В соответствии с Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 467, Концепцией внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020-2022 годах, утвержденной распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 года N 296-рп:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы";
Положение о модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Сетевое взаимодействие";
Положение о модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Дистанционное обучение";
Положение о модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Заочные и сезонные школы для мотивированных детей";
Положение о модели обеспечения доступности дополнительного образования "Просвещение родителей в области дополнительного образования".
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Министр |
О.В. Полухин |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением министерства
образования и науки
Архангельской области
от 29 июля 2020 г. N 1073
Положение
о модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цель, нормативное основание, описание модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы" (далее - модель): структурные элементы, характеристику дополнительной общеобразовательной программы, характеристику образовательной деятельности, условия реализации дополнительной общеобразовательной программы, организационно-управленческие механизмы реализации модели и консультационно-методическое сопровождение.
2. Модель разработана в целях обеспечения доступности дополнительного образования для разных категорий детей (дети, проживающие в сельской местности; дети с ограниченными возможностями здоровья; одаренные дети; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и других) посредством реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ и развития профессиональной компетентности педагогов в части разработки и реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ.
3. Нормативное основание модели:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;
Национальный проект "Образование", утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196;
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467;
Концепция внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020-2022 годах, утвержденная распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 года N 296-рп;
методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
II. Описание модели
4. Структура модели:
4.1. Модель включает следующие элементы: характеристику дополнительной общеобразовательной программы, характеристику образовательной деятельности, условия реализации дополнительной общеобразовательной программы, организационно-управленческие механизмы реализации и консультационно-методическое сопровождение.
Центральным элементом данной модели является разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа.
4.2. Схематическое изображение модели представлено на рисунке (Приложение к настоящему Положению).
5. Характеристика дополнительной общеобразовательной программы:
5.1. Разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа позволяет обеспечить доступность, качество и вариативность дополнительного образования, его востребованность с учетом реальных запросов потребителей услуг, предоставляет возможность занятий по программе для разных групп детей с разными потребностями, независимо от возраста, социального положения, состояния здоровья, имеющегося уровня образования и места проживания.
5.2. Разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени и обеспечивает адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
5.3. Структура, содержание разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы и сроки обучения по ней должны соответствовать нормативным требованиям и определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
5.4. Особенностью содержания разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы является дифференциация содержания по уровням сложности:
"Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
"Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
"Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
5.5. Разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников (планируемые результаты) по каждому уровню сложности.
5.6. Содержание разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы может быть дифференцировано по двум или более уровням сложности в зависимости от особенностей вида деятельности и образовательных потребностей.
5.7. Содержание разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы может быть построено по модульному принципу.
5.8. При разработке разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы необходимо предусмотреть возможность последовательного или параллельного освоения содержания программы на разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.
5.9. В рамках реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы должна быть разработана система оценки (входная, промежуточная и итоговая диагностика) образовательных, компетентностных и личностных достижений для каждого уровня сложности.
5.10. При разработке критериев и содержания диагностических процедур необходимо использовать несколько методов и форм оценивания в рамках одного диагностического среза с целью достижения более объективных результатов.
5.11. Образовательные организации могут разрабатывать взаимосвязанный комплекс самостоятельных дополнительных общеобразовательных программ разного уровня сложности по одному содержательно-тематическому направлению. Зачисление обучающихся на программу определенного уровня сложности происходит исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.
6. Характеристика образовательной деятельности:
6.1. Планирование образовательной деятельности по разноуровневой дополнительной общеобразовательной программе предполагает участие детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей.
6.2. При реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы необходимо использовать все многообразие педагогических методов и различных форм обучения (индивидуальной, групповой работы, проектного метода, исследовательского метода, самостоятельной работы и т.д.). Формы индивидуальной работы могут предполагать методы тьюторского, наставнического сопровождения, разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.
6.3. Реализация разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы подразумевает наличие систематического текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, процедуры диагностики успешности освоения разделов, модулей программы, оценки готовности к освоению содержания материала того или иного уровня сложности.
6.4. Оценочные задания необходимо проектировать таким образом, чтобы результат их выполнения, выявленный уровень развития и образования обучающегося сравнивался с его же предшествующим уровнем.
6.5. Для достижения наиболее объективных результатов диагностики желательно привлечение специалистов (например, педагога-психолога).
6.6. При реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы должна предусматриваться возможность перехода между разными уровнями в соответствии с необходимыми требованиями для перевода обучающихся на следующий уровень обучения.
7. Условия реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы:
7.1. При реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы могут быть использованы сетевые формы для привлечения материально-технических, инфраструктурных, кадровых и иных ресурсов разных организаций.
7.2. Важным условием реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной программы является зонирование учебного помещения в соответствии с уровнями сложности, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
III. Организационно-управленческие механизмы реализации модели
8. Организацией, координирующей реализацию модели на региональном уровне, является Региональный модельный центр - структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области "Дворец детского и юношеского творчества" (далее - РМЦ).
9. РМЦ оказывает организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку реализации модели; выявляет и распространяет лучшие практики реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей в образовательных организациях Архангельской области.
10. РМЦ ежегодно вносит в план работы мероприятия по сопровождению модели и организует их реализацию.
11. Ответственными за реализацию модели на муниципальном уровне являются муниципальные опорные центры (далее - МОЦ) или образовательные организации по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
12. МОЦ оказывают организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
13. Взаимодействие РМЦ и МОЦ осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве.
14. Образовательные организации:
самостоятельно разрабатывают разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы и ежегодно их корректируют;
обеспечивают наполнение карточек программ в государственной информационной системе Архангельской области "Навигатор";
проводят мониторинговые мероприятия по эффективности реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ.
15. К методическому и консультационному сопровождению модели могут по согласованию привлекаться специалисты государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Архангельский областной институт открытого образования" и федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова".
16. Контроль за реализацией модели осуществляет на региональном уровне министерство образования и науки Архангельской области, на уровне муниципального образования - орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
17. Основные показатели, по которым оценивается эффективность реализации модели:
количество образовательных организаций, реализующих разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы;
количество разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ;
охват обучающихся разноуровневыми дополнительными общеобразовательными программами;
количество педагогических работников, вовлеченных в процесс реализации разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ.
18. Содержание модели может изменяться в соответствии с решениями РМЦ при согласовании с министерством образования и науки Архангельской области, а также в соответствии с потребностями конкретного муниципального образования и (или) образовательной организации, что позволит обеспечить успешную реализацию модели с учетом территориальных, социальных, финансовых и материально-технических условий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о модели обеспечения доступности
дополнительного образования детей
"Разноуровневые дополнительные
общеобразовательные программы"
Организационно-управленческие механизмы,
нормативно-правовая, экспертно-консультационная, методическая, организационная поддержка образовательных организаций
Текст Организационно-управленческих механизмов не приводится, может быть предоставлен по запросу пользователя
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением министерства
образования и науки
Архангельской области
от 29 июля 2020 г. N 1073
Положение
о модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Сетевое взаимодействие"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цель, нормативное основание, описание модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Сетевое взаимодействие" (далее - модель): структурные элементы, характеристику дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в сетевой форме (далее - сетевая программа); характеристику образовательной деятельности, условия реализации сетевой дополнительной общеобразовательной программы, организационно-управленческие механизмы реализации модели и консультационно-методическое сопровождение.
2. Модель разработана в целях обеспечения доступности дополнительного образования для детей разных категорий (дети, проживающие в сельской местности; дети с ограниченными возможностями здоровья; одаренные дети; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и другие категории) посредством освоения разнообразных социально-образовательных практик с использованием ресурсов нескольких организаций и развития профессиональной компетентности педагогов в части разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
3. Нормативное основание модели:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;
Национальный проект "Образование", утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196;
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 467;
Концепция внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020-2022 годах, утвержденная распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 года N 296-рп;
распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 10 марта 2020 года N 394 "О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области";
методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
4. В реализации сетевых дополнительных общеобразовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.
5. Обязательного применения сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ не предусмотрено. Сетевая форма применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки обучающихся и является целесообразным.
II. Описание модели
6. Структурные элементы:
6.1. Модель включает следующие структурные элементы: характеристику дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в сетевой форме; характеристику образовательной деятельности, условия реализации сетевой дополнительной общеобразовательной программы, организационно-управленческие механизмы реализации и консультационно-методическое сопровождение.
Центральным элементом модели является сетевая дополнительная общеобразовательная программа.
6.2. Схематическое изображение модели представлено на рисунке (приложение к настоящему Положению).
7. Характеристика дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в сетевой форме:
7.1. Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в сетевой форме - это программа, разработанная двумя (или более) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и (или) организациями, предоставляющими ресурсы, необходимые для реализации программы.
7.2. Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в сетевой форме, позволяет обеспечить повышение качества дополнительного образования с учетом возможности использования ресурсов (инновационного оборудования, материально-технического и другого инфраструктурного обеспечения) организаций - участников сетевого взаимодействия; привлечение высококвалифицированного кадрового состава; улучшение образовательных результатов обучающихся.
7.3. Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в сетевой форме, направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом самосовершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; укрепление здоровья; организацию свободного времени и адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию; выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
7.4. Содержание дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в сетевой форме, может быть направлено на:
изучение различных областей знаний и практик, связанных с познавательным интересом обучающихся;
освоение базовых инструментальных знаний (информационные технологии, иностранные языки, правовые и экономические представления и т.д.);
профессиональное самоопределение обучающихся;
самоуправление и развитие личностной активности и другое.
7.5. Основными формами реализации дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме являются:
традиционные учебные занятия по дополнительным общеобразовательным программам (по направленностям);
учебные занятия с включением проектной и исследовательской деятельности;
практические и лабораторные занятия;
мастер-классы;
циклы тематических лекций;
вебинары и видеоконференции;
виртуальные экскурсии;
консультации;
форумы, обсуждения, дискуссии и другие.
Предложенный перечень форм не является окончательным и может изменяться в зависимости от индивидуальных потребностей обучающихся кадровых и материально - технических возможностей образовательных организаций.
7.6. Структура и содержание дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в сетевой форме и сроки обучения по ней должны соответствовать нормативным требованиям и определяются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
7.7. Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в сетевой форме, может быть построена на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов.
Модули обеспечивают гибкость и вариативность содержания. Тематика модулей может быть посвящена различным особенностям осваиваемой деятельности (практики).
7.8. Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в сетевой форме, должна иметь собственную матрицу, описывающую систему реализации программы: этапы (модули) реализации и соответствующие им достижения участников (планируемые результаты), формы и методы реализации по каждому этапу (модулю).
7.9. Процесс реализации отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных сетевой программой (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности) должен быть синхронизирован в учебном, учебно-тематическом планах и календарном учебном графике.
8. Характеристика образовательной деятельности:
8.1. Образовательная деятельность в рамках реализации сетевой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в соответствии с нормативными требованиями, определяющими возраст детей, рекомендуемый для занятий; содержание; объем учебной нагрузки; уровень подготовки обучающихся; необходимые кадровые и материально-технические условия.
8.2. Реализация сетевой дополнительной общеобразовательной программы, может осуществляться в форме очной, очно-заочной или заочной; с использованием дистанционных образовательных технологий и (или) с использованием электронных образовательных ресурсов.
8.3. При реализации сетевой дополнительной общеобразовательной программы рекомендуется использовать следующие формы и методы обучения:
командную работу;
интенсивный курс, предусматривающий погружение в проектную и исследовательскую деятельность с разбивкой на малые проектные группы численностью три-семь человек;
индивидуальную работу, предполагающую тьюторское сопровождение, наставничество, реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.
9. Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы:
9.1. Организационное обеспечение реализации сетевой дополнительной общеобразовательной программы, включает следующие процессы:
определение механизма сетевого взаимодействия (разработка и утверждение/согласование совместной дополнительной общеобразовательной программы/отдельных учебных модулей, использование материально-технических, кадровых и иных ресурсов организации - партнера);
проведение подготовительных мероприятий по разработке и оформлению комплекта документов, необходимых для организации сетевого взаимодействия (Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме и другие с учетом специфики деятельности организации);
заключение договора о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной программы;
информирование обучающихся и родителей (законных представителей) о дополнительной общеобразовательной программе, которая может быть реализована в сетевой форме;
реализация дополнительной общеобразовательной программы и выполнение условий заключенного договора в части необходимых мероприятий по организации сетевой формы обучения;
выполнение мероприятий организационно-технического характера;
оказание финансового обеспечения (при необходимости);
подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы.
9.2. Образовательная деятельность по программе, реализуемой с использованием сетевой формы, осуществляется посредством взаимодействия между организациями на основании договора о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной программы (далее - договор о сетевой форме).
9.3. Договор о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной программы между сторонами может быть заключен на весь период реализации программы или (по согласованию с организацией-участником) на период реализации отдельного модуля/темы, дисциплины.
9.4. Сторонами договора о сетевой форме являются:
базовая организация - организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся принят на обучение в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и которая несет ответственность за реализацию сетевой дополнительной общеобразовательной программы, осуществляет контроль за участием организаций-участников в реализации сетевой программы;
организация-участник - организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая часть сетевой дополнительной общеобразовательной программы (отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, иные компоненты) (далее - иная образовательная организация) и (или) организация (научная организация, медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная или иная организация), предоставляющая ресурсы для осуществления образовательной деятельности по сетевой образовательной программе (далее - организация, предоставляющая ресурсы).
Сторонами договора о сетевой форме могут являться несколько организаций-участников.
9.5. При оформлении сетевой программы обязательно указываются базовая организация и организация(-ии) - участники, а также их полномочия и ответственность за реализацию программы.
9.6. Программа разрабатывается и утверждается базовой организацией самостоятельно либо совместно с иной образовательной организацией (иными образовательными организациями).
Иная образовательная организация (при необходимости) разрабатывает, утверждает/согласует и направляет базовой организации для включения в сетевую дополнительную общеобразовательную программу содержание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, а также необходимые оценочные и методические материалы.
9.7. Выбор образовательной организацией организации-участника для реализации сетевой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в соответствии с уникальностью требований для реализации конкретной программы, в том числе:
требования к образовательному процессу с учетом особенностей конкретной образовательной организации;
требования к кадровому и материально-техническому обеспечению, условиям их использования;
требования к срокам реализации программы;
требования к условиям реализации программы, расписанию занятий, аттестации обучающихся;
требования к безопасности обучающихся;
требования к способу реализации сетевого взаимодействия;
территориальные условия, логистика расположения организаций-участников, участвующих в сетевой форме взаимодействия и другие.
III. Организационно-управленческий механизмы реализации модели
10. Организацией, координирующей реализацию модели на региональном уровне, является Региональный модельный центр - структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области "Дворец детского и юношеского творчества" (далее - РМЦ).
11. РМЦ оказывает организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку реализации модели; выявляет и распространяет лучшие практики реализации дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей в сетевой форме в образовательных организациях Архангельской области.
12. РМЦ ежегодно вносит в план работы мероприятия по сопровождению модели и организует их реализацию.
13. Ответственными за реализацию модели на муниципальном уровне являются муниципальные опорные центры (далее - МОЦ) и (или) образовательные организации по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
14. МОЦ оказывают организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
15. Взаимодействие РМЦ и МОЦ осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве.
16. Образовательные организации:
разрабатывают совместно с организацией(-ями) - участником(-ами) дополнительные общеобразовательные программы и ежегодно их корректируют;
обеспечивают наполнение карточек программ в государственной информационной системе Архангельской области "Навигатор";
проводят мониторинговые мероприятия по эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
17. К методическому и консультационному сопровождению модели могут по согласованию привлекаться специалисты государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Архангельский областной институт открытого образования" и федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова".
18. Контроль за реализацией модели осуществляет на региональном уровне министерство образования и науки Архангельской области, на уровне муниципального образования - орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
19. Основные показатели, по которым оценивается эффективность реализации модели:
количество образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в сетевой форме;
количество дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме;
охват обучающихся дополнительными общеобразовательными программами в сетевой форме;
количество педагогических работников, вовлеченных в процесс реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
20. Содержание модели может изменяться в соответствии с решениями РМЦ при согласовании с министерством образования и науки Архангельской области, а также в соответствии с потребностями конкретного муниципального образования и (или) образовательной организации, что позволит обеспечить успешную реализацию модели с учетом территориальных, социальных, финансовых и материально-технических условий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о модели обеспечения доступности
дополнительного образования детей
"Сетевое взаимодействие"
Организационно-управленческие механизмы,
нормативно-правовая, экспертно-консультационная, методическая, организационная поддержка образовательных организаций
Текст Организационно-управленческих механизмов не приводится, может быть предоставлен по запросу пользователя
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением министерства
образования и науки
Архангельской области
от 29 июля 2020 г. N 1073
Положение
о модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Дистанционное обучение"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цель, нормативное основание, описание модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Дистанционное обучение" (далее - модель): структурные элементы, характеристику дополнительной общеобразовательной программы, характеристику образовательной деятельности, условия реализации дополнительной общеобразовательной программы, организационно-управленческие механизмы реализации модели и консультационно-методическое сопровождение.
2. Модель разработана в целях обеспечения доступности дополнительного образования для разных категорий детей (дети, проживающие в сельской местности; дети с ограниченными возможностями здоровья; одаренные дети; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и других) посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и развития профессиональной компетентности педагогов в части разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий.
3. Нормативное основание модели:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;
Национальный проект "Образование", утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196;
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 467;
Концепция внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020-2022 годах, утвержденная распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 года N 296-рп;
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816;
распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 10 марта 2020 года N 394 "О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области";
методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
II. Описание модели
4. Структура модели:
4.1. Модель включает следующие элементы: характеристику дополнительной общеобразовательной программы, характеристику образовательной деятельности, условия реализации дополнительной общеобразовательной программы, организационно-управленческие механизмы реализации и консультационно-методическое сопровождение.
Центральным элементом данной модели является дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая с использованием дистанционных образовательных технологий.
4.2. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
4.3. Схематическое изображение модели представлено на рисунке (приложение к настоящему Положению).
5. Характеристика дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой с использованием дистанционных образовательных технологий:
5.1. Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет обеспечить доступность, качество и вариативность дополнительного образования, его востребованность с учетом реальных запросов потребителей услуг, предоставляет возможность занятий по дополнительной общеобразовательной программе для разных групп детей с разными потребностями, независимо от возраста, социального положения, состояния здоровья, имеющегося уровня образования и места проживания.
5.2. Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая с использованием дистанционных образовательных технологий, направлена на обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования посредством построения индивидуальных образовательных траекторий.
5.3. Структура, содержание дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой с использованием дистанционных технологий и сроки обучения по ней должны соответствовать нормативным требованиям и определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
5.4. Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой с использованием дистанционных образовательных технологий должен быть сформирован по следующим содержательным блокам:
информационный блок (запись лекций и докладов, либо трансляция их в режиме вебинара или видеоконференции, подготовка визуализированных презентаций, размещение необходимых пособий в электронном виде и т.д.);
блок трансляции методов, приемов, технологий работы (видеозапись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата);
диагностический блок (анкеты проверки и самопроверки знаний, тесты, практические задания);
демонстрация обучающимися освоенных знаний, сформированных компетентностей.
5.5. Дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая с использованием дистанционных образовательных технологий должна иметь собственную матрицу, описывающую систему реализации программы: этапы реализации и соответствующие им достижения участников (планируемые результаты), формы и методы реализации по каждому этапу.
5.6. Содержание дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой с использованием дистанционных образовательных технологий, может быть построено по модульному принципу.
5.7. При разработке дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой с использованием дистанционных образовательных технологий, необходимо предусмотреть возможность последовательного или вариативного освоения содержания программы исходя из диагностики и индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
6. Характеристика образовательной деятельности:
6.1. Дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые с использованием дистанционных образовательных технологий размещаются на цифровой образовательной платформе Moodle.
Цифровая образовательная платформа Moodle располагается на официальном сайте государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области "Дворец детского и юношеского творчества", http://pionerov.ru (вкладка "РМЦ" - "Дистанционное обучение").
6.2. При реализации дополнительной общеобразовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий, образовательные организации могут применять следующие варианты обучения:
Обучение с веб-поддержкой. В учебном процессе, при очной форме обучения, до 30 процентов времени по освоению программы отводится самостоятельному дистанционному обучению (электронные материалы для самоподготовки, подготовка к практическим работам с использованием виртуальных лабораторных комплексов, самотестирование, организация текущего и промежуточного контроля обучающихся, организация проектной работы с обучающимися).
Смешанное обучение. Образовательный процесс построен на основе интеграции аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, с использованием и взаимным дополнением технологий традиционного и дистанционного обучения (от 30 до 80 процентов учебного времени). При смешанном обучении в дистанционный формат частично или полностью переносятся отдельные виды учебной деятельности (лекции, практические занятия, лабораторные работы и т. д.).
Дистанционное обучение. Большая часть образовательного процесса (от 90 до 100 процентов) осуществляется в электронной среде, характеризуется высокой интерактивностью учебного контента и регулярностью взаимодействия обучающихся, как с педагогом, так и друг с другом.
6.3. Содержание дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой с использованием дистанционных образовательных технологий, может быть представлено следующими группами:
изучение различных областей знания и практики, связанные с познавательным интересом обучающихся;
освоение базовых инструментальных знаний (информационные технологии, иностранные языки, правовые и экономические представления и т.д.);
профессиональное самоопределение обучающихся;
самоуправление и развитие личностной активности и другие.
7. Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы:
7.1. Реализация дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется на цифровой образовательной платформе Moodle.
7.2. Условием реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях является наличие разработанных локальных нормативных актов (Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, приказ об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (название программ, ФИО педагогов и ответственных за реализацию образовательного процесса, методического сопровождения и контент-менеджмента, организационно-техническое сопровождение и контроль) и иные документы с учетом специфики деятельности организации).
7.3. Условием реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий является:
наличие разработанного учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной программы;
наличие необходимой материально-технической базы;
наличие соответствующего уровня профессиональной компетентности педагогических работников организации;
организация обучения и методического сопровождения педагогических работников, использующих в практике дистанционные образовательные технологии.
III. Организационно-управленческие механизмы реализации модели
8. Организацией, координирующей реализацию модели на региональном уровне, является Региональный модельный центр - структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области "Дворец детского и юношеского творчества" (далее - РМЦ).
9. РМЦ оказывает организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку реализации модели; выявляет и распространяет лучшие практики реализации дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей с использованием дистанционных образовательных технологий для детей в образовательных организациях Архангельской области.
10. РМЦ ежегодно вносит в план работы мероприятия по сопровождению модели и организует их реализацию.
11. Технологической основой для реализации модели является цифровая образовательная платформа Moodle.
12. Ответственными за реализацию модели на муниципальном уровне являются муниципальные опорные центры (далее - МОЦ) и (или) образовательные организации по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
13. МОЦ оказывают организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
14. Взаимодействие РМЦ и МОЦ осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве.
15. Образовательные организации:
самостоятельно разрабатывают дополнительные общеобразовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий и ежегодно их корректируют;
обеспечивают наполнение карточек программ в государственной информационной системе Архангельской области "Навигатор";
проводят мониторинговые мероприятия по эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий.
16. К методическому и консультационному сопровождению модели могут по согласованию привлекаться специалисты государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Архангельский областной институт открытого образования" и федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова".
17. Основные показатели, по которым оценивается эффективность реализации модели:
количество образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий;
количество дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий;
охват обучающихся дополнительными общеобразовательными программами, реализуемыми с использованием дистанционных образовательных технологий;
количество педагогических работников, вовлеченных в процесс реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий.
18. Контроль за реализацией модели осуществляет на региональном уровне министерство образования и науки Архангельской области, на уровне муниципального образования - орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
19. Содержание модели может изменяться в соответствии с решениями Регионального модельного центра при согласовании с министерством образования и науки Архангельской области, а также в соответствии с потребностями конкретного муниципального образования и (или) образовательной организации, что позволит обеспечить успешную реализацию модели с учетом территориальных, социальных, финансовых и материально-технических условий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о модели обеспечения
доступности дополнительного образования
детей "Дистанционное обучение"
Организационно-управленческие механизмы,
нормативно-правовая, экспертно-консультационная, методическая, организационная поддержка образовательных организаций
Текст Организационно-управленческих механизмов не приводится, может быть предоставлен по запросу пользователя
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением министерства
образования и науки
Архангельской области
от 29 июля 2020 г. N 1073
Положение
о модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Заочные и сезонные школы для мотивированных детей"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цель, нормативное основание, описание модели обеспечения доступности дополнительного образования детей "Заочные и сезонные школы для мотивированных детей" (далее - модель): структурные элементы, характеристику дополнительной общеобразовательной программы, характеристику образовательной деятельности, условия реализации дополнительной общеобразовательной программы, организационно-управленческие механизмы реализации модели и консультационно-методическое сопровождение.
2. Модель разработана в целях обеспечения доступности дополнительного образования для разных категорий детей (дети, проживающие в сельской местности; дети с ограниченными возможностями здоровья; одаренные дети; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и других) посредством организации заочных и сезонных школ и развития профессиональной компетентности педагогов в части разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ для мотивированных детей.
3. Нормативное основание модели:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;
Национальный проект "Образование", утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10;
Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 1239;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196;
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 467;
Областной закон "О поддержке молодых талантов в Архангельской области" от 13 февраля 2013 года N 1723;
государственная программа Архангельской области "Развитие образования и науки Архангельской области", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 463-пп;
Концепция внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020-2022 годах, утвержденная распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 года N 296-рп;
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816;
распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 10 марта 2020 года N 394 "О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области";
методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме.
II. Описание модели
4. Структура модели:
4.1. Модель включает следующие элементы: характеристику дополнительной общеобразовательной программы, характеристику образовательной деятельности, условия реализации дополнительной общеобразовательной программы, организационно-управленческие механизмы реализации и консультационно-методическое сопровождение.
Центральным элементом данной модели является дополнительная общеобразовательная программа.
4.2. Схематическое изображение модели представлено на рисунке (приложение к настоящему Положению).
5. Характеристика дополнительной общеобразовательной программы:
5.1. Дополнительная общеобразовательная программа заочных и сезонных школ для мотивированных детей создается с целью обеспечения доступности, непрерывности и вариативности дополнительного образования для детей, независимо от места проживания (географическое положение), возраста, социального положения, состояния здоровья, уровня образования обучающегося.
5.2. Дополнительная общеобразовательная программа заочных и сезонных школ для мотивированных детей направлена на обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования посредством построения индивидуальных образовательных траекторий.
5.3. Количество дополнительных общеобразовательных программ заочных и сезонных школ для мотивированных детей образовательная организация определяет самостоятельно.
5.4. Структура, содержание дополнительной общеобразовательной программы заочных и сезонных школ для мотивированных детей и сроки обучения по ней должны соответствовать нормативным требованиям и определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
5.5. Дополнительная общеобразовательная программа заочных и сезонных школ для мотивированных детей может быть краткосрочной.
5.6. Содержание дополнительной общеобразовательной программы заочных и сезонных школ для мотивированных детей может быть построено по модульному принципу.
5.7. Дополнительная общеобразовательная программа заочных и сезонных школ для мотивированных детей должна иметь собственную матрицу, описывающую систему реализации программы: этапы (модули) реализации и соответствующие им достижения участников (планируемые результаты), формы и методы реализации по каждому этапу (модулю).
5.8. Дополнительная общеобразовательная программа заочных и сезонных школ для мотивированных детей может быть реализована в сетевой форме с привлечением материально-технических, инфраструктурных, кадровых и иных ресурсов разных организаций.
5.9. Дополнительная общеобразовательная программа заочных и сезонных школ для мотивированных детей может быть реализована с использованием системы дистанционного обучения. Содержательные элементы программы должны быть сформированы по следующим блокам:
информационный блок (запись лекций и докладов, либо трансляция их в режиме вебинара, подготовка визуализированных презентаций, размещение необходимых пособий в электронном виде и т.д.);
блок трансляции методов, приёмов, технологий работы (видеозапись мастер-классов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата);
диагностический блок (анкеты проверки и самопроверки знаний, тесты, практические задания);
демонстрация обучающимися освоенных знаний, сформированных компетентностей.
5.10. Дополнительная общеобразовательная программа заочных и сезонных школ для мотивированных детей может иметь разные уровни обучения с учетом дифференциации содержания по уровням сложности.
5.11. Содержание дополнительной общеобразовательной программы заочных и сезонных школ может быть представлено по следующим примерным группам:
практики, направленные на осуществление разного рода социальных практик детскими коллективами (например, волонтёрские группы; школы лидерства; поисковые отряды; иные типы коллективного социально-гуманитарного проектирования);
практики, предполагающие включение детей в какие-либо реальные (или симулированные) производственные процессы - "профессиональные пробы";
практики, ориентированные на целенаправленную подготовку детей к конкретным конкурсам, чемпионатам, олимпиадам и другим мероприятиям;
практики, направленные на изучение гуманитарных, технических и естественнонаучных дисциплин, и далее по специализации (например, технические: "IT", "Инженерия", "Робототехника" и другие; гуманитарные: "Лингвистка", "Регионоведение", "Философия", "Культурология" и другие; естественнонаучные: "Агроэкология", "Генетика", "Биотехнологии", "Урбанистика", "Лесное дело" и т.д.);
практики, ориентированные на деятельность в мастерских и детских объединениях (тематически специализированные занятия, проводимые на систематической основе, например, "Авиамоделирование" или "Мастерская/лаборатория фотографии" и т.д.);
практики, предполагающие реализацию гражданско-патриотических движений (деятельность волонтеров, движение начинающих предпринимателей, российское движение школьников и т.д.);
практики, имеющие экспедиционно/образовательно-туристическую направленность (выезды в заповедные места, на археологические раскопки и т.д.) и другие.
6. Характеристика образовательной деятельности:
6.1. Реализация дополнительной общеобразовательной программы заочных и сезонных школ для мотивированных детей может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме; с использованием (применением) дистанционных образовательных технологий и (или) с использованием электронных образовательных ресурсов.
6.2. При реализации дополнительной общеобразовательной программы заочных и сезонных школ для мотивированных детей могут быть использованы как традиционные, так и новые, наиболее эффективные формы и методы обучения:
командная работа, предполагающая развитие гибких компетенций, таких как, креативное и критическое мышление, выработка коммуникативных навыков, а также навыков проектной и исследовательской деятельности в рамках реализуемых программ;
интенсивный курс занятий, предусматривающий глубокое погружение в изучаемый материал;
самостоятельная практическая или исследовательская деятельность под руководством наставника (тьютора);
формы индивидуальной работы, которые предполагают методы тьюторского, наставнического сопровождения, разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов и другие.
6.3. Заочные и сезонные школы для мотивированных детей могут быть организованы в рамках:
деятельности организаций дополнительного образования;
деятельности общеобразовательных организаций;
детских летних лагерей с дневным пребыванием/загородных стационарных лагерей;
летнего отдыха, осуществляемого на базах отдыха;
палаточных лагерей;
походно-туристических программ;
образовательной деятельности при организациях высшего, среднего профессионального образования и др.
7. Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы:
7.1. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают и реализуют дополнительную общеобразовательную программу(-ы) заочных и сезонных школ для мотивированных детей.
7.2. Количество обучающихся заочных и сезонных школ образовательные организации определяют самостоятельно в зависимости от специфики дополнительной общеобразовательной программы, нормативных документов организации, санитарно-эпидемиологических требований, требований охраны труда и пожарной безопасности к организации образовательного процесса.
7.3. С целью формирования единого образовательного пространства дополнительного образования Архангельской области к реализации дополнительной общеобразовательной программы заочных и сезонных школ для мотивированных детей могут быть привлечены представители организаций высшего и среднего профессионального образования, бизнес-структур, производственных организаций, предпринимателей, практикующих специалистов иных сфер деятельности.
Привлечение сторонних специалистов осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
7.4. Взаимодействие специалистов разных сфер деятельности в рамках заочных и сезонных школ для мотивированных детей может осуществляться с целью:
вовлечения конкретных специалистов из разных структур в образовательную деятельность в качестве экспертов, мастеров, наставников, лекторов-преподавателей и т.д.;
инициации со стороны привлеченных структур собственной образовательной практики;
использования разнообразных ресурсов в образовательной практике/ использования территории организаций в качестве площадок для реализации образовательных практик (или их отдельных модулей);
организации системы взаимозачета результатов, полученных в рамках заочных и сезонных школ для мотивированных детей, профессиональными образовательными организациями при поступлении.
III. Организационно-управленческие механизмы реализации модели
8. Организацией, координирующей реализацию модели на региональном уровне, является Региональный модельный центр - структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области "Дворец детского и юношеского творчества" (далее - РМЦ).
9. РМЦ оказывает организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку реализации модели; выявляет и распространяет лучшие практики реализации дополнительных общеобразовательных программ заочных и сезонных школ для мотивированных детей различных направленностей в образовательных организациях Архангельской области.
10. РМЦ ежегодно вносит в план работы мероприятия по сопровождению модели и организует их реализацию.
11. Ответственными за реализацию модели на муниципальном уровне являются муниципальные опорные центры (далее - МОЦ) и/или образовательные организации по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
12. МОЦ оказывают организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
13. Взаимодействие РМЦ и МОЦ осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве.
14. Образовательные организации:
самостоятельно разрабатывают дополнительные общеобразовательные программы заочных и сезонных школ для мотивированных детей и ежегодно их корректируют;
обеспечивают наполнение карточек программ в государственной информационной системе Архангельской области "Навигатор";
проводят мониторинговые мероприятия по эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ заочных и сезонных школ для мотивированных детей.
15. К методическому и консультационному сопровождению модели могут по согласованию привлекаться специалисты государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Архангельский областной институт открытого образования" и федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова".
16. Контроль за реализацией модели осуществляет на региональном уровне министерство образования и науки Архангельской области, на уровне муниципального образования - орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
17. Основные показатели, по которым оценивается эффективность реализации модели:
количество образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы заочных и сезонных школ для мотивированных детей;
количество дополнительных общеобразовательных программ заочных и сезонных школ для мотивированных детей;
охват обучающихся дополнительными общеобразовательными программами заочных и сезонных школ для мотивированных детей;
количество педагогических работников, вовлеченных в процесс реализации дополнительных общеобразовательных программ заочных и сезонных школ для мотивированных детей.
18. Содержание модели может изменяться в соответствии с решениями Регионального модельного центра при согласовании с министерством образования и науки Архангельской области, а также в соответствии с потребностями конкретного муниципального образования и (или) образовательной организации, что позволит обеспечить успешную реализацию модели с учетом территориальных, социальных, финансовых и материально-технических условий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о модели обеспечения
доступности дополнительного образования
детей "Заочные и сезонные школы
для мотивированных детей"
Организационно-управленческие механизмы,
нормативно-правовая, экспертно-консультационная, методическая, организационная поддержка образовательных организаций
Текст Организационно-управленческих механизмов не приводится, может быть предоставлен по запросу пользователя
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением министерства
образования и науки
Архангельской области
от 29 июля 2020 г. N 1073
Положение
о модели обеспечения доступности дополнительного образования "Просвещение родителей в области дополнительного образования"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цель, нормативное основание, описание модели обеспечения доступности дополнительного образования "Просвещение родителей в области дополнительного образования" (далее - модель): структурные элементы, характеристику плана просвещения родителей, характеристику дополнительной общеобразовательной программы, характеристику образовательной деятельности, условия реализации дополнительной общеобразовательной программы и плана просвещения родителей, организационно-управленческие механизмы реализации модели и консультационно-методическое сопровождение.
2. Модель разработана в целях обеспечения доступности дополнительного образования для разных категорий детей (дети, проживающие в сельской местности; дети с ограниченными возможностями здоровья; одаренные дети; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и других) через просвещение родителей в контексте индивидуализации образования и построения партнерских отношений между семьей и институтами дополнительного образования.
3. Внедрение предлагаемой модели будет способствовать развитию профессиональной компетентности педагогов в части разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ и мероприятий, соответствующих социальному запросу потребителей, использования инновационных форм и решений по вовлечению родителей в образовательный процесс, выстраиванию системы повышения педагогической компетенции родителей.
4. Ключевыми механизмами, обеспечивающими реализацию модели, является функционирование государственной информационной системы Архангельской области "Навигатор дополнительного образования Архангельской области" (далее - ГИС АО "Навигатор") и внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
5. Нормативное основание модели:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;
Национальный проект "Образование", утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 196;
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 467;
Концепция внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области в 2020-2022 годах, утвержденная распоряжением Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 года N 296-рп;
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816;
постановление Правительства Архангельской области от 14 апреля 2020 года N 198-пп "О внедрении модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Архангельской области";
Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Архангельской области, утвержденные распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от 25 мая 2020 года N 763;
распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 10 марта 2020 года N 394 "О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Архангельской области";
методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;
методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
II. Описание модели
6. Структура модели:
6.1. Модель включает следующие элементы: план просвещения родителей, характеристику дополнительной общеобразовательной программы, характеристику образовательной деятельности, условия реализации дополнительной общеобразовательной программы и плана просвещения родителей, организационно-управленческие механизмы реализации и консультационно-методическое сопровождение.
Центральными элементами данной модели являются план просвещения родителей и дополнительная общеобразовательная программа.
6.2. Схематическое изображение модели представлено на рисунке (приложение к настоящему Положению).
7. Характеристика плана просвещения родителей:
7.1. В образовательной организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы, целесообразно разработать план просвещения родителей.
7.2. Требования к плану, его структура и содержание определяется образовательной организацией, реализующей дополнительные общеобразовательные программы, самостоятельно.
План просвещения родителей по вопросам дополнительного образования может быть включен в инвариантный модуль "Работа с родителями" Программы воспитания образовательной организации.
7.3. Мероприятия, включенные в план, могут быть направлены на:
информирование родителей по вопросам дополнительного образования детей (родительские собрания, лектории, Дни открытых дверей, педагогические беседы, вебинары, акции и другие мероприятия);
консультирование родителей по вопросам развития индивидуальных интеллектуально-творческих способностей детей, а также их профессионального самоопределения (индивидуальные консультации, тренинги, анкетирование и другие мероприятия);
привлечение родителей к организации и проведению совместных массовых дел/мероприятий.
7.4. Родители принимают участие в предлагаемых мероприятиях на добровольной основе, а также могут выступать их инициаторами и организаторами (по согласованию с педагогом).
8. Характеристика дополнительной общеобразовательной программы:
8.1. Родители обучающихся при наличии условий и согласия руководителя детского объединения совместно с обучающимися могут принимать участие в реализации дополнительной общеобразовательной программы.
8.2. Совместная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе способствует:
повышению информированности родителей в вопросах организации образовательного процесса, личностного развития детей;
повышению мотивации родителей к участию в деятельности детского объединения;
повышению компетенций родителей в вопросах детско-родительских отношений.
8.3. Структура, содержание дополнительной общеобразовательной программы и сроки обучения по ней должны соответствовать нормативным требованиям и определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно.
8.4. Степень участия родителей определяется дополнительной общеобразовательной программой. Подобная программа должна/может содержать теоретические вопросы и практические задания для родителей или для детей и их родителей.
9. Характеристика образовательной деятельности:
9.1. Для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом возрастных особенностей обучающихся, пожеланий обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся составляется расписание занятий детских объединений.
9.2. При реализации дополнительной общеобразовательной программы, организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей.
9.3. Реализация дополнительной общеобразовательной программы может осуществляться в форме семейных мастерских, семейных клубов и т.д.
10. Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы и плана просвещения родителей.
К основным условиям реализации плана просвещения родителей и дополнительной общеобразовательной программы с участием родителей (в качестве вольных слушателей) в рамках модели относят:
функционирование информационного портала-навигатора по ресурсам дополнительного образования - ГИС АО "Навигатор";
консультационное сопровождение родителей обучающихся в рамках деятельности регионального модельного центра, муниципальных опорных центров и образовательных организаций;
планирование и проведение информационных, образовательных и просветительских мероприятий для родителей, направленные на поддержку родителей в выборе дополнительных общеобразовательных программ и оформления образовательных запросов (родительские собрания, информационные стенды и буклеты, функционирование сайта образовательной организации в сети Интернет и т.д.); образовательно-досуговых семейных мероприятий, направленных на включение детей и родителей в различные форматы деятельности (образовательные фестивали, дни открытых дверей, семейные мастер-классы и т.д.);
информационное сопровождение деятельности региональной сферы дополнительного образования в СМИ и сети Интернет.
III. Организационно-управленческие механизмы реализации модели
11. Организацией, координирующей реализацию модели на региональном уровне, является Региональный модельный центр - структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Архангельской области "Дворец детского и юношеского творчества" (далее - РМЦ).
12. РМЦ оказывает организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку реализации модели; выявляет и распространяет лучшие практики реализации дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей в образовательных организациях Архангельской области.
13. РМЦ обеспечивает функционирование и своевременное обновление регионального сегмента ГИС АО "Навигатор".
14. Ответственными за реализацию модели на муниципальном уровне являются муниципальные опорные центры (далее - МОЦ) и (или) образовательные организации по согласованию с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
15. МОЦ оказывают организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
16. Взаимодействие РМЦ и МОЦ осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве.
17. Образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы:
обеспечивают наполнение карточек программ организации в ГИС АО "Навигатор";
разрабатывают и реализуют планы просвещения родителей/программы информационных, образовательных и просветительских мероприятий для родителей;
проводят мониторинговые мероприятия;
проводят информационные и консультационные мероприятия для детей и родителей;
реализуют дополнительные общеобразовательные программы (в том числе с участием родителей обучающихся);
проектируют и реализуют индивидуальные образовательные маршруты для детей.
18. К методическому и консультационному сопровождению модели могут по согласованию привлекаться специалисты государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Архангельский областной институт открытого образования" и федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова".
19. Контроль за реализацией модели осуществляет на региональном уровне министерство образования и науки Архангельской области, на уровне муниципального образования - орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
20. Основные показатели, по которым оценивается эффективность реализации модели:
количество образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы с участием родителей;
количество дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых с участием родителей;
охват обучающихся дополнительными общеобразовательными программами, реализуемыми с участием родителей;
количество педагогических работников, вовлеченных в процесс реализации дополнительных общеобразовательных программ с участием родителей;
наличие плана просвещения родителей и аналитической информации по эффективности его реализации.
21. Содержание модели может изменяться в соответствии с решениями Регионального модельного центра при согласовании с министерством образования и науки Архангельской области, а также в соответствии с потребностями конкретного муниципального образования и (или) образовательной организации, что позволит обеспечить успешную реализацию модели с учетом территориальных, социальных, финансовых и материально-технических условий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о модели обеспечения
доступности дополнительного образования
"Просвещение родителей
в области дополнительного образования"
Организационно-управленческие механизмы,
нормативно-правовая, экспертно-консультационная, методическая, организационная поддержка образовательных организаций
Текст Организационно-управленческих механизмов не приводится, может быть предоставлен по запросу пользователя
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 29 июля 2020 г. N 1073 "Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей в Архангельской области"
Вступает в силу с 29 июля 2020 г.
Текст распоряжения опубликован не был