Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Состояние законодательства Московской области в 2020 году и основные направления его развития
В законотворческой деятельности Думы в 2020 году нашли свое отражение наиболее актуальные изменения социально-экономической ситуации в Московской области, в том числе требовавшие оперативного реагирования на законодательном уровне.
Особенностью 2020 года стали: празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, принятие поправок в Конституцию Российской Федерации и принятие комплексных мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в условиях пандемии.
В связи с принятием и вступлением в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" участниками законотворческого процесса большое внимание было уделено приведению законодательства Московской области в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.
Определяющим фактором в 2020 году при принятии законодательных решений стало снижение темпов социально-экономического развития региона в результате последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году и связанными с пандемией ограничительными мерами.
В целях реализации мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) серьезная работа проведена по изменению режима работы Думы: депутаты Думы перешли на дистанционный режим работы; заседания Думы и комитетов проводились в режиме видеоконференции. Работа осуществлялась преимущественно дистанционно на основе конструктивного взаимодействия Думы с ветвями власти всех уровней, а также с различными общественными организациями и объединениями.
В 2020 году Думой проведено 31 заседание, на которых рассмотрены 740 вопросов, приняты 1204 постановления и 62 решения.
По итогам рассмотрения на заседаниях Думы принято 312 законов Московской области (2019 год - 291).
Из общего количества принятых Думой законов 19 процентов составляют базовые законы Московской области.
"Рис. 1. Соотношение новых законов и законов о внесении изменений в законы Московской области в 2019 - 2020 годах"
В рамках участия Думы в федеральном законотворческом процессе в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в порядке реализации права законодательной инициативы внесено девять проектов федеральных законов.
В Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации для предварительного рассмотрения в 2020 году направлено шесть проектов законодательных инициатив Думы.
Из Государственной Думы для подготовки отзывов, замечаний, предложений и поправок поступил 901 проект федеральных законов, в том числе по предметам совместного ведения - 599, принятые в первом чтении - 302.
На заседаниях Думы рассмотрено 512 проектов федеральных законов с учетом законопроектов, поступивших в Думу в конце 2019 года, из них поддержано - 370, не поддержано - 139.
Субъектами права законодательной инициативы в Думу для рассмотрения внесено 329 проектов законов Московской области (в 2019 году - 303 проекта законов Московской области).
Наибольшее количество проектов законов, внесенных в Думу в 2020 году, принадлежит Губернатору Московской области - 223 (или 67,8 процента), в 2019 году - 209 (или 69 процентов). Комитетами Думы внесено 86 (или 26,1 процента) принятых законов, иными субъектами права законодательной инициативы - 20 (или 6,1 процента).
"Рис. 2. Распределение проектов законов Московской области, внесенных на рассмотрение Думы субъектами права законодательной инициативы в 2020 году"
Законодательная деятельность Думы в 2020 году строилась на основе ежеквартальных планов работы Думы с учетом приоритетов развития федерального и регионального законодательства. Серьезные коррективы в совершенствование нормативной правовой базы Московской области в целях обеспечения социально-экономического развития региона, оказания поддержки населению области для сохранения соответствующего уровня жизни граждан внесла пандемия.
В период действия в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) Думой принят ряд нормативных правовых актов, позволяющих, исходя из реальной обстановки в Московской области, обеспечить баланс между необходимыми ограничительными мерами, социально-бытовыми потребностями населения и развитием экономики.
Значительное место в работе Думы отводилось проведению мероприятий по обсуждению законодательных инициатив с широким привлечением представителей федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественности, преимущественно в режиме видео-конференц-связи.
17 июня 2020 года впервые состоялись публичные слушания по проектам законов Московской области "Об исполнении бюджета Московской области за 2019 год" и "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области за 2019 год" в режиме видео-конференц-связи.
В отчетный период на рассмотрении в комитетах Думы и фракциях в Думе находилось 354 проекта законов Московской области с учетом законопроектов, перешедших с прошлого года (в 2019 году - 325). Работа завершена над 329 законопроектами, на заседаниях Думы рассмотрено 322 проекта законов Московской области.
"Рис. 3. Результаты рассмотрения проектов законов Московской области в 2019 - 2020 годах"
По сферам правового регулирования принятые законы Московской области распределились следующим образом:
в сфере государственно-правового строительства принято 60 законов;
в сфере аграрной политики, землепользования, природных ресурсов, экологии и потребительского рынка - 23 закона;
в сфере строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи - 48 законов;
в сфере развития демократических институтов и местного самоуправления - 30 законов;
в сфере социального развития и здравоохранения - 36 законов;
в сфере образования, культуры и спорта - 32 закона;
в сфере бюджетной и налоговой политики - 35 законов;
в сфере экономической, инвестиционной политики, имущественных отношений и научно-промышленной деятельности - 32 закона;
в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности - 16 законов.
"Рис. 4. Соотношение законов Московской области, принятых Думой в 2020 году, с распределением их по сферам правового регулирования"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.