Определение Верховного Суда РФ от 1 апреля 2021 г. N 310-ЭС21-2390 по делу N А83-3255/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019 по делу N А83-3255/2018, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.11.2020 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Титановые Инвестиции" в лице Армянского филиала (далее - общество) о признании незаконным и отмене требования Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю (далее - управление) о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 01.12.2017 N 158/011217-1/06-4732 (далее - требование).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий обществом Кузьменко В.Н., Лаптев А.Е., Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым,
установила:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.12.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.11.2020, заявление удовлетворено частично. Признано недействительным требование в части начисления задолженности в сумме 714 369 051 рубля 97 копеек. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалоб, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобах, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, при проведении управлением проверки сведений, указанных в декларации общества о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год и сведений об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, выявлен ряд нарушений, в том числе нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Сумма платы по строкам 1-8, 10-15 раздела 4 декларации произведена без учета коэффициента к ставке платы 5 за отходы, размещенные сверх лимита и с использованием стимулирующего коэффициента 0,3.
Нарушение привело к занижению начисленной суммы платы на 714 131 773,64 рубля.
Управлением в адрес общества направлено требование на сумму 736 853 740,66 рубля.
Не согласившись с требованием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Кодекса, положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 09.03.2013 N 5-П, суды удовлетворили заявление частично исходя из следующего.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название постановления N 5-П следует читать как "от 05.03.2013 г."
Общество неоднократно обращалось в Минприроды для утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получало отказы (письма от 04.08.2015, от 23.03.2016), в том числе, по причине отсутствия указанных объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Нормативы и лимиты были ранее установлены обществу по законодательству Украины и действовали вплоть до конца 2014 года (разрешение Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 06.06.2013 N 57).
Начиная с 2015 года, общество предпринимало последовательные действия для установления нормативов и лимитов по законодательству Российской Федерации, однако получало отказы.
Нормативы и лимиты не были своевременно утверждены по не зависящим от общества причинам, в том числе, в силу длительности административных процедур.
Применение повышающего коэффициента предполагает недобросовестное поведение субъекта, направленное на уклонение от установления нормативов и лимитов и в любом случае представляет собой меру ответственности за подобное недобросовестное поведение.
Коэффициент 5 не может быть применен к добросовестным природопользователям, принимающим меры к получению указанного разрешения и имеющих соответствующее разрешение в предыдущем периоде.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что обществом правомерно задекларирована сумма с учетом коэффициента 0,3.
Приведенные заявителем доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, а выражают несогласие с выводами судов.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
отказать Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 1 апреля 2021 г. N 310-ЭС21-2390 по делу N А83-3255/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1221/19
11.08.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2454/18
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-3255/18
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-3255/18
13.06.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1221/19
05.06.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-3255/18
17.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-3255/18
13.12.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2454/18
05.09.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2454/18
31.07.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-3255/18