Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 10 Рабочий аппарат уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Более 20 лет с момента принятия Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Аппарат функционирует в качестве основного инструмента по решению поставленных перед Уполномоченным сложных и разноплановых задач по обеспечению гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Именно Аппарат с его нацеленностью на оказание практической помощи людям, попавшим в непростую жизненную ситуацию, содействия им в восстановлении нарушенных прав призван быть тем органом, от которого непосредственно зависит эффективность и качество работы Уполномоченного.
В 2020 году, как и все различные государственные и негосударственные органы, Уполномоченный и Аппарат столкнулись с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), бросившей вызов основополагающим правам человека. В условиях пандемии карантинные меры внесли существенные коррективы и в правозащитную деятельность, ориентируя ее преимущественно на дистанционный формат работы с заявителями.
За год с момента открытия Дома прав человека в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в работе с гражданами эффективно проявили себя новейшие информационные технологии. Активно используется ситуационный центр, который позволяет общаться Уполномоченному и сотрудникам Аппарата с заявителями, региональными уполномоченными по правам человека, представителями органов власти посредством видео-конференц-связи. Через "сердце здания" - приемную граждан, оборудованную по последнему слову техники, со своей бедой прошли уже сотни граждан.
Уполномоченным и сотрудниками Аппарата, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, лично принято в 2020 году более 3800 человек*(648).
Необходимо отметить, что, несмотря на преимущественно дистанционный формат работы, организация деятельности Аппарата в период пандемии была выстроена эффективно, с использованием инновационных технологий, и не приостанавливалась ни на один день, отличалась своей интенсивностью и результативностью.
Особое значение в этот сложный для всех период приобрели новые формы и методы работы. Новые форматы горячих линий, онлайн-связи со всеми регионами практически в круглосуточном режиме позволили вывести на новый уровень работу государственного правозащитного механизма России в непростых условиях противодействия распространению COVID-19 и помочь защитить свои права тысячам граждан.
Создан специальный чат Аппарата, где срочные жалобы рассматривались удаленно в течение суток и по электронной почте направлялись в компетентные органы для принятия необходимых мер*(649). Практически все мероприятия были переведены в режим онлайн, в том числе личные приемы граждан перешли в новый формат работы - по видеосвязи.
Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, продолжилась практика выездных проверок по жалобам, поступившим в адрес Уполномоченного. За год сотрудники Аппарата выезжали 17 раз в служебные командировки, из них 2 рабочие поездки были совершены за пределы Российской Федерации.
В прошедшем году силами Аппарата обеспечено в общей сложности более 50 мероприятий, в их числе: 3 заседания Экспертного совета при Уполномоченном, 3 заседания Совета уполномоченных по правам человека, заседание всероссийского Координационного совета уполномоченных по правам человека, IV Международная научно-практическая конференция "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", 2 заседания Евразийского Альянса Омбудсменов, научно-практическая конференция "Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции: теория и практика" и многие др.*(650)
На протяжении всего года служащими Аппарата осуществлялись разработка и сопровождение предложений по совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина. Так, в течение года служащие Аппарата приняли участие в 17 заседаниях комитетов Государственной Думы и Совета Федерации по актуальным вопросам совершенствования российского законодательства*(651).
Системная и последовательная работа по развитию форм и методов рассмотрения жалоб граждан, а также дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего деятельность Аппарата, позволят значительно улучшить его результативность.
Итогом большой работы в 2020 году стало издание 4 тематических докладов: "Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции"*(652), "Защита трудовых прав граждан в Российской Федерации"*(653), "Защита прав инвалидов в Российской Федерации"*(654), "Защита и соблюдение прав потерпевших в уголовном процессе"*(655).
В целях повышения эффективности деятельности Аппарата, а также оптимизации работы по рассмотрению обращений граждан в июне - августе 2020 года проведены организационно-штатные мероприятия. Новая структура Аппарата Уполномоченного включает в себя Секретариат Уполномоченного, 8 управлений, отдел внутреннего финансового аудита и 27 отделов в составе управлений и Секретариата.
В ходе реорганизации укреплены подразделения, которые непосредственно рассматривают обращения граждан. На основе учета накопленного опыта скорректированы их предметы и компетенция.
Основной задачей Управления защиты политических и экономических прав является рассмотрение жалоб и обращений граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, нарушающие экономические, политические, экологические и жилищные права и свободы граждан.
Управление защиты социальных и культурных прав рассматривает обращения граждан по вопросам защиты прав женщин, семей, социальных гарантий военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, а также граждан, уволенных со службы, и членов их семей, защиты трудовых прав граждан, прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, на социальную помощь и пенсионное обеспечение, по вопросам защиты прав граждан в сфере образования и культуры.
Предметом деятельности Управления защиты прав человека в уголовном процессе является рассмотрение жалоб и обращений граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц дознания, предварительного следствия и суда в уголовном судопроизводстве, органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, судебных экспертов, нарушающие права и свободы.
Управление защиты прав человека в административном процессе и в местах принудительного содержания объединило функции по рассмотрению жалоб и обращений граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, рассматривающих и разрешающих административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и публичных правоотношений, исполняющих уголовное наказание, обеспечивающих содержание лиц в местах временного принудительного содержания.
Управление международного сотрудничества выполняет задачи по обеспечению международной деятельности Уполномоченного, оказывает содействие в защите прав российских граждан и соотечественников за рубежом и занимается миграционными делами, относящимися к его компетенции. Оно организует сотрудничество с международными межправительственными организациями, с зарубежными национальными учреждениями защиты прав человека и их ассоциациями.
В ряде структурных подразделений созданы аналитические отделы, которые занимаются сбором, накоплением и анализом информации о ситуации в соответствующей области защиты прав и свобод граждан, подготовкой справочных материалов, заключений, содержащих рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления прав граждан, и призваны повысить качество работы по совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина, а также подготовки ежегодных и тематических докладов Уполномоченного.
В новой модели организационной структуры Аппарата оптимизирован блок обеспечивающих подразделений.
Создано Организационно-аналитическое управление, основными направлениями деятельности которого стали подготовка совместно с иными структурными подразделениями Аппарата Уполномоченного ежегодных и тематических докладов Уполномоченного, его публичных выступлений, выработка на основе анализа предложений по определению основных путей повышения эффективности правозащитной деятельности, правовое просвещение по вопросам человека, форм и методов их защиты, организационное обеспечение взаимодействия Уполномоченного с другими органами публичной власти, с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, институтами гражданского общества.
Управление делопроизводства и личного приема граждан занимается вопросами документационного обеспечения деятельности Уполномоченного и Аппарата, организацией личного приема граждан Уполномоченным, руководством Аппарата и руководителями структурных подразделений Аппарата; подготовкой и оформлением поручений Уполномоченного и руководителя Аппарата по обращениям и документам, поступающим в адрес Уполномоченного; осуществляет контроль за сроками рассмотрения жалоб граждан и иных обращений граждан и организаций; ведет архивный фонд Уполномоченного.
Практически остался неизменным функционал ранее созданного Управления обеспечения деятельности - организация и осуществление материально-технического информационно-коммуникационного обеспечения, планирование финансовых ресурсов на содержание рабочего аппарата, а также организация эксплуатации и содержания здания Уполномоченного.
Отдел внутреннего финансового аудита занимается организацией и осуществлением внутреннего финансового аудита в отношении бюджетных процедур и/или составляющих эти процедуры операций.
Переезд в новое здание позволил создать комфортные условия для специалистов, посвятивших себя делу защиты прав и свобод человека и гражданина, и поднять на новый уровень качество государственной защиты граждан.
Совершенствуется и созданная в Доме прав человека доступная среда для людей с ограниченными возможностями. Так, в 2020 году находящаяся в Доме прав человека библиотека была укомплектована специальными столами с подъемным механизмом для людей с ограниченными возможностями.
Для повышения гарантий социальных и трудовых прав служащих в Аппарате функционирует профсоюзная организация, членами которой в 2020 году являлись 47 человек.
В условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) осуществлялась работа по охране прав сотрудников Аппарата. Уполномоченным было переведено на удаленную работу 50% сотрудников Аппарата. Для остальных сотрудников были установлены гибкий график и дежурства. Кроме того, для сотрудников в постоянном режиме было организовано тестирование по выявлению коронавирусной инфекции. Данные превентивные меры позволили замедлить распространение коронавирусной инфекции в Аппарате.
В настоящее время 99% служащих и работников Аппарата имеют высшее образование. Из них 2 являются докторами наук, 19 - кандидатами наук.
Стаж работы от 5 до 10 лет имеют 35 гражданских служащих, от 10 до 15 лет - 25 гражданских служащих, свыше 15 лет - 112 гражданских служащих.
В 2020 году 57 служащих Аппарата прошли дополнительное профессиональное обучение (повышение квалификации) по различным программам в ведущих вузах страны.
Кроме того, более активно развивается практика повышения квалификации при сотрудничестве с Научно-образовательным центром по правам человека на базе МГЮА имени О.Е. Кутафина (НОЦ). Так, в 2020 году прошли дополнительное профессиональное обучение 26 гражданских служащих Аппарата по актуальным темам: "Международные механизмы защиты прав человека", "Защита прав пожилых граждан в Российской Федерации" и др. Данное обучение осуществлялось также и в дистанционном формате, чему способствовал высокий уровень технического оснащения здания Уполномоченного.
Деятельность Аппарата получает заслуженное признание. В 2020 году объявлена благодарность Президента Российской Федерации 10 гражданским служащим Аппарата, один служащий отмечен Почетной грамотой Президента Российской Федерации. Кроме того, указом Президента Российской Федерации присвоены классные чины 3 служащим Аппарата Уполномоченного.
Почетной грамотой Уполномоченного отмечены 16 гражданских служащих Аппарата, объявлена благодарность Уполномоченного 11 гражданским служащим Аппарата, и 3 гражданских служащих награждены памятным знаком Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Несмотря на существенные результаты и положительные изменения в работе Аппарата, остается ряд проблем, требующих скорейшего разрешения.
Так, например, приходится констатировать, что действующая в настоящее время в Аппарате база электронного документооборота морально устарела и требует скорейшей модернизации.
Поэтому одной из важнейших задач, поставленных Уполномоченным перед руководством Аппарата, являлась организация работ по переходу на современную систему электронного документооборота (СЭД), которая в настоящее время активно ведется. Внедрение такой системы позволит полностью автоматизировать все основные процессы, связанные с обработкой входящей и исходящей корреспонденции, подготовкой служебных документов и контролем за документооборотом. В 2021 году появится возможность использования усиленной квалифицированной электронной подписи для обмена документами с другими государственными органами посредством Межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
Кроме того, совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, по поручению Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина в рамках национального проекта "Цифровая экономика" ведется проработка вопроса о создании цифрового профиля региональных уполномоченных (Государственной информационной системы уполномоченных по правам человека (ГИС "УПЧ")), необходимость в котором назрела давно. Создание данного профиля позволит не только видеть все обращения к уполномоченным по правам человека, собирать аналитику, но и оперативно и эффективно осуществлять возложенные на них полномочия по защите прав и свобод граждан.
С учетом обращений уполномоченных субъектов Российской Федерации в 2020 году было зарегистрировано и обработано более 250 тыс. обращений. Используемая в настоящее время для регистрации обращений и внутренних документов автоматизированная информационная система содержит более 2,7 млн записей. Базы данных аппаратов уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации насчитывают более 8 млн записей в электронном виде. В бумажном виде в аппаратах уполномоченных и государственных архивах хранится около 50 млн единиц информации. Все обращения граждан поступают по различным каналам связи и требуют значительного времени на их обработку и существенных ресурсов на их хранение.
Значительным событием в 2020 году в части совершенствования инструментов управления и подготовки к цифровой трансформации стала разработка в рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина Концепции создания Государственной информационной системы "Уполномоченный по правам человека". В соответствии с ней она будет представлять единую информационную экосистему, которая объединит в себе прикладные системы федерального и региональных уполномоченных, государственные архивы, банки данных, внешние информационные системы и ресурсы, социальные сети, инструменты для эксплуатации и технической поддержки информационно-коммуникационной инфраструктуры, средства обработки и анализа больших массивов данных, системы поддержки принятия решений.
