Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
от 31.03.2021 N 28П-463
Руководство
по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - руководство по соблюдению обязательных требований) разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2. Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и имеет целью оказание информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области лесного хозяйства, включая разъяснение отдельных положений настоящего руководства, выполнение которых, как свидетельствует практика, вызывает определенные затруднения и недопонимания.
1. Нормативно-правовое регулирование при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации
1.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации:
1) Лесной кодекс Российской Федерации от 04 декабря 2006 N 200-ФЗ;
2) Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 N 136-ФЗ;
3) Федеральный закон от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
4) Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
5) Федеральный закон от 24 июля 2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
6) Постановление Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 N 1614 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах";
7) Постановление Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 N 2047 "О Правилах санитарной безопасности в лесах";
8) Приказ Рослесхоза от 09 ноября 2020 N 911 "Об утверждении Правил заготовки живицы";
9) Приказ Рослесхоза от 28 июля 2020 N 494 "Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений";
10) Приказ Рослесхоза от 28 июля 2020 N 497 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений";
11) Приказ Рослесхоза от 27 июля 2020 N 487 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности";
12) Приказ Рослесхоза от 09 ноября 2020 N 908 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности";
13) Приказ Минприроды России от 30 июля 2020 N 539 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме";
14) Приказ Рослесхоза от 07 июля 2020 N 417 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута";
15) Приказ Рослесхоза от 10 июля 2020 N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута";
16) Приказ Минприроды России от 12.12.2017 N 661 "Об утверждении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечня случаев использования лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков";
17) Приказ Рослесхоза от 22 июля 2020 N 469 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)";
18) Приказ Минприроды России от 30 июля 2020 N 534 "Об утверждении правил ухода за лесами";
19) Приказ Минприроды России от 04 декабря 2020 N 1014 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений";
20) Приказ Минприроды России от 01 декабря 2020 N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ";
21) Приказ Минприроды России от 02 июля 2020 N 408 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута";
2. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
2.1. Соблюдать обязательные требования при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны граждане и организации.
3. Обязательные требования, определяющие порядок и условия осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации
3.1. Соблюдение требований правил пожарной безопасности в лесах (Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах")
Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова при нахождении в лесах запрещается:
использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления;
бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
применять при охоте пыжи из горючих (способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) или тлеющих материалов;
оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и другие горючие вещества) в не предусмотренных специально для этого местах;
заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Юридическим лицам и гражданам, осуществляющим использование лесов, в целях соблюдения правил пожарной безопасности в лесах необходимо:
хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;
в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа, предусмотренного статьей 8.32. КоАП РФ.
Также запрещено: выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, влечет наложение административного штрафа.
3.2. Невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении выявленного нарушения лесного законодательства.
За невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, статьей 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
3.3. Соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах (Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах").
Запрещается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений, невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации, уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах, уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса.
Юридическим лицам и гражданам, осуществляющим использование лесов, в целях соблюдения правил санитарной безопасности в лесах необходимо:
уведомлять в 5-ти-дневный срок об обнаруженных погибших и поврежденных лесных насаждениях;
предотвращать загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса;
своевременно выполнять работы по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
не допускать уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;
не допускать уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса;
не допускать уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;
не допускать проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых древостоях;
не допускать ухудшения санитарного и лесопатологического состояния лесов при использовании лесов для рекреационных целей;
не допускать использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях, лесах, расположенных в водоохранных зонах;
не допускать разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения; и другие.
Нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа, предусмотренного ч. 1 статьи 8.31 КоАП РФ.
Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности предусмотренного ч. 3 статьи 8.31 КоАП РФ.
3.4. На землях лесного фонда Московской области запрещено самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Нарушением является занятие и использование лесного участка в отсутствие специального разрешения на использование лесных участков или проведение работ, оформленного в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Специальным разрешением является разрешение на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений (производственных, хозяйственных, бытовых), прокладку лесных дорог и иных элементов лесной инфраструктуры и т.п. в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.
В соответствии со ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков - влечет наложение административного штрафа.
3.5. В лесах запрещена рубка насаждений, повреждение лесных насаждений с нарушением требований законодательства.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Запрещено самовольное выкапывание лесных насаждений - изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения, либо вопреки установленному запрету.
