Во исполнение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 декабря 2020 года N 861 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе, реализуемого в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография", в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 года N 667 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе", в целях реализации регионального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию и внедрению на территории Забайкальского края системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый порядок деятельности "школы ухода" в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи.
2. Директорам государственных учреждений социального обслуживания Забайкальского края организовать работу в соответствии с настоящим приказом.
3. Отделу организационной работы Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (Белимова А.В.) довести настоящий приказ до заместителей министра, начальников управлений и отделов Министерства, директоров государственного учреждения социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ясногорский" Забайкальского края, государственного автономного учреждения социального обслуживания "Петровск-Забайкальский комплексный центр социального обслуживания населения "Ветеран" Забайкальского края, государственного учреждения социального обслуживания "Ингодинский комплексный центр социального обслуживания населения "Милосердие" Забайкальского края, государственного учреждения социального обслуживания "Черновский комплексный центр социального обслуживания населения "Берегиня" Забайкальского края.
4. Разместить (опубликовать) настоящий приказ на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Официальный интернет-портал правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края" (http://право.забайкальскийкрай.рф) и на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края (https://minsoc.75.ru).
5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
Е.О. Казаченко |
Утверждено
приказом Министерства труда и
социальной защиты населения
Забайкальского края
"31" марта 2021 г. N 524
Порядок
деятельности "школы ухода" в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи
1. Порядок деятельности "школы ухода" в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи (далее - школа ухода), регулирует осуществление мероприятий, направленных на информирование, консультирование, психологическую поддержку и обучение граждан, осуществляющих уход за людьми с выраженным снижением способности к самообслуживанию, необходимым навыкам качественного ухода в соответствии с потребностями нуждающегося в помощи человека.
2. Воспользоваться услугами школы ухода в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи (далее - услуга школы ухода) могут граждане, осуществляющие уход за людьми с выраженным снижением способности к самообслуживанию, в том числе с психическими расстройствами, которым определен первый, второй или третий уровень нуждаемости в постороннем уходе, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 29 сентября 2020 года N 667 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе" (далее - граждане, осуществляющие уход за людьми с выраженным снижением способности к самообслуживанию).
3. Целями функционирования школы ухода являются: облегчение бремени ухода гражданам, осуществляющим его; повышение качества жизни человека, которому необходим уход; предотвращение развития у человека осложнений, связанных с ненадлежащим уходом.
Задачами школы ухода являются: обучение особенностям ухода за людьми с различными дефицитами самообслуживания; обучение правилам использования технических и вспомогательных средств реабилитации; помощь в организации домашнего пространства для адаптации его к потребностям нуждающегося человека; психологическая поддержка ухаживающих.
4. В своей деятельности школа ухода руководствуется уставом государственного учреждения социального обслуживания (далее - учреждение), положением о структурном подразделении, в состав которого входит школа ухода и положением о школе ухода.
Деятельность школы ухода организуется в соответствии с приказами учреждения, регламентирующими ее работу, научно-методическими материалами по организации и проведению обучения в ней, программой, утвержденной приказом учреждения, отчетами о деятельности.
5. В примерный состав школы ухода входят следующие специалисты: медицинский работник, психолог, педагог, специалист по социальной работе, юрист и другие, могут привлекаться специалисты лечебно-профилактических учреждений.
Деятельность школы ухода организуется в соответствии с учетом требований должностных инструкций специалистов.
6. Услуги по информированию, консультированию, психологической поддержке и обучению в рамках школы ухода предоставляются гражданам, указанным в пункте 2 настоящего приказа, бесплатно.
7. Информирование граждан о школе ухода, перечне услуг (приложение N 1), порядке получения услуг в рамках школы ухода, осуществляется посредством размещения информации на сайте учреждения, в средствах массовой информации, в медицинских организациях и органах социальной защиты населения по территориальной принадлежности.
8. Ответственным за организацию работы школы ухода является директор учреждения.
9. Деятельность школы ухода осуществляется в соответствии с установленным режимом работы учреждения, кроме того, при необходимости работа может быть организована в выходные и праздничные дни, в соответствии с утвержденными программами обучения.
10. Школа ухода оборудуется набором технических средств реабилитации, необходимых при наиболее распространенных ограничениях в самообслуживании, а также расходными материалами, позволяющими получить навыки безопасного и эффективного ухода за нуждающимся в помощи человеком, приобретенными в рамках реализации регионального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
Примерный перечень необходимых технических средств реабилитации и оборудования, расходных материалов (далее - перечень) представлен в приложении N 2. Директором учреждения определяется, дополняется и утверждается перечень.
11. Обучение в школе ухода предусматривает индивидуальные и групповые занятия. Численный состав участников группы составляет до 10 человек. Продолжительность обучения и периодичность занятий определяется программой школы ухода.
