Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Социальное развитие и здравоохранение
В целях реализации основных задач в сфере здравоохранения, труда и социальной политики на территории Московской области в 2020 году рассмотрен 41 проект закона Московской области. Большая часть законопроектов касается мер поддержки населения.
Закон Московской области N 26/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" принят в целях сохранения права на получение ежемесячной компенсационной выплаты, установленной Законом Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, полученной при участии в боевых действиях в Афганистане, Чеченской Республике или Республике Дагестан в периоды, установленные законодательством Российской Федерации.
Внесенными изменениями признан утратившим силу абзац второй части 4 статьи 16 Закона Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", согласно которому инвалидам боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике или Республике Дагестан не устанавливалась ежемесячная компенсационная выплата (4,5 тыс. рублей), если они получали две пенсии. В результате граждане указанных категорий сохранили право на получение ежемесячной компенсационной выплаты (4,5 тыс. рублей) вне зависимости от получения пенсии. Дополнительные средства бюджета Московской области на 2020 год по сохранению ежемесячной компенсационной выплаты проживающим на территории Московской области указанным категориям граждан составили 1 млн. 26 тыс. рублей.
Законом Московской области N 58/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" внесены изменения в следующие законы:
в Закон Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", в соответствии с которым:
для лиц, получивших сертификат на региональный материнский (семейный) капитал и не реализовавших его полностью или частично, предусмотрено новое направление распоряжения средствами регионального материнского (семейного) капитала в виде ежегодной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующих детей до 31 декабря 2020 года. Размер ежегодной выплаты для таких лиц составил в 2020 году 50 тыс. рублей, в 2021 году - 50 тыс. рублей;
для лиц, использовавших часть средств регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и улучшение жилищных условий, размер ежегодной выплаты составил в 2020 году не более 50 тыс. рублей, в 2021 году - в размере остатка средств материнского капитала за вычетом размера ежегодной выплаты, полученной в 2020 году. Прогнозная численность получателей ежегодной выплаты составляет 22 092 человека. Расходы бюджета Московской области на данную меру социальной поддержки в 2020 - 2021 годах составят 1 116,7 млн. рублей в год;
в Закон Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", в соответствии с которым с 1 мая 2020 года установлена дополнительная мера социальной поддержки неработающим одиноко проживающим пенсионерам, достигшим возраста 65 лет и старше - ежемесячная денежная компенсация в размере 1 000 рублей. Численность одиноко проживающих неработающих пенсионеров составила 216 687 человек. Расходы бюджета Московской области на выплату ежемесячной компенсации составляют 2 628,0 млн. рублей ежегодно.
Закон Московской области N 82/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" принят в целях установления с 1 января 2020 года инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, имеющим место жительства за пределами Московской области, но временно проживающим на территории Московской области, дополнительной меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Аналогичное право в Московской области предоставляется инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, имеющим место жительства в Московской области.
Законом Московской области N 183/2020-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2021 год в целях установления социальной доплаты к пенсии" величина прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2021 год установлена в размере 10 107 рублей.
Указанный Закон разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и Законом Московской области N 13/98-ОЗ "О прожиточном минимуме в Московской области". Величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии в Московской области на 2021 год в размере 10 107 рублей превысила величину прожиточного минимума пенсионера по Российской Федерации (9 512 рублей).
Расходы на выплату региональных социальных доплат к пенсии в 2021 году составят 4,94 млрд. рублей, в том числе 2,64 млрд. рублей - из средств федерального бюджета, 2,3 млрд. рублей - из средств бюджета Московской области. Численность получателей социальной доплаты составляет 160,5 тыс. человек, средний размер доплаты - 2 538 рублей в месяц при среднем размере пенсии 7 648,26 рублей.
Закон Московской области N 216/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" разработан в целях улучшения механизма предоставления меры социальной поддержки инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации за счет средств бюджета Московской области. Указанным Законом предусмотрена возможность предоставления инвалидам с 1 января 2021 года денежной выплаты на приобретение технических средств реабилитации вместо обеспечения техническими средствами реабилитации посредством сертификатов.
Инвалидам, индивидуальными программами реабилитации или абилитации которых предусмотрены технические средства реабилитации (изделия) (далее - ТСР), не входящие в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2005 года N 2347-р, устанавливается выплата на приобретение ТСР. Это позволит инвалиду приобрести ТСР в любой организации, осуществляющей продажу ТСР, в том числе в интернет-магазинах, что в настоящее время не представляется возможным.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду "Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р"
Перечень ТСР, на приобретение которых устанавливается выплата, размер выплаты, а также сроки пользования ТСР устанавливаются Правительством Московской области.
Потребность в денежных средствах на предоставление выплаты в 2021 году составляет 14825,0 тыс. рублей.
В связи с изменением основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов принят Закон Московской области N 239/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Московской области на 2021 год в целях установления социальной доплаты к пенсии", в соответствии с которым величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии в Московской области на 2021 год доведена до 10 648 рублей.
Устанавливаемая на 2021 год величина прожиточного минимума пенсионера в Московской области, равная 10 648 рублям, превысит величину прожиточного минимума пенсионера по Российской Федерации (10 022 рубля). В этой связи финансирование расходов на выплату региональных социальных доплат к пенсии будет осуществляться за счет средств бюджета Московской области. Потребность денежных средств составит 6,24 млрд. рублей, в том числе 3,37 млрд. рублей - из средств федерального бюджета, 2,87 млрд. рублей - из средств бюджета Московской области. Указанная потребность определена исходя из прогнозных данных о численности получателей социальной доплаты (177 тыс. человек) и среднего размера доплаты (2 938,54 рублей в месяц).
Законом Московской области N 141/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" предусмотрена возможность получения многодетными семьями мер социальной поддержки на основании сведений о выданных Уполномоченным органом удостоверениях многодетной семьи или удостоверениях многодетной матери (отца), размещаемых в Единой автоматизированной информационной системе "Социальная защита и социальное обслуживание населения Московской области" или Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
Указанное изменение позволило оптимизировать процедуру истребования документов у заявителей и привело к сокращению бумажного документооборота, так как при обращении за мерами социальной поддержки заявителю не потребуется в обязательном порядке представлять удостоверение многодетной семьи (удостоверение многодетной матери или отца).
Во исполнение подпункта "и" пункта 4 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года Законом Московской области N 146/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области" расширен механизм оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам на основании социального контракта.
В соответствии с указанным Законом:
расширяется перечень мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, которая прилагается к социальному контракту (обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных организациях Московской области; дополнительного образования детей в государственных или муниципальных образовательных организациях Московской области; добровольного лечения от алкогольной (наркотической) зависимости в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Московской области, поиск работы и иные мероприятия);
увеличивается размер единовременной выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта до 100 тыс. рублей;
сокращается срок повторного обращения за государственной социальной помощью на основании социального контракта с пяти до трех лет, что позволит быстрее оказывать помощь семьям, у которых ранее заключенный контракт оказался неэффективным;
уточняются понятия "трудная жизненная ситуация" и "кризисная ситуация".
В 2020 году на оказание государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, предусмотрено 418 млн. рублей.
Закон Московской области N 184/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" разработан в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 45-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 52 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части уточнения категории получателей, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также в связи с представлением Контрольно-счетной палаты Московской области от 17.12.2019 N 40Исх-2925 в части уточнения расчета размера предоставляемой компенсации за природный газ или бытовой газ в баллонах и электроэнергию, используемые для отопления.
Расширение механизма оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам на основании социального контракта, предусмотренного Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", установлено Законом Московской области N 228/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области".
Внесенными изменениями:
перечень мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, дополнен мероприятием по оказанию содействия в прохождении процедуры банкротства граждан в рамках реализации положений Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
уточнено понятие "иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации". В них включены мероприятия в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды и обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования;
установлен с 1 января 2021 года предельный размер государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта. В зависимости от мероприятия и исходя от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Московской области ее максимальный размер может составить 250 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" разработан и принят Закон Московской области N 246/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области". В абзаце седьмом статьи 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" слова "дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях" заменены словами "дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа)".
Законом Московской области N 260/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области" уточнены полномочия Правительства Московской области в сфере социального обслуживания в части принятия решения об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", а также положения о финансовом обеспечении предоставления социальных услуг в рамках исполнения государственного социального заказа на оказание государственных услуг в сфере социального обслуживания.
Думой принят ряд законов Московской области, регулирующих организацию предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Законом Московской области N 124/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по организации предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" внесены изменения в методику расчета субвенции на организацию предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденную Законом Московской области N 110/2007-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по организации предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в соответствии с которыми установлена средняя величина затрат на выплату годовой заработной платы (с учетом начисления на выплаты по оплате труда) одному работнику муниципального отдела, обеспечивающего предоставление гражданам субсидий по Московской области, в размере 861,97 тыс. рублей.
Законом Московской области N 286/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по организации предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" средняя величина затрат по Московской области на выплату годовой заработной платы (с учетом начисления на выплаты по оплате труда) одному работнику органов местного самоуправления, обеспечивающему предоставление гражданам субсидий, в связи с увеличением размера должностного оклада специалиста II категории на 2021 год на 1 процент установлена в размере 870, 62 тыс. рублей. В связи с изменением территориальной организации местного самоуправления Московской области терминология Закона Московской области N 110/2007-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по организации предоставления гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" приведена в соответствие с законодательством Московской области.
Законом Московской области N 292/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление дополнительных мер социальной поддержки по бесплатному проезду" продлено по 31 декабря 2023 года действие законов Московской области, регулирующих предоставление дополнительных мер социальной поддержки по бесплатному проезду отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области на пригородном железнодорожном транспорте и на общественном транспорте города Москвы.
Срок действия Закона Московской области N 136/2018-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте" продлен до 31 декабря 2023 года. Право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения продлено для 1 077 459 граждан следующих категорий:
лица, получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации и не относящиеся к категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Московской области права на меры социальной поддержки по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения (842 897 человек);
лица, награжденные знаком "Почетный донор СССР" или "Почетный донор России" (21 923 человека);
дети из многодетных семей в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия при условии, что они обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет (96 138 человек);
один из родителей многодетной семьи (53 626 человек);
один опекун (попечитель), приемный родитель, патронатный воспитатель, воспитывающий ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей (1 005 человек);
родитель или иной законный представитель ребенка-инвалида (22 279 человек);
один из родителей инвалида с детства, обучающегося по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до окончания им обучения, но не дольше, чем до достижения им возраста 23 лет (147 человек);
лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно, мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации (38 961 человек);
дети в возрасте от 5 до 7 лет (483 человека).
Срок действия Закона Московской области N 149/2018-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве лицам, достигшим возраста 60 лет и старше, имеющим место жительства в Московской области", предоставляющего бесплатный проезд в городе Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования города Москвы (автобус, трамвай, троллейбус) по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении, на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) и на Малом кольце Московской железной дороги для 483 313 лиц, достигших возраста 60 лет и старше, имеющих место жительства в Московской области, продлен до 31 декабря 2023 года.
До 31 декабря 2023 года продлен бесплатный проезд в городе Москве на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) и на Малом кольце Московской железной дороги в соответствии с Законом Московской области N 258/2017-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве" для 300 466 граждан следующих категорий:
лица, не достигшие возраста 60 лет и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, имеющих в соответствии с законодательством Московской области право на меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве (260 335 человек);
один опекун (попечитель), приемный родитель, патронатный воспитатель, воспитывающий ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей (1 005 человек);
один из родителей инвалида с детства, обучающегося по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания им обучения, но не дольше, чем до достижения им возраста 23 лет (147 человек);
лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно, мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, имеющих в соответствии с законодательством Московской области право на меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве (38 961 человек).
Законом Московской области N 251/2020-ОЗ "О бюджете Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" для пролонгации бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и в городе Москве на всех видах пассажирского транспорта всего предусмотрено на:
2021 год - 1 742 421 тыс. рублей;
2022 год - 6 168 598 тыс. рублей;
2023 год - 6 415 400 тыс. рублей.
Закон Московской области N 305/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О потребительской корзине в Московской области" продлил срок действия Закона Московской области N 28/2013-ОЗ "О потребительской корзине в Московской области" до 1 апреля 2021 года в связи с планируемой датой установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за IV квартал 2020 года в марте 2021 года.
С 2021 года будет изменена методология расчета величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда в соответствии с проектом федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", принятым Государственной Думой в первом чтении 11 ноября 2020 года.
На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения будет установлена субъектами Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за II квартал 2020 года.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Думой принят Закон Московской области N 37/2020-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в периоды функционирования органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режимах повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, действия ограничительных мероприятий (карантина), вводимых в случае угрозы возникновения и (или) распространения инфекционных заболеваний на территории Московской области", который наделяет Губернатора Московской области полномочием по принятию решений о предоставлении временных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также о порядке их предоставления в периоды функционирования органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режимах повышенной готовности, чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера, действия ограничительных мероприятий (карантина), вводимых в случае угрозы возникновения и (или) распространения инфекционных заболеваний на территории Московской области. В указанных целях Губернатор Московской области вправе принять решение об изменении или приостановлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предоставленных до введения функционирования органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режимах повышенной готовности, чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера, ограничительных мероприятий (карантина), вводимых в случае угрозы возникновения и (или) распространения инфекционных заболеваний на территории Московской области.
Закон Московской области N 58/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Указанным Законом установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Данная выплата предоставляется на ребенка из малообеспеченной семьи. В 2020 году среднедушевой доход семьи не превышал величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения за II квартал 2019 года, - 13 115 рублей. Получателем выплаты является один из родителей (иных законных представителей ребенка) из числа граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Размер ежемесячной денежной выплаты на ребенка в 2020 году составил 6 344 рубля - 50 процентов величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для детей.
Порядок и условия предоставления выплаты, состав семьи, порядок исчисления и учета среднедушевого дохода семьи устанавливаются Правительством Московской области. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с предоставлением выплаты, осуществляется за счет средств бюджета Московской области и бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На предоставление указанной выплаты в 2020 году потребовалось 2 790 091,2 тыс. рублей, из них 1 506 649,2 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета (54 процента), 1 283 442 тыс. рублей за счет средств бюджета Московской области (46 процентов).
Закон Московской области N 145/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" установил право на предоставление ежемесячной денежной выплаты на осуществление ухода за инвалидами, имеющими I и II группу инвалидности, признанными нуждающимися в социальных услугах в стационарной форме социального обслуживания, не получающими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в стационарной форме социального обслуживания, имеющими место жительства в Московской области, лицам, осуществляющим дистанционную работу, лицам с установленной продолжительностью ежедневной работы (смены) не более 2 часов.
Выплата в размере двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров (19 696 рублей), предоставляется неработающим лицам в возрасте от 18 до 65 лет и не имеющим группы инвалидности, за исключением лиц, обучающихся в образовательных организациях всех типов по очной и очно-заочной формам обучения.
Думой принят ряд законов Московской области по дополнению полномочий Правительства Московской области.
Закон Московской области N 1/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области" разработан Губернатором Московской области и принят Думой в целях приведения Закона Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" в соответствие с Федеральным законом от 18 июля 2019 года N 183-ФЗ "О внесении изменений в статьи 33 и 35 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и статью 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Указанным Федеральным законом на органы государственной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность по разработке прогноза баланса трудовых ресурсов субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Соответствующие изменения внесены в пункт 5 статьи 15.1 Закона Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области", в соответствии с которыми Правительство Московской области наделяется полномочием по определению порядка разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Московской области.
Закон Московской области N 189/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Правительстве Московской области" разработан и принят Думой в связи с принятием Федерального закона от 7 апреля 2020 года N 108-ФЗ "О внесении изменений в статью 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Внесены изменения в статью 15.1. Закона Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области", в соответствии с которыми полномочия Правительства Московской области в сфере занятости населения дополнены полномочиями по организации информирования о положении на рынке труда и обеспечением организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (пункты 18.3. и 18.4.).
В сфере правового регулирования деятельности органов записи актов гражданского состояния Думой принят Закон Московской области N 262/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" в целях приведения Закона Московской области N 61/2008-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" (далее - закон Московской области N 61/2008-ОЗ) в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В части 3 статьи 3 Закона Московской области N 61/2008-ОЗ установлено, что для получения разрешения на вступление в брак одновременно с подачей заявления представляется, в том числе, справка учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения о наличии беременности. Вместе с тем частью 2 статьи 29 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии не только государственной, муниципальной, но и частной систем здравоохранения.
Внесенными изменениями абзац пятый части 3 статьи 3 Закона Московской области N 61/2008-ОЗ изложен в новой редакции, что позволило вместе с заявлением о разрешении на вступление в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, представлять справку о наличии беременности не только из медицинских организаций государственной или муниципальной, но и частной систем здравоохранения.
В сфере здравоохранения в Закон Московской области N 132/2013-ОЗ "О здравоохранении в Московской области" внесены следующие изменения:
1) из положений о создании органами местного самоуправления условий для оказания медицинской помощи населению исключено понятие "муниципальные районы" в связи с изменениями территориальной организации местного самоуправления на территории Московской области (Закон Московской области N 7/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области");
2) в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих двумя высокозатратными нозологиями из перечня редких (орфанных) заболеваний - апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), переданы федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Ранее организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания по указанным заболеваниям относилась к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Соответствующие изменения внесены Законом Московской области N 15/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области".
В Московской области этими орфанными заболеваниями болеют 90 человек. На их лечение в бюджете Московской области в 2020 году предусмотрено 80 млн. рублей. Эти средства направлены на обеспечение лекарствами пациентов с другими редкими заболеваниями;
3) внесены изменения в пункт 2.1 части 8 статьи 31 Закона Московской области N 132/2013-ОЗ "О здравоохранении в Московской области". Начиная с 2020 года софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (Закон Московской области N 64/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области");
4) уточнены полномочия Правительства Московской области в сфере здравоохранения по организации осуществления регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты.
Перечень организаций, в которых теперь будут контролировать цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, дополнен медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации. Ранее в перечень уже включены организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (Закон Московской области N 99/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области");
5) уточнены положения об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в сфере здравоохранения. Центральный исполнительный орган осуществляет переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по лицензированию (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления выписок из реестра лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров предоставленных центральным исполнительным органом лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации на официальном сайте центрального исполнительного органа с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) ряда видов деятельности (Закон Московской области N 140/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области");
6) в связи принятием Федерального закона от 13 июля 2020 года N 206-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания", который предусмотрел ведение органами государственной власти субъекта Российской Федерации регионального сегмента Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации приведены в соответствие нормы законодательства Московской области.
Ведение указанного Федерального регистра и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере здравоохранения. Соответствующие изменения приняты Законом Московской области N 255/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О здравоохранении в Московской области".
Закон Московской области N 38/2020-ОЗ "Об установлении на территории Московской области ограничения розничной продажи несовершеннолетним бестабачной никотиносодержащей продукции" подготовлен и принят Думой с целью введения на территории Московской области ограничения розничной продажи изделий, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака, содержащих никотин, в том числе бестабачных жевательных смесей и пищевых продуктов, лицам, не достигшим совершеннолетия, для предупреждения причинения вреда их здоровью и развитию.
Указанный Закон направлен на ограничение продажи никотиносодержащей продукции несовершеннолетним и установление на территории Московской области административной ответственности за нарушение требований о запрете продажи несовершеннолетним никотиносодержащей продукции в соответствии с Законом Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - Закон Московской области N 37/2016-ОЗ).
Законом Московской области N 47/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" в соответствии с Законом Московской области N 37/2016-ОЗ:
установлена на территории Московской области административная ответственность за нарушение требований о запрете продажи несовершеннолетним никотиносодержащей продукции для граждан (от 3 до 5 тыс. рублей), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и должностных лиц (от 30 до 50 тыс. рублей), юридических лиц (от 100 до 150 тыс. рублей);
предоставлено право лицу, непосредственно осуществляющему отпуск никотиносодержащей продукции, требовать в случае возникновения сомнения в достижении покупателем совершеннолетия документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации), позволяющий установить возраст этого покупателя.
В связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотиносодержащей продукции"), который распространил правила, ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", на иную (помимо табака) никотиносодержащую продукцию, в том числе путем введения ограничения торговли и запрет продажи несовершеннолетним, а также запрет вовлечения детей в процесс потребления указанных изделий, принят Закон Московской области N 214/2020-ОЗ "О признании утратившими силу некоторых законов Московской области в сфере охраны здоровья несовершеннолетних детей", в соответствии с которым Закон Московской области N 38/2020-ОЗ "Об установлении на территории Московской области ограничения розничной продажи несовершеннолетним бестабачной никотиносодержащей продукции" признан утратившим силу.
Законом Московской области N 222/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" внесены изменения в соответствии с Федеральным законом N 303-ФЗ в Закон Московской области N 37/2016-ОЗ.
Закон Московской области N 55/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" разработан и принят Думой в целях уточнения показателей бюджета по расходам и источникам внутреннего финансирования дефицита бюджета на 2020 год в связи с наличием не использованных по состоянию на 1 января 2020 года остатков средств.
Закон Московской области N 156/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" принят Думой в целях уточнения показателей бюджета по доходам на 3 126 010,1 тыс. рублей, по расходам - на 3 822 174,0 тыс. рублей в связи с поступлением межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 2 724 789,1 тыс. рублей и бюджета Московской области в сумме 401 221,0 тыс. рублей, а также подтверждением потребности в остатке субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, не использованного по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 696 163,9 тыс. рублей.
С учетом внесенных изменений общий объем доходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области составил по состоянию на июль 2020 года по доходам 136 494 390,3 тыс. рублей, по расходам - 137 451 878,2 тыс. рублей.
Положения Закона Московской области N 148/2020-ОЗ "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2019 год" отразили реализацию бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2019 год (далее - бюджет Фонда за 2019 год).
Бюджет Фонда за 2019 год исполнен по доходам в сумме 135 536 589,5 тыс. рублей (или 99,6 процентов к плану), по расходам - 135 564 334,9 тыс. рублей (или 98,7 процентов к плану на 2019 год). Дефицит бюджета по итогам его исполнения за 2019 год составил 27 745,4 тыс. рублей.
Закон Московской области N 226/2020-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" утвердил основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - бюджет Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), к которым относятся общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, общий размер и цели использования средств нормированного страхового запаса, иные показатели, установленные федеральным законодательством и законодательством Московской области.
Бюджет Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов сбалансирован по доходам и расходам и составляет: в 2021 году - 138,4 млрд. рублей, в 2022 году - 140,7 млрд. рублей, в 2023 году - 148,1 млрд. рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в составе расходов бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов формируется нормированный страховой запас в размере 32 587 961,7 тыс. рублей, включающий средства:
для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования;
для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования;
для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования;
для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
Закон Московской области N 277/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" принят Думой в целях уточнения показателей бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, утвержденных на 2020 год.