Основополагающий принцип Концепции ГИС "УПЧ" заключается в обозначении подходов, мероприятий и показателей в рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". В части основных направлений технологического развития ГИС "УПЧ" предусматривается возможность использования облачных технологий и обработки больших объемов данных (так называемые big data), а также применение искусственного интеллекта в системах анализа данных и поддержки принятия решений.
Что касается управления хранением больших массивов данных - предполагается использование создаваемой государственной единой облачной платформы (ГЕОП) и возможности перевода в ее формат части имеющихся данных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну и персональные данные. Это позволит снизить затраты на имеющуюся ИТ-инфраструктуру и повысит эффективность работы с обращениями граждан.
В целях повышения эффективности рассмотрения обращений граждан и восстановления их нарушенных прав остается актуальной задача совершенствования законодательного регулирования статуса Аппарата и его служащих, о чем неоднократно говорилось в предыдущих ежегодных докладах Уполномоченного. К сожалению, данная проблема до сих пор не разрешена. Вместе с тем она не только не потеряла своей актуальности, но и, напротив, приобрела еще большую остроту и востребованность. Оптимизация регулирования статуса Аппарата и его служащих позволит расширить и приобрести новые формы и методы работы по защите прав и свобод граждан.
Рекомендации и предложения
На основании анализа изложенных в докладе проблем Уполномоченный предлагает органам государственной власти рассмотреть возможность осуществления ряда мер в целях повышения гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
- провести совместно с Уполномоченным круглый стол на тему "Соблюдение прав человека в условиях развития цифровых технологий" (параграф 2.7. Права человека в условиях развития информационных технологий);
- провести совместно с Минюстом России, Минтрудом России и Уполномоченным расширенное совещание на тему "Ресоциализация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы" (параграф 5.3. Ресоциализация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы).
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
- провести совместно с Уполномоченным круглый стол о совершенствовании уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в период возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний (глава 6. Защита прав человека в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19);
ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:
- N 1098757-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о предоставлении права на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы) (параграф 3.1. Трудовые права);
- N 1098759-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о дополнительных гарантиях отдельным категориям работников, имеющих несовершеннолетних детей) (параграф 3.1. Трудовые права);
- N 987162-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части обеспечения доступа супруга (супруги), близких родственников и иных членов семьи либо иных лиц с письменного согласия пациента или его законного представителя к информации о состоянии здоровья пациента, включая медицинскую документацию, в том числе после смерти пациента" (параграф 3.4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь);
- N 812687-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части совершенствования порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) (параграф 3.4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь);
- N 1078996-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в части закрепления возможности законного представителя во внесудебном порядке отозвать поданное заявление о несогласии на выезд за рубеж несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации) (параграф 3.6. Право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства);
- N 922421-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране озера Байкал" (по вопросу перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в земли населенных пунктов в связи с установлением границ лесных поселков в пределах фактически занятой такими поселками территории) (параграф 3.7. Право на благоприятную окружающую среду и право на землю);
- 1112019-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка" (параграф 4.2. Защита прав обвиняемых);
- N 587542-7 "О внесении изменения в статью 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (о запрете использовать в залах судебных заседаний в ходе производства по уголовному делу защитных кабин для помещения в них подозреваемых, обвиняемых, подсудимых) (параграф 5.4. Защита прав человека в местах кратковременного принудительного содержания граждан).
Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:
- об ускорении разработки и принятия нормативных правовых актов в целях реализации Федерального закона от 24 февраля 2021 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" (параграф 2.2. Право на гражданство Российской Федерации и защита прав мигрантов);
- о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 635-р с целью расширения круга лиц, на которых не распространяются временные ограничения въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (параграф 2.2. Право на гражданство Российской Федерации и защита прав мигрантов);
- о разработке и внесении в Государственную Думу проекта федерального закона, направленного на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2020 г. N 47-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в связи с жалобой местной религиозной организации Община Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери" (параграф 2.3. Свобода совести и вероисповедания);
- об ускорении работы по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования вопросов электронного правосудия) (параграф 2.7. Права человека в условиях развития информационных технологий);
- о создании на базе информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" единой цифровой платформы, обеспечивающей оказание государственных услуг в области содействия занятости населения в электронной форме и формирование Единого реестра безработных граждан (параграф 3.1. Трудовые права);
- о законодательном закреплении обязанности работодателя по охране здоровья и организации своевременного выезда с места работы граждан, работающих вахтовым методом, в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением на территории Российской Федерации опасных заболеваний (параграф 3.1. Трудовые права);
- об установлении лицам, которые при выполнении трудовых обязанностей контактируют с больными COVID-19, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы, а также минимальной продолжительности этого отпуска и условий его предоставления (параграф 3.1. Трудовые права);
- о снижении федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе с 22 до 15% (параграф 3.2. Право на жилище);
- о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части совершенствования методики перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при временном отсутствии потребителя в жилом помещении в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения (параграф 3.2. Право на жилище);
- о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" в части исключения требования об учете имущественного положения данной категории граждан при постановке на жилищный учет (параграф 3.2. Право на жилище);
- о расширении перечня категорий граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории Российской Федерации при переселении с территории комплекса "Байконур", и поэтапном выделении бюджетного финансирования на эти цели (параграф 3.2. Право на жилище);
- об урегулировании организационно-правового статуса обсерваторов для изоляции и медицинского наблюдения за лицами, прибывшими из эпидемически неблагополучной территории, а также закрепление правового статуса лиц, пребывающих в обсерваторах (параграф 3.4. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь);
- о предоставлении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отцам, одиноко воспитывающим детей, матери которых, будучи иностранными гражданами, умерли либо лишены родительских прав (параграф 3.6. Право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства);
- о подготовке изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части возможности допроса потерпевшего и свидетеля путем использования систем видео-конференц-связи (параграф 4.1. Общие вопросы соблюдения и защиты прав человека в уголовном процессе);
- о разработке проектов федеральных законов о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реформирования стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе (параграф 4.1. Общие вопросы соблюдения и защиты прав человека в уголовном процессе);
- о расширении использования видео-конференц-связи в учреждениях УИС (параграф 5.2. Защита прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы);
- о дополнительных мерах по обеспечению прав заключенных и осужденных в период возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением на территории Российской Федерации опасных заболеваний, в части: увеличения нормы по количеству телефонных звонков; использования электронной почты для подачи ходатайств и заявлений в судебные органы; пользования базами электронных документов, необходимыми для защиты своих прав в судах; организации видео-конференц-связи с судами и родственниками в каждом учреждении уголовно-исполнительной системы (параграф 5.2. Защита прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы);
- о разработке проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 81 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", регламентирующего порядок освобождения осужденного от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы в связи с тяжелой болезнью (параграф 5.2. Защита прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы);
- о внесении изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" в части включения в перечень лиц, которым оказывается бесплатная юридическая помощь, граждан, освободившихся из мест лишения свободы (параграф 5.3. Ресоциализация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
- об увеличении размера единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы (параграф 5.3. Ресоциализация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
- о включении уполномоченных по правам человека в число участников государственной системы бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (параграф 7.2. Правовое просвещение);
- об инициативной подготовке Конвенции Совета Европы о механизмах международного и межгосударственного сотрудничества в вопросах соблюдения и защиты прав и свобод человека в условиях пандемии и в других чрезвычайных ситуациях, вызванных распространением опасных инфекционных заболеваний (параграф 8.1. Международный компонент защиты прав человека);
- о закреплении в положениях федеральных органов исполнительной власти, определяющих порядок рассмотрения обращений, сроков рассмотрения запросов и заключений Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в соответствии с положениями статей 34 и 35 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (параграф 9.1. Взаимодействие с государственными органами);
при разработке нового КоАП рассмотреть вопросы:
- о закреплении права уполномоченных по правам человека обжаловать вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях (параграф 5.1. Защита прав человека при производстве по делам об административных правонарушениях);
- о распространении возможности направления в суд жалобы в форме электронного документа на постановление по делу об административном правонарушении независимо от способа фиксации такого правонарушения (параграф 5.1. Защита прав человека при производстве по делам об административных правонарушениях);
- об установлении правила, что административный арест не может применяться к одиноком отцам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (параграф 5.1. Защита прав человека при производстве по делам об административных правонарушениях);
- об установлении административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации (параграф 9.2. Партнерство с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации);
завершить работу по подготовке проектов федеральных законов:
- "О внесении изменений в статью 1274 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" в целях приведения законодательства в соответствие с положениями Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (параграф 3.5. Право на образование и право на доступ к культурным ценностям);
- "О внесении изменений в статью 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых", предусматривающего обязательное использование переносных видеорегистраторов либо иных аудиовизуальных средств фиксации сотрудниками уголовно-исполнительной системы (параграф 5.2. Защита прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы);
- "О системе пробации в Российской Федерации" (параграф 5.3. Ресоциализация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы).