Обучение в школе ухода включает изучение теоретических основ и практическое освоение навыков ухода за людьми с выраженным снижением способности к самообслуживанию. Примерный перечень тем консультаций школы ухода представлен в приложении N 3. Указанный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер. В случае потребности у гражданина в получении консультации на тему, отсутствующую в перечне, учреждение принимает меры по нахождению нужной информации и/или специалиста, способного проконсультировать гражданина.
Занятия школы ухода могут проводиться как в очной, так и в заочной (дистанционной) форме в том числе с использованием средств сети Интернет.
Отчет о проведении занятия представлен в приложении N 4.
Анкета обратной связи представлена в приложении N 5.
12. Являясь неотъемлемой частью системы долговременного ухода школа ухода взаимодействует с координационным центром путем обмена значимой информацией о состоянии граждан и людей, за которыми они осуществляют уход. Координационный центр, в свою очередь, информирует школы ухода о потребности ухаживающих в ее услугах.
Приложение N 1
к Порядку деятельности "школы
ухода" в рамках пилотного
проекта по созданию системы
долговременного ухода за
гражданами пожилого возраста и
инвалидами, нуждающимися в
посторонней помощи
Рекомендуемый перечень услуг "школы ухода"
Услуга |
Описание услуги |
Разовое консультирование в открытых* группах, по заранее заявленным темам с использованием демонстрационного оборудования и отработкой полученных знаний на практике |
В состав услуги входит: выбор темы занятия; разработка программы занятия, включающей теоретическую и практическую часть; информирование целевой аудитории о датах, месте, времени и продолжительности занятия; формирование группы (не более 10 человек в группе); проведение занятия по заранее заявленной теме; получение обратной связи от участников. Норма времени на предоставление услуги - до 120 минут. Услуга предоставляется по мере набора групп. |
Консультирование в закрытой** группе по заранее составленной программе с использованием демонстрационного оборудования и отработкой полученных знаний на практике. |
В состав услуги входит: выбор темы занятий; разработка программы занятия, включающей теоретическую и практическую часть; информирование целевой аудитории о датах, месте, времени и продолжительности занятия; формирование группы (не более 10 человек в группе); проведение занятия по заранее заявленной теме; получение обратной связи от участников. Норма времени на предоставление услуги - до 120 минут. Услуга предоставляется по мере набора групп. |
Индивидуальное консультирование нуждающихся по вопросам ухода |
В состав услуги входит: получение запроса на тему занятия; разработка программы занятия, включающей теоретическую и практическую часть; согласование даты, времени и продолжительности консультации; проведение занятия по заранее согласованной теме; получение обратной связи от участников. Норма времени на предоставление услуги - до 120 минут. Услуга предоставляется по необходимости. |
Проведение индивидуальных консультаций по вопросам ухода на дому по темам, интересующим клиента |
В состав услуги входит: получение запроса на тему занятия; разработка программы занятия, включающей теоретическую и практическую часть; согласование даты, времени и продолжительности консультации; проведение занятия по заранее согласованной теме; получение обратной связи от клиента. Норма времени на предоставление услуги - до 90 минут. Услуга предоставляется по необходимости. |
Проведение аудита помещения, подготовка рекомендаций по его переоборудованию с учетом состояния лица с дефицитом самообслуживания. |
В состав услуги входит: посещение помещения, в котором находится (проживает) лицо с дефицитом самообслуживания; оценка организации помещения с учетом диагноза лица с дефицитом самообслуживания; информирование о средствах реабилитации и ухода, способных улучшить качество жизни; информирование о принципах безопасной организации жилого пространства (квартиры, дома); составление в письменном виде рекомендаций по переоборудованию помещения с учетом возможности аренды технического средства реабилитации; получение обратной связи от получателей услуги. Норма времени на предоставление услуги - до 90 минут. Услуга предоставляется по необходимости. |
_____________________________
* - открытой является группа, состав участников которой может меняться. Применительно к данной услуге открытость групп будет выражаться в следующем: например, за месяц школой будет проведено 4 консультации по 4 разным темам, попасть на которые гражданин может, записавшись на те из них, что он считает необходимыми. Таким образом, состав участников каждой консультации вероятнее всего (но не обязательно) будет разным.
** - закрытой является группа, состав участников которой не расширяется от начала и до конца ее функционирования. Применительно к данной услуге закрытая группа будет выглядеть следующим образом: школа объявляет о проведении цикла консультаций по основам ухода за людьми с дефицитом самообслуживания, который будет состоять, например, из 10 консультаций, проводящихся в течение 3 недель; группа желающих набирается 1 раз, ее состав не увеличивается (в том числе если кто-то из записавшихся перестает посещать консультации на его место не берут нового человека) до завершения занятий.
Приложение N 2
к Порядку деятельности "школы
ухода" в рамках пилотного
проекта по созданию системы
долговременного ухода за
гражданами пожилого возраста и
инвалидами, нуждающимися в
посторонней помощи
Примерный перечень необходимых технических средств реабилитации, оборудования, расходных материалов
1. Поручни (перила) для самоподнимания прямые;
2. Трость опорная с анатомической ручкой, регулируемая по высоте с устройством противоскольжения;
3. Костыли подмышечные с устройством противоскольжения;
4. Костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения;
5. Ходунки-роллатор;
6. Ходунки шагающие;
7. Кресло-коляска с ручным приводом комнатная;
8. Кресло-коляска с ручным приводом для лиц с большим весом комнатная;
9. Противопролежневый матрац воздушный (с компрессором);
10. Противопролежневая подушка воздушная гелевая;
11. Доска скользящая для пересаживания;
12. Опора под спину;
13. Опора (лесенка) в кровать веревочная;
14. Простыня скользящая для перемещения;
15. Насадка на унитаз;
16. Кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами);
17. Судно подкладное резиновое;
18. Пояс вспомогательный для перемещения;
19. Сиденье для ванн поворотное;
20. Стул для мытья в ванне или душе;
21. Ванночка для мытья головы надувная;
22. Ступеньки с поручнем/без поручня;
23. Кровать многофункциональная;
24. Прикроватный столик;
25. Ограждение для кровати;
26. Накладки на локти и пятки ("сапожки");
27. Поворотный диск ("жесткий") для ног;
28. Подушки (холофайбер 50х70, 70 х70);
29. Приборы столовые;
30. Пояс для пересаживания;
31. Кофта на молнии;
32. Бинт эластичный универсальный с застежкой многоразового использования;
33. Полотенца махровые (объемные);
34. Клеенка подкладная;
35. Кресло-туалет;
36. Кресло-каталка;
37. Лесенка для подтягивания в кровати;
38. Нагрудник для кормления взрослых;
39. Одеяло (холофайбер 140х200);
40. Поворотная подушка на сиденье ("мягкий диск");
41. Поильник;
42. Расческа деревянная;
43. Роллатор (с колесами на всех опорах);
44. Ступеньки в ванную с ручкой;
45. Тазики пластиковые объемом 2 литра разного цвета;
46. Ходунки (без колес);
47. Штаны на резинке;
48. Вата хб.;
49. Линейка для измерения ран и пролежней бумажная;
50. Набор повязок для лечения пролежней;
51. Нагрудник одноразовый;
52. Образцы специализированной косметики для ухода (лосьон для тела увлажняющий, крем защитный, крем защитный с цинком, пена для мытья очищающая);
53. Подгузники для взрослых разных размеров (маленький, средний, большой, очень большой);
54. Подгузники для взрослых полуоткрытые разных размеров;
55. Набор образцов урологических прокладок;
56. Рукавица для мытья;
57. Эластичные фиксирующие трусики (фиксаторы) для подгузников-вкладышей;
58. Подгузники для взрослых открытые разных размеров;
59. Пеленка одноразовая впитывающая 90Х170 см.;
60. Салфетки влажные (упаковка);
61. Гигиенические полотенца (упаковка);
62. Одноразовые пеленки;
63. Одноразовые перчатки;
64. Бинт медицинский эластичный фиксирующийся самоприлипающий;
65. Марлевые салфетки стерильные (упаковка).
Приложение N 3
к Порядку деятельности "школы
ухода" в рамках пилотного
проекта по созданию системы
долговременного ухода за
гражданами пожилого возраста и
инвалидами, нуждающимися в
посторонней помощи
Примерный перечень тем консультаций "школы ухода"
Тема |
Квалификация преподавателя* |
Формы проведения занятия |
Общение с человеком, имеющим дефицит самообслуживания. Соблюдение достоинства подопечного и ухаживающего |
Общая, специальная |
Очная, дистанционная |
Принципы ухода по системе М. Кровинкель |
Общая, специальная |
Очная, дистанционная |
Организация пространства в доме: особенности помещения, основное и вспомогательное оборудование и его размещение, безопасность больного и ухаживающих лиц |
Общая, специальная |
Очная, дистанционная |
Гигиена маломобильного человека. Специальные средства для ухода и гигиенические принадлежности. Принципы подбора и правила использования |
Общая, специальная |
Очная, дистанционная |
Гигиенические процедуры у маломобильных пациентов: принятие душа, ванны, туалет; вспомогательное оборудование |
Общая, специальная |
Очная |
Уход за полостью рта и зубными протезами |
Общая, специальная |
Очная |
Уход за ногтями |
Общая, специальная |
Очная |
Уход за лицом: глазами, носом ушами |
Общая, специальная |
Очная |
Бритье человека с ограниченной подвижностью |
Общая, специальная |
Очная |
Интимная гигиена. Правила безопасности и соблюдение достоинства |
Общая, специальная |
Очная |
Перемещение человека в кровати и вне ее. Принципы и правила безопасности для нуждающегося в помощи и ухаживающего |
Общая, специальная |
Очная |
Смена постельного и нательного белья |
Общая, специальная |
Очная |
Падения. Риски и профилактика |
