Решение Самарского областного суда от 26 февраля 2021 г. N 3а-226/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-226/2021 по административному исковому заявлению Н.А.В. о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, установил:
Н.А.В. обратился в Самарский областной суд с административным иском к Думе городского округа Самара, в котором просит с учетом уточнений признать недействующим Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований административный истец указала, что является сособственником вышеуказанного земельного участка и расположенного на нем жилого дома, которые расположены в районе сложившейся индивидуальной жилой застройки.
Из уведомления N 38Д05-03/8149 от 20.10.2020 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров ИЖС установленным параметрам ему стало сведений, что часть указанного земельного участка расположена в границах красных линий. Из выданного чертежа красных линий видно, что ? земельного участка расположены в границах красных линий. При этом, исходя их местонахождения жилого дома на участке, дом попадает в красные линии целиком, что исключает возможность не только согласования строительства нового жилого дома, но и реконструкции старого.
На момент приобретения недвижимости в собственность о наличии красных линий на земельном участке он осведомлен не был. Какие-либо сведения о красных линиях на земельном участке отсутствовали как в правоустанавливающих документах предыдущего собственника, так и в выписках из ЕГРН. Земельный участок был сформирован в 1957 году и сохраняется в изначальных границах в настоящее время.
Красные линии установлены оспариваемым нормативным правовым актом. Полагает, что красные линии должны утверждаться отдельными документами в составе документации по планировке территории и не могут обозначаться на документах генерального плана, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 23, подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 2 части 6, пункту 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, положениям Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 года N 18-30, и нарушает его права.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С.Л.С. заявленные требования поддержала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Думы городского округа Самары по доверенности П.А.Ю. в судебном заседании против заявленных требований возражал, предоставил письменные возражения, в которых указал, что согласно статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации" установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации градостроительная документация действует в части не противоречащей Градостроительному Кодексу Российской Федерации. На момент принятия нового Генерального плана городского округа Самара имелась действующая с учетом статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации" градостроительная документация, содержащая красные линии территории города Самары, включая "Схему магистралей, городского и внешнего транспорта" по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1987 года, а также "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года. Таким образом, спорные красные линии на земельном участке не могут быть признаны произвольно установленными и не подлежащими учету при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности. Спорный земельный участок частично расположен на территории общего пользования ул. Карьерная и Внутренний проезд. Красные линии застройки нанесены на схему N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" решением Думы N 539. Решением Думы N 181 красные линии застройки перенесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры". Таким образом, красные линии на спорной территории установлены до введения в действие Градостроительного Кодекса РФ (до 30.12.2004), и до настоящего времени не изменялись. Учитывая, что изменение границ красных линий в отношении спорного земельного участка не планировалось (не планировалась реконструкция улицы), оснований для разработки проекта планировки на данной территории у органов местного самоуправления городского округа Самара не имелось. Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы принятия, порядка опубликования и утверждения, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Представители Главы, администрации городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, Н.Е.Ю. в судебное заседание не явились, о явке извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях представитель Главы, администрации городского округа Самара просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать. Указав, что красные линии на спорном земельном участке впервые отображены на схеме N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539. В редакции Решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 N 181 "О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара" красные линии перенесены со схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры". Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения. Предыдущими правообладателями жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, осуществлялось проведение его реконструкции, в результате которой общая площадь жилого дома увеличилась с 41,9 кв. м. до 61,9 кв. м. Реконструкция жилого дома осуществлена без разрешительной документации и является самовольной. В Департаменте градостроительства городского округа Самара сведения об обращении за разрешением кем-либо из лиц, являющихся предыдущими собственниками жилого дома, о разработке документации по планировке границ территории испрашиваемого земельного участка отсутствует. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом. Может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Н.А.Ю. предоставила суду письменное ходатайство, в котором просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные требования поддержала.
Иные лица письменных возражений пояснений суду не предоставили.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Неявка в судебное заседание административного ответчика, заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению дела, поскольку обязанность суда, предусмотренная ст. 45 и 226 КАС РФ об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, исполнена.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Г.А.Н., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 утверждён Генеральный план городского округа Самара.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59 (3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64 (3857), 10 апреля 2008 года.
Изменения, внесённые Решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части удаления красных линий застройки со схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" и нанесения их на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", опубликованы в "Самарской Газете", N 29 (4806), 18.02.2012 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликован и по процедуре его принятия не оспаривается.
Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области").
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы городского округа Самара регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могут обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Из материалов дела следует, что 11.03.2020 Н.А.В., Н.Е.Ю. по договору купли-продажи приобрели в общую совместную собственность земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Право собственности Н.А.В., Н.Е.Ю. на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером N, площадью 606 +/- 8 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома" подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.03.2020.
Право собственности Н.А.В., Н.Е.Ю. на жилой дом площадью 61,9 кв. м., расположенный на указанном выше земельном участке, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.03.2020.
Из материалов дела следует также, что земельный участок по указанному адресу, площадью 505,15 кв. м, был предоставлен К.С.М. на основании договора N 17640 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 14.05.1957 г., выданного отделом по делам строительства и архитектуры исполкома Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся, удостоверенного нотариусом 28.05.1957 г. по реестру 4-2025.
Впоследствии жилой дом, возведенный на данном земельном участке, был продан А.Т.М. по договору купли-продажи от 27.07.1979 г., нотариально удостоверенного по реестру N 1-1647, Севастьяновой М.А. по договору купли-продажи от 16.06.1982 г., нотариально удостоверенного по реестру N 3-1146.
