Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей Н.В. Боковиковой, А.В. Проскурова, с участием О.А. Михайлова - депутата Государственного Совета Республики Коми, А.В. Никулина - представителя депутата Государственного Совета Республики Коми Е.В. Дьячковой, В.В. Воробьева - представителя депутата Государственного Совета Республики Коми И.А. Богданова, Н.С. Новиковой - консультанта-эксперта отдела конституционного законодательства и государственного строительства Правового управления аппарата Государственного Совета Республики Коми, руководствуясь частью 2 статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 1 части 1 статьи 3, статьями 78, 79 и 80 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по запросу депутатов Государственного Совета Республики Коми Богданова Ильи Алексеевича, Дьячковой Екатерины Валериановны и Михайлова Олега Алексеевича о проверке конституционности части 1 статьи 111 Регламента Государственного Совета Республики Коми, принятого Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18 декабря 2002 года N II-10/98.
Поводом к рассмотрению настоящего дела явился запрос депутатов Государственного Совета Республики Коми И.А. Богданова, Е.В. Дьячковой и О.А. Михайлова, а основанием к рассмотрению - обнаружившаяся неопределенность в том, соответствует ли Конституции Республики Коми указанная выше норма Регламента.
Заслушав доклад судьи В.В. Кретова, объяснения О.А. Михайлова, представителей заявителей И.А. Богданова и Е.В. Дьячковой, представителя Государственного Совета Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
Согласно части 1 статьи 111 Регламента Государственного Совета Республики Коми, принятого Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18 декабря 2002 года N II-10/98, предложения об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации могут быть внесены комитетами Государственного Совета Республики Коми, Главой Республики Коми.
В запросе депутатов Государственного Совета Республики Коми И.А. Богданова, Е.В. Дьячковой и О.А. Михайлова ставится вопрос о неконституционности указанной выше нормы, поскольку в нарушение требований статьи 75 Конституции Республики Коми часть 1 статьи 111 настоящего Регламента необоснованно ограничивает принадлежащее депутатам Государственного Совета Республики Коми право законодательной инициативы, включающее в себя и безусловное право депутатов по самостоятельному внесению на рассмотрение Государственного Совета проектов постановлений об обращении с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является часть 1 статьи 111 Регламента Государственного Совета Республики Коми, принятого Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18 декабря 2002 года N II-10/98, а именно проверка соответствия данной нормы Конституции Республики Коми, предусматривающей, что Республика Коми самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством Республики Коми (статья 66), а также гарантирующей наличие в Республике Коми постоянно действующего высшего и единственного представительного и законодательного органа власти в Республике Коми (статья 71) и право депутатов этого органа на законодательную инициативу (статья 75).
Так, в согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и корреспондирующему ему пункту "н" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми, что в силу положений статьи 77 Конституции Российской Федерации, преамбулы и статей 1 и 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 66 Конституции Республики Коми, в частности, означает самостоятельное определение Республикой Коми своей системы законодательных (представительных) органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации этих органов.
Приведенные выше и основанные на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми правовые предписания получили свое дальнейшее развитие и конкретизацию в нормах упомянутого Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также Законах Республики Коми от 17 ноября 2010 года N 129-РЗ "О Государственном Совете Республики Коми", от 27 декабря 2006 года N 140-РЗ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми", которые предусматривают, что законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Коми (Государственный Совет Республики Коми) является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти республики, состоящим из избранных на основе всеобщего равного и прямого избирательного права и обладающих правом законодательной инициативы депутатов, и наделенным собственными полномочиями, в том числе и по принятию Регламента, устанавливающего порядок деятельности Государственного Совета, его органов и должностных лиц, а также правила реализации депутатами права законодательной инициативы.
При этом в силу положений статей 72 и 75 Конституции Республики Коми, статьи 14 Закона Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми", статей 15 и 16 Регламента Государственного Совета Республики Коми в Государственном Совете в обязательном порядке образуются комитеты из числа депутатов, обладающие правом законодательной инициативы, являющиеся подотчетными органами Государственного Совета и осуществляющие подготовку, предварительное рассмотрение правовых актов и иных вопросов, подлежащих рассмотрению Государственным Советом и комитетами.