Общая, специальная |
Очная, дистанционная |
Профилактика заболеваний, связанных с длительным постельным режимом: обстипация (запор), дегидратация, аспирация, тромбоз, застойная пневмония, контрактуры суставов. Активизация человека |
Общая, специальная |
Очная, дистанционная |
Пролежни: профилактика и факторы образования пролежней |
Общая, специальная |
Очная, дистанционная |
Организация питания лежачего больного. Основные требования к пище для лежачего больного. Недоедание: причины, симптомы и последствия |
Общая, специальная |
Очная, дистанционная |
Подготовка к кормлению. Прием пищи в кровати. Оборудование и приспособления для кормления ослабленных пациентов и с частичной физической утратой |
Общая, специальная |
Очная |
Лечение пролежней. Стадии образования и заживления |
Специальная |
Очная |
Уход за больными со стомами. Виды стом: колостома, илеостома, уростома, нефростома, цистостома, гастростома, еюностома, трахеостома. Уход за разными видами стом |
Специальная |
Очная |
Калоприемник. Виды калоприемников. Смена калоприемника |
Специальная |
Очная |
Мочевой катетер. Уход за катетером. Освобождение мочевого дренажного мешка |
Специальная |
Очная |
Особенности ухода за больным диабетом. Особенности питания при диабете. Диабетическая стопа |
Специальная |
Очная, дистанционная |
Особенности ухода за больным после инсульта. Невербальное общение (альтернативная коммуникация), язык жестов |
Общая, специальная |
Очная, дистанционная |
Особенности ухода за больным с деменцией. Основные симптомы и признаки. Стадии болезни. Особенности поведения и общения. Агрессивное поведение. Тест сохранности психологического статуса. Работа с биографией |
Общая, специальная |
Очная, дистанционная |
Кормление через зонд. Гастростома: чем кормить; уход за гастростомой |
Специальная |
Очная |
Систематизация домашнего ухода. Физиологические показатели, нуждающиеся в контроле. Ведение документации |
Общая, специальная |
Очная, дистанционная |
_____________________________
* - под обозначением "специальная квалификация" понимается наличие у преподавателя медицинского образования, то есть специальной подготовки, под обозначением "общая квалификация" понимается отсутствие у преподавателя медицинского образования.
Приложение N 4
к Порядку деятельности "школы
ухода" в рамках пилотного
проекта по созданию системы
долговременного ухода за
гражданами пожилого возраста и
инвалидами, нуждающимися в
посторонней помощи
Отчет о проведении занятия школы ухода | |
Дата проведения: |
ФИО преподавателя |
Место проведения (на дому, в школе ухода):
| |
Тема занятия: |
Форма проведения (очное/дистанционное):
|
Тип (групповое/индивидуальное):
| |
Продолжительность (ч.):
| |
Категория (разовое/часть программы)
| |
Использованное оборудование и расходные материалы:
| |
Список участников:
|
Приложение N 5
к Порядку деятельности "школы
ухода" в рамках пилотного
проекта по созданию системы
долговременного ухода за
гражданами пожилого возраста и
инвалидами, нуждающимися в
посторонней помощи
Анкета обратной связи
Уважаемый участник!
Мы стремимся сделать занятия в школе ухода лучше и полезнее, поэтому
нам очень важно Ваше мнение. Ответьте, пожалуйста, на несколько
вопросов этой анкеты.
1. Была ли Вам полезна данная консультация?
- Да
- Скорее да
- Затрудняюсь ответить
- Скорее нет
- Нет
2. Удобен ли Вам очный формат проведения консультаций?
- Да
- Нет
- Свой ответ _______________________________________________________
3. Удобен ли Вам день (будний) проведения консультации?
- Да
- Нет, лучше в выходной
4. Комфортно ли для Вас время проведения консультации?
- Да
- Нет, удобнее было бы в ___________________________________________
5. Консультацию на какую (-ие) тему (-ы) Вам хотелось бы получить?
1) _________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________
3) _________________________________________________________________
Комментарии
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Спасибо!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок деятельности "школы ухода" в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи, регулирует осуществление мероприятий, направленных на информирование, консультирование, психологическую поддержку и обучение граждан, осуществляющих уход за людьми с выраженным снижением способности к самообслуживанию, необходимым навыкам качественного ухода в соответствии с потребностями нуждающегося в помощи человека.
Приказ Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 31 марта 2021 г. N 524 "Об утверждении порядка деятельности "школы ухода" в рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи"
Вступает в силу с 1 апреля 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 31 марта 2021 г.