Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о системах оповещения населения города Владимира
(утв. постановлением администрации города Владимира от 30 марта 2021 г. N 663)
1. Общие положения
1.1. Положение о системах оповещения населения города Владимира (далее - Положение) определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях (далее - оповещение населения) - это доведение в минимально короткие сроки до органов управления, сил и средств гражданской обороны (далее - ГО) города Владимира и территориального звена города Владимира территориальной подсистемы Владимирской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - городское звено РСЧС) и населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения, или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Оповещение населения является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих приведение органов управления, сил и средств ГО города Владимира (далее - город) и городского звена РСЧС в готовность к выполнению задач по защите населения и территории города при угрозе возникновения или о возникновении ЧС, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по ГО и защите населения от ЧС органами управления, силами ГО и городского звена РСЧС, а также для применения населением средств и способов защиты. С этой целью на каждом уровне управления создаются системы оповещения населения.
1.3. Система оповещения населения города состоит из муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (далее - МАСЦО), комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее - КСЭОН), локальных систем оповещения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ЛСО).
Система оповещения населения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, каналов сети связи общего пользования, других средств, размещенных на пунктах управления ГО и городского звена РСЧС, объектах связи и телерадиовещания, а также средств подачи звуковых сигналов оповещения и передачи речевой информации, установленных в жилых районах города, на объектах производственной и социальной сферы.
В целях обеспечения оповещения должностных лиц ГО города и городского звена РСЧС в администрации города, муниципальном казенном учреждении "Управление гражданской защиты города Владимира" (далее - МКУ "ВУГЗ"), администрациях районов и организациях города используются системы оповещения должностных лиц на базе персональной электронно-вычислительной машины (далее - ПЭВМ) типа "Градиент".
При невозможности осуществить оповещение должностных лиц с использованием ПЭВМ типа "Градиент" оповещение проводится оперативными дежурными службами с использованием городской сети автоматической телефонной станции и сети сотовой связи. Порядок взаимодействия оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы города (далее - ЕДДС) и дежурного дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций устанавливается должностными инструкциями и другими распорядительными документами.
1.4. МАСЦО - это система оповещения населения о ЧС, в которой используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения (электрические, электронные сирены и мощные акустические системы) в местах массового пребывания людей, осуществляющие передачу сигналов оповещения и экстренной информации населению об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
1.5. КСЭОН - это система оповещения населения о ЧС, представляющая собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления городского звена РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах в зонах экстренного оповещения населения.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.6. ЛСО - это система оповещения работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
ЛСО создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
1.7. Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования городского звена РСЧС:
- на муниципальном уровне - МАСЦО, КСЭОН;
- на объектовом уровне - ЛСО.
Границами зон действия (создания) МАСЦО являются административные границы муниципального образования город Владимир.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы территории (зон) экстренного оповещения населения города об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, подверженные угрозе распространения лесных пожаров, а также подтапливаемые при авариях на гидротехнических сооружениях.
Границами зон действия (создания) ЛСО являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
1.8. Системы оповещения населения города Владимира должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к настоящему Положению.
На системы оповещения населения оформляются паспорта в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.07.2020 N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
2. Назначение и основные задачи систем оповещения населения
2.1. Системы оповещения всех уровней предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС с целью выполнения задач по защите населения и территории города от ЧС и от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
2.2. Основной задачей систем оповещения, создаваемых в городе, является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава и сил ГО города и городского звена РСЧС;
- МКУ "ВУГЗ", оперативных дежурных служб города, дежурных дежурно-диспетчерских служб организаций, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории города Владимира.
2.3. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения, а также органов повседневного управления городского звена РСЧС.
2.4. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и персонала организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения;
- объектового звена РСЧС и объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в границах зоны действия ЛСО;
- людей, находящихся в границах зоны действия ЛСО.
3. Порядок задействования систем оповещения населения
3.1. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планами ГО и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Задействование по предназначению ЛСО планируется и осуществляется в соответствии с Положениями, разрабатываемыми организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, перечисленными в пункте 1.6 настоящего Положения.
3.2. Право отдавать распоряжение на задействование систем оповещения предоставляется:
- МАСЦО, КСЭОН - главе города, председателю КЧС и ОПБ города или лицу, его замещающему;
- ЛСО - руководителям организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения.
3.3. Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочих мест оперативным дежурным ЕДДС, дежурным ДДС организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС.
Оперативный дежурный ЕДДС, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до руководящего состава ГО города, МКУ "ВУГЗ" и городского звена РСЧС.
Дежурный ДДС организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения, немедленно доводит сигналы оповещения и (или) экстренную информацию до руководящего состава ГО организации и объектового звена РСЧС.
3.4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматизированном, автоматическом либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
Основной режим функционирования МАСЦО - автоматизированный.
