Введение
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями", приказом МЧС России от 15 июня 2020 г. N 422 "Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" в целях оказания методической помощи органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и подведомственными организациям по реализации мер направленных на развитие добровольчества (волонтерства) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и организации взаимодействия с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее - добровольческие организации).
Методические рекомендации также могут быть использованы добровольческими организациями в деятельности при содействии в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Цель Методических рекомендаций состоит в повышении эффективности совместного участия МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, добровольческих организаций и добровольцев в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
1. Нормативные правовые основы деятельности добровольческих (волонтерских) организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Российской Федерации
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон N 135).
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон N 151).
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7).
Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (далее - Федеральный закон N 100).
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р "Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года".
План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой от 20 июня 2019 г. N 5486п-П44).
2. Терминология
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Добровольческая организация - некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 135, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.
Добровольцы - физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 135, или в иных общественно полезных целях.
Добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Организаторы добровольческой деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.
Подразделение МЧС России - территориальные органы МЧС России и подведомственные МЧС России подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательные воинские формирования, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные и медицинские учреждения.
Пожарно-спасательное подразделение - органы управления, подразделения и организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе и подразделения МЧС России, к функциям которых отнесены деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
Статус добровольного пожарного - совокупность прав и свобод, гарантированных государством, и обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных Федеральным законом N 100 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине.
Участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ - деятельность добровольных пожарных по предотвращению возможности дальнейшего распространения огня и созданию условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.
Участие в профилактике пожаров - деятельность добровольных пожарных по реализации превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
3. Цель, задачи и основные направления деятельности добровольческих организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Добровольческая деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев);
свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой деятельности;
гласности и общедоступности информации о добровольческой деятельности;
гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой деятельности;
равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой деятельности;
солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой деятельности;
безопасности для своей жизни (здоровья) и жизни (здоровья) окружающих;
равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.
Добровольческая деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
Добровольческая деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.
Задачи добровольческой деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах:
помощь государству в решении его социальных задач;
помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности жизнедеятельности, экологической защиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации;
получение гражданами навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
подготовка кадрового резерва добровольцев;
формирование механизмов вовлечения граждан в общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения;
развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.
Основные формы добровольческой деятельности:
индивидуальная добровольческая деятельность;
добровольческая деятельность в составе незарегистрированного объединения или группы;
добровольческая деятельность через добровольческую организацию.
Основные цели добровольческой деятельности:
социальная поддержка и защита граждан;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
охраны окружающей среды и защиты животных;
охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
содействия добровольческой деятельности;
содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан;
иная добровольческая деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Порядок участия добровольцев в деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Деятельность добровольцев в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах организуется и проводится на основании договоров и соглашений, заключенных между добровольческими организациями и пожарно-спасательными учреждениями.
Порядок взаимодействия МЧС России, его территориальных органов и подведомственных ему государственных учреждений с добровольческими организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах определен приказом МЧС России от 15 июня 2020 г. N 422.
Порядок взаимодействия лечебно-профилактических учреждений, находящихся в ведении МЧС России, с добровольческими организациями в сфере содействия в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь определен приказом МЧС России от 15 января 2020 г. N 13.
Привлечение добровольцев осуществляется:
в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее последствий на объектах и территориях, планом привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории субъекта Российской Федерации, расписаниями выезда подразделений местных пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, планом тушения лесных пожаров (пункт 3 статьи 53.8 "Лесного кодекса Российской Федерации" от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ), планов по организации надзорно-профилактических и оперативно-тактических мероприятий по защите населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и ландшафтных пожаров др.;
установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;
по решению добровольческих организаций, осуществляющих руководство деятельностью добровольцев на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями чрезвычайных ситуаций.
Привлечение добровольческих организаций и волонтеров к участию в добровольческой деятельности предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на планирование, привлечение, определение сферы деятельности, обучение, сопровождение и оценку.
Виды работ, проводимые добровольцами при участии в деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах приведены в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
При намерении добровольческой организации осуществлять содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах непосредственно при ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушении пожаров добровольцы должны соответствовать требованиям статьи 23 Федерального закона N 151 (прохождение аттестации на проведение аварийно-спасательных работ) и (или) статьи 13 Федерального закона N 100 (регистрация в сводном реестре добровольных пожарных).