Юридическим лицам и гражданам, при нахождении в лесах запрещается повреждение лесных насаждений, т.е. деревьев, кустарников или лиан, которое может выражаться в раздроблении, смятии, уничтожении части дерева или кустарника (корневой системы, ветвей и т.п.) до прекращения роста или не влекущих прекращение роста. Способы повреждения могут быть разными: при рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок для туристов и т.п. Повреждение также может происходить в результате проезда транспорта, ведения строительных работ, лесозаготовительных работ, прогона скота и проч.
Рубка - это отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание и т.п.
Юридическим лицам и гражданам в целях недопущения повреждения лесных насаждений необходимо оформлять необходимые документы (договоры аренды, проекты освоения лесов, получившие положительное заключение государственной экспертизы, договоры купли-продажи лесных насаждений, государственный контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, государственное задания на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 8.28 КоАП РФ за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан предусмотрена административная ответственность в виде предупреждение или наложение административного штрафа.
3.6. Нарушение правил использования лесов включают в себя все нарушения, предусмотренные правилами заготовки древесины, таких как:
использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог; повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв; захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах;
повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев;
оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленные зависшие деревья;
повреждение или уничтожении подроста, подлежащего сохранению; уничтожение или повреждении граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;
рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с Правилами заготовки древесины и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев (в границах лесосеки);
заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования лесным участком;
оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке;
вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ;
невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки; уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок;
выполнение работ (санитарно-оздоровительных мероприятий на основании государственного контракта и государственного задания) без технологической карты (за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления); повреждении лесных насаждений, растительного покрова и почв;
несоблюдения условий технологической карты, а также документов, являющихся основанием для производства лесосечных работ;
нарушение последовательности лесосечных работ: порядка проведения подготовительных, основных и заключительных лесосечных работ, в том числе приведение в состояние, пригодное для использования по назначению, лесных дорог, имевшихся до осуществления лесосечных работ, нарушенных мостов, просек, водотоков, ручьев, рек.
нарушения, при заготовке лекарственных растений, пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой, сосновой лапы, камыша, тростника и подобных лесных ресурсов, а также пищевых ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности и для собственных нужд: в запрещенных местах; с превышением объемов; в неустановленные сроки.
Статьей 8.25 КоАП РФ за нарушение правил использования лесов предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа.
Часть 4 статьи 8.25 КоАП РФ утратила силу (Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ).
3.7. Соблюдение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства (приказ Минприроды России от 02.07.2020 N 408 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и Перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута").
За действия по:
сенокошению и выпаса сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных;
размещению ульев и пасек, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (в запрещенных для этого местах; неразрешенными способами или приспособлениями; с превышением объемов; в неустановленные сроки; сбор, заготовка и реализация пищевых ресурсов, в отношении которых это запрещено.
Статьей 8.26 КоАП РФ "Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов" предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
3.8. За действия, либо бездействие гражданина, должностного лица или юридического лица, обязанных представить определенную информацию, но не представивших ее или представивших неполную, искаженную информацию, а именно если лицо:
- полностью игнорирует исполнение своей обязанности;
несвоевременно представляет в госорган (должностному лицу) соответствующие сведения, круг которых установлен законом или необходимых для осуществления госорганом (должностным лицом) возложенных на него законом функций (при осуществлении им своей деятельности). Если сведения выходят за рамки указанного круга, то непредставление их не образует состава данного правонарушения;
- представляет в госорган (должностному лицу) упомянутые выше сведения, но либо в неполном объеме (например, лишь часть требуемой информации) либо в искаженном виде (недостоверная информация);
согласно статьи 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
3.9. Нарушением требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (нарушение правил учета древесины (постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 N 1898 "Об утверждении правил учета древесины") являются нарушения, связанные с несоответствием: объема древесины, породного состава, сортиментного состава.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях предотвращения нарушений требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней необходимо:
осуществлять транспортировку древесины с оформленным в установленном лесным законодательством порядке сопроводительным документом:
иметь при себе сопроводительный документ;
не нарушать правила заполнения сопроводительного документа (постановление Правительства РФ от 16.10.2020 N 1696 "О сопроводительном документе на транспортировку древесины").
Статьей 8.28.1 КоАП РФ за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.