Автоматический режим функционирования является основным для ЛСО и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется оперативным дежурным ЕДДС, дежурным ДДС организаций с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня. КСЭОН задействуется от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов. В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) без участия ЕДДС и ДДС организаций.
В ручном режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) уполномоченными дежурными (дежурно-диспетчерскими службами) органов повседневного управления ГО и городского звена РСЧС непосредственно с мест их установки. При ручном режиме функционирования задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических (электронных) сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи повтор передачи сообщения осуществляется не ранее чем закончится передача предыдущего сообщения).
Тексты стандартных речевых сообщений населению и информация о фактических и прогнозируемых ЧС готовятся и записываются на магнитные носители заблаговременно постоянно действующим органом управления городского звена РСЧС - МКУ "ВУГЗ" совместно с ЕДДС.
3.6. Основным способом оповещения населения по сигналам ГО является передача в эфир сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях по первому мультиплексу цифрового наземного телерадиовещания, а также передача речевой информации с использованием радиоузлов проводного вещания, передатчиков "Радио Россия", "Маяк" по FM-приемникам.
Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети уличной радиофикации;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.7. Способы и сроки оповещения населения определяются комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) города и организаций.
3.8. Порядок действий оперативного дежурного ЕДДС, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами Федеральных органов исполнительной власти, администрации Владимирской области, администрации города и организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения.
3.9. МКУ "ВУГЗ", ЕДДС и организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, перечисленные в пункте 1.6 настоящего Положения, проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
4. Поддержание в готовности систем оповещения населения
4.1. Ответственность за поддержание в постоянной готовности МАСЦО и КСЭОН возлагается на начальника управления МКУ "ВУГЗ".
4.2. Ответственность за поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения.
4.3. Готовность систем оповещения населения достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
- наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием проектно-сметной документации на системы оповещения населения;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения, организациями, определяемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации для проведения эксплуатационно-технического обслуживания технических средств систем оповещения населения;
- наличием и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию и совершенствованию систем оповещения населения.
4.4. С целью поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения организуются и проводятся технические проверки:
- ежедневно, с передачей сигнала (речевого сообщения) "Техническая проверка" без включения оконечных устройств оповещения с записью результатов в книгу учета технического состояния технических средств системы оповещения населения;
- ежемесячно, каждый третий понедельник месяца с 10.00 до 10.30, с осуществлением проверки исправности каналов связи, передачи проверочного речевого сообщения и работоспособности оконечных устройств оповещения без включения сирен с составлением акта проверки.
Комплексные проверки готовности МАСЦО, КСЭОН и ЛСО проводятся два раза в год, при этом включение оконечных устройств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время с 10.30 до 11.30 в первую среду марта и октября.
Состав комиссии по проведению комплексной проверки готовности МАСЦО, КСЭОН и ЛСО, план подготовки и проведения комплексной проверки утверждаются постановлением администрации города Владимира.
По решению КЧС и ОПБ города и организаций могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности МАСЦО, КСЭОН и ЛСО, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с филиалом ФГУП "РТРС" "Владимирский ОРТПЦ". Замещение сигнала телеканалов (радиоканалов) вещателей в ходе комплексной проверки готовности систем оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
По результатам комплексной проверки готовности систем оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению, и оценка готовности систем оповещения населения в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению. Акт утверждается главой города, председателем КЧС и ОПБ города, в его отсутствие первым заместителем главы администрации города, первым заместителем председателя КЧС и ОПБ города.
Комплексные проверки готовности ЛСО проводятся не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, перечисленных в пункте 1.6 настоящего Положения. В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о ЛСО организаций. Комплексные проверки готовности ЛСО проводятся во взаимодействии с МКУ "ВУГЗ".
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
5. Организация резерва мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения
1. Резервы (запасы) технических средств оповещения создаются для обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения населения города в целях обеспечения гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите от ЧС.
Резерв технических средств оповещения области включает в себя резервные мобильные и носимые технические средства оповещения.
Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения устанавливаются МКУ "ВУГЗ, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, создающими ЛСО. Номенклатура резервов технических средств оповещения определяется создающими их органами исходя из:
- созданных на соответствующих территориях города систем оповещения населения;
- необходимости обеспечения различных режимов функционирования систем оповещения населения как в мирное, так и военное время;
- площади территорий, не охваченных автоматизированными системами оповещения населения;
- потребности в обеспечении оповещения населения при частичном нарушении функционирования систем оповещения населения вследствие военных конфликтов или возникновения ЧС природного и техногенного характера;
- норм минимально необходимой достаточности резервов;
- природных, экономических и иных особенностей территорий.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Резервные технические средства оповещения, предназначенные для восстановления функционирования систем оповещения населения города, хранятся на складе материально-технического имущества МКУ "ВУГЗ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.