Решение Калининградского областного суда от 19 марта 2021 г. N 3а-105/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску М.Б.В. к Правительству Калининградской области, Управлению Росреестра по Калининградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, установил:
М.Б.В. обратился в суд 18 февраля 2021 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 10 000 кв. м, из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование - склады, расположенный по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Калининградской области N 788 от 22 ноября 2019 года кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 4 939 900 руб., соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29 января 2020 года.
По утверждению административного истца, установленная кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке от 15 февраля 2021 года N 037-02/21 оценщика ООО "Д." Ш.М.А. по состоянию на ту же дату составляет - 2 450 000 руб.
Такое значительное несоответствие между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, как указывает М.Б.В., свидетельствует о нарушении его права на взимание земельного налога в экономически обоснованном размере.
В судебном заседании представитель административного истца - Т.А.Г. административные исковые требования поддержала, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представители административных ответчиков - Правительства Калининградской области и Управления Росреестра по Калининградской области, а также заинтересованных лиц - администрации муниципального образования "Гурьевский городской округ" и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области - в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания или о приобщении доказательств, не представили.
Управление Росреестра по Калининградской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области подали ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, Управление Росреестра по Калининградской области указало об отсутствии возражений против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, полагало принятие решения на усмотрение суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит указанный земельный участок с 11 июня 2020 года (л.д. 7-10).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на 1 января 2019 года постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года N 788 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Калининградской области" в размере 4 939 900 руб.
29 января 2020 года соответствующие сведения внесены в ЕГРН (л.д. 11).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Административный истец, являясь собственником земельного участка, согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ признается плательщиком земельного налога в отношении данных участков. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ.
В силу пункта 1.1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года N 788 для целей налогообложения установленная по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость применяется с 1 января 2020 года.
Таким образом, существенное несоответствие между кадастровой стоимостью указанного земельного участка и его рыночной стоимостью влечёт за собой определение налоговой базы по земельному налогу в экономически необоснованном размере, в связи с чем у М.Б.В. имеется законное право требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Поскольку очередная государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области проведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Установленный частью 3 статьи 245 КАС РФ срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не пропущен.
В обоснование требований административный истец представил отчёт об оценке от 15 февраля 2021 года N 037-02/21 оценщика ООО "Д." Ш.М.А., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 2 450 000 руб.
Из содержания отчета об оценке следует, что оценщиком применен сравнительный подход, невозможность применения иных подходов (затратного и доходного) экспертом мотивирована, обоснованность их неприменения сомнений не вызывает.
При определении стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода оценщиком использована ценовая информация о 4 объектах-аналогах, которые имеют сходный вид разрешенного использования и сопоставимы по иным характеристикам.
Так, при оценке участка с кадастровым номером N, разрешенное использование - склады, расположенного в пос. Малое Лесное Гурьевского района Калининградской области, отобраны 4 объекта-аналога из состава земель населенных пунктов, предназначенные для строительства производственно-складской базы, для размещения складских помещений, для размещения строительства промышленно-производственной базы с административными и складскими помещениями, для проектирования и строительства торгово-промышленной базы, также расположенные в Гурьевском районе Калининградской области.
Все объекты-аналоги предложены к продаже в августе-октябре 2018 года, в связи с чем корректировка на дату экспозиции не требуется.
Площадь оцениваемого участка и объектов-аналогов сопоставимы (соответственно 10 000 кв. м и 10 000 кв. м (3 объекта-аналога) и 12 370 кв. м (1 объект-аналог), вследствие чего проведение корректировки на площадь также не требуется.
Оценщиком применены корректировки на объем передаваемых прав (с учетом принадлежности одного из объектов-аналогов на праве аренды), а также на торг и на местоположение (учитывая возможность свободного подъезда к участкам-аналогам и затруднительности проезда к оцениваемому участку).
Применение или отказ от применения корректировок оценщиком обоснованы.
Оценщик Ш.М.А. отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Так, Ш.М.А. имеет свидетельство на право осуществлять оценочную деятельность на территории Российской Федерации, является действительным членом саморегулируемой организации оценщиков, право осуществлять оценочную деятельность по направлению "Оценка недвижимости" подтверждено квалификационным аттестатом от 26 марта 2018 года N 007028-1, выданным на срок до 26 марта 2021 года, ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована на период с 9 февраля 2021 года по 8 февраля 2022 года в установленном порядке.
Оснований для признания данного отчета об оценке недопустимым доказательством не имеется.
В силу ч. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
В ходе производства по административному делу, в частности в определении судьи от 20 февраля 2021 года о принятии административного искового заявления и в судебных извещениях от 24 февраля 2021 года, было разъяснено административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы либо представить имеющиеся у них доказательства в обоснование своих возражений в случае несогласия с заявленными требованиями.
Однако Управление Росреестра по Калининградской области, Правительство Калининградской области, администрация муниципального образования "Гурьевский городской округ", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области в установленном процессуальным законом порядке не поставили под сомнение достоверность упомянутого отчета об оценке и не указали обстоятельств, которые действительно могут свидетельствовать о неясности, противоречивости или необоснованности отчета об оценке.
Таким образом, представленные административным истцом доказательства не опровергнуты ответчиками и заинтересованными лицами и свидетельствуют о том, что установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление М.Б.В., поданное в суд 18 февраля 2021 года, - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - склады, площадью 10 000 кв. м, расположенный в п. Малое Лесное Гурьевского района, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года - 2 450 000 руб.
Настоящее решение после его вступления в законную силу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, установленной в размере его рыночной стоимости, в качестве новой кадастровой стоимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 19 марта 2021 г. N 3а-105/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании