Постановление Правительства РФ от 31 марта 2021 г. N 507
"О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
29 декабря 2021 г., 25 декабря 2024 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2171; 2016, N 34, ст. 5248; 2017, N 15, ст. 2228; N 28, ст. 4171; 2018, N 8, ст. 1218; N 15, ст. 2145; 2019, N 15, ст. 1745; N 50, ст. 7388; 2020, N 15, ст. 2265; N 40, ст. 6257; N 47, ст. 7523).
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2021 г. N 507
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
29 декабря 2021 г., 25 декабря 2024 г.
1. Паспорт государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" и паспорта подпрограмм 1 - 4 изложить в следующей редакции:
"
Паспорт
государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
Ответственный исполнитель Программы |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Соисполнители Программы |
- |
отсутствуют |
Участники Программы |
- |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (2019 год), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство водных ресурсов (2012 - 2020 годы), Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по недропользованию, Министерство экономического развития Российской Федерации (2017 - 2018 годы), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (2012 - 2014 годы), Министерство финансов Российской Федерации (2013 - 2014 годы), Министерство энергетики Российской Федерации (2014 - 2015 годы), Федеральное агентство научных организаций (2018 год), Федеральное космическое агентство (2014 год) |
Подпрограммы Программы, федеральные целевые программы |
- |
подпрограмма 1 "Регулирование качества окружающей среды"; подпрограмма 2 "Биологическое разнообразие России"; подпрограмма 3 "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды"; подпрограмма 4 "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике"; подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" (окончание реализации подпрограммы - 2015 год); подпрограмма 8 "Ликвидация накопленного экологического ущерба" (окончание реализации подпрограммы в 2016 году, отдельные мероприятия этой подпрограммы включены в подпрограмму "Приоритетный проект "Чистая страна"); подпрограмма П "Приоритетный проект "Чистая страна" (окончание реализации подпрограммы - 2018 год); подпрограмма 9 "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" (начало реализации подпрограммы - 2021 год); федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы"; федеральная целевая программа "Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008 - 2016 годы" |
Цель Программы |
- |
повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем |
Задачи Программы |
- |
обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека; сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации; повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды; организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике, Арктике и на архипелаге Шпицберген; сохранение уникальной водной системы - озера Байкал |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
показатель 1 "Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год"; показатель 3 "Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха"; показатель 4 " Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах - участниках проекта (убывающим итогом)"; показатель 5 "Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7)"; показатель 6 "Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в постоянных ценах"; показатель 7 "Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации"; показатель 8 "Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации"; показатель 10 "Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории"; показатель 12 "Уровень охвата акваторий арктических морей данными гидрометеорологических наблюдений"; показатель 13 "Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе находящихся в собственности Российской Федерации"; показатель 14 "Снижение совокупного объема выбросов приоритетных загрязняющих веществ в городах - участниках проекта (убывающим итогом)"; показатель 15 "Количество выданных комплексных экологических разрешений всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на атмосферный воздух и реализующим программы повышения экологической эффективности с применением наилучших доступных технологий для снижения выбросов в крупных промышленных центрах России, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, нарастающим итогом" |
Срок реализации Программы |
- |
2012 - 2024 годы |
Объем финансирования Программы |
- |
объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета (без учета ресурсного обеспечения федеральной целевой программы "Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008 - 2016 годы") - 712694084 тыс. рублей, в том числе: на 2012 год - 23018885,1 тыс. рублей; на 2013 год - 25350473,1 тыс. рублей; на 2014 год - 31736329,5 тыс. рублей; на 2015 год - 35714037,3 тыс. рублей; на 2016 год - 33431114,1 тыс. рублей; на 2017 год - 33888229,5 тыс. рублей; на 2018 год - 37451218,9 тыс. рублей; на 2019 год - 58253967,8 тыс. рублей; на 2020 год - 81380805,1 тыс. рублей; на 2021 год - 78216788,9 тыс. рублей; на 2022 год - 85147263,6 тыс. рублей на 2023 год - 96404971,1 тыс. рублей; на 2024 год - 92700000 тыс. рублей |
Справочно: объем налоговых расходов Российской Федерации в рамках реализации государственной программы (всего) |
|
на 2020 год - 4547062 тыс. рублей; на 2021 год - 5079072 тыс. рублей; на 2022 год - 5466797 тыс. рублей; на 2023 год - 5951531 тыс. рублей; на 2024 год - 5951531 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет рекультивирована 191 несанкционированная свалка в границах городов, что позволит улучшить качество жизни 21540,4 тыс. человек и восстановить 2468,5 гектара земель; по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет ликвидировано 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, что позволит улучшить качество жизни 7810,5 тыс. человек и восстановить 973,1 гектара земель; к 2024 году снижен совокупный объем выбросов за отчетный год на 20 процентов в гг. Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижний Тагил, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите; обеспечено сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 36 единиц; обеспечено сохранение объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации; введена в эксплуатацию ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" для проведения российских научных исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана; реализованы мероприятия мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды, а также по развитию и модернизации государственной сети наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории Арктической зоны Российской Федерации; введена в эксплуатацию модернизированная автоматизированная ледово-информационная система "Север" для информационного гидрометеорологического обеспечения морской деятельности в Арктике; разработаны механизмы поддержки "зеленых проектов"; получена оценка удовлетворенности населения экологической обстановкой; обеспечено информирование о качестве атмосферного воздуха, результатах оценки риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; повышен уровень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности); обеспечены потребности населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; получены новые научные знания в области изменения климата, создающие основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды; сокращены объемы поступления загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории на 101916 тыс. куб. метров к концу 2024 года |
Паспорт
подпрограммы 1 "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Соисполнители подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Участники подпрограммы |
- |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (2019 год), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Министерство финансов Российской Федерации (2013 - 2014 годы), Федеральное агентство научных организаций (2018 год), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики; восстановление, в том числе рекультивация, земельных участков, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде; улучшение экологического состояния реки Волги; эффективное обращение с отходами производства и потребления, в том числе создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны |
Задачи подпрограммы |
- |
снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду; ограничение и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду на основе обеспечения эффективного комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и системы государственной экологической экспертизы; совершенствование научно-методологического обеспечения внедрения экономических механизмов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности Российской Федерации, включая оценку использования природных ресурсов, оценку состояния окружающей среды и экологической безопасности Российской Федерации; ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены; ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге; снижение негативного воздействия затонувших судов; проведение контрольно-надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение фактов несанкционированных сбросов загрязненных сточных вод в реку Волгу и ее притоки |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
показатель 1.1 "Доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности"; показатель 1.2 "Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды"; показатель 1.4 "Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по отношению к 2014 году"; показатель 1.5 "Количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов"; показатель 1.6 "Количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде"; показатель 1.10 "Количество ликвидированных объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге, нарастающим итогом"; показатель 1.38 "Количество извлеченных из реки Волги и утилизированных судов, нарастающим итогом"; показатель 1.41 "Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией несанкционированных свалок в границах городов"; показатель 1.42 "Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате разделенного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов"; показатель 1.43 "Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов"; показатель 1.44 "Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов" |
Срок реализации подпрограммы |
- |
2012 - 2024 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 331287594,7 тыс. рублей, в том числе: на 2012 год - 3416345 тыс. рублей; на 2013 год - 5032435,3 тыс. рублей; на 2014 год - 8409858,9 тыс. рублей; на 2015 год - 6920095,7 тыс. рублей; на 2016 год - 4809298,7 тыс. рублей; на 2017 год - 4724407,8 тыс. рублей; на 2018 год - 5878071,3 тыс. рублей; на 2019 год - 28383021,1 тыс. рублей; на 2020 год - 44671888,9 тыс. рублей; на 2021 год - 43065626,6 тыс. рублей; на 2022 год - 52464828,2 тыс. рублей; на 2023 год - 63980281,2 тыс. рублей; на 2024 год - 59531436 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет рекультивирована 191 несанкционированная свалка в границах городов, что позволит улучшить качество жизни 21540,4 тыс. человек и восстановить 2468,5 гектара земель; по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет ликвидировано 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, что позволит улучшить качество жизни 7810,5 тыс. человек и восстановить 973,1 гектара земель; обеспечен сбор информации о фактах правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, предоставленной гражданами Российской Федерации, общественными объединениями и некоммерческими организациями через средства информационных технологий; создание и функционирование федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования; обеспечена утилизация твердых коммунальных отходов путем их использования для производства электрической и (или) тепловой энергии в 2024 году 3,35 млн. тонн; обеспечено информирование о качестве атмосферного воздуха, результатах оценки риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; актуализирована система осуществления социально-гигиенического мониторинга в городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" в части периодичности, параметров и выбора точек наблюдений за качеством атмосферного воздуха; разработана и внедрена в практику методология оценки экономической эффективности реализации мероприятий по снижению уровней загрязнения атмосферного воздуха на основании оценки риска здоровью населения; обеспечено сокращение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями проживания (прежде всего уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городах), увеличение средней продолжительности жизни; к 2024 году снижен совокупный объем выбросов за отчетный год на 20 процентов в гг. Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижний Тагил, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите; завершена ликвидация (рекультивация) 20 объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге; проведен комплекс работ по подъему и утилизации 95 затонувших бесхозяйных судов на акватории реки Волги; обеспечено выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере снижения загрязнения атмосферного воздуха, охраны морской среды; обеспечен рост доли обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV классов опасности до уровня 85,3 процента; обеспечено поддержание доли устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений по результатам государственного экологического надзора на уровне не ниже 70 процентов; обеспечено увеличение инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов по отношению к 2014 году до 94 процентов; обновлены средства специализированного природоохранного флота для обеспечения федерального государственного экологического надзора в морях и на континентальном шельфе в Арктической зоне Российской Федерации |
Паспорт
подпрограммы 2 "Биологическое разнообразие России" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Соисполнители подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Участник подпрограммы |
- |
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цели подпрограммы |
- |
обеспечение сохранения и воспроизводства объектов животного и растительного мира; сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий |
Задачи подпрограммы |
- |
совершенствование нормативно-правового регулирования и научно-методического обеспечения в сфере сохранения биологического разнообразия; обеспечение разрешительной деятельности в области охраны и использования объектов животного мира; обеспечение сохранения уникальных природных комплексов на основе эффективного функционирования системы особо охраняемых природных территорий федерального значения; обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов; развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства и обеспечение повышения доступности охотничьих ресурсов для населения; формирование и реализация долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан; увеличение площади особо охраняемых природных территорий; увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях; создание условий для обеспечения охраны объектов животного мира, в том числе для реинтродукции редких видов животных |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
показатель 2.1 "Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее"; показатель 2.2 "Количество федеральных особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом"; показатель 2.3 "Площадь федеральных особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом"; показатель 2.4 "Количество посетителей особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом "; показатель 2.5 "Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных"; показатель 2.6 "Доля площади особо охраняемой природной территории (государственные природные заповедники и национальные парки), пройденной огнем при пожарах антропогенного воздействия, в общей площади особо охраняемых природных территорий, затронутой пожарами"; показатель 2.7 "Доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений"; показатель 2.8 "Индекс численности волка по отношению к уровню 2018 года"; показатель 2.9 "Индекс численности охотничьих ресурсов в охотничьих хозяйствах по отношению к уровню 2010 года по видам: лось, косули, благородный олень, соболь, бурый медведь"; показатель 2.10 "Отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по видам: лось, косули, благородный олень, соболь, бурый медведь"; показатель 2.11 "Доля площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения, в общей площади охотничьих угодий Российской Федерации" |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 107108923,3 тыс. рублей, в том числе: на 2012 год - 6233379,7 тыс. рублей; на 2013 год - 7513968,2 тыс. рублей; на 2014 год - 5975286 тыс. рублей; на 2015 год - 7516388 тыс. рублей; на 2016 год - 7617850,7 тыс. рублей; на 2017 год - 8164969,9 тыс. рублей; на 2018 год - 9401999,4 тыс. рублей; на 2019 год - 9585560,5 тыс. рублей; на 2020 год - 8975615,3 тыс. рублей; на 2021 год - 8867186,8 тыс. рублей; на 2022 год - 9172725,2 тыс. рублей; на 2023 год - 9554829,4 тыс. рублей; на 2024 год - 8529164,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
