1. Отклонение участника закупки в связи с применением механизмов "импортозамещения" не учитывается при расчете отклонений в квартале в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение общества, согласно которому оператором электронной площадки неправомерно блокированы денежные средства заявителя в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, в то время как такие действия должны быть им осуществлены по другому аукциону.
Указанные обстоятельства послужили основанием в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведения внеплановой проверки действий субъектов контроля.
Напомним, в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о закупке, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 54.7, пунктами 1 и 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, денежные средства, заблокированные на специальном счете участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, отклонение участника закупки в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, не учитывается при расчете отклонений в квартале в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Как установлено Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок, по спорному электронному аукциону заявка общества признана несоответствующей на основании пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, блокирование денежных средств за которое не предусмотрено частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, оператором электронной площадки правомерно не заблокированы денежные средства, внесенные для обеспечения заявки, по спорному аукциону.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 26.03.2021 N 21/44/99/45 (полный текст изготовлен 31.03.2021).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 25.01.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - областной бюджет, КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 02.02.2021;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 04.02.2021;
9) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, из которых заявка одного участника признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта в размере *** рублей.
Согласно доводу Заявителя, Оператором электронной площадки неправомерно заблокированы денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о закупке, по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 4 статьи 54.7, пунктами 1 и 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, денежные средства, заблокированные на специальном счете участника закупки в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случая, если судом, контрольным органом в сфере закупок принятое в отношении такой заявки решение признано не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона. При этом оператор электронной площадки направляет в банк информацию о таком участнике закупки через тридцать дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении каждой третьей заявки протокола, указанного в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе. Банк в течение одного рабочего дня с момента получения указанной информации осуществляет предусмотренное настоящей частью перечисление денежных средств, о чем в течение одного часа уведомляет участника закупки.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Оператором электронной площадки неправомерно заблокированы денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, третьим отклонением в квартале является отклонение по электронному аукциону с номером извещения ***.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым заявки Заявителя признаны несоответствующими на основании пункта 1 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе:
- от 11.01.2021 в 12:36 по электронному аукциону с номером извещения - ***;
- от 19.01.2021 в 13:45 по электронному аукциону с номером извещения - ***;
- от 05.02.2021 в 12:10 по Аукциону.
Кроме того, Оператором электронной площадки денежные средства Заявителя, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не разблокированы на специальном счете в связи с тем, что отклонение заявки Заявителя по Аукциону является третьим в течение одного квартала на сайте Оператора электронной площадки в отношении вторых частей заявок.
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что по электронному аукциону с номером извещения *** заявка Заявителя признана несоответствующей на основании пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, блокирование денежных средств за которое не предусмотрено частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе, в связи с чем по электронному аукциону с номером извещения *** денежные средства, внесенные для обеспечения заявки, Оператором электронной площадки не заблокированы, а также данное отклонение не учитывается при расчете отклонений в квартале в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, не противоречат требованиям части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20, Комиссия решила:
Признать довод ОАО "***" не нашедшим своего подтверждения.
2. Заказчик вправе осуществить закупку у единственного исполнителя аренду нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения.
ФАС России в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка действий субъекта контроля, заключившего договор аренды здания для размещения подразделений заказчика.
Пунктом 32 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе как в действующей редакции, так и в редакции действовавшей на момент принятия заказчиком решения о способе закупки, предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться, в том числе при закупке аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу о том, что действия заказчика при проведении закупки у единственного исполнителя не противоречат Закону о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 03.03.2021 N П-21/21 (полный текст изготовлен 08.03.2020).
В ФАС России поступило обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Закупки у единственного исполнителя.
Согласно доводу обращения, Заказчиком неправомерно осуществлена Закупка у единственного исполнителя в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводом обращения и сообщили, что при проведении Закупки у единственного исполнителя Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 01.03.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.03.2021.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС:
1) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Закупка у единственного исполнителя;
2) 14.11.2014 Заказчиком заключен государственный контракт N *** (номер реестровой записи ****) с ИП *** по цене в размере *** рублей.
Согласно доводу обращения, Заказчиком неправомерно осуществлена Закупка у единственного исполнителя в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 32 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции от 04.06.2014) установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться, в том числе при закупке аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренды жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили материалы и пояснили, что объектом закупки является аренда здания для размещения подразделений Заказчика. При этом аренда указанного здания осуществляется с 2010 года, в связи с чем проведение конкурентной процедуры и дальнейший переезд подразделений Заказчика в иное здание является экономически нецелесообразным.
Кроме того, представители Заказчика представили обоснование проведения Закупки у единственного исполнителя, в том числе результаты экспертной оценки стоимости аренды эксплуатируемого здания.
Дополнительно представители Заказчика пояснили и представили материалы межведомственной переписки, свидетельствующие о невозможности предоставления под нужды Заказчика зданий, находящихся в государственной либо муниципальной собственности, в связи с чем центральным аппаратом Заказчика согласован соответствующий порядок проведения закупки.
На основании изложенного, с учетом представленных пояснений и материалов, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика при проведении Закупки у единственного исполнителя не противоречат Закону о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20, Комиссия решила:
Признать действия Государственного учреждения *** при проведении Закупки у единственного исполнителя не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
3. Протокол рассмотрения первых частей заявок подлежит размещению в сроки, установленные Законом о контрактной системе, документацией о закупке.
Заказчик обратился в ФАС России в связи с тем, что в регламентированный срок в единой информационной системе, на сайте электронной площадки не размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Данные обстоятельства послужили поводом в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе для проведения внеплановой проверки.
Как установлено Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок, срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня либо один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок (часть 2 статьи 67 Закона о контрактной системе).
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок, который не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в ЕИС (части 6, 7 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу, что в нарушение части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе заказчик не размести указанный протокол в единой информационной системе в регламентированный срок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 04.03.2021 N П-24/21 (полный текст изготовлен 09.03.2021).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу обращения, Заказчиком в регламентированный срок не размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протокол).
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 11.02.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - бюджет города, КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 19.02.2021;
6) дата проведения Аукциона - 24.02.2021.
1. Согласно доводу обращения, Заказчиком в регламентированный срок не размещен Протокол на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Согласно части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в ЕИС.
Согласно извещению о проведении Аукциона датой окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе является 20.02.2021.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Заказчиком в регламентированный Законом о контрактной системе срок Протокол в ЕИС не размещен.
При этом из обращения следует, что указанное нарушение Закона о контрактной системе допущено Заказчиком вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего в ЕИС Протокол в регламентированный срок, нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем пунктом 10.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее:
"Срок действия обеспечения исполнения Контракта в форме банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего срок действия банковской гарантии, представляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 23 информационной карты об Аукционе, закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства.
При этом пунктом 10.8.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Денежные средства возвращаются Исполнителю в полном объеме (либо в части, оставшейся после удовлетворения требований Заказчика, возникших в период действия Контракта) в течение 30 (тридцати) дней с момента подписания Сторонами документов, подтверждающих надлежащее исполнение Поставщиком своих обязательств по Контракту в полном объеме, или в течении 30 (тридцати) дней с момента расторжения Контракта по соглашению сторон", что не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, установившего ненадлежащие сроки возврата денежных средств, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 частью 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 27 статьи 34, части 7 статьи 67, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 04.03.2021 по делу N П-24/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2021)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р.В.