3.10. За действия по уничтожению (разорению) на землях лесного фонда: муравейников; гнезд; нор; других убежищ животных, статьей 8.29. КоАП РФ "Уничтожение мест обитания животных" предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа.
3.11. За действия по уничтожению (приведению в непригодное состояние полностью), либо повреждению (частично непригодными для использования по назначению): сенокосов; пастбищ; дорог; просек; иных объектов лесной инфраструктуры, статьей 8.30 КоАП РФ "Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ" предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа.
3.12. За правонарушения, выраженные в виде действий, направленных на уничтожение или повреждение лесоустроительных, или лесохозяйственных знаков или указанной на них информации, предусмотрена административная ответственность по статье 7.2 КоАП РФ "Уничтожение или повреждение специальных знаков" в виде административного штрафа.
Примечание. К лесоустроительным и лесохозяйственным знакам относятся: столбы квартальные, квартальные указательные, граничные хозяйственные, визирные, визирные указательные, на пробных площадях, внутренней ситуации, лесосечные (деляночные), на площадях лесовосстановительных мероприятий, прочие лесохозяйственные столбы; колья пикетные и для закрепления центра площадок при измерительно-перечислительной таксации, обследовании естественного возобновления и лесных культур.
В качестве натурных знаков могут применяться: столбы деревянные и железобетонные, металлические или пластмассовые таблички, каменные пирамиды и глыбы, колья, отметки на деревьях (ОСТ 56-44 80 Знаки натурные лесоустроительные и лесохозяйственные. Типы, размеры и общие технические требования).
3.13. За действия (бездействия) лиц по воспрепятствованию законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, предусмотрена административная ответственность по статье 19.4.1. КоАП РФ в виде административного штрафа или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года.
Юридические лица в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении проверок обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
3.14. За самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольная мена земельного участка статьей 7.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
Действия, направленные на не урегулированное в установленном законом порядке отчуждение прав пользования указанными объектами для извлечения связанных с этим преимуществ и выгод ненадлежащим лицом либо лицом, не оформившим соответствующие документы это:
самовольная уступка права пользования лесным участком - действия по передаче лесного участка в субаренду в отсутствие письменного согласования Комитетом уступки права пользования лесным участком;
самовольная мена лесного участка - действия, заключающихся в фактической смене, арендатора, иного пользователя без прохождения установленной законом процедуры юридического оформления и получения надлежащего правоустанавливающего документа.
3.15. Соблюдение правил лесовосстановления (приказ Минприроды России от 04.12.2020 N 1014 "Об утверждении правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений").
Юридическим лицам и гражданам в целях недопущения нарушения правил лесовосстановления необходимо:
не нарушать сроки и технологии (методы) выполнения работ по лесовосстановлению;
соответствовать требованиям к используемому для лесовосстановления посадочному материалу (качество, высота и диаметр стволика у корневой шейки);
не использовать при лесовосстановление нерайонированных семян (не соответствующих требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве").
Лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
За несоблюдение вышеуказанных норм статьей 8.27 КоАП РФ "Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению" предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа.
3.16. Рекультивация нарушенных земель.
Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению - бездействие лица, обязанного заботиться о состоянии земель, заключающееся в не совершении предусмотренных законом, договором аренды или субаренды, решением о предоставлении земель для тех или иных целей, во временное пользование действий. В число таких обязанностей входит рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. (Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель").
Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению - действия, направленные на приведение временно занимаемых земель в пригодное состояние, совершенные после истечения срока, на который они были предоставлены договором аренды, если этот срок не был продлен в установленном порядке. Так, земли должны быть приведены в порядок по завершении изыскательских работ, в том числе проводимых путем почвенных, агрохимических, геоботанических, геоморфологических, геологических, химических и иных необходимых обследований.
Рекультивация нарушенных земель при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
За невыполнение лицом, возложенных на него обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в результате проведения различных работ, статьей 8.7. КоАП РФ "Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв" предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа.
3.17. Совершение действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения, т.е. использовании лесного участка не по целевому назначению, не в соответствии с теми целями, видами использования лесов, для которых они предоставлены, а также невыполнение или несвоевременном выполнении обязанностей по приведению лесного участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства (например, при окончании срока договора аренды) являются нарушениями законодательства, за которые статьей 8.8. КоАП РФ "Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению" предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 31 марта 2021 г. N 28П-463 "Об утверждении руководства по соблюдению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.