Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства
жилищно-коммунального
хозяйства и энергетики
Республики Калмыкия
от 3 июля 2020 г. N 314-пр
Руководство
по соблюдению обязательных требований в области квотировании рабочих мест для инвалидов
1. Общие положения
Данное Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов (далее - Руководство) разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов, оказания помощи при сотрудничестве работодателей с инвалидами.
Руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет, установленный квоты.
Региональный государственный надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.
Региональный государственный надзор и контроль осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников которых составляет от 35 до 100 и более человек (далее - работодатели).
Региональный государственный надзор и контроль осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок работодателей, организации и проведения проверок мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с работодателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и осуществления деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении работодателями своей деятельности.
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.
2. Основные понятия, используемые в данном Руководстве
обязательные требования - требования, устанавливаемые нормативными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного надзора и контроля;
работодатель - физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником;
квота по приему на работу инвалидов - количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, учреждения, организации, для приема на работу инвалидов которых работодатель обязан трудоустроить в организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории;
подконтрольный субъект - работодатели Республики Калмыкия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, среднесписочная численность работников которых составляет от 35 до 100 и более человек.
Квотирование рабочих мест - установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Квота для работодателей определяется статьей 1 Закона Республики Калмыкия "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" от 1 апреля 2011 года N 262-IV-З (далее - Закон N 262-IV-З) "Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников";
невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, отсутствие выделенных либо специально созданных рабочих мест, а также непредставление организацией в установленном законодательством порядке информации о выполнении квоты;
специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В соответствии со статьей 2 Закона N 262-IV-З минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается Правительством Республики Калмыкия для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
3. Нормативное регулирование полномочий по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (статьи 5.42, 19.7, 13.1.1);
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статьи 20 - 22, 24) (далее - Закон РФ N 181-ФЗ);
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 25) (далее - Закон РФ N 1032-1);
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (статьи 5, 9);
- Федеральный закон от 23.06.2016 N 182 "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (статьи 24, 25);
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2013 N 181н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов";
- Закон Республики Калмыкия от 01.04.2011 N 262-IV-З "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов";
- постановление Правительства Республики Калмыкия от 18.06.2014 N 237 "Об утверждении Правил квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в Республике Калмыкия";
- постановление Правительства Республики Калмыкия от 24 января 2017 года N 16 "Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам, проживающим на территории Республики Калмыкия, гарантий трудовой занятости";
- подпункт 7.3.6. пунктА 7.3. Положения о Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 года N 527;
- приказ Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 24 июля 2015 г. N 96-пр "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов".
4. Перечень действий по выполнению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства
N |
Вид обязательного требования |
Пункт, часть, статья НПА, устанавливающего обязательные требования |
1. |
Определение размера квоты |
Статья 1 Закона Республики Калмыкия от 01.04.2011 N 262-IV-З "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" |
2. |
Выделение (создание) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с решением работодателя об установлении квоты |
пункт 1 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ, пункт 2 Правил квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в Республике Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 июня 2014 г. N 237 |
|
Принятие локального нормативного акта с указанием количества квотированных рабочих мест для инвалидов в разрезе профессий и специальностей |
пункт 1 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ, пункт 4 Правил квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в Республике Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 июня 2014 г. N 237 |
|
Соблюдение срока предоставления в казенные учреждения Республики Калмыкия "Центр занятости населения" (далее - центр занятости населения) информации о наличии вакантных рабочих мест с указанием наименований профессий, количества и характеристик рабочих мест, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах (ежемесячно, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом) |
подпункт 2 пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пункт 3 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ, пункт 4 Правил квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в Республике Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 июня 2014 г. N 237 |
|
Соблюдение срока представления в центр занятости населения сведений о выполнении установленной квоты по приему на работу инвалидов (ежемесячно, в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) |
пункт 4 Правил квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в Республике Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18 июня 2014 г. N 237 |
|
Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида |
Пункт 2 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ |
5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой
Статья 21 Закона РФ N 181-ФЗ, обязывает работодателей устанавливать квоту для трудоустройства инвалидов в количестве, зависимом от численности работников предприятий.
Статья 1 Закона Республики Калмыкия от 01.04.2011 N 262-IV-З "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" обязывает работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.
Работодатель самостоятельно рассчитывает количество квотируемых рабочих мест для приема на работу инвалидов исходя из среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Количество рабочих мест, уже занятых работниками, отнесенными к категории инвалидов, учитывается при определении количества квотируемых мест как занятое инвалидами из числа квоты.
6. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ежемесячного представления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов
Работодатели Республики Калмыкия имеют возможность представлять информацию в центр занятости населения при личном обращении, посредством почтового отправления, факсимильной связи, электронной почты.
Информацию о квотировании рабочих мест (должностей) и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов работодатели представляют в центр занятости населения в соответствии с Приложением N 2 к Правилам квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в Республике Калмыкия, утвержденными постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.06.2014.
Информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях возможно также размещать в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России".
Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
7. Ответственность за несоблюдение обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов
В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки работодателей нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов должностные лица Министерства, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Должностные лица Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные:
- частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- статьей 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.