотренных мероприятий, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей как промежуточных, так и конечных результатов Программы.
5.2. Ответственным исполнителем Программы являются МКУ "Управление культуры, спорта, туризма и молодежной политики", МБУ "УСХиИ", МКУ "ММЦ".
5.3. Реализацию мероприятий Программы осуществляют поставщики работ, услуг, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для муниципальных нужд.
5.4. С участниками Программы заключаются соглашения о сотрудничестве и реализации программных мероприятий. Участники Программы предоставляют данные по утвержденному перечню статистической и бухгалтерской отчетности. Также заключаются соглашения о совместной деятельности по обмену информацией с Центром занятости населения в Табасаранском районе, налоговыми органами и иными организациями, принимающими участие в Программе.
5.5. В целях реализации Программы планируется:
- создание координационного совета по реализации Программы, объединяющего участников Программы, представителей туриндустрии, сферы образования в туризме и общественный сектор;
- создание информационной системы, содержащей данные статистической отчетности, информацию обо всех субъектах туриндустрии района, позволяющую не только хранить систематизированную по географическому и тематическому принципам информацию, но и осуществлять комплексный мониторинг состояния и динамики всех секторов туриндустрии района.
5.6. Система программных мероприятий состоит из двух основных блоков:
5.6.1. С участниками Программы заключаются соглашения о сотрудничестве и реализации программных мероприятий. Участники Программы предоставляют данные по утвержденному перечню статистической и бухгалтерской отчетности. Также заключаются соглашения о совместной деятельности по обмену информацией с Центром занятости населения в Табасаранском районе работы - в целях определения потенциального объема туристического потока и его структуры; выделения целевых клиентских групп; определения структуры и содержания предложения туристского продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей района. Четкое представление о запросах в отношении отдыха позволит максимально удовлетворить потребности прибывающих в район туристов.
Также в рамках научно-методического обеспечения реализации программных мероприятий предполагается:
- проведение научно-практической конференции по вопросам развития въездного и внутреннего туризма;
- проведение конкурсов среди учебных заведений, а также среди общественных организаций и туроператоров на создание туристских маршрутов и проектов в сфере внутреннего и въездного туризма;
- издание 600 raquo. (программный продукт); Основной целью Программы является - создание в Табасаранском районе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения района в развитии туризма на территории Табасаранского района могут быть заинтересованы как региональные структуры, так и частный бизнес, которые также могут выступить заказчиками ряда мероприятий и профинансировать их. При разработке и реализации программных мероприятий необходимо учитывать принцип разделения полномочий и ответственности
- проведение экологических лагерей и экологических экспедиций;
- мониторинг нормативно-правовой базы для развития туризма
Таблица 3
Инвестиционные проекты в сфере туризма в МР "Табасаранский район"
N п/п |
Наименование проекта |
Место реализации |
Объем инвестиций млн. руб. |
Количество рабочих мест |
1 |
Строительство ТРК "Рубас" |
с. Хучни |
10,5 |
20 |
2 |
Реконструкция пионерлагеря "Табасаран" |
с. Хучни |
7,5 |
|
3 |
Строительство гостиницы на 50 мест |
с. Хучни |
50,0 |
40 |
4 |
Создание туристской инфраструктуры для организации рыбалки. |
с. Пилиг, Хили-Пенджик, Тинит, Сиртыч |
1,5 |
3 |
5 |
Создание туристско-информационного центра. |
с. Хучни |
1,0 |
2 |
6 |
Строительство зоны отдыха |
с. Гулли и Куваг |
100,0 |
20 |
7 |
Итого |
|
170,5 |
120 |
5.6.2. Мероприятия по привлечению инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии.
В целях привлечения инвестиций на развитие туристской индустрии района в рамках Программы планируется:
- разработать паспорта инвестиционных площадок;
- подготовить и тиражировать инвестиционные предложения;
- содействовать продвижению инвестиционных проектов (бизнес-планов) на российских выставках и форумах (подготовка и участие).
5.6.3. Мероприятия по продвижению туристского продукта и рекламно-информационному обеспечению развития туризма:
- целенаправленное формирование имиджа Табасаранского района как территории, благоприятной для туризма: активное продвижение туристского продукта, прежде всего на внутреннем туристском рынке: совершенствование системы информационного обеспечения туристской деятельности, создание информационного туристского центра.
Стратегия продвижения туристского продукта предполагает:
- разработку и выпуск рекламно-информационной продукции: туристских карт, справочников, событийных календарей, видео презентаций, документальных фильмов о туристском потенциале табасаранского района и другой продукции на русском и иностранных языках;
- размещение информации о турпотенциале Табасаранского района в сети Интернет (на туристских порталах, в поисковых системах и т.д.);
- создание и осуществление деятельности туристского информационного центра;
- создание и регулярное обновление ориентированных баз данных в Интернете, в т. числе:
1) справочная база данных, где формируется информация о потенциале, ресурсах, истории, достопримечательностях, субъектах туриндустрии и инфраструктуре, событиях, мероприятиях, праздниках;
2) аналитическая база данных, обрабатывающая и классифицирующая статистическую информацию;
3) база данных, позволяющая осуществлять планирование и бронирование поездки в режиме on-line;
- создание интерактивной карты планирования маршрутов, создание геоинформационной системы (ГИС) и виртуальной модели объектов показа муниципального района;
- подготовку и прокат (размещение) видеосюжетов (роликов и фильмов) о туризме в Табасаранском районе и иных местах размещения информации;
- разработку концепции имиджа Табасаранского района как территории, благоприятной для туризма;
- разработку и создание сувенирной продукции, предназначенной для формирования уникального образа района;
- проведение мероприятий по продвижению туристского продукта на российских и международных туристских выставках и ярмарках;
- организацию рекламных кампаний (проведение рекламных туров, в том числе для представителей СМИ и туроператоров, презентаций, формирование экспозиций с использованием сувенирной продукции и символики района и др.);
- проведение туристских фестивалей, форумов, слетов, крупных знаковых мероприятий, направленных на популяризацию внутреннего и въездного туризма.
В целях формирования атмосферы гостеприимства планируется ежегодно осуществлять ряд информационных кампаний в средствах массовой информации, проводить открытые семинары, размещать информацию просветительского характера в средствах массовой информации.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
6.1. Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация муниципального района "Табасаранский район";
6.2. Ответственный исполнитель Программы несет ответственность за достижение поставленных целей и задач, целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.
6.3. Для проведения текущего мониторинга реализации Программы ответственный исполнитель Программы предоставляет в Совет по стратегическому развитию муниципального района "Табасаранский район"
- в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о финансировании и исполнении мероприятий Программы;
- в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, а также по окончании срока реализации Программы, отчет о ходе реализации Программы, оценку эффективности и результативности реализации Программы в соответствии с критериями ежегодной оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ муниципального района "Табасаранский район".
6.4. При существенных отклонениях фактических показателей от планируемых, уполномоченный орган муниципального района предлагает ответственному исполнителю Программы определить причины отклонения и факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, а также разработать, предложения по повышению результативности Программы.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы и критерии оценки ее эффективности
7.1. Реализация программных мероприятий позволит создать правовые, экономические и организационные условия для развития туризма в Табасаранском районе, сформировать дополнительные источники бюджетов муниципальных образований района, удовлетворить потребности населения Табасаранского района и Республики Дагестан в туристско-рекреационных услугах.
Главный социальный эффект Программы состоит в создании предпосылок для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям.
Реализация Программы также будет стимулировать развитие таких отраслей экономики, как сфера услуг, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство территорий муниципальных образований, производство сувенирной продукции, подготовка и переподготовка кадров.
Выполнение Программы будет способствовать экономическому развитию Табасаранского района, формированию его социально-культурного облика, содействовать повышению жизненного уровня населения.
7.2. Система контролируемых показателей по Программе включает:
- показатели выполнения системы программных мероприятий - по срокам, объему и качеству;
- показатели эффективности реализации инвестиционных проектов;
- целевые показатели Программы.
7.3. Целевые показатели Программы характеризуют изменение ситуации и достижение заявленной цели в результате реализации Программы.
В качестве целевых показателей Программы используются следующие показатели:
- количество туристских прибытий на территорию района;
- количество созданных рабочих мест;
- объем налоговых поступлений в местный бюджет от туристской деятельности и от дополнительного развития видов деятельности, связанных с туризмом.
таблица 4
Целевые показатели Программы
N п/п |
Показатели |
Плановые показатели |
||
2021 |
2022 |
2023 |
||
1 |
Количество туристов, тыс. чел. |
5,760 |
6,62 |
9,6 |
2 |
Количество созданных рабочих мест |
20 |
30 |
50 |
3 |
Объем налоговых поступлений, в консолидированный бюджет района от объектов туриндустрии млн. руб. |
|
|
|
7.4. Условия расчета целевых показателей Программы:
7.4.1. Плановые значения целевых показателей по количеству туристов определены с учетом инвестиций в сферу туризма и строительством туристической инфраструктуры;
7.4.2. Предусмотрен рост туристического потока ежегодно на 15%. В качестве базового уровня для подсчета туристического потока принят показатель 2020 г., когда по расчетным данным и данным РОС, количество туристов официально посетивших Табасаранский район составило - 5,07 тыс. человек. За период действия Программы количество туристов должно увеличиться почти в 2 раза, достигнув к 2023 году уровня - 9,6 тыс. человек в год;
7.4.8. Помимо туристов, учитываемых по месту регистрации, следует учитывать туристов, не пользующихся средствами размещения, в том числе прибывающих из Республики Дагестан. Число таких не зарегистрированных туристов может превышать число "официальных" туристов в несколько раз.
7.4.9. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет муниципального района "Табасаранский район" в 2023 году только по подоходному налогу составит:
- от прочих организаций турбизнеса (120 новых рабочих мест) при средней заработной плате 15,0 тыс. руб. в месяц - 0,234 млн. руб.(ндфл);
7.5.0. Реализация запланированных мероприятий и формирование конкурентоспособной туриндустрии приведут к:
- росту туристских прибытий на территорию района не менее чем на 15% ежегодно и достижению туристического потока к 2023 году - 9,6 тыс. человек в год (рост в 2 раза);
- привлечению инвестиций на развитие индустрии туризма в сумме 170,5 млн. руб.;
- созданию более 120 новых рабочих мест во вновь создаваемых и расширяющихся организациях туриндустрии, в том числе в связанных с туризмом отраслях и в сегменте частного предпринимательства;
- возрастанию интереса населения и подрастающего поколения к культуре и истории района
Туристический паспорт муниципального района "Табасаранский район"
1. Администрация:
Глава муниципального района - Курбанов Магомед Сиражутдинович.
Адрес: сел. Хучни, ул. О. Османова 32, тел. 8 (8724) 92-21-64, факс 55 35 20
адрес сайта e-mail: tabasaranrayon@e-dag.ru
2. Характеристика территории:
Муниципальный район "Табасаранский район" расположен на равнинной зоне, ближе к южной части Республики Дагестан. Протяженность территории с севера на юг - 39.6 км, с запада на восток - 54.7 км. Расстояние до столицы республики города Махачкала, международного морского порта и Махачкалинского аэропорта "Уйташ" - 200 км, до туристических центров: крепость "Нарын-кала" и город Дербент - 50 км. Площадь земель Табасаранского района в административных границах составляет 803 км2. Табасаранский район граничит с юго-востока Дербентским и Сулейман-Стальским районами, с севера Кайтагским районом, с запада Хивским и Агульским районами.
Речки Рубас-чай и Ханаг-чай окаймляют территорию района с запада на восток, связывая его с Каспийским морем.
Районный центр село Хучни.
Численность населения на 01.01.2020 года - 60 тысяча человек или 1,7% от населения Республики Дагестан.
3. Природные и климатические особенности:
Территория района находится в зоне умеренно-жаркого климата с хорошей обеспеченностью теплом. Среднегодовое количество осадков составляет 450-500 мм. На климат района оказывает влияние наличие его географически предгорное расположение.
4. Туристско-рекреационный потенциал района:
На сегодняшний день Табасаранский район обладает сложившимся многофункциональным туристско-рекреационным потенциалом, который в значительной мере еще не раскрыт.
Богатейшее историко-культурное наследие района, непосредственная близость к туристическим центрам как крепость "Нарын-кала" и город Дербент являются важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли района.
Наиболее распространенными видами туризма в районе являются: оздоровительно-развлекательный, деловой и религиозный туризм.
Инвестиционные проекты туристско-рекреационного типа:
- строительство туристско-рекреационного комплекса "Рубас" на 20 мест, с общим объемом финансирования - 10,5 млн. рублей;
- Реконструкция пионерлагеря "Табасаран" вместимостью 75 мест, с объемом финансирования 10 млн. рублей;
- строительство гостиницы на 50 мест в сел. Хучни, с объемом финансирования - 50 млн. руб.;
- создание туристской инфраструктуры для организации рыбалки на прудах в селениях Пилиг, Хили-Пенджик, Тинит, Сиртыч с объемом финансирования -1,5 млн. рублей;
5. Организация видов туризма
Табасаранский район обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия, проходят экономические, спортивные и культурные события. В районе представлен широкий спектр привлекательных туристических объектов, развитие которых должно обеспечиваться наличием всех видов базовой инфраструктуры.
Оздоровительно-развлекательный туризм охватывают наиболее массовые потоки населения, которые не поддаются учету, так как зачастую не пользуются услугами специализированных рекреационных предприятий. Обеспечивая удовлетворение первичных потребностей человека в физическом и эмоциональном восстановлении, оздоровительный туризм и отдых принимают разнообразные конкретные формы, среди них:
- специализированные учреждения отдыха: база отдыха "Водопад", "Семейный отдых", "Табаристан" и гостевые домики по берегу реки "Рубас-чай"
Промыслово-заготовительный туризм
Табасаранский район богат разнообразием флоры и фауны.
В основном здесь представлены широколиственные дубово-грабовые и ореховые леса, встречаются акация, тополь, бук восточный, клен.
Животный мир богат и многообразен. Здесь можно встретить косулю, волка, барсука, дикого кабана, лису, зайца и многих других представителей фауны.
В водах реки "Рубас-чай" и в искусственных водоемах водятся сазан, красноперка, карп, толстолобик, белый амур, усач, форель и другие представители фауны.
Деловой туризм - сегодня один из самых важных мотивов посещения Табасаранского района. Рассматривая Табасаранский район, как один из инвестиционно-привлекательных территорий, с деловыми поездками здесь побывали представители деловых кругов, а также делегации из разных промышленных регионов России.
Религиозный туризм - один из распространенных видов посещения Табасаранского района паломников из разных регионов Дагестана и России. В святынях сел Хустиль, где расположена священная пещера "Дюрк", сел. Джули мечеть с минаретом и сел. Хурик, где расположен дом-музей покойного устаза Сиражутдин эфенди ежегодно проходит, "зиярат" (паломничество), который собирает сотни людей из разных районов республики.
Событийный туризм
Стимулом таких путешествий выступают культурные, спортивные и прочие зрелищные мероприятия, проходящие на территории района. Досуг и развлечения ориентированы в основном на местное население и жителей района. В районе ежегодно проводятся соревнования по различным видам спорта, в том числе и республиканского и российского уровня по различным видам восточных единоборств.
Детский туризм играет заметную роль в туристском движении. Специфика детского туризма обусловлена четко выраженной воспитательной ролью краеведения, благодаря чему его можно рассматривать как важный инструмент становления личности. Путешествия школьников могут быть реализованы через детские оздоровительные лагеря и учреждения дополнительного образования (дом детского творчества, краеведческие кружки в общеобразовательных школах).
6. Фестивали, праздники, местные традиции и обычаи
Из наиболее значимых ежегодных праздников - праздник "Эбелцан-Новруз байрам", ежегодный молодежный фестиваль, фольклорный фестиваль "Мелодии Рубаса".
7. Экскурсионное обслуживание
В настоящее время из-за слабого развития туризма в районе нет специализированных учреждений и организаций оказывающих экскурсионные услуги.
9. Туристские маршруты Табасаранского района
Туристические маршруты на стадии разработки
Внутренний туризм.
Для внутреннего туризма наиболее интересными направлениями в Табасаранском районе являются:
1. Северное направление маршрут N 1: Хучни - Хустиль; Хучни - Кужник мост "Дружбы".
2. Южное направление маршрут N 2: Хучни - Джули минарет.
3. Северо-восточное направление маршрут N 3: Хучни - Тинит пруды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов муниципального района "Табасаранский район" Республики Дагестан от 23 декабря 2020 г. N 19 "О муниципальной целевой программе "Развитие туризма" МР "Табасаранский район" на 2021 - 2023 годы"
Текст решения опубликован в газете "Голос Табасарана" от 22 января 2021 г. N 3