В настоящем обзоре приведем практику рассмотрения жалоб на действия закупочных комиссий заказчиков при проведении в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе при проведении закупок товаров (работ, услуг).
В частности, первое, множество вопросов возникает в рамках рассмотрения закупочными комиссиями заказчика заявок на участие в закупки проверка достоверности, представляемой (указываемой) участником закупки информации (сведений) в составе заявке, и, соответственно, как правомерно отклонить такую заявку.
Общий подход к оценке ситуации об обнаружении заказчиком, его закупочной комиссией недостоверности информации (сведений) представленных в составе заявки на участие в закупке установлен в части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которой отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Из положений данной части статьи Закона о контрактной системе можно сделать вывод, что обязанность отстранить участника закупки в осуществляемой заказчиком закупки возникает в том случае, если субъектам контроля стало известно или установлена такая недостоверность представленной информации (сведений) в составе заявке.
Данный принцип корреспондируется в положениях Закона о контрактной системе, регламентирующих порядок осуществления закупки товаров (работ, услуг) соответствующим способом.
В качестве примера в настоящем обзоре приведена административная практика антимонопольного органа по закупкам, осуществленных субъектами контроля в форме аукциона в электронной форме.
Напомним, в соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Если объектом закупки является поставка товара, в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная указанным подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Аналогичные положения предусмотрены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 1 часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в случае установление закупочной комиссией заказчика представление недостоверной информации (сведений) в составе заявки на участие в аукционе, такая комиссия заказчика обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе.
Между тем, важным, как показывает анализ административной практики, является то, что лежит в основе принятия заказчиком, комиссией заказчика решения об отстранении участника закупки по рассматриваемому основанию. Зачастую, субъектами контроля принимается решение об отстранении участника закупки по рассматриваемому основанию исключительно только по информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", достоверность которой невозможно проверить.
Необходимо отметить, что при рассмотрении споров, связанных с правомерностью принятия субъектами контроля решения об отстранении участника закупки в связи с установлением в составе его заявки на участие в закупки недостоверности информации (сведений), является обязанность стороны, в данном случае субъекта контроля, доказать, что действительно имеет место представление недостоверности информации (сведений).
Такими доказательствами могут быть полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых возможно установить наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также иные обстоятельства, имеющие значение для установления достоверности (недостоверности) заявляемых утверждений.
Таким образом, подводя итог по рассматриваемой проблематики, можно сделать вывод, что, первое, обязанность отстранить участника закупки от участия в такой закупке по рассматриваемому основанию возникает, в случае получения (установления) субъектом контроля такой информации, и, второе, источником информации, свидетельствующей о наличии в составе заявке участника закупки недостоверности, может быть любая достоверная информация (официальный (в силу законодательства Российской Федерации) сайт органа или организации, официальная переписка субъекта контроля и органа или организации, технические паспорта на товар и т.п.), а не произвольно подобранная информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе носящий рекламный характер.
Следующий вопрос, который приводим в качестве примера анализа практики антимонопольной службы является вопрос правомерности отстранения субъектами контроля от участия в закупке участника закупки, представившего в составе заявки противоречивые сведения, в том числе об условиях исполнения контракта.
Выше приведены положения Закона о контрактной системе, регламентирующие действия аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в аукционе.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей, в том числе в случае наличия в составе такой заявки противоречивой информации об условиях исполнения контракта.
1. Комиссия ФАС России по результатам рассмотрения жалобы на неправомерный отказ в допуске к участию в аукционе в связи с недостоверностью сведений о предлагаемом товаре пришла к выводу о ее необоснованности, поскольку из переписки с производителем следует, что заявленные заявителем характеристики предлагаемого товара не соответствуют действительности.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - субсидия;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.03.2021;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, 2 из которых допущены до участия в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 18.03.2021;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта в размере *** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 1.1 информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.03.2021 N ***-1-1 (далее - Протокол) участнику с порядковым номером "4" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением в составе заявки недостоверной информации в отношении товара "Система хранения данных (СХД) "***" или эквивалент".
На заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к товару "Система хранения данных (СХД) "***" или эквивалент": "CХД должна иметь объем не менее 13500 Терабайт полезной емкости".
Изучив на заседании Комиссии заявку Заявителя, Комиссией установлено, что Заявителем предложен товар "Система хранения данных (СХД) "***" в том числе, со следующей технической характеристикой: "CХД имеет объем 13500 Терабайт полезной емкости".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, а также представили письмо от производителя СХД "***" ООО "***" N ИП-210325-002 от 25.03.2021, согласно которому СХД "***" в настоящее время поддерживает расширение до 190 накопителей (до 2 полок расширения), при этом достигнуть требуемых показателей полезной емкости в рамках одного комплекса не представляется возможным.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Решением Комиссии ФАС России от 26.03.2021 по делу N 21/44/105/316 (далее - Решение) в действиях Аукционной комиссии выявлено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отказе в допуске к участию в Аукционе участника закупки с порядковым номером "3".
На основании Решения Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленного нарушения путем пересмотра первых частей заявок на участие в Аукционе. Срок исполнения предписания - до 09.04.2021.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 26.03.2021 по делу N 21/44/105/316, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 26.03.2021 по делу N 21/44/105/316 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
(см. решение Комиссии ФАС России от 26.03.2021 по делу N 21/44/105/316)
2. В другом деле Комиссия ФАС России, напротив, рассмотрев жалобу на неправомерный отказ в допуске к участию в аукционе в связи с недостоверностью сведений о предлагаемом товаре, пришла к выводу о ее обоснованности, поскольку из переписки с производителем, представленной заявителем, следует, что заявленные заявителем характеристики предлагаемого товара полностью соответствуют действительности. Решение заказчика основано на произвольно подобранной информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", носящей рекламный характер.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.03.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - субсидия бюджетного учреждения на иные цели;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.03.2021;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, 2 из которых допущены до участия в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 18.03.2021;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с предложением о цене контракта в размере *** рублей.
Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 1.1 информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 17.03.2021 N***-1-1 (далее - Протокол) участнику с порядковым номером "3" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением в составе заявки недостоверной информации в отношении товара "Система хранения данных (СХД) "Татлин" или эквивалент".
На заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Система хранения данных (СХД) "***" или эквивалент":
"CХД должна иметь объем не менее 13500 Терабайт полезной емкости", "СХД должна оснащаться не менее, чем двумя резервируемыми контроллерными модулями, работающими в режиме ***".
Изучив на заседании Комиссии заявку Заявителя, Комиссией установлено, что Заявителем предложен товар Система хранения данных (СХД) "***" в том числе, со следующими техническими характеристиками: "CХД имеет объем 13500 Терабайт полезной емкости", "СХД оснащается, двумя резервируемыми контроллерными модулями, работающими в режиме ***".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем направлен запрос в адрес ООО "***", являющимся производителем СХД "***", от 18.03.2021 N б/н о предоставлении информации в отношении соответствия СХД "***" требованиям документации об Аукционе, в ответе на который ООО "***" сообщило, что СХД "***" соответствует требованиям, установленным техническим заданием документации об Аукционе.
Вместе с тем, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что в составе заявки Заявителя представлена недостоверная информация в отношении товара "Система хранения данных (СХД) "***" или эквивалент".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске Заявителю что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 26.03.2020 по делу N 21/44/105/316 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
(см. решение Комиссии ФАС России от 26.03.2020 по делу N 21/44/105/316)
3. В другом примере Комиссия ФАС России признала жалобу на неправомерный отказ в допуске необоснованной, поскольку заявка содержала иной порядок оплаты по контракту.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией ненадлежащим образом исполнено предписание ФАС России от 25.02.2021 по делу N 21/44/105/181 (далее - Предписание);
2. Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Аукционной комиссии 19.03.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 23.03.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 01.12.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - ***;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.01.2021;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки, которые допущены до участия в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 20.01.2021;
8) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участников закупки;
9) по результатам рассмотрениях вторых частей заявок 2 участника закупки признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта в размере *** рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Аукционной комиссией не исполнено Предписание надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением ФАС России от 25.02.2021 по делу N 21/44/105/181 (далее - Решение N 1) по итогам рассмотрения жалобы Заявителя на действия Аукционной комиссии выявлено, в том числе нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном принятии решения о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе в связи с представлением в составе второй части заявки решения об одобрении крупной сделки с указанием следующего условия: "Покупатель перечисляет на лицевой счет Поставщика аванс в размере 39,9% с учетом НДС 20% от цены договора";
- "окончательный расчет производится поэтапно, в следующем порядке: первый этап в размере 50,1% с учетом НДС от цены договора".
На основании Решения Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано Предписание о необходимости отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 16.02.2021 N***-3-2 (далее - Протокол подведения итогов N 1), а также повторно рассмотреть вторые части заявок участников закупки. Срок исполнения Предписания - 12.03.2021.
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили материалы, согласно которым Заказчиком во исполнение Предписания отменен Протокол подведения итогов N 1, а также Аукционной комиссией 12.03.2021 повторно рассмотрены вторые части заявок участников закупки, при этом в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 12.03.2021 N ***-3-3 (далее - Протокол подведения итогов N 2) в качестве основания для признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе Аукционной комиссией указано, что Заявителем в составе второй части заявки представлено решение об одобрении крупной сделки с указанием следующих условий, не соответствующих положениям документации об Аукционе: "участником аукциона в составе заявки на участие в аукционе представлены документы имеющие противоречия друг другу в части порядка оплаты по договору, так: в первой части заявки участником выражено согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, в соответствии с проектом договора к документации об электронном аукционе, где пунктом 5.2 предусмотрен аванс в размере 30% от цены договора, подпунктом 5.4.1 проекта договора предусмотрена выплата в размере 60% от цены договора;
- в второй части заявки участником представлено Решение N 6 Единственного участника Общества ООО "***" со следующими условиями контракта по итогам проведения электронного аукциона в части порядка оплаты, в абзаце 3 "Порядок оплаты" пункта 1.2 "Условия контракта по итогам проведения электронного аукциона" Решения N 6 указано: "Покупатель перечисляет на лицевой счет Поставщика аванс в размере 39,9% с учетом НДС 20% от цены договора", "окончательный расчет производится поэтапно, в следующем порядке: первый этап в размере 50,1% с учетом НДС от цены договора".
Вместе с тем на заседание Комиссии представители Заявителя не представили доказательств, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что Аукционной комиссией ненадлежащим образом исполнено Предписание.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с Протоколом подведения итогов N 2 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе на основании представления в составе второй части заявки решений об одобрении крупных сделок, не соответствующих требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к составу заявки на участие в Аукционе, в том числе следующее требование о предоставлении в составе второй части заявки: "решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый договор или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что представленные в составе заявки Заявителя на участие в Аукционе копии решений об одобрении крупной сделки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе, поскольку в решении об одобрении крупной сделки N 7 содержатся сведения о максимальной возможной сумме совершения сделки в размере *** рублей, кроме того решение единственного участника N 6 содержит противоречия требованиям Аукционной документации в части порядка оплаты.
Так, пунктом 5.2 проекта контракта установлено, что "покупатель перечисляет на лицевой счет Поставщика аванс в размере 30% с учетом НДС 20% от цены Договора".
При этом пунктом 5.4.1 проекта контракта установлено следующее: "окончательный расчет производится поэтапно, в следующем порядке: первый этап в размере 60% с учетом НДС 20% от цены Договора".
Кроме того, в составе первой части заявки на участие в Аукционе Заявителем выражено согласие на оказание услуг, предусмотренных документацией об Аукционе.
Вместе с тем, решение единственного участника N 6 содержит иные положения, а именно:
- "Покупатель перечисляет на лицевой счет Поставщика аванс в размере 39,9% с учетом НДС 20% от цены договора";
- "окончательный расчет производится поэтапно, в следующем порядке: первый этап в размере 50,1% с учетом НДС от цены договора".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решением ФАС России от 02.02.2021 по делу N 21/44/105/86 (далее - Решение N 2) выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
- пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в проекте государственного контракта условия об уменьшении суммы на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в проекте государственного контракта условия об ответственности сторон в соответствии с не действующей редакцией Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
На основании Решения N 2 выдано предписание об устранении выявленных нарушений на стадии заключения контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 02.02.2021 по делу N 21/44/105/86, предписание по данному делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 02.02.2021 по делу N 21/44/105/86 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
(см. решение Комиссии ФАС России от 23.03.2021 по делу N 21/44/105/296)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2021)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Семеновым Р. В.