Необходимые режимные требования, правила по охране труда и другие правила, соблюдение которых требуется при осуществлении добровольческой деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах приведены в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
5. Меры по организации добровольческой деятельности
При организации, планировании и привлечении пожарно-спасательным подразделением добровольческих организаций и добровольцев к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, выделяются три основных этапа:
1) создание условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций;
2) сопровождение деятельности добровольцев и добровольческих организаций;
3) подведение итогов и оценка результатов добровольческой деятельности.
На этапе создания условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций рекомендуется осуществлять:
- определение количества необходимых добровольцев для того или иного вида деятельности, с учетом их уровня подготовки, планирование добровольческой деятельности, исходя из потребностей пожарно-спасательного подразделения, в добровольцах для реализации мероприятий, в которых предусматривается их участие;
- подготовку информации о возможностях участия граждан и организаций в добровольческой деятельности, о целях, задачах и содержании добровольческой деятельности, а также о поддержке, которая предоставляется добровольцам;
- распространение информации о добровольческой деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (включая интернет-сайт пожарно-спасательного подразделения и организатора добровольческой деятельности, единую информационную систему "Добровольцы России"), а также иные информационные ресурсы;
- разработку мер мотивирования добровольцев и добровольческих организаций;
- свод заявок на участие в добровольческой деятельности, их анализ и отбор необходимого количества кандидатов в добровольцы, исходя из их мотивации, компетенции, наличия профессиональных знаний (навыков) и иных показателей, а также посредством проведения собеседований, анкетирования, конкурсных процедур (рекомендуемая форма заявления добровольческой организации приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям);
- формирование добровольческих программ, включающих мероприятия по основным видам добровольческой деятельности и утверждение программы добровольческой деятельности, учета добровольцев готовых принять участие в мероприятиях (рекомендуемая форма учета добровольцев приведена в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям);
- материально-техническое обеспечение планируемой добровольческой деятельности, в том числе подготовка необходимой техники, оборудования, инструмента, экипировки и расходных материалов;
- подготовку добровольцев и добровольческих организаций к добровольческой деятельности, в том числе проведение инструктажа по охране труда, ознакомление с правами и обязанностями, объемом запланированных работ, обучение добровольцев необходимым навыкам.
На этапе сопровождения деятельности добровольцев и добровольческих организаций рекомендуется осуществлять:
- общую координацию, организацию работы добровольцев и добровольческих организаций, их консультирование;
- предоставление информации об условиях осуществления добровольческой деятельности, включая информацию о требованиях и ограничениях, в том числе правового характера, и о рисках, связанных с осуществлением добровольческой деятельности;
- материально-техническое обеспечение деятельности добровольцев и добровольческих организаций, в том числе необходимой техникой, оборудованием, инструментом, экипировкой и расходными материалами;
- обеспечение безопасности работы добровольцев и добровольческих организаций, в том числе не рекомендуется допускать добровольцев (волонтеров) к работе: в ночное время; в местах повышенного риска; требующей специальной профессиональной подготовки; без инструктажа по охране труда; без средств индивидуальной защиты;
- контроль за выполнением работ добровольцами и добровольческими организациями;
- мотивирование добровольцев и добровольческих организаций.
Меры мотивирования могут включать распространение информации о деятельности добровольцев и добровольческих организаций в средствах массовой информации. К мерам мотивирования добровольцев и добровольческих организаций также целесообразно относить благодарности, грамоты, дипломы, свидетельства, рекомендации, поощрения, запись в личную книжку волонтера, участие в культурно-досуговой программе для добровольцев и другие им подобные меры.
На этапе подведения итогов и оценки результатов добровольческой деятельности целесообразно осуществлять:
- обобщение сведений о добровольцах, включая сведения о количестве привлеченных добровольцев и добровольческих организаций, а также количестве часов (дней) отработанных каждым добровольцем;
- обобщение сведений о количестве мероприятий, акций, программ, реализованных с участием добровольцев;
- определение эффективности добровольческой деятельности с учетом затрат пожарно-спасательного подразделения на организацию добровольческой деятельности, условной стоимости работ, выполненных добровольцами, а также объема и качества выполненных работ.
Положительным итогом добровольческой деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах целесообразно считать:
- увеличение количества граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности;
- увеличение количества направлений и мероприятий добровольческой деятельности, к участию в которых привлекаются добровольцы;
- увеличение количества пожарно-спасательных подразделений, в которых реализуется добровольческая деятельность;
- расширение межсекторного и межведомственного взаимодействия, увеличение количества субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых реализуется добровольческая деятельность;
- улучшение уровня знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Пожарно-спасательному подразделению рекомендуется совместно с добровольческой организацией определить порядок оповещения добровольческой организации и добровольцев, уточнения степени готовности к участию в добровольческой деятельности (количество добровольцев, их экипировка и материально-техническое оснащение, возможность работы в автономном режиме, время выезда к месту деятельности и т.п.), действий при прибытии к месту деятельности и осуществления руководства деятельностью.
В пожарно-спасательном подразделении определяются ответственные за организацию взаимодействия с добровольцами.
На ответственного сотрудника по работе с добровольцами возлагаются следующие функции:
вносить предложения по организации добровольческой деятельности;
принимать участие в организации подготовки добровольцев;
определять необходимый количественный и качественный состав добровольцев;
проводить инструктаж добровольцев;
обеспечивать организационные мероприятия по привлечению добровольцев;
определять задачи добровольцев;
согласовывать задачи добровольцев другими специализированными службами;
осуществлять контроль за выполнением поставленных задач.
6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по поддержке добровольческих организаций
Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (подпункт 9.1 пункта 2 статьи 26.3) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки СОНКО, благотворительной деятельности и добровольчества.
В соответствии с частью 2 статьи 31.3 Федерального закона N 7 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки СОНКО относятся:
1) участие в осуществлении государственной политики в области поддержки СОНКО;
2) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки СОНКО с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития СОНКО за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку СОНКО;
4) содействие развитию межрегионального сотрудничества СОНКО;
5) пропаганда и популяризация деятельности СОНКО за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на соответствующий год;
6) содействие муниципальным программам поддержки СОНКО;
7) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности СОНКО, оценка эффективности мер, направленных на развитие СОНКО в субъектах Российской Федерации, прогноз их дальнейшего развития;
8) методическое обеспечение органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке СОНКО на территориях муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 17.3 Федерального закона N 135 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки СОНКО относятся:
1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества;
2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями;
4) оказание поддержки организаторам добровольческой деятельности, добровольческим организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, СОНКО, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам, организаторам добровольческой деятельности и добровольческим организациям;
5) популяризация добровольческой деятельности;
6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества;
7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества на территориях муниципальных образований;
8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества, создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7. Полномочия органов местного самоуправления по поддержке добровольческих организаций
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 34 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 15, пункт 33 части 1 статьи 16, пункт 11 части 1 статьи 16.2) вопросы оказания поддержки СОНКО в пределах полномочий, предусмотренных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона N 7, отнесены к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов, которые реализуются за счет соответствующих местных бюджетов.
В соответствии с частью 3 статьи 31.3 Федерального закона N 7 к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки СОНКО относится создание условий для деятельности СОНКО, в том числе:
1) разработка и реализация муниципальных программ поддержки СОНКО с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности СОНКО, оценка эффективности мер, направленных на развитие СОНКО на территориях муниципальных образований.
В соответствии с частью 4 статьи 17.3 Федерального закона N 135 органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества:
1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества, с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой деятельности, добровольческими организациями;
3) оказание поддержки организаторам добровольческой деятельности, добровольческим организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам, организаторам добровольческой деятельности и добровольческим организациям.
Одновременно, согласно пункту 8 части 1 статьи 14, пункту 7 части 1 статьи 15, пункту 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений муниципального района и городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, муниципального района и городского округа соответственно.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14, пунктом 10 части 1 статьи 16 и пунктом 4 части 1 статьи 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений, городских округов и внутригородского района отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и городских округов соответственно.
Таким образом, законодательство Российской Федерации наделило органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочиями по оказанию поддержки добровольческих организаций и добровольцев, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Заместитель Министра Российской |
И.П. Денисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в части реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (утв. МЧС России 18 марта 2021 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был