Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.Г. Беспалова,
установил:
1. Гражданин В.Г. Беспалов оспаривает конституционность положений статьи 6 Закона Приморского края от 20 марта 1995 года N 2-КЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края", согласно которым депутаты Законодательного Собрания Приморского края (далее также - Законодательного Собрания) имеют право осуществлять депутатскую деятельность на постоянной основе в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи или совмещать участие в работе Законодательного Собрания с иной деятельностью (часть 1); председатель Законодательного Собрания, один из заместителей председателя Законодательного Собрания осуществляют депутатскую деятельность на постоянной основе; председатель комитета Законодательного Собрания, заместители председателя комитета Законодательного Собрания имеют право осуществлять депутатскую деятельность на постоянной основе (часть 2); право осуществлять депутатскую деятельность на постоянной основе предоставляется также одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании, и определенному решением фракции, в которой он состоит (часть 3); распоряжение об осуществлении депутатской деятельности на постоянной основе или о прекращении депутатской деятельности на постоянной основе издает председатель Законодательного Собрания (часть 4).
Как следует из представленных материалов, заявитель - депутат Законодательного Собрания Приморского края - был избран на должность заместителя председателя комитета Законодательного Собрания Приморского края по социальной политике и защите прав граждан решением данного комитета от 21 декабря 2016 года. В связи с этим председателем Законодательного Собрания было издано распоряжение, согласно которому В.Г. Беспалов с 23 декабря 2016 года осуществлял свои полномочия на постоянной основе в указанной должности.
После освобождения заявителя от должности заместителя председателя комитета Законодательного Собрания Приморского края по социальной политике и защите прав граждан на основании решения данного комитета от 18 апреля 2018 года распоряжением председателя Законодательного Собрания, принятым в тот же день, он был освобожден от осуществления депутатской деятельности на постоянной основе.
Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока от 17 августа 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 7 декабря 2018 года, В.Г. Беспалову было отказано в удовлетворении его требований об отмене решения об освобождении от должности заместителя председателя комитета краевого представительного органа и возобновлении осуществления депутатской деятельности на постоянной основе. Определением судьи Приморского краевого суда от 13 июня 2019 года и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2019 года в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда кассационной инстанции В.Г. Беспалову также было отказано. Суды указали, что избрание (освобождение) заместителя председателя комитета законодательного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего свою депутатскую деятельность на постоянной основе, относится к компетенции соответствующего комитета, члены которого решают данный вопрос по своему усмотрению; при освобождении от указанной должности депутат утрачивает право на осуществление депутатской деятельности на постоянной основе в силу прямого предписания закона.
По мнению заявителя, части 1-4 статьи 6 Закона Приморского края "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края" в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, в отсутствие законодательно установленных процедур, гарантирующих всем депутатам недискриминационные основания и условия принятия решений о формировании действующей на профессиональной постоянной основе части депутатского корпуса, устанавливают зависимость права на осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе от занятия депутатом определенной в оспариваемых положениях Закона Приморского края должности в Законодательном Собрании Приморского края, а также позволяют освобождать депутатов от должности, которая на основании этих положений позволяет осуществлять деятельность на профессиональной постоянной основе, влекут тем самым лишение депутата права на осуществление деятельности на постоянной профессиональной основе.
В связи с этим В.Г. Беспалов просит признать указанные положения Закона Приморского края не соответствующими статьям 13 (часть 3), 15, 19 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 4), 37 (части 1 и 3), 55 (часть 2) и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации.
2. Вопрос о гарантиях реализации депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации права на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе неоднократно рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 22 января 2002 года N 2-П и от 29 октября 2010 года N 19-П; определения от 9 апреля 2002 года N 162-О, от 11 мая 2004 года N 139-О, от 11 марта 2005 года N 72-О, от 24 мая 2005 года N 249-О, от 7 октября 2005 года N 341-О, от 4 июня 2007 года N 384-О-О и от 18 декабря 2007 года N 963-О-О).
В силу Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, система которых определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и установленными федеральным законом общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти и общими принципами организации системы органов государственной власти (статья 11, часть 2; статья 72, пункт "н" части 1; статья 77, часть 1).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предоставил установление условий осуществления депутатской деятельности (на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности) и определение числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, самим субъектам Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 и пункт 1 статьи 11), создав тем самым правовые предпосылки самостоятельного решения ими этих вопросов - в пределах, предусмотренных федеральным законом, и с учетом всех обстоятельств, в том числе возможностей финансового обеспечения деятельности законодательного (представительного) органа конкретного субъекта Российской Федерации, что согласуется с конституционными гарантиями самостоятельности субъектов Российской Федерации в установлении системы образуемых ими органов государственной власти. Согласно пункту 2 статьи 11 данного Федерального закона, если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им в ряде решений, нормы законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие формирование действующей на профессиональной постоянной основе части депутатского корпуса путем принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации персональных решений при отсутствии специальных процедур принятия таких решений, не гарантируют надлежащий порядок реализации депутатами права на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе, если при наличии необходимых и достаточных условий (заявление депутата и соответствующие бюджетные ассигнования) допускают вынесение произвольных решений об удовлетворении заявлений одних депутатов и об отказе другим. Такого рода нормы, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не могут служить основанием для отказа депутатам в реализации права на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе, так как иное означало бы отступление от конституционного принципа равенства всех перед законом и не соответствовало бы условиям функционирования законодательных (представительных) органов государственной власти в демократическом правовом государстве (определения от 11 мая 2004 года N 139-О, от 7 октября 2005 года N 341-О и др.).