Федеральной службе государственной статистики:
- совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации рассмотреть вопрос об организации в Российской Федерации периодических виктимологических обследований на основе репрезентативной выборочной совокупности домашних хозяйств в части учета пострадавших от нарушений прав в семье, не содержащих признаков преступления (параграф 3.6. Право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- осуществлять мониторинг соблюдения избирательных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и принимать меры по исключению практики размещения избирательных участков на вторых этажах и выше в зданиях, не оборудованных лифтами (параграф 2.1. Право избирать и быть избранным, право на участие в Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации);
- рассмотреть вопрос о включении уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в состав региональных оперативных штабов по борьбе с новой коронавирусной инфекцией (параграф 9.2. Партнерство с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации);
- рассмотреть вопрос о закреплении в региональном законодательстве дополнительных гарантий права на обращение в органы публичной власти в условиях цифровизации общества (параграф 2.4. Право на обращение в органы публичной власти);
- продолжить совершенствование регионального законодательства в части исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2020 г. N 27-П и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2019 г. N 33-П об устранении необоснованных ограничений мест проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований (параграф 2.5. Право на проведение публичных мероприятий и участие в них);
- расширить применение успешно апробированной в отдельных субъектах Российской Федерации (Ленинградская область, Кировская область) практики по выплате компенсации семьям, которые не были обеспечены местом в дошкольной образовательной организации рядом с домом (параграф 3.5. Право на образование и право на доступ к культурным ценностям);
- использовать опыт субъектов Российской Федерации (Краснодарский край, город Москва, Московская область) по созданию кризисных центров и учреждений по оказанию помощи жертвам конфликтов в семье (параграф 4.3. Защита прав потерпевших);
- рассмотреть возможность принятия законов субъектов Российской Федерации о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы (по опыту Республики Татарстан, Чувашской Республики, Республики Башкортостан, Алтайского края, Воронежской, Кировской, Омской, Оренбургской, Тюменской, Ульяновской областей) (параграф 5.3. Ресоциализация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
- рассмотреть возможность принятия мер экономического стимулирования работодателей, трудоустраивающих граждан, освободившихся из мест лишения свободы (по опыту Республики Карелия, Саха (Якутия), Камчатского и Краснодарского краев, Курской, Липецкой, Омской, Оренбургской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Томской областей и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) (параграф 5.3. Ресоциализация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
- рассмотреть возможность принятия государственных программ субъектов Российской Федерации по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предусмотрев ее финансовое обеспечение (по опыту Республики Дагестан, Республике Татарстан, Чувашской Республики, Алтайского и Красноярского краев, Орловской и Тюменской областей) (параграф 5.3. Ресоциализация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
- использовать опыт Красноярского края по принятию программ увеличения количества центров социальной адаптации для лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (параграф 5.3. Ресоциализация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы);
- продолжить работу по укреплению правового статуса уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, включая приведение законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", а также принятию мер по увеличению штатной численности аппаратов уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (параграф 9.2. Партнерство с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации).
Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации:
- осуществлять мониторинг доступности избирательных участков для инвалидов в единый день голосования (параграф 2.1. Право избирать и быть избранным, право на участие в Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации);
- провести мониторинг применения Федерального закона от 8 декабря 2020 г. N 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях" (параграф 3.1. Трудовые права);
- расширить практику повышения квалификации, в том числе работников своих аппаратов в рамках образовательных программ, реализуемых Научно-образовательным центром по правам человека федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)" (параграф 9.2. Партнерство с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.