Общий объем доходов увеличивается на 6 848 519,8 тыс. рублей со 136 494 390,3 тыс. рублей до 143 342 910,1 тыс. рублей в связи с:
планируемым поступлением дополнительных межбюджетных трансфертов из бюджета Московской области в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области в сумме 4 929 335,0 тыс. рублей для дополнительного финансового обеспечения медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), источником финансового обеспечения которых являются средства Резервного фонда Правительства Российской Федерации;
уточнением прочих межбюджетных трансфертов в возмещение расходов за предоставленную медицинскую помощь гражданам других субъектов Российской Федерации с 16 557 437,4 тыс. рублей до 18 494 182,6 тыс. рублей (+1 936 745,2 тыс. рублей);
уточнением объема поступления налоговых и неналоговых доходов по итогам исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 8 месяцев 2020 года с 713 314,3 тыс. рублей до 695 753,9 тыс. рублей (-17 560,4 тыс. рублей).
Общий объем расходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на 2020 год увеличился на 6 848 519,8 тыс. рублей и составил в 2020 году 144 300 398,0 тыс. рублей.
Предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на оплату счетов, выставляемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации за медицинскую помощь, предоставляемую гражданам Московской области за пределами территории страхования, с 10 850 678,6 тыс. рублей до 11 850 678,6 тыс. рублей (+1 000 000,0 тыс. рублей).
Уточнен размер нормированного страхового запаса с 32 634 786,0 тыс. рублей до 40 510 302,4 тыс. рублей.
В сфере молодежной политики в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с территориальным муниципальным делением Московской области Думой принят Закон Московской области N 51/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Московском областном молодежном парламенте". В связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в состав территории Московской области входит 64 городских округа. При этом муниципальные районы в системе муниципального деления Московской области отсутствуют. Вышеуказанным Законом часть 1 статьи 7 Закона Московской области N 40/2010-ОЗ "О Московском областном молодежном парламенте" изложена в новой редакции: слова "муниципального района и городского округа" заменены словами "муниципальные образования".
Закон Московской области N 211/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О государственной молодежной политике в Московской области" разработан и принят Думой в целях приведения Закона Московской области N 155/2003-ОЗ "О государственной молодежной политике в Московской области" в соответствие с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Законом Московской области N 245/2020-ОЗ "О поисковой работе в Московской области в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества" определены правовые основы для деятельности поисковых объединений и поисковиков Московской области, основные формы и этапы поисковой работы, установлены ограничения при ее проведении, определены основные понятия и термины, полномочия региональных органов государственной власти в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества.
Указанный Закон содержит определения поисковой работы, поискового объединения, поисковика, неизвестного воинского захоронения и предлагает единых подход к осуществлению поисковой работы, захоронению (перезахоронению) останков погибших, взаимодействию с региональными и муниципальными органами власти Московской области.
В Московской области насчитывается более 2,5 тыс. поисковиков, вовлеченных в проведение поисковых работ и увековечение памяти погибших на территории области и других регионов России.
В 2020 году, несмотря на пандемию и режим самоизоляции, поисковые отряды организовали и провели более 50 экспедиций. Их география давно вышла за пределы Московской области. В 2020 году поисковики приняли участие в международных экспедициях "Ржев. Калининский фронт", "Волховский фронт" и "Бельский плацдарм".
В 2019 году поисковыми отрядами организовано и проведено более 83 экспедиций, удалось поднять останки 570 солдат Красной армии, 8 солдат немецкой армии, установить 24 имени, найти 11 родственников бойцов, найдены 25 медальонов, 6 наград и 2 именные вещи.
В 2018 году на территории Московской области проведено более 200 экспедиций, удалось обнаружить останки 1 125 советских солдат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.