3. В части 2 статьи 32 Устава Приморского края закреплено, что депутаты Законодательного Собрания Приморского края осуществляют свои полномочия на постоянной основе или совмещают участие в работе Законодательного Собрания Приморского края с иной деятельностью. Эта норма воспроизведена в пункте 2 статьи 15 Закона Приморского края от 5 мая 1995 года N 5-КЗ "О Законодательном Собрании Приморского края".
Порядок осуществления депутатами Законодательного Собрания депутатской деятельности определяется Законом Приморского края "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края" и Регламентом Законодательного Собрания Приморского края (приложение к постановлению Законодательного Собрания Приморского края от 7 августа 2002 года N 36). В соответствии с частью 2 статьи 6 этого Закона Приморского края на постоянной основе в обязательном порядке осуществляют свою деятельность председатель Законодательного Собрания и один из его заместителей. Остальные депутаты вправе (но не обязаны) осуществлять свою деятельность на профессиональной основе в случае избрания их на должности председателя комитета Законодательного Собрания, заместителя председателя комитета Законодательного Собрания. Данное право предоставлено также одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании, и определенному решением фракции, в которой он состоит (часть 3 статьи 6).
4. Согласно статье 13 Закона Приморского края "О Законодательном Собрании Приморского края" комитеты Законодательного Собрания являются основными рабочими органами Законодательного Собрания, создаваемыми для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Законодательного Собрания; комитеты Законодательного Собрания формируются на срок полномочий Законодательного Собрания в составе председателя, не более трех заместителей председателя, членов комитета Законодательного Собрания; порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов Законодательного Собрания определяются Регламентом Законодательного Собрания, Положением о комитетах Законодательного Собрания Приморского края (утверждено постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 29 апреля 2008 года N 951).
Регламентом Законодательного Собрания Приморского края предусмотрено, что полномочия, структура, порядок формирования и организация работы комитетов Законодательного Собрания осуществляются в порядке, установленном Положением о комитетах Законодательного Собрания; заседания комитетов Законодательного Собрания проводятся гласно путем освещения на официальном сайте Законодательного Собрания в сети "Интернет" вопросов, рассматриваемых на заседаниях комитетов Законодательного Собрания, и могут освещаться средствами массовой информации (части 2 и 3 статьи 58).
Вопрос об освобождении от должности заместителя председателя комитета Законодательного Собрания Приморского края регламентируется Положением о комитетах Законодательного Собрания Приморского края. В соответствии с данным Положением заместитель председателя комитета Законодательного Собрания освобождается от должности решением комитета по его письменному заявлению, по инициативе председателя или по предложению не менее одной трети от числа членов комитета путем открытого голосования большинством голосов; при этом рассмотрение комитетом вопроса об освобождении заместителя председателя комитета от должности не допускается в отсутствие заместителя председателя комитета по уважительным причинам (направление в служебную командировку за пределы Приморского края председателем Законодательного Собрания или по основному месту работы, нахождение в очередном оплачиваемом отпуске по основному месту работы, временная нетрудоспособность, обстоятельства непреодолимой силы) (пункты 3.20, 3.21 и 3.22).
Такое правовое регулирование не означает наличия у постоянных комитетов полномочий по окончательному определению персонального состава части краевого законодательного органа, осуществляющей свою деятельность на профессиональной основе, на что указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 октября 2010 года N 19-П, поскольку решение о прекращении осуществления заместителем председателя комитета депутатской деятельности на профессиональной основе производно от освобождения его от соответствующей должности.
Отсутствие необходимости утверждения данного решения Законодательным Собранием (в отличие от освобождения от должности председателя комитета) не свидетельствует о том, что оно осуществляется произвольно, без учета личных и деловых качеств, результатов работы заместителя председателя комитета, предусматривает его право до голосования об освобождении его от должности донести до членов комитета свою позицию, не исключает соблюдения необходимых демократических критериев гласности, равенства и свободы выражения мнения и предполагает учет мнения фракций, депутатских объединений и отдельных депутатов. Кроме того, освобождение от должности заместителя председателя одного комитета не лишает депутата в дальнейшем получить право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной основе в связи с замещением какой-либо должности в другом комитете.
5. В.Г. Беспалов, как следует из жалобы, по сути, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о внесении необходимых, с его точки зрения, изменений в законодательство Приморского края, в частности о предоставлении всем депутатам Законодательного Собрания Приморского края права осуществлять депутатские полномочия на профессиональной основе при наличии на то их волеизъявления, что не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Таким образом, оспариваемые заявителем нормы не могут рассматриваться как противоречащие конституционному принципу равенства и нарушающие его конституционные права на участие в управлении делами государства и на доступ к государственной службе, а также право на труд.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Беспалова Владимира Георгиевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 11 марта 2021 г. N 376-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Беспалова Владимира Георгиевича на нарушение его конституционных прав частями 1-4 статьи 6 Закона Приморского края "О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)