к концу 2024 года завершены мероприятия по организационно-техническому обеспечению деятельности 26 особо охраняемых природных территорий; к концу 2024 году создано не менее 24 особо охраняемых природных территорий; определен перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции; разработаны и утверждены нормативные и методические документы по вопросам сохранения биоразнообразия и реинтродукции редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира; к 2024 году создан новый механизм сотрудничества государства, коммерческих и общественных организаций и привлечения внебюджетных средств на сохранение биоразнообразия - инициатива "Бизнес и Биоразнообразие", в рамках которой коммерческими организациями подготовлены программы сохранения биоразнообразия (не менее 15), включающие в том числе мероприятия по сохранению, восстановлению и реинтродукции редких видов животных, предусмотренные дорожными картами; к 2024 реализованы мероприятия по восстановлению и реинтродукции редких видов животных, включенных в перечень, направленные на сохранение и увеличение численности их популяций (не менее 10); создана и развита инфраструктура для экологического туризма в национальных парках, в том числе с привлечением внебюджетного финансирования; к концу 2024 года обеспечена реализация комплекса мер по продвижению туристских продуктов национальных парков, в том числе создан информационный портал по продвижению экологического туризма на особо охраняемых природных территориях федерального значения; к концу 2024 года разработана и внедрена многоуровневая система подготовки кадров для заповедной системы на базе высшего и среднего профессионального образования, а также курсов повышения квалификации; сохранен рост доли площади особо охраняемой природной территории (государственные природные заповедники и национальные парки), пройденной огнем при пожарах антропогенного воздействия, в общей площади особо охраняемых природных территорий, затронутой пожарами, на уровне не выше 2 процентов; увеличена доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены постановления о привлечении к ответственности, в общем количестве выявленных нарушений до уровня не ниже 89 процентов; обеспечено повышение индекса численности охотничьих ресурсов в охотничьих хозяйствах по отношению к уровню 2010 года; обеспечено повышение доли площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения, в общей площади охотничьих угодий Российской Федерации до уровня 29 процентов; обеспечено выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира на территории Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии и иных международных соглашений |
Паспорт
подпрограммы 3 "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
Ответственный исполнитель |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Соисполнители подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Участник подпрограммы |
- |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цели подпрограммы |
- |
обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений и изменений климата; обеспечение потребностей государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды; информационная поддержка обеспечения гидрометеорологической и экологической безопасности |
Задачи подпрограммы |
- |
повышение оправдываемости штормовых предупреждений и предупрежденности случаев с опасными природными (гидрометеорологическими и гелиогеофизическими) явлениями; повышение эффективности активного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; обеспечение информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; обеспечение функционирования и развития государственной наблюдательной сети, а также системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и информации о загрязнении окружающей среды; обеспечение функционирования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в целях информационного обеспечения морской деятельности Российской Федерации; модернизация и развитие государственной системы мониторинга окружающей среды; обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
показатель 3.1 "Оправдываемость штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях"; показатель 3.2 "Оправдываемость краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов космической погоды"; показатель 3.3 "Доля объектов экономики и социальной сферы, защищенных от снежных лавин, в общем количестве нуждающихся в защите объектов в лавиноопасных районах"; показатель 3.4 "Оправдываемость прогнозов лавинной опасности"; показатель 3.5 "Степень сокращения потерь от града на защищаемой территории"; показатель 3.6 "Оправдываемость суточных прогнозов погоды"; показатель 3.7 "Охват системой наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек"; показатель 3.8 "Увеличение числа пользователей информации Единого государственного фонда данных по отношению к уровню 2009 года"; показатель 3.9 "Выполнение нормативных объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха (в соответствии с международными требованиями измерений загрязнения окружающей среды)"; показатель 3.10 "Прирост нормативных объемов измерений загрязнения окружающей среды, ежегодно выполняемых государственной наблюдательной сетью"; показатель 3.11 "Количество морских экспедиций по осуществлению мониторинга состояния и загрязнения акваторий Мирового океана"; показатель 3.12 "Количество информационных ресурсов Росгидромета, интегрируемых в Единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане" |
Срок реализации подпрограммы |
- |
2012 - 2024 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 175374431,6 тыс. рублей, в том числе: на 2012 год - 8594931,9 тыс. рублей; на 2013 год - 8806312,8 тыс. рублей; на 2014 год - 9732879 тыс. рублей; на 2015 год - 13148612,6 тыс. рублей; на 2016 год - 13598635,9 тыс. рублей; на 2017 год - 14349133,9 тыс. рублей; на 2018 год - 14203572,3 тыс. рублей; на 2019 год - 15080442,5 тыс. рублей; на 2020 год - 16318829,6 тыс. рублей; на 2021 год - 16804645,6 тыс. рублей; на 2022 год - 14785255,9 тыс. рублей; на 2023 год - 15312803,8 тыс. рублей; на 2024 год - 14638375,8 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
обеспечено повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности); обеспечено повышение оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных явлениях до 92 - 94 процентов; обеспечены потребности населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; обеспечено функционирование государственной наблюдательной сети; обеспечено последовательное развитие инфраструктуры государственной наблюдательной сети; обеспечена оправдываемость суточных прогнозов погоды до 96 - 97 процентов; обеспечен рост нормативных объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха (в соответствии с международными требованиями измерений загрязнения окружающей среды) до 62 процентов; обеспечены потребности различных видов морской деятельности Российской Федерации (мореплавания по Северному морскому пути, рыболовства, морского флота и обороны страны) данными комплексных исследований морской среды, океанов и морей; осуществлена информационная поддержка функциональных и региональных направлений морской деятельности в Российской Федерации |
Паспорт
подпрограммы 4 "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Соисполнители подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Участник подпрограммы |
- |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике; создание условий развития системы гидрометеорологического обеспечения хозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, мореплавания по Северному морскому пути |
Задачи подпрограммы |
- |
развитие экспедиционной деятельности в Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген, прилегающем континентальном шельфе и в акватории Северного Ледовитого океана в интересах экономического развития и безопасности Российской Федерации, создания единой инфраструктуры систем мониторинга природных процессов, состояния и загрязнения окружающей среды в регионе; развитие комплексных научных исследований в Антарктике; содействие сохранению и развитию системы Договора об Антарктике, в том числе выполнение требований Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике; поэтапное внедрение автоматизированных систем непрерывного измерения содержания основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов; повышение плотности и расширение диапазона проводимых наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации и высоких широтах Арктики; увеличение возможностей системы "Север" по гидрометеорологическому обеспечению мореплавания в акватории Северного морского пути; проведение радиационного обследования объектов с отработавшим ядерным топливом, организация постоянного радиоэкологического мониторинга районов затопления ядерных, радиационно опасных объектов и радиационных отходов в Арктике |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
показатель 4.1 "Количество российских антарктических станций и сезонных полевых баз"; показатель 4.2 "Количество полевых научных проектов в программе работ очередной Российской антарктической экспедиции"; показатель 4.3 "Количество вывезенных за пределы района действия Договора об Антарктике отходов прошлой и текущей деятельности"; показатель 4.4 "Количество экспедиций по исследованию высокоширотной Арктики, в том числе на архипелаге Шпицберген"; показатель 4.6 " Выполнение нормативных объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха "; показатель 4.7 "Количество модернизированных пунктов государственной гидрометеорологической сети, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации (нарастающим итогом)"; показатель 4.8 "Оправдываемость морских метеорологических, гидрологических и ледовых прогнозов, составленных с использованием автоматизированной ледово-информационной системы "Север""; показатель 4.9 "Количество проведенных экспедиций с целью мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации в местах затопленных и затонувших атомных подводных лодок, а также других объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами" |
Срок реализации подпрограммы |
- |
2012 - 2024 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 33469791,6 тыс. рублей, в том числе: на 2012 год - 1805083,7 тыс. рублей; на 2013 год - 1122927,7 тыс. рублей; на 2014 год - 1153321 тыс. рублей; на 2015 год - 1193125,2 тыс. рублей; на 2016 год - 1364507,1 тыс. рублей; на 2017 год - 1318533,6 тыс. рублей; на 2018 год - 1305585,4 тыс. рублей; на 2019 год - 1310925 тыс. рублей; на 2020 год - 6901580,8 тыс. рублей; на 2021 год - 3797017,2 тыс. рублей; на 2022 год - 3321926,7 тыс. рублей; на 2023 год - 3354334,2 тыс. рублей; на 2024 год - 5520924 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
обеспечены геополитические интересы Российской Федерации в высокоширотной Арктике; обеспечено постоянное российское присутствие на архипелаге Шпицберген; обеспечены национальные интересы Российской Федерации в Антарктике в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации за счет: укрепления и развития существующей системы Договора об Антарктике; развития комплексных научных исследований Антарктики, особенно выполнения исследований и работ по определению роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях; выполнения международных обязательств Российской Федерации по Договору об Антарктике и Протоколу по охране окружающей среды к этому Договору; использования наземной инфраструктуры в Антарктике в целях осуществления российских программ, связанных с исследованиями космического пространства; использования существующей инфраструктуры российских антарктических станций и сезонных полевых баз; расширения и модернизации транспортной схемы функционирования Российской антарктической экспедиции, ввода в эксплуатацию нового научно-исследовательского судна "Академик Трешников"; расширения научных коллективов, увеличения числа научно-исследовательских учреждений, привлекаемых к антарктическим исследованиям, расширения тематики исследований, привлечения молодых ученых; обеспечения участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в Антарктике в двусторонних и многосторонних международных программах; прирост нормативов объемов измерений загрязнения атмосферного воздуха до 95 процентов к 2024 году; создана и введена в эксплуатацию плавучая обсерватория российских исследований и мониторинга природной среды в высоких широтах Северного Ледовитого океана с размещенными на ней современными лабораторными комплексами; проведена модернизация гидрометеорологических станций и постов, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, введена в эксплуатацию модернизированная автоматизированная ледово-информационная система "Север", обеспечено повышение качества информационного гидрометеорологического обеспечения морской деятельности в Арктике; разработана программа мониторинга радиоактивного загрязнения морской среды в местах затопленных и затонувших атомных подводных лодок, а также других объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами; сформированы база данных и атлас современной радиоэкологической обстановки в местах затопленных и затонувших атомных подводных лодок, а также других объектов с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами |
".
2. Паспорт подпрограммы 9 изложить в следующей редакции:
"
Паспорт
подпрограммы 9 "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Соисполнители подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Участник подпрограммы |
- |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство по рыболовству |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
экологическое оздоровление озера Байкал за счет сокращения объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории до 145644 тыс. куб. метров к концу 2024 года, а также снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал на 448,9 гектара к концу 2024 года |
Задачи подпрограммы |
- |
сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории; снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал; сохранение и воспроизводство уникальных водных биологических ресурсов озера Байкал; обеспечение качественного государственного экологического мониторинга на Байкальской природной территории |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
показатель 9.1 "Снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал"; показатель 9.2 "Увеличение количества выпускаемых водных биологических ресурсов"; показатель 9.3 "Охват площади Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом" |
Срок реализации подпрограммы |
- |
2021 - 2024 годы |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
- |
объем финансового обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета - 19767662,8 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 5682312,7 тыс. рублей; 2022 год - 5402527,6 тыс. рублей; 2023 год - 4202722,5 тыс. рублей; 2024 год - 4480100 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
к 2024 году 100 процентов Байкальской природной территории охвачено государственным экологическим мониторингом; осуществлено нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение реализации мероприятий по сохранению озера Байкал; сохранены и воспроизведены уникальные водные биологические ресурсы озера Байкал: к концу 2024 года обеспечен выпуск не менее 750 млн. штук личинок омуля, 1,5 млн. штук молоди омуля и 1,5 млн. штук молоди осетра; очищены к концу 2024 года на 448,9 гектара территории, подвергшиеся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающие воздействие на озеро Байкал |
".
3. Паспорт федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" исключить.
4. Утратил силу с 1 января 2025 г. - Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2024 г. N 1891
5. Утратил силу с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства России от 29 декабря 2021 г. N 2549
6. Утратил силу с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства России от 29 декабря 2021 г. N 2549
Дополнен перечень целевых показателей госпрограммы. Общий объем финансирования сокращен на 40 млрд руб.
Уточнены ожидаемые результаты реализации программы. Так, по состоянию на 31 декабря 2024 г. будет ликвидировано 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде. Дополнительно предусмотрена разработка механизмов поддержки "зеленых проектов" и сокращение объемов поступления загрязненных вод в Байкал.
Скорректированы сведения о планируемых мерах правового регулирования, а также план реализации программы на 2021 г. и плановый период 2022-2023 г.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2021 г. N 507 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
Вступает в силу с 16 апреля 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2021 г. N 0001202104080010, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. N 15 (часть III) ст. 2574
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2024 г. N 1891
Изменения вступают в силу с 1 января 2025 г.
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2549
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.