В целях выработки единого подхода к разработке планов комплексного развития муниципальных образований Забайкальского края приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке, корректировке, мониторингу и контролю реализации планов комплексного развития муниципальных образований Забайкальского края (прилагаются).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края руководствоваться методическими рекомендациями при разработке, корректировке, мониторинге и контроле реализации планов комплексного развития муниципальных образований Забайкальского края.
Руководитель |
П.В. Волжин |
Утверждены
приказом Департамента по развитию
муниципальных образований
Забайкальского края
от 5 апреля 2021 года N 16-ОД
Методические рекомендации по разработке, корректировке, мониторингу и контролю реализации планов комплексного развития муниципальных образований Забайкальского края
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке, корректировке мониторингу и контролю реализации планов комплексного развития муниципальных образований Забайкальского края (далее - Методика) разработаны с целью создания единого подхода к разработке и реализации планов комплексного развития муниципальных образований Забайкальского края (далее - муниципальное образование).
Методика раскрывает основные положения и содержание унифицированной модели плана комплексного развития муниципального образования.
План комплексного развития муниципального образования является частью системы документов стратегического планирования Забайкальского края в целом и каждого конкретного муниципального образования Забайкальского края в отдельности и разрабатывается с учетом приоритетов комплексного развития, определенных Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года N 586 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 г.", Закона Забайкальского края от 20 ноября 2015 г. N 1253-ЗЗK "О стратегическом планировании в Забайкальском крае", а также стратегиями социально-экономического развития муниципальных образований.
1.2. Настоящий документ определяет цели, задачи, структуру, а также алгоритм действий по разработке, утверждению, мониторингу исполнения, контролю реализации и корректировки Плана комплексного развития муниципальных образований Забайкальского края.
1.4. В настоящей Методике используются следующие основные понятия:
1.4.1. план комплексного развития - документ, определяющий перспективные направления в развитии экономики и связывающий их реализацию с решением социальных, инфраструктурных, экологических и других задач, разрабатываемый и согласовываемый региональными и муниципальными органами власти;
1.4.2. участники процесса планирования - представители муниципальных образований;
1.4.3. согласование Плана - совместная деятельность органов региональной и муниципальной власти по отбору взаимоувязанных мероприятий и определению источников их финансирования;
1.4.4. корректировка Плана - изменение Плана без изменения периода, на который разрабатывался этот документ;
1.4.5. мониторинг и контроль реализации Плана - деятельность по комплексной оценке хода и итогов реализации мероприятий.
1.5. План комплексного развития разрабатывается в целях:
1.5.1. определения точек роста экономики муниципального образования, основанных на имеющихся конкурентных преимуществах и потенциале муниципального образования, обеспечивающих качественное изменение уровня жизни населения;
1.5.2. формирования комплекса взаимосвязанных мероприятий и источников их финансирования для реализации имеющихся конкурентных преимуществ;
1.5.3. стимулирования общественных инициатив к разработке планов по благоустройству территорий, проектов, направленных по повышение комфортности среды проживания.
1.6. В процессе разработки Плана на уровне муниципальных образований решаются следующие задачи:
1.6.1. определение уникальности и перспективного образа будущего муниципального образования;
1.6.2. определение перспективных направлений социально-экономического развития, обеспечивающих достижение образа будущего;
1.6.3. формирование комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение перспективного образа будущего муниципального образования.
1.6.4. определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития муниципального образования.
1.7. Реализация мероприятий Плана может включать использование источников финансирования. предусмотренных в федеральных, национальных программах, в государственных программах Забайкальского края, муниципальных программах в различных комбинациях.
2. Организационно-подготовительный этап
2.1. Решение о разработке Плана принимается главой муниципального образования. Решением закрепляется состав муниципальной рабочей группы (далее - Муниципальная группа) по разработке Плана, назначается её руководитель, который является ответственным за разработку, представление и согласование Плана в органах исполнительной власти Забайкальского края (Приложение N 1).
2.2. После принятия решения о разработке Плана, Муниципальная группа организует общественное обсуждение уникальности муниципального образования, образе будущего, основанном на уникальности, наиболее перспективных направлений развития муниципального образования в среднесрочной перспективе. Обсуждение может быть организовано в формате работы проектных площадок с привлечением представителей общественных организаций, представителей муниципальных образований, бизнес-сообщества, средств массовой информации (далее - СМИ) (Приложение N 2), а также с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.
2.3. Количество проектных площадок определяется на общем собрании Муниципальной группы в соответствии с планируемыми основными направлениями комплексного развития муниципального образования и закрепляется протоколом общего собрания Муниципальной группы.
2.4. Состав постоянных участников проектной площадки определяется руководителем проектной площадки и фиксируется в протоколе заседаний проектной площадки.
2.5. Основная форма работы проектной площадки - очные и заочные обсуждения, концентрирующиеся вокруг имеющегося потенциала развития территории, её уникальности, инвестиционных проектов, обеспечивающих возможности "прорывного" развития муниципального образования.
2.6. Результаты обсуждений оформляются протоколом, подписываемым руководителем проектной площадки. Оформленные материалы, выработанные на площадке, обязательны к рассмотрению при подготовке проекта Плана.
3. Разработка плана комплексного развития муниципального образования Забайкальского края
3.1. План должен содержать:
3.1.1. описание уникальности муниципального образования, его конкурентные преимущества;
3.1.2. описание перспективного образа муниципального образования в среднесрочной перспективе с выделением точек роста и их экономическим обоснованием;
3.1.3. оценку имеющегося потенциала для достижения перспективного образа;
3.1.4. формулировку целей и задач комплексного развития, связанных с достижением образа будущего;
3.1.5. перечень мероприятий, по каждому направлению комплексного развития, необходимых для решения представленных задач с указанием параметров результативности их реализации;
3.1.6. описание бренда муниципального образования и перечень мероприятий по его продвижению;
3.1.7. мероприятия по межмуниципальному сотрудничеству в рамках ключевых направлений социально-экономического развития муниципального образования;
3.1.8. оценку финансовых и иных ресурсов, необходимых для реализации мероприятий Плана;
3.1.9. график реализации предложенных мероприятий (Приложение N 3).
3.2. Предложения по формированию образа будущего, бренда муниципального образования, перспективных направлений развития муниципального образования, выработанные участниками проектных площадок, респондентами, участниками интервью, представленные жителями муниципального образования, собираются и обобщаются членами муниципальной группы.
3.3. Обобщенный образ детализируется (конкретизируется) по сферам и направлениям развития.
3.4. По каждому из выбранных направлений формируются цели и задачи, определяются мероприятия для их решения.
3.5. Включенные в проект плана комплексного развития мероприятия должны содержать оценку финансовых и иных ресурсов, необходимых для их реализации.
3.6. Приоритеты в решении поставленных задач и реализации соответствующих мероприятий распределяются в зависимости от степени их связи с "точками роста" в экономике муниципального образования.
3.7. Подготовленный на уровне муниципального образования проект плана комплексного развития муниципального образования на электронном носителе с сопроводительным письмом на бумажном носителе главы муниципального образования направляется в Департамент по развитию муниципальных образований Забайкальского края (далее - Департамент).
4. Мониторинг и контроль реализации плана комплексного развития муниципального образования Забайкальского края
4.1. Мониторинг и контроль реализации Плана предполагает проведение комплексной оценки хода и итогов реализации мероприятий на уровне муниципальных образований Забайкальского края.
4.2. Основной целью мониторинга и контроля реализации Плана является выявление барьеров и проблемных зон в реализации мероприятий Плана и своевременное их устранение.
4.3. Основными задачами мониторинга и контроля являются:
4.3.1. сбор, систематизация и обобщение информации о ходе реализации мероприятий Плана:
4.3.2. выявление проблемных зон и ситуаций в реализации мероприятий Плана;
4.3.3. разработка предложений по устранению проблемных ситуаций
в реализации Плана;
4.3.4. оценка результативности и эффективности управленческих решений, принятых в процессе планирования и реализации мероприятий Плана на уровне муниципального образования;
4.3.5. оценка степени достижения перспективного образа муниципального образования на каждом этапе реализации Плана.
5. Корректировка плана комплексного развития муниципального образования Забайкальского края
5.1. Основаниями для корректировки Плана являются:
5.1.1. изменение требований федерального законодательства или законодательства Забайкальского края, регламентирующих порядок разработки и реализации мероприятий Плана, а также в части, затрагивающей положения Плана;
5.1.2. изменения порядков предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований, а также методик предоставления иных межбюджетных трансфертов;
5.1.3. уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных в целях реализации мероприятий Плана;
5.1.4. результаты мониторинга и контроля реализации мероприятий Плана;
5.2. Все изменения и корректировки мероприятий Плана проходят процедуру согласования в органах исполнительной власти Забайкальского края.
5.3. По результатам корректировки Департамент в установленном порядке согласовывает проект нормативного правового акта о внесении изменений в План.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям по
разработке, корректировке,
мониторингу и контролю реализации
планов комплексного развития
муниципальных образований
Забайкальского края
Методические рекомендации по организации деятельности муниципальной рабочей группы
1. В состав муниципальной рабочей группы (далее - муниципальной группы) рекомендуется включить:
1.1. представителей администрации муниципального образования, отвечающих за ключевые направления социального и экономического развития муниципального образования;
1.2. представителей общественных, научных, образовательных и иных организации, имеющих опыт проектной работы, планирования, инициативного бюджетирования.
2. Задачи муниципальной группы:
2.1. организация и координация работы "проектных площадок", проведение опросов, интервью представителей бизнеса и системообразующих предприятий муниципального района, сбор предложений от населения по вопросам уникальности муниципального образования и его перспективного образа, формирования бренда муниципального образования;
2.2. систематизация предложений поступивших от жителей, участников проектных площадок, респондентов, представителей бизнеса и системообразующих предприятий, расположенных на территории муниципального образования по вопросу уникальности и перспективного образа муниципального образования;
2.3. анализ имеющегося потенциала для достижения желаемого образа, продвижения бренда муниципального образования в среднесрочной перспективе (пять лет);
2.4. определение "точек роста" экономики муниципального образования, обеспечивающих мультипликативный рост индикаторов развития экономики;
2.5. формирование системы взаимосвязанных целей и задач комплексного развития муниципального образования в среднесрочной перспективе;
2.6. определение мероприятий, для реализации целей и задач, обоснование их необходимости с позиций создания условий для реализации инвестиционных проектов в "точках роста";
2.7. выработка предложений по использованию механизмов государственно-частного партнерства, иных инструментов привлечения инвестиций в целях комплексного развития муниципального образования на среднесрочный период для включения в проект плана комплексного развития муниципального образования.
3. Реализация представленных задач определяет этапы работы над Планом:
1 этап - организация работы "проектных площадок", проведение интервью, опросов, анкетирования с целью определения уникальности и формирования "видения" населением муниципального образования образа перспективного будущего;
2 этап - обработка, систематизация полученной информации; формирование обобщенного образа будущего муниципального образования;
3 этап - анализ имеющегося потенциала и предпосылок для реализации перспективного образа, обоснование возможностей его достижения в среднесрочной перспективе;
4 этап - определение "точек роста" экономики муниципального образования, подготовка инвестиционных предложений и проектов, обусловливающих значительный мультипликативный рост индикаторов экономического развития муниципального образования в среднесрочной перспективе;
5 этап - детализация образа по сферам и направлениям комплексного развития, определение взаимосвязанных целей и задач, подготовка предложений (проектов мероприятий) для их решения;
6 этап - подготовка презентации проекта Плана для согласования в органах исполнительной власти Забайкальского края;
7 этап - прохождение процедуры согласования и утверждения;
8 этап - реализация Плана.
4. Для решения поставленных задач рабочая группа вправе привлекать к работе руководителей (собственников) действующих на данной территории предприятий и организаций, представителей общественных, научных и иных организаций.
5. Муниципальная группа освещает в средствах массовой информации ход работы над Планом комплексного развития муниципального образования, результаты выполнения отдельных этапов работы.
6. Заседания муниципальной группы проводятся в соответствии с этапами работы над формированием плана комплексного развития муниципального образования. Результаты работы фиксируются в протоколах заседаний муниципальной группы. Копии протоколов направляются в Департамент по развитию муниципальных образований.
Приложение N 2
к методическим рекомендациям по
разработке, корректировке,
мониторингу и контролю реализации
планов комплексного развития
муниципальных образований
Забайкальского края
Методические рекомендации по организации работы проектных площадок, участвующих в разработке Плана комплексного развития муниципального образования
1. В целях привлечения общественности к обсуждению перспектив комплексного развития муниципальных образований на территории муниципального образования создаются проектные площадки.
2. Проектные площадки создаются по инициативе граждан, по инициативе администрации муниципального образования по направлениям комплексного развития муниципального образования, включающих: образование, здравоохранение, культуру, спорт, экономику (бизнес), экологию.
3. В число участников проектных площадок рекомендуется включить:
3.1. представителей общественности (региональных и федеральных отделений общественных организаций, расположенных на территории региона);
3.2. представителей предпринимательского сообщества, в том числе малого и среднего бизнеса;
3.3. представителей бюджетообразующих предприятий муниципальных образований;
3.4. представителей образования, здравоохранения, культуры, спорта;
3.5. представителей религиозных конфессий и национальных организаций;
3.6. лидеров общественного мнения района.
Количество проектных площадок по каждому направлению и количество направлений для создания проектных площадок неограниченно.
4. В число участников проектных площадок включаются:
4.1. руководитель проектной площадки - член рабочей группы по разработке плана комплексного развития муниципального образования на среднесрочную перспективу;
4.2. модератор - член профессионального сообщества соответствующего направлению комплексного развития муниципального образования, который вместе с руководителем предлагает повестку обсуждений, приглашает докладчиков (в случае необходимости) и ведет заседания;
4.3. члены проектной площадки - представители профессионального сообщества, соответствующего направлению комплексного развития, общественных объединений, организаций муниципального образования и другие участники.
5. Состав постоянных участников проектной площадки определяется руководителем проектной площадки и фиксируется в протоколе заседаний проектной площадки.
6. Основная форма работы проектной площадки - очные сессии (обсуждения). Формат таких обсуждений должен предоставлять всем участникам возможность высказываться свободно, но в рамках определенного регламента по времени и поставленных модератором вопросов.
7. Руководитель проектной площадки разъясняет основные этапы работы над планом комплексного развития муниципального образования, задачи, стоящие перед участниками проектной площадки, порядок работы площадки, формат ожидаемых результатов (определить уникальность территории, сформулировать образ муниципального образования, перспективные направления развития).
8. Модератор организует дискуссию по следующим вопросам определения сложившихся у членов проектной площадки представлений о территории и достигнутом уровне социально-экономического развития муниципального образования, желаемом образе будущего, миссии, перспективных направлений развития муниципального образования, направлениях и вариантах сотрудничества.
9. Результатом обсуждения должны стать:
9.1. картина распространённых представлений населения о территории (уникальности, самобытности), её будущем;
9.2. систематизация мнений, представлений о возможностях развития муниципального образования;
9.3. направления развития, получившие наибольший отклик у членов проектной площадки для последующего изучения;
9.4. направления межмуниципального сотрудничества;
9.5. целостный образ перспективного будущего муниципального образования.
Перспективный образ муниципального образования - основное содержание его развития, роль в социально-экономической системе края, предназначение территории (муниципального образования).
10. Результаты обсуждений на проектной площадке оформляются протоколом, подписываются руководителем проектной площадки.
Оформленные материалы, выработанные на площадке, передаются в рабочую группу для формирования пакета предложений и подготовки обоснованных вариантов комплексного развития муниципального образования.
Приложение N 3
к методическим рекомендациям по
разработке, корректировке,
мониторингу и контролю реализации
планов комплексного развития
муниципальных образований
Забайкальского края
Методические рекомендации по структуре Плана комплексного развития муниципального образования Забайкальского края
Рекомендуется следующая структура Плана:
Наименование основных разделов Плана:
1. Характеристика уникальности муниципального образования.
2. Образ перспективного будущего, бренд муниципального образования.
3. Оценка потенциала развития муниципального образования.
4. Цели и задачи комплексного развития муниципального образования.
5. Мероприятия комплексного развития муниципального образования:
5.1. Организационные мероприятия.
5.2. Мероприятия по формированию и продвижению бренда муниципального образования.
5.3. Экономическое развитие.
5.4. Развитие инфраструктуры:
5.4.1. Развитие транспортной инфраструктуры.
5.4.2. Развитие сферы ЖКХ, благоустройство.
5.5. Развитие социальной сферы:
5.5.1. Культура.
5.5.2. Спорт.
5.5.3. Здравоохранение.
5.5.4. Образование.
5.5.5. Социальное обеспечение.
6. Комплексное развитие сельских территорий.
7. Межмуниципальное сотрудничество.
Для разделов 5-6 рекомендуется табличная форма предоставления информации.
Раздел 5.1. Организационные мероприятия
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Сроки реализации, годы |
|
|
|
|
Раздел 5.2. Мероприятия по формированию и продвижению бренда муниципального образования
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Сроки реализации, годы |
Потребность в финансировании |
|
|
|
|
Всего, млн. руб. |
Источники |
Раздел 5.3. Экономическое развитие
N п/п |
Инициатор проекта |
Наименование, Цель проекта |
Срок реализации |
Потребность в финансировании |
Эффективность |
|||
Всего, млн, руб. |
Источники |
Экономическая |
Социальная |
Бюджетная |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5.4. Развитие инфраструктуры
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок реализации |
Потребность в финансировании |
Целевые показатели |
Примечания |
|||
Всего, млн, руб. |
Средства Федерального бюджета |
Средства Консолидированного бюджета Забайкальского края |
Внебюджетные источники |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5.5. Развитие социальной сферы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок реализации |
Потребность в финансировании |
Целевые показатели |
Примечания |
|||
Всего млн, руб. |
Средства Федерального бюджета |
Средства Консолидированного бюджета Забайкальского края |
Внебюджетные источники |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 6. Комплексное развитие сельских поселений
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок реализации |
Потребность в финансировании |
Целевые показатели |
Примечания |
|||
Всего, млн, руб. |
Средства Федерального бюджета |
Средства Консолидированного бюджета Забайкальского края |
Внебюджетные источники |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 7. Межмуниципальное сотрудничество.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок реализации |
Потребность в финансировании |
Муниципальные образования - партнёры |
Примечания |
|||
Всего, млн, руб. |
Средства Федерального бюджета |
Средства Консолидированного бюджета Забайкальского края |
Внебюджетные источники |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях выработки единого подхода в области планирования утверждены Методические рекомендации, определяющие цели, задачи, структуру, а также алгоритм действий по разработке, утверждению, мониторингу исполнения, контролю реализации и корректировки плана комплексного развития муниципальных образований Забайкальского края.
Приказ Департамента по развитию муниципальных образований Забайкальского края от 5 апреля 2021 г. N 16-ОД "Об утверждении методических рекомендации по разработке, корректировке, мониторингу и контролю реализации планов комплексного развития муниципальных образований Забайкальского края"
Вступает в силу с 6 апреля 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 5 апреля 2021 г.