Согласно же статьи 17 Регламента Государственного Совета Республики Коми каждый депутат обязан состоять в одном из комитетов, в которые в конечном итоге и направляются в соответствии со статьями 66, 67 и 68 настоящего Регламента и Положением о комитетах Государственного Совета Республики Коми внесенные субъектами права законодательной инициативы проекты законов, законодательных предложений, поправок к законопроектам, проектов постановлений Государственного Совета, в том числе о толковании законов Республики Коми с целью их всесторонней подготовки и предварительного рассмотрения на принципах коллегиальности и с учетом мнения субъекта законодательной инициативы и иных уполномоченных органов и лиц.
Таким образом, комитеты являются необходимой и обязательной частью законотворческого процесса и в соответствии со статьей 75 Конституции Республики Коми, Регламентом Государственного Совета Республики Коми и Положением о комитетах не только наделены широкими полномочиями в части подготовки и предварительного рассмотрения проектов законов, законодательных предложений, поправок к законопроектам, проектов постановлений Государственного Совета Республики Коми и формирования повестки заседаний Государственного Совета, но и как субъекты права законодательной инициативы имеют возможность в установленном Регламентом порядке самостоятельно представить на сессионное рассмотрение Государственного Совета любой из указанных выше вопросов.
Одним из этих вопросов является предусмотренное частью 1 статьи 111 Регламента исключительное право комитетов, а также Главы Республики Коми на внесение предложений в Государственный Совет об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статей 3 и 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
При этом данное законоположение основано на установленных статьей 14 Закона Республики Коми "О Государственном Совете Республики Коми", Регламентом, Положением о комитетах полномочиях комитетов, в том числе и выходящих за рамки понятий законодательной инициативы, и само по себе не ограничивает право законодательной инициативы депутатов в случае внесения непосредственно комитетами предложений об обращении Государственного Совета с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку каждый депутат при наличии у него сомнений в конституционности какого-либо закона или иного нормативного правового акта имеет возможность в установленном порядке обратиться в соответствующий комитет и инициировать со своим участием изучение, подготовку и предварительное рассмотрение данным органом указанного вопроса на основе принципов коллегиальности и с учетом мнения большинства.
Следует также отметить, что предложения об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации не могут в полной мере расцениваться как реализация депутатами и комитетами права законодательной инициативы, так как под этой инициативой прежде всего понимается внесение субъектами права законодательной инициативы законопроектов, поправок к ним, законодательных предложений и проектов иных актов, имеющих нормативное содержание.
Предложения по обращению с запросом в Конституционный Суд сами по себе не имеют признаков нормативности, но исходя из общего содержания норм Регламента Государственного Совета могут быть истолкованы как опосредованное и реализуемое через коллегиальный орган (комитет) право депутатов на решение данных вопросов.
При таких обстоятельствах следует признать, что часть 1 статьи 111 Регламента Государственного Совета Республики Коми, принятого Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18 декабря 2002 года N II-10/98, не противоречит Конституции Республики Коми, ее статьям 66, 71 и 75, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данная норма полностью согласуется с установленным порядком реализации депутатами Государственного Совета Республики Коми их конституционного права законодательной инициативы и не препятствует их непосредственному участию в решении вопросов, связанных с внесением предложений об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 96 Конституции Республики Коми, частью 1 статьи 66, частями 1, 2, 3 и 4 статьи 68, статьями 69, 80 и 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать часть 1 статьи 111 Регламента Государственного Совета Республики Коми, принятого Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18 декабря 2002 года N II-10/98, соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 66, 71 и 75.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному официальному опубликованию в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и размещению на официальном сайте Республики Коми в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://law.rkomi.ru).
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 18 марта 2021 г. "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 111 Регламента Государственного Совета Республики Коми, принятого Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 18 декабря 2002 года N II-10/98, по запросу депутатов Государственного Совета Республики Коми И.А. Богданова, Е.В. Дьячковой и О.А. Михайлова"
Текст постановления опубликован в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://www.law.rkomi.ru) 19 марта 2021 г., в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 26 марта 2021 г. N 4