С.В.Н. являлся собственником вышеуказанного жилого дома на основании свидетельства о праве на наследство от 13.09.1989 г., выданного нотариусом государственной нотариальной конторы Железнодорожного района г. Куйбышева по реестру N 2-4495, С.Г.В. - на основании свидетельства о праве на наследство от 04.11.1999 г., выданного нотариусом по реестру N 4938.
Согласно договора N 17640 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 14.05.1957 г. земельный участок, значащийся под N 52 по уг. ул. Внутренний проезд и ул. Промышленности поселка Толевый представлялся застройщику К.С.М. без каких либо ограничений и обременений.
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права от 11.07.2016 на имя Севастьянова Г.В. ограничений (обременения) права на земельном участке с кадастровым номером N площадью 507 кв. м. не зарегистрировано.
В ходе проведения работ по уточнению местоположения границ земельного участка было установлено, что фактическое местоположение и границы земельного участка не изменились. Споры по границам отсутствуют, по результатам межевания площадь земельного участка составила 606 кв. м.
Согласно выписок из ЕГРН от 27.01.2017, 17.03.2020 земельный участок с кадастровым номером N площадью 606+/-8 кв. м. имеет статус ранее учтенного объекта недвижимости, государственный учет которых был осуществлен в рамках действовавшего ранее законодательства, ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы.
Уведомлением Главы городского округа Самара N 38-Д05-03/8149 от 20.10.2020 Н.А.В. было сообщено о недопустимости размещения индивидуального жилищного строительства на земельном участке, так как часть объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N. расположенном по адресу: <адрес> предполагается разместить в границах красных линий.
Как следует из ответа Департамента градостроительства городского округа Самара от 24.11.2020 N Д05-01-01/11818-О-1 часть земельного участка с кадастровым номером N в границах красных линий.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) городского округа Самары от 17.11.2020 часть земельного участка с кадастровым номером N расположена в границах красных линий в соответствии со Схемой N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктурой Генерального плана городского округа Самара от 20.03.2008 N 539.
Судом установлено, что красные линии были исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г.о. Самары в оспариваемой редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181.
Представленная в материалы дела Схема N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" в числе условных обозначений содержит "красные линии застройки".
Как видно из выкопировки из ИСОГД городского округа Самары, представленной Департаментом градостроительства, в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара через земельный участок с кадастровым номером N проходят линии, обозначенные красным цветом, что свидетельствует об отнесении оспариваемым нормативным правовым актом части участка к территории общего пользования.
Суд полагает, что данное обстоятельство нарушает права Н.А.В., поскольку препятствует в реализации прав собственника в использовании земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома", так как в границах красных линий запрещено возводить и реконструировать объекты капитального строительства.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Между тем, земельный участок КН N в существующих границах поставлен на государственный кадастровый учет 14.05.1957, предоставлен в собственность физическому лицу и имеет вид разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома".
Согласно выписок из ЕГРН от 27.01.2017, 17.03.2020 сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории, отсутствуют.
Принимая во внимание, что статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий (ст. 42, 43 ГрК РФ), которая в данном случае отсутствует, суд приходит к выводу, что требования Надежина А.В. о признании недействующим в части утвержденного решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539 Генерального плана городского округа Самары в редакции решения Думы от 7 февраля 2012 года N 181 заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Ссылки административного ответчика и заинтересованных лиц на то обстоятельство, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плана г. Куйбышева, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 1 июня 1987 года N 226, и в неизменном виде перенесены в Генеральный план 2008 года, судом не могут быть учтены.
Предоставление спорного участка в пользование физическому лицу имело место в период действия Генерального плана г. Куйбышева 1987 года, однако исследованные доказательства свидетельствуют о том, что земельный участок не являлся частью территории общего пользования в период до принятия Генерального плана от 20.03.2008 г. N 539 и изменений в него от 07.02.2012 г. N 181.
Поскольку Генеральный план городского округа Самара в оспариваемой части принят после введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то в силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", не может содержать положений ему противоречащих. В связи с этим не могут быть признаны обоснованными ссылки на ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", содержание которой не предполагает отображение красных линий в Генеральном плане городского округа, а указывает лишь на возможность применения ранее утвержденной градостроительной документации, но только в части, не противоречащей Градостроительному Кодексу РФ, которым в свою очередь установлено, что проект красных линий утверждается только отдельными документами в составе документации по планировке территорий.
Утвержденные проекты планировки территории или проекты межевания территории суду не представлены, в связи с чем отображение красных линий в Генеральном плане г.о. Самара противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.
Доказательства, подтверждающие, что красные линии, проходящие через земельный участок с кадастровым номером N, обозначают фактически существующие в настоящее время улицы, проезды, автодороги, отсутствуют.
Ссылки Думы городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 05.05.2012 года несостоятельны, поскольку вопрос о правомерности установления красных линий на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г. Самары в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 года N 181, предметом разбирательства по ранее рассмотренному делу не являлся.
Доводы представителя Главы, Администрации г.о. Самара, что реконструкция жилого дома, повлекшая увеличение общая площадь жилого дома с 41,9 кв. м. до 61,9 кв. м., осуществлена без разрешительной документации и является самовольной правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления суд считает необходимым признать не действующим в оспариваемой части со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административные исковые требования Н.А.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 года N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Самарская Газета" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.03.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 26 февраля 2021 г. N 3а-226/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании