Решение Самарского областного суда от 5 марта 2021 г. N 3а-500/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-500/2021 по административному исковому заявлению С.А.Е. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
С.А.Е. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу административного истца расходы на представителя 15 000 руб.
Требования обоснованы тем, что в указанный Перечень включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, не отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в нем отсутствуют объекты делового или торгового назначения, бытового обслуживания или общественного питания. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Л.Л.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение включено в Перечень в связи с тем, что нежилое здание с кадастровым номером N, часть которого является нежилое помещение, имеет наименование "гараж с надстроем над подземным гаражом под размещение офисов, торговых помещений, гостиничных номеров и помещений соцкультбыта", фактически здание используется как торгово-офисный центр "Л.", что позволяет его отнести к объектам, предназначенным для использования одновременно в качестве объектов офисного, торгового назначения,
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 29 октября 2018 года N 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2019 год.
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что С.А.Е. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 65,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Нежилое помещение с кадастровым номером N расположено на 2 этаже Лит А2 Гаражно-Эксплуатационного кооператива "А." г. Тольятти, членом которого является С.А.Е., что подтверждается справками ГСК "А." от 4 декабря 2018 года, от 15 марта 2005 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости наименование и назначение указанного объекта недвижимости - нежилое помещение.
По сведениям технического паспорта в нежилом помещении с кадастровым номером N располагаются помещения без указания из наименования.
Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости и технического учета не позволяли министерству отнести указанные нежилое помещение к объектам делового, офисного, коммерческого назначения, торговым объектам или объектам общественного питания или бытового обслуживания.
Нежилое помещение располагается в здании с кадастровым номером N, имеющем наименование: "гараж с надстроем над подземным гаражом под размещение офисов, торговых помещений, гостиничных номеров и помещений соцкультбыта".
Наименование здания не предполагает безусловного размещения в нем объектов делового, офисного, коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания или общественного питания.
Доводы административного ответчика о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N фактически используется как торгово-офисный центр "Легион", не подтверждены доказательствами.
Акт осмотра здания на момент утверждения оспариваемого Перечня административным ответчиком не производился, и факт использования более 20% помещений в этом здании объектов офисного или торгового назначения не установлен.
На запрос суда Самарское областное отделение Средневолжский филиал АО "Р." сообщило, что в архивном фонде, находящемся у него на хранении, отсутствуют сведения об объекте недвижимости по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Офицерская, д. 16, в связи с чем копия технического паспорта на здание не может быть представлена.
Акт осмотра от 3 декабря 2020 года, выполненный ГБУ СО "ЦРР", на который ссылается в своих возражениях министерство, не подтверждает факт нахождения в нежилом здании или нежилом помещении более 20% помещений офисного или торгового назначения. В этом акте указано, что в нежилом помещении с кадастровым номером N располагаются пустые помещения.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке по ул. Офицерской, д. 15, в г. Тольятти.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения нежилого помещения в Перечень не имелось, в связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2019 годы в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
Административным истцом заявлены требования о взыскании в его пользу расходов на услуги представителя в размере 15 000 руб.
Суду представлен договор об оказании юридических услуг от 25 декабря 2020 года, заключенный между С.А.Е. и Л.Л.В., чек на оплату юридических услуг в размере 15 000 руб. от 25 декабря 2020 года через Сбербанк Онлайн.
Учитывая положения статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также принимая во внимания категорию дела и объем оказанных представителем услуг по делу, суд снижает размер юридических услуг до 7000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования С.А.Е. удовлетворить частично.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу С.А.Е. расходы на представителя в размере 7 000 руб.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 9 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 5 марта 2021 г. N 3а-500/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании