В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,
приказываю:
1. Утвердить предлагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг.
2. Ответственным исполнителям профилактических мероприятий, указанным в Плане-графике обеспечить выполнение мероприятий в установленные сроки.
3. Сектору организационного обеспечения службы жилищного надзора Астраханской области (далее - служба):
3.1. Разместить на официальном сайте службы https://zhilnadzor.astrobl.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.2. Ознакомить ответственных исполнителей службы с настоящим приказом (под роспись).
4. Признать приказ службы жилищного надзора Астраханской области от 23.12.2019 N 215-О утратившим силу.
5. Приказ вступает в силу со дня его подписания.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя службы - главного государственного жилищного инспектора Астраханской области Сахно Е.М.
Руководитель службы жилищного надзора |
В.Г. Лунев |
УТВЕРЖДЕНО
приказом службы жилищного
надзора Астраханской области
от 23.03.2021 N 033-О
Программа
профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг.
I. Общие положения
1.1. Настоящая Программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг. (далее - Программа) разработана в целях предупреждения нарушений жилищного законодательства и лицензионных требований гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
1.2. Программа разработана службой жилищного надзора Астраханской области (далее - служба) в целях реализации положений:
статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12.09.2017 N 61 (11);
основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р
общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680.
1.3. Программа представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению подконтрольными субъектами обязательных требований, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
1.4. В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
- профилактические мероприятия - мероприятия, проводимые службой в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами (и (или) неопределенным кругом лиц) обязательных требований, направленные на снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и отвечающие следующим признакам:
реализация службой в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;
- обязательные требования - требования, предусмотренные частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 и обязательных к соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;
- лицензионные требования - требования, предусмотренные частью 1 статьи 196 ЖК РФ и пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110;
- подконтрольная сфера - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных и лицензионных требований, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов (далее - МКД) требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- подконтрольные объекты - объекты жилого фонда, расположенного на территории Астраханской области, в отношении которых осуществляется органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан при соблюдении обязательных и лицензионных требований;
- подконтрольные субъекты - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предпринимали, граждане, осуществляющих свою деятельность, связанную с соблюдением обязательных и лицензионных требований.
1.5. Срок реализации Программы - 2021 год и плановый период 2022-2023 гг.
1.6. Текущее финансирование дополнительных средств не требуется.
II. Цели Программы
2.1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в подконтрольной сфере общественных отношений;
повышение прозрачности системы федерального государственного контроля (надзора) в целом и контрольно-надзорной деятельности службы;
снижение административных и финансовых издержек, как службы, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
III. Задачи Программы
3.1. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
повышение квалификации кадрового состава контрольно-надзорных органов, формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой службой;
создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов.
IV. Принципы Программы
4.1. Планирование и осуществление службой профилактических мероприятий основывается на соблюдении следующих базовых принципов:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия со службой по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий службой по всем видам государственного контроля (надзора), в установленной сфере компетенции;
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.);
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
V. Краткий анализ текущего состояния подконтрольной сферы
5.1. На территории Астраханской области расположено 127852 жилых строений, из которых 25092 (18165 - блокированная застройка и 6927 - МКД) МКД всех форм собственности, общей площадью 23408000 м 2, из них площадь жилищного фонда 15227000 м 2.
5.2. За 2020 год службой жилищного надзора Астраханской области проведено 515 внеплановых проверок. Вынесено 303 постановления об административных правонарушениях, составлено и направлено 264 материала в судебные органы.
Внеплановые проверки проводились в виде выездных, документарных. В ходе проведения проверок в 2020 году проверена деятельность 152 юридического лица и индивидуального предпринимателя, у 83 из которых выявлены правонарушения. Учитывая, что управляющие (обслуживающие) организации выполняют работы по содержанию и ремонту нескольких многоквартирных домов, внеплановые проверки ряда юридических лиц проводились неоднократно.
За 2020 год рассмотрено - 9045 обращений граждан, организаций и органов местного самоуправления, исполнительной и законодательной властей, в том числе в первом полугодии 4265 обращений, во втором 4780.
В ходе проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в 2020 году было выдано 1204 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
5.3. Службой проведено 234 мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
5.4. В рамках надзора за созданием и деятельностью региональных операторов. В рамках данной работы проводятся проверочные мероприятия в отношении некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области" по вопросам проведенного капитального ремонта и превышений размера предельной стоимости по договорам подряда.
В 2019 году службой активизирована работа по проведению вышеуказанных мероприятий, в результате которых в отношении Фонда проведено 113 проверок, по результатам которых было выдано 53 предписания об устранении нарушений и составлено 23 протокола об административных правонарушениях. В ходе проверок были выявлены нарушения в качестве проведенных работ по капитальному ремонту, несоответствие проведенных работ проектно-сметной документации, превышение размера предельной стоимости по договорам на общую сумму 36 млн рублей.
В 2020 году службой работа в данном направлении продолжена.
За 2020 год в соответствии с требованием прокуратуры Астраханской области и распоряжением службы в отношении Фонда проведено 45 внеплановые документарно/выездные проверки, в результате которых обследовано 255 многоквартирных дома после проведенного в 2018-2020 гг. капитального ремонта. Выдано 23 предписания, 12 из которых в настоящее время исполнено, по 7 предписаниям срок не истек, а 4 предписания не исполнены (за неисполнения предписания виновные лица привлечены к административной ответственности).
В ходе проведенных проверок выявлены отдельные незначительные нарушения (отсутствуют регулирующие устройства, отсутствуют датчики движения и т.п.). В нескольких домах обнаружены факты вандализма после проведенных работ на сетях электроснабжения в местах общего пользования. Также проводится документарная проверка по установлению превышения размера предельной стоимости капитального ремонта в многоквартирных домах.
Также были выявлены ряд подрядчиков, недобросовестно выполнивших свои договорные обязательства по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Информация о них направлена в правоохранительные органы для принятия мер.
В рамках проверочных мероприятий службой даются Фонду рекомендации в целях предупреждения и недопущения в дальнейшем нарушений.
Со стороны Фонда возросло качество приемки объектов и контроля за ходом выполнения работ по капитальному ремонту. Проверка продолжается и по ее результатам можно будет сделать более расширенные выводы.
Кроме того, служба ведет реестр уведомлений, реестр специальных счетов, информирует органы местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта или не реализовали его.
Службой ведется работа по сбору отчетности владельцев спец-счетов на капитальный ремонт. В настоящее время такую отчетность в службу предоставляют 218 ТСЖ и ТСН. Непредставление отчетности влечет административную ответственность (за 2020 год составлено 126 протоколов).
5.5. Помимо проверок служба активно принимает участие в работе по актуализации Программы капитального ремонта.
Так совместно с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и Фондом в текущем году проведены выездные осмотры 93 многоквартирных домов, включенных в Программу либо в которых был проведен капитальный ремонт. Данная работа проведена в целях выявления недостатков и определения технического состояния многоквартирных домов, в том числе для решения вопросов обоснованности включения их в Программу либо необходимости проведения дополнительных работ по капитальному ремонту.
Службой также проводится работа в рамках участия в межведомственных комиссиях (по всем районам области) по вопросам признания жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Данная работа также направлена на актуализацию Программы, так как признание дома аварийным автоматически приводит к нецелесообразности проведения капитального ремонта и влечет исключение его из Программы. В 2020 году сотрудники службы приняли участие в 81 заседании межведомственных комиссий, в рамках которых рассматривались вопросы о признании аварийными либо подлежащими капитальному ремонту в 1003 многоквартирных домах.
С начала 2020 года службой принято участия 2-х заседаний межведомственных комиссий по 90 МКД.
5.6. Непосредственная постоянная надзорная деятельность службы так или иначе влияет на вопрос проведения капитального ремонта в регионе. При проведении проверок и рассмотрении обращений, службой в адрес органов местного самоуправления, юридических лиц (организаций), осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, собственников помещений в многоквартирных домах направляется информация о необходимости проведения капитального ремонта, признания дома аварийным, в том числе с рекомендациями по рассмотрению указанных вопросов на межведомственных комиссиях, на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
5.7. На текущий момент служба ставит перед собой задачу не снижать показатели 2020 года и продолжить деятельность по осуществлению регионального жилищного надзора и лицензионного контроля в интересах населения Астраханской области.
5.8. На официальном сайте службы в сети "Интернет" размещаются (обновляется по причине изменения действующего законодательства Российской Федерации и Астраханской области) Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
5.9. Оценка результативности мероприятий Программы, мониторинг и оценка их эффективности проводятся путем оценки достижения эффективности и результативности профилактических мероприятий, определенных на очередной календарный период.
5.10. Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
обеспечение открытости контрольно-надзорной деятельности;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
VI. Способы достижения эффективности и результативности профилактических мероприятий
6.1. Основной показатель эффективности и результативности профилактической работы - улучшение состояния подконтрольной сферы (улучшение состояния охраняемых законом ценностей в сфере осуществления федерального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории Астраханской области.
6.2. Улучшение состояния подконтрольной среды оценивается исходя из количества однотипных и повторяющихся нарушений обязательных и лицензионных требований одними и теми же подконтрольными субъектами (%) - положительно оценивается снижение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (полугодие, календарный год).
6.3. Дополнительными показателями эффективности и результативности профилактической работы являются:
6.3.1. Доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных мероприятий и профилактических мероприятий - положительно оценивается увеличение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (полугодие, календарный год).
Единица измерения - проценты.
Разъяснения по показателю: устанавливается в процентах от общего количества (суммы) контрольно-надзорных мероприятий (плановые и внеплановые проверки, мероприятий по контролю и профилактических мероприятий.
Рассчитывается по формуле:
, где:
Дпм - доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных мероприятий и профилактических мероприятий (%);
Ккнм - количество контрольно-надзорных мероприятий;
Кпм - количество профилактических мероприятий.
6.3.2. Доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, в общем количестве подконтрольных субъектов - положительно оценивается увеличение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (полугодие, календарный год).
Единица измерения - проценты.
Разъяснения по показателю: устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов.
Рассчитывается по формуле:
, где:
Дпм - доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (%);
Кп - количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
Ко - общее количество подконтрольных (поднадзорных) субъектов.
6.4. Организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, осуществляются ответственными исполнителями на основании соответствующего плана-графика, ежегодно разрабатываемого и утверждаемого руководителем службы.
6.5. Мониторинг оценки уровня развития программы, а также эффективности и результативности профилактических мероприятий включает в себя: оценку достижения показателей эффективности и результативности профилактических мероприятий, определенных на очередной календарный период.
6.6. Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также Программа размещаются в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте службы: https://zhilnadzor.astrobl.ru.
6.7. Служба до 1 марта 2022 года готовит доклад об итогах осуществления государственного надзора, в том числе о проведении профилактических мероприятий и в установленном порядке размещает его в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте службы.
Доклад об итогах профилактической работы должен включать в себя результаты мониторинга и оценки уровня развития Программы и оценку эффективности и результативности профилактических мероприятий, предусмотренных Программой.
Приложение
к Программе профилактики нарушений
обязательных требований при осуществлении
регионального государственного жилищного надзора
и лицензионного контроля предпринимательской
деятельности по управлению многоквартирными
домами Астраханской области на 2021 год
и плановый период 2022-2023 гг., утвержденной
приказом службы жилищного надзора
Астраханской области от 23 марта 2021 г. N 033-О
План
по профилактике нарушений обязательных и лицензионных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Астраханской области
N п/п |
Наименование мероприятия |
Периодичность проведения |
Ответственные исполнители |
Ожидаемые результаты проводимого мероприятия |
1 |
Размещение на официальном сайте службы жилищного надзора Астраханской области в сети "Интернет" (далее - официальный сайт) перечней и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные и лицензионные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) |
По мере внесения в нормативные правовые акты в области жилищных и лицензионных отношений |
Должностные лица сектора организационного обеспечения службы жилищного надзора Астраханской области |
Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о соблюдении обязательных и лицензионных требований, установленных нормативными правовыми актами |
2 |
Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных и лицензионных требований |
На регулярной основе в течение 2021 года |
Заместитель руководителя службы жилищного надзора Астраханской области |
Снижение количества нарушений обязательных и лицензионных требований подконтрольными субъектами |
3 |
Обобщение и анализ практики осуществления регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Астраханской области: - размещение на официальном сайте службы статистики о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных и лицензионных требований, общее количество случаев привлечения к административной ответственности с указанием по видам основных правонарушений |
Не реже 1 раза в год |
Заместитель руководителя службы жилищного надзора Астраханской области Должностные лица сектора организационного обеспечения службы жилищного надзора Астраханской области |
Повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности службы. Снижение количества нарушений обязательных и лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
4 |
Размещение на официальном сайте открытых данных в области жилищных отношений. |
В установленные сроки (ежеквартально, 1 раз в полгода, ежегодно в соответствии с формами) |
Должностные лица сектора организационного обеспечения службы жилищного надзора Астраханской области |
Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
5 |
Внесение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушения обязательных и лицензионных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
При наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований |
Должностные лица структурных подразделений службы жилищного надзора Астраханской области, уполномоченные на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля |
Пресечение и предупреждение нарушения обязательных и лицензионных требований. Снижение количества нарушений обязательных и лицензионных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
6 |
Внесение информации о проводимых проверках и их результатах в АИС "Единый реестр проверок" |
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок" |
Должностные лица структурных подразделений службы жилищного надзора Астраханской области, уполномоченные на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля |
Повышения уровня проводимых профилактических мероприятий |
7 |
Подготовка доклада об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Астраханской области в 2021 году |
До 01.03.2022 01.03.2023 |
Заместитель руководителя службы жилищного надзора Астраханской области |
Повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Службы жилищного надзора Астраханской области от 23 марта 2021 г. N 033-О "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг."
Вступает в силу с 23 марта 2021 г.
Текст приказа опубликован не был