Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 8. Экономическая, инвестиционная политика, имущественные отношения и научно-промышленная деятельность
За время своего существования Дума приняла ряд законов, регулирующих отношения в экономической сфере, в сферах инвестиционной политики, имущественных отношений и научно-промышленной деятельности.
Развитая стабильная правовая база является фактором, повлиявшим на создание на территории Московской области благоприятного предпринимательского климата, сохранение инвестиционного и инновационного потенциала, позитивной динамики показателей экономического развития даже в условиях ограничения хозяйственной деятельности, с которыми пришлось столкнуться предпринимателям в 2020 году. В Московской области сохранена положительная динамика по таким показателям, как "индекс промышленного производства", "среднемесячная начисленная заработная плата". Объем инвестиций в основной капитал за январь - сентябрь 2020 года составил 580 млрд. рублей.
Принятые в 2020 году законы Московской области, регулирующие отношения в сферах экономики, инвестиционной деятельности, в первую очередь направлены на решение задач, связанных с достижением целевых показателей национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы", обеспечением реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года в части создания условий для запуска нового инвестиционного цикла, поддержки деловых инициатив малого и среднего бизнеса.
В целях повышения инвестиционной активности Думой принят Закон Московской области N 233/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области", в соответствии с которым Правительство Московской области наделено правом:
утверждать порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (соглашений, по которым субъект Российской Федерации обязуется обеспечить организации, реализующей инвестиционный проект, неприменение в ее отношении актов соответствующих органов государственной власти, ухудшающих условия хозяйственной деятельности, которые будут изданы (приняты) после подписания соглашения), стороной которых будет Московская область;
утверждать порядок осуществления мониторинга этапов реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключены соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
утверждать формы декларации о реализации инвестиционного проекта;
подписывать от имени Московской области соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
утверждать порядок определения объема возмещения затрат, понесенных в целях создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
определять центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, которому могут передаваться все или часть перечисленных полномочий.
Наряду с установленными в Московской области налоговыми льготами меры, реализуемые в соответствии с Законом Московской области N 233/2020-ОЗ, позволят повысить инвестиционную привлекательность Московской области.
В целях создания условий для развития предпринимательской инициативы принят ряд законов Московской области, уточняющих положения Закона Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области".
В соответствии с изменившимся федеральным законодательством Законом Московской области N 65/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности" в Закон Московской области N 95/2010-ОЗ введено понятие "социальное предпринимательство" как предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества по обеспечению занятости уязвимых групп граждан (инвалидов, пенсионеров, вынужденных переселенцев и т. д.), оказанию социальных услуг (бытовых, медицинских, педагогических, услуг по трудовой адаптации и т. д.). Установлено, что в Московской области, помимо видов деятельности, осуществление которых является основанием для признания субъекта предпринимательской деятельности "социальным предприятием", в соответствии с федеральным законодательством, социальные предприятия также могут осуществлять дополнительное образование детей и взрослых, предоставление услуг по дневному уходу за детьми, производство изделий народно-художественных промыслов.
Закон Московской области N 209/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" направлен на развитие национальной гарантийной системы. Гарантийная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства выделена в отдельный вид поддержки. Установлено, что оказание гарантийной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется гарантийными организациями, являющимися участниками национальной гарантийной системы. Создание национальной гарантийной системы обеспечивает ее надежность, устойчивость, сохранение целевого назначения государственных ассигнований, выделяемых на развитие гарантийной системы, и, соответственно, повышение эффективности указанной меры поддержки предпринимательской деятельности.
Законом Московской области N 209/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" меры поддержки, предусмотренные для субъектов малого и среднего предпринимательства, распространены на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Установлено, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", вправе обратиться за оказанием поддержки, предусмотренной для субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовой, гарантийной, имущественной, информационной, консультационной), в органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Московской области, муниципальными программами (подпрограммами).
Помимо законодательного обеспечения решения указанных выше задач, в 2020 году была продолжена работа по внедрению нормативного метода планирования расходов местных бюджетов. Законом Московской области N 234/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов" увеличено общее количество нормативов с 61 до 80. Произведена их актуализация, основанная на анализе реальных расходов местных бюджетов на финансирование соответствующих сфер с учетом ожидаемого уровня инфляции.
В частности, в сфере образования выделены в отдельные нормативы расходы на обеспечение содержания зданий (помещений), сооружений и прилегающих территорий; введены нормативы на ремонт пищеблоков муниципальных образовательных организаций, на содержание пищеблоков муниципальных образовательных организаций; введена дифференциация нормативов по группам муниципальных образований;
в сфере благоустройства норматив на содержание объектов благоустройства территории населенных пунктов разделен на 13 нормативов с детализацией по видам работ;
в сфере природоохранной деятельности введены четыре новых норматива на содержание полигонов твердых коммунальных отходов;
в сфере предоставления транспортных услуг населению установлен норматив на организацию транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах городских округов Московской области.
Такая детализация позволит повысить качество бюджетного планирования, сделать процесс планирования прозрачным, а принимаемые решения экономически обоснованными.
В целях совершенствования программно-целевого управления Московской областью по инициативе Губернатора Московской области Думой принят Закон Московской области N 107/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О стратегическом планировании социально-экономического развития в Московской области" (далее - Закон Московской области N 107/2020-ОЗ), в соответствии с которым изменены сроки предоставления в Думу ежегодных отчетов о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Московской области. Изменение сроков обусловлено необходимостью предоставления объективной информации о достигнутом уровне целевых показателей стратегии, основанной на данных статистических наблюдений. В соответствии с Законом Московской области N 107/2020-ОЗ срок перенесен с 1 июня на 1 октября года, следующего за отчетным.
В 2020 году продолжена работа по совершенствованию законодательства, регулирующего государственные закупки.
Принят Закон Московской области N 205/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области", учитывающий особенности обсуждения закупок, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ, а также Закон Московской области N 261/2020-ОЗ "Об утверждении заключения соглашений между Московской областью и муниципальными образованиями Московской области об осуществлении Комитетом по конкурентной политике Московской области полномочий уполномоченного органа муниципального образования Московской области на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков и муниципальных бюджетных учреждений муниципального образования Московской области", которым утверждено заключение соответствующих соглашений с Одинцовским городским округом, Орехово-Зуевским городским округом, Пушкинским городским округом, городским округом Солнечногорск.
В связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" разработан и принят Думой Закон Московской области N 212/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности", учитывающий установление наименования должности "сенатор Российской Федерации".
Принят ряд законов в сфере имущественных отношений.
Закон Московской области N 5/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке управления государственными унитарными предприятиями Московской области, бюджетными и казенными учреждениями Московской области" принят с целью совершенствования существующей системы взаимодействия между органами государственной власти Московской области и государственными учреждениями Московской области.
Данным Законом расширены полномочия учредителя учреждений по распоряжению имуществом, находящимся в оперативном управлении.
Законом Московской области N 14/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О собственности Московской области" Правительство Московской области наделено полномочием по установлению Порядка использования областной собственности.
Порядок направлен на регулирование отношений между собственником имущества - Московской областью и пользователями Московской областной собственности, обобщение и систематизацию разрозненных норм в части использования Московского областного имущества, упорядочение процесса проведения контрольных мероприятий в отношении Московского областного имущества. Полномочия по контролю за соблюдением Порядка возложены на Министерство имущественных отношений Московской области.
В 2020 году Думой принят Закон Московской области N 182/2020-ОЗ "О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2021 - 2023 годы". В связи с тем, что в рамках исполнения поручения Губернатора Московской области по переводу центральных исполнительных органов государственной власти Московской области на территорию Московской области высвобождается ряд объектов недвижимости, расположенных на территории города Москвы, данные объекты также включены в прогнозный план приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2021 - 2023 годы. В результате приватизации объектов недвижимости в 2021 году, по предварительным расчетам, ожидается пополнение бюджета Московской области на 2,4 млрд. рублей, а от приватизации пакетов акций - на 106 млн. рублей.
Приняты законы Московской области N 136/2020-ОЗ, N 137/2020-ОЗ, N 138/2020-ОЗ, N 139/2020-ОЗ, N 288/2020-ОЗ об условиях приватизации в 2020 году находящегося в собственности Московской области недвижимого имущества. Данные законы определили условия приватизации пяти объектов здравоохранения, расположенных в городских округах Кашира, Луховицы и Серпухов. Приватизация объектов здравоохранения позволит повысить эффективность управления, доступность и качество оказания медицинских услуг, будет способствовать вовлечению ресурсов частного сектора, в том числе, на развитие инфраструктуры. В результате приватизации будут созданы условия для повышения конкурентоспособности лечебных объектов в интересах расширения выбора населением видов и форм медицинской помощи, повысится эффективность работы служб (подразделений) и качества обслуживания, будут созданы новые рабочие места и увеличатся доходы бюджета.
Законом Московской области N 203/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О реестре имущества, находящегося в собственности Московской области" (далее - Закон Московской области N 203/2020-ОЗ) реестр областной собственности (далее - реестр) дополнен государственными информационными системами, используемыми Правительством Московской области, а также им отменена плата за получение выписки из реестра. В реестре находится более 80 тыс. позиций, включающих 21,5 тыс. объектов недвижимого имущества, около 20 тыс. земельных участков, а также движимое имущество. После принятия Закона Московской области N 203/2020-ОЗ в реестр включено порядка 100 государственных информационных систем.
К моменту принятия Закона Московской области N 203/2020-ОЗ в Министерство имущественных отношений Московской области поступило более 1 600 запросов от госучреждений, юридических и физических лиц об объектах реестра, порядка 300 из них поданы в электронном виде. Информация об объектах предоставляется бесплатно через портал государственных услуг Российской Федерации, МФЦ или почтой. Отмена оплаты ускорила получение нужной информации об имуществе, а, следовательно, способствовала быстрому ее оформлению.
Кроме того, в сфере имущественных отношений принято 10 законов Московской области, которые приводят законы Московской области в соответствие с федеральным законодательством.
Законами Московской области N 87/2020-ОЗ, N 162/2020-ОЗ, N 256/2020-ОЗ внесены изменения в Закон Московской области N 180/2019-ОЗ "О прогнозном плане приватизации имущества, находящегося в собственности Московской области, на 2020 - 2022 годы", уточняющие перечень имущества, включенного в прогнозный